Больше рецензий

rezvaya_books

Эксперт

просто делюсь мыслями

11 января 2018 г. 12:46

2K

3.5

"При полном реализме найти в человеке человека… Меня зовут психологом: не правда, я лишь реалист в высшем смысле, т. е. изображаю все глубины души человеческой" Ф. М. Достоевский

Поскольку я являюсь почитательницей (почитаю и почитываю;) ) творчества Достоевского, то мне хочется узнавать больше о любимом писателе. Это касается не только его личности и биографии, но и самого творчества - особенностей стиля, художественного мира, образов, персонажей и языка. Чтобы получить умные ответы на мои вопросы о творчестве Достоевского, я обратилась к самому Михаилу Михайловичу Бахтину - признанному литературному теоретику и философу.
Я бы советовала эту работу Бахтина всем, кто интересуется творчеством Достоевского. Она помогает увидеть в текстах писателя то, что ускользнуло от взгляда обыкновенного читателя. Эта книга помогает лучше понять замысел автора, понять и сформулировать для себя самих, чем так привлекательны романы Достоевского, почему они не похожи на все, что было написано ранее.
Не ищите в этой книге анализа философских, нравственных или социально-исторических проблем, которые Достоевский поднимал в своих произведениях. В свое работе Бахтин уделил внимание исключительно поэтике, т.е. системе выразительных средств, структуре, жанровым и языковым особенностям творчества Достоевского.
В центре этой книги - понятие нового типа романа в литературе - полифонического романа, создателем которого и стал Достоевский. Именно на основе этого новаторского способа мышления, которым обладал писатель, и строит Бахтин свой анализ поэтики Достоевского. Я для себя уяснила четко: нигде, ни в одной строчке Достоевского, будь то роман, повесть или рассказ, не стоит искать личность самого автора. Конечно, это не касается автобиографичных деталей, которые присутствуют практически во всех произведениях Достоевского. Речь идет о том, что каждый персонаж у Достоевского - это отдельная личность, отдельное сознание.

Множественность самостоятельных и неслиянных голосов и сознаний, подлинная полифония полноценных голосов действительно является основною особенностью романов Достоевского. Не множество характеров и судеб в едином объективном мире в свете единого авторского сознания развёртывается в его произведениях, но именно множественность равноправных сознаний с их мирами сочетается здесь, сохраняя свою неслиянность, в единство некоторого события. Главные герои Достоевского действительно в самом творческом замысле художника не только объекты авторского слова, но и субъекты собственного, непосредственно значащего слова. Слово героя поэтому вовсе не исчерпывается здесь обычными характеристическими и сюжетно-прагматическими функциями, но и не служит выражением собственной идеологической позиции автора (как у Байрона, например). Сознание героя дано как другое, чужое сознание, но в то же время оно не опредмечивается, не закрывается, не становится простым объектом авторского сознания.


Достоевский, говоря парадоксально, мыслил не мыслями, а точками зрения, сознаниями, голосами. Каждую мысль он стремился воспринять и сформулировать так, чтобы в ней выразился и зазвучал весь человек, тем самым в свёрнутом виде все его мировоззрение от альфы до омеги. Только такую мысль, сжимающую в себе цельную духовную установку, Достоевский делал элементом своего художественного мировоззрения; она была для него неделимою единицей; из таких единиц слагалась уже не предметно объединённая система, а конкретное событие организованных человеческих установок и голосов. Две мысли у Достоевского — уже два человека, ибо ничьих мыслей нет, а каждая мысль представляет всего человека.

Достоевский воспринимал все отношения в мире - между человеком и другим человеком или группой людей, между группами людей, между человеком и окружающим его миром и т.д. - как диалог, как взаимодействие. И с таким описанным в цитате выше восприятием мира, у Достоевского в романах встречаются не просто люди. У него сталкиваются целые сознания, целые идеи. Он ставит героев в такие условия, что весь их мир испытывается на прочность, образуются невероятные коллизии и конфликты. При этом нас все же не покидает острое чувство реальности происходящего, самой настоящей жизни.

М. М. Бахтин также является автором понятия "карнавализации" в литературе. Вкратце, это влияние "смеховой" литературы средневековья на культуру Нового времени, в частности Достоевского. Влияние карнавала на творчество Достоевского рассмотрено в книге очень подробно и приводит иногда к совсем неожиданным выводам, опять же открывая произведения великого писателя с новой стороны. Возникают новые глубокие толкования и подтексты. Эта часть книги Бахтина мне очень понравилась.

Мы говорили в своё время об особенностях структуры карнавального образа: он стремится охватить и объединить в себе оба полюса становления или оба члена антитезы: рождение — смерть, юность — старость, верх — низ, лицо — зад, хвала — брань, утверждение — отрицание, трагическое — комическое и т. д., причём верхний полюс двуединого образа отражается в нижнем по принципу фигур на игральных картах. Можно это выразить так: противоположности сходятся друг с другом, глядятся друг в друга, отражаются друг в друге, знают и понимают друг друга.
Но ведь так можно определить и принцип творчества Достоевского. Все в его мире живёт на самой границе со своей противоположностью. Любовь живёт на самой границе с ненавистью, знает и понимает её, а ненависть живёт на границе с любовью и также её понимает (любовь-ненависть Версилова, любовь Катерины Ивановны к Дмитрию Карамазову; в какой-то мере такова и любовь Ивана к Катерине Ивановне и любовь Дмитрия к Грушеньке). Вера живёт на самой границе с атеизмом, смотрится в него и понимает его, а атеизм живёт на границе с верой и понимает её. Высота и благородство живёт на границе с падением и подлостью (Дмитрий Карамазов). Любовь к жизни соседит с жаждой самоуничтожения (Кириллов). Чистота и целомудрие понимают порок и сладострастие (Алёша Карамазов).

Несмотря на свою огромную пользу и местами увлекательность, работа Бахтина оказалась очень сложной для восприятия. Она написана чисто научным языком, совершенно не упрощена для простого читателя. Это в первую очередь научная работа, а не развлекательно-познавательное чтиво. Кроме того, очень многие особенности поэтики Достоевского рассматривались на произведениях, которые я еще не читала. Поэтому и понять в полной мере многое не удалось. Будет гораздо удобнее (и я планирую так делать) обращаться к Бахтину по мере прочтения этих произведений Достоевского, чтобы углубить их понимание.

Рецензия написана в рамках игры "Несказанные речи". Книга выпала мне благодаря AndreasCorelli - спасибо!