Больше рецензий

23 февраля 2011 г. 00:26

16

5

Его звали Кома



Если мы подождем достаточно долго, неизбежно случится нечто странное.


Вторая прочитанная мною книга автора "Пляжа" оказалась совсем не похожа на первую. "Кома" - маленькая повесть, которая прочиталась за время поездки в поезде и оставила неоднозначное впечатление. Сюжет в ней заканчивается очень быстро, а дальше начинается падение в кроличью нору. Становится все страньше и страньше, непонятше и непонятше, безумьше и безумьше, становится и становится, и... плюх! - конец, кто не понял (я не понял), Гарленд не виноват. Но падать было страшно.

Итак, главный герой задерживается на работе, еле успевает на метро, и единственными его попутчиками в вагоне оказываются девушка и компания гопников. Такое соседство может привести или к свадьбе, или к гораздо более плохим последствиям. Увы - герой, очевидно, не первый раз задерживается на работе, поэтому на рыцарское спасение девушки надеяться не приходится. После жалкого "Эй!" компания лишь переключает внимание на него, и от полученных травм бедолага едва не попадает на тот свет. Тем не менее, отлежавшись в больнице, он вроде бы выздоравливает и возвращается домой. Тут-то выясняется, что "вроде бы" - слишком осторожное уточнение. Кровоточащие раны (не страшно? хорошо, кровоточащие отсутствующие раны) и провалы в памяти - лишь цветочки у ворот храма безумия, экскурсия по которому уже началась. Где-то в конце пути маячит потерянный в том вагоне портфель, который должен ответить на все вопросы героя - но скажите, разве вы все еще верите в Ответ-На-Все-Вопросы?



Прошло дальнейшее время. Я ждал, чтобы что-нибудь случилось.
Ничего не случалось.


Чтение затягивает. Пару раз я поднимал глаза и с удивлением обнаруживал, что мир на месте, и я на месте и даже, кажется, в своем уме. Такое облегчение! Еще больше увязнуть в книге помогают гравюры к каждой главке, выполненные отцом писателя. Очень продуманы законы этого бытия. Не знаю, насколько они обоснованы, но кажутся вполне логичными. Ну, до тех пор, пока законы тоже не исчезают, и все, что остается читателю - отдаться потоку бессознания, перестав цепляться за хоть сколько-нибудь привычные образы и идеи. Но вот берег, на который в конечном итоге вас вынесет - его придется придумать самим. С моего берега я со вздохом выбросил в море множество маленьких пистолетиков, то ли не выстреливших вовсе, то ли "не то чтобы совсем не попавших..." И осталась грустная история о жизни одного измененного состояния сознания. Которое, в общем-то, ничем не хуже не измененного - если такое вообще бывает. А если бывает и если все-таки хуже - оно же не виновато, что оно измененное. Оно тоже хочет сознавать.

Всем, кто любит засыпать больше, чем просыпаться, должно понравиться.