Больше рецензий

Martis

Эксперт

по оранжевым книгам и саморазрушению

16 января 2018 г. 00:14

5K

4 Снимая галстуки и выкидывая скейтборды

Бунт - это не угроза системе, это и есть система.


Долго ли коротко ли, но я взялся за чтение своего первого научпопа. Это было увлекательно, интересно и отчасти полезно. Можно сколько угодно говорить об этой книге и о каждой ее главе, рассуждая и соглашаясь или споря с авторами, но, в целом, вся суть книги выражена в её названии. Контркультура - не является бунтом против общества, а лишь создает новую культуру потребления. Но обо всём по порядку.

Еще древнегреческий философ Платон видел в бунте и сопротивлении нечто неразумное, то, что не приводит ни к чему хорошему. В его книге "Государство", он говорит о людях, запертых в пещере, которые всю свою жизнь смотрели лишь на отражения реальных объектов, их тени. И когда одному из заключенных удалось выбраться и познать настоящий мир, то на его попытки донести это до остальных и освободить их, он получил лишь отказ и непонимание. Люди бунтовали и не хотели его слушать, они предпочли и дальше быть в неведении, продолжая смотреть на тени. Отчасти тоже самое происходит и по сей день. Бунтари, борющиеся за свою индивидуальность и свободу - не более, чем заключенные в пещере, не желающие проникнуться сутью вещей.

Живя в обществе, мы пребываем в большей безопасности, но за это отдаем не только нашу свободу, но и нашу способность испытывать счастье.


Каждый человек, идущий против системы, по мнению авторов, должен задаться вопросом - "А что будет, если так будет делать каждый?". И на всем протяжении книги они приводят множество примеров того, к чему привело отсутствие этого вопроса в головах бунтарей. Они пытаются донести до читателя мысль, что правила, принятые в обществе, важны и созданы на благо общества. Если человек игнорирует очередь в супермаркете или в государственных учреждениях, он должен задаться этим вопросом. Сторонники же контркультуры считают, что все правила репрессивны и направлены на уничтожение их прав и какой-либо индивидуальности.

Большое внимание тут уделено вопросу о школьной форме, как о ярчайшем примере бунта против системы. По мнению молодых людей, факт того, что им навязывают однотипную одежду, означает то, что их лишают индивидуальности, делают из них роботов и заставляют мыслить также одинаково, как и одеваться. Но так ли это? Ученые и директора школ не раз задавались этим вопросом и проводили ряд экспериментов, в которых выяснили, что школьная форма (ровно также, как и официальная одежда врачей, менеджеров, работников спецслужб) важна и приводит гораздо к более положительным результатам, нежели хаотичная свободная одежда. Почему именно, можете узнать сами.

Есть возможность быть нормальным, хорошо адаптированным к обществу взрослым, просто выполняя правила, действующие ради общего блага, и при этом сознательно отвергая несправедливые нормы. Однако именно такой вариант упорно отвергается контркультурными критиками.


Многие люди, начиная с хиппи и заканчивая популярными музыкантами, пытались выразить свою индивидуальность разными способами. Альтернативной музыкой, вызывающей внешностью и многим другим. Но приводило ли это к действительному бунту, а не к появлению очередного мейнстрима? Курт Кобейн покончил с собой, вероятно, из-за того, что не смог справиться с массовым успехом своей группы. Создав действительно альтернативную музыку, он не смог смириться с тем, что ее начали слушать миллионы людей, сделав ее до невозможности популярной. Не стал ли он заложником ложной идеи - идеи контркультуры?

Еще одним ярким примером является скейтбординг. С его самого зарождения, люди, причислявшие себя к группе скейтбордистов, могли считать себя бунтарями. Во многих городах запрещалось катание на скейтборде по тротуарам, во внутренних дворах и торговых центрах. Имела ли деятельность скейтбордистов подрывной акт? Вероятно, так считали только они сами. Но чем больше людей интересовалось скейтбордингом, тем больше компаний создали бизнес на основе этого альтернативного вида спорта. Nike и Vans начали зарабатывать на этом огромные деньги. И что это, как не яркий пример бунта на продажу?

А вчерашняя альтернатива - это всего лишь сегодняшний мейнстрим.


В книге есть еще множество подобных примеров, идей и тем для дискуссий. К чему может привести гонка вооружений, действующая и по сей день, пусть даже в метафоричном смысле? Можно ли купить счастье за деньги? В чем был прав Унабомбер? Как можно романтизировать преступность или создать общество потребления с помощью бесконечной рекламы? Несмотря на довольно сложные темы, изложение текста у авторов достаточно простое, все термины разжеваны и показаны на хороших примерах, а вот посыл весьма и весьма негативный. Они нападают на многих авторов книг и фильмов, которые идут в разрез с их идеями, они отрицают иную точку зрения и, возможно, смотрят на всех свысока. Так что маленькие бунтари будут весьма обижены тем, что на них кричат взрослые дяди.
Тем не менее, мне книга понравилась и я почерпнул из нее не одну идею для размышления. Всем, кому интересна данная тематика, советую прочитать и сделать свои выводы.

Так что я вынужден задаться вопросом: может быть, я всё-таки марионетка культуры, я не свободен, а управляем?

картинка Martis

Комментарии


Как она мне тяжело далась. Изначально, показалась занимательной. У книги мысль-то одна, а размазана на триста страниц.


Да, мне тоже нелегко далась, но местами было весьма интересно