Больше рецензий

Villi_Lapsi

Эксперт

Are you drifting way beyond what’s normal? (c)

1 февраля 2018 г. 23:38

9K

0.5 Принцип Мартина, комплекс Мартина, метод Мартина

Комплексы Мартина

Некоторые считают сагу Мартина "Песнь льда и огня" феминистической. Так ли это? Впечатление создаётся прямо противоположное. Если взглянуть на каждый женский образ в отдельности, а потом собрать это всё и попытаться выделить из них хоть один, который можно было бы поставить как пример для агитации феминизма, то этого сделать не получится. "Песнь льда и огня" - это квинтэссенция мизогинии.

У Мартина все женщины либо дуры, либо жестоки, либо и дуры, и жестоки

Арья - малолетняя девочка-убийца, квинтэссенция идеи мести во плоти, притом всем и за всё: от Серсеи и Джоффри, которых она винит в смерти отца, до продавца в овощном киоске, который обвесил Арью на 20 грамм (такого в "плио" нету, это просто метафорический образ);

Дейнерис - тут даже останавливаться не хочется. Поехали дальше. Не будем развивать эту тему. Нет, не могу. Маленькая жестокая девочка, которая позволила умереть своему брату, не скорбела о нём, даже после такой жестокой смерти всё равно обижалась, что он на ней не женился - всё построено на детской обиде, далее это развилось в желание превзойти своего брата и возвыситься за его счёт, унизив его;

Аша - у героини были все задатки стать просто потрясным персонажем, женщиной-воительницей, не лишенной женственности. Она не хочет детей, она хочет приключений, она спит, с кем хочет, рвёт на мужиках рубашки, это всё круто-круто, при этом с Теоном, который, в отличие от ситуации с Дыней, является её младшим братом, ведёт себя как маленькая девочка. Аше запомнилось только то, что когда Теона увезли, она была нескладной девочкой-подростком, и ей жутко захотелось его очаровать, дабы поднять таким образом себе самооценку. Она его раздевает и лапает за член, потом устраивает какие-то показушные выступления с топором и тоже, как и Дейнерис, пытается всячески его унизить, хотя за что, непонятно. И это старшая сестра, в отличие от Дыни. На момент повествования ей 22-23 года. Я насчитала в книге аж один неплохой момент с Ашей, и аж полтора в сериале.

Арианна - неплохая девчонка, но пол-книги просидела в башне, что тоже не показатель её интересности. Возможно, это как раз персонаж не глупый и не жестокий. Её в книге было очень мало, чтобы об этом судить. Самый верибельный (тот, в который можно поверить) персонаж. Она тоже, как и Аша, ненавидит своего младшего брата, хотя за что, непонятно. Притом Мартин настолько возвысился в своём тщеславии, что даже не побрезговал подать фанатам почти ту же историю, только под немного другим соусом: Квентин, заложник, у него есть старшая сестра, которая его недолюбливает. Квентин хочет впечатлить отца и показать, проявить себя во славу Дорна. Что-то напоминает, да? У Арианны было как будто больше поводов не любить Квентина, чем у Аши - Теона. В Дорне вопрос престолонаследия решается по старшинству, и принадлежность к мужскому полу здесь не играет решающей роли. Хотя на Железных островах тоже не всё так просто с преемственностью власти... Может, поэтому Аша и недолюбливала Теона. А ещё потому, что их мать, Алланис Харлоу, при живой дочери убивалась и постоянно спрашивала дочь: "Где мой малыш Теон?" Видно, что у девицы есть поводы недолюбливать брата, но какие же это мелочные поводы... И вот таких вот персонажей ставят как образец феминизма? То есть, по мнению Мартина, если женщина - воин, то она обязательно должна быть нелюбящей, безжалостной, чёрствой. Почему Арианна - персонаж, в который с большей степенью можно поверить? Потому что на момент "Ветров зимы" она уже скучает по Квентину и даже говорит, что она его любит. "– Я любила брата, – сказала Арианна, хотя теперь ее слушала только луна". Но, как известно, уже поздно. Поэтому в "Ветрах зимы" нас, скорее всего, ожидает рёв Арианны по утерянному брату, которого она не любила при жизни. И здесь нам снова показывают, как мелочны и убоги женщины с точки зрения автора. Ценить, дескать, могут только потерявши.

Персонажа Сансу можно охарактеризовать, грубо говоря, как пень с ушами. Санса пока не жестока (разве что косвенно), она просто глупа, и это, наверное, меньшее из зол. Почему Санса жестока косвенно? Потому что она, если поначалу и сопереживает людям, которые стали жертвами косвенно и из-за неё тоже, то быстро об этом забывает. Она убеждает себя, что её "Флорианушка-дурачок" сам виноват, также, как и певец Арренов и сама тётка Лиза. Может, оно и так, но... Человек с высоко развитым чувством ответственности всё равно винил бы себя, его бы мучила совесть. Может, в случае Сансы такое поведение и разумно, но восхищения оно точно не вызывает. Опять же, образ меркантильной дурочки, который можно назвать сносным только в силу её возраста.

Кейтилин - почему-то считают мудрой женщиной, хотя словить Тириона, пока твои дочери в КГ, было, мягко говоря, не самым умным решением.
Не стала матерью ни Джону, ни Теону.
Ненавидела Джона Сноу. Можно понять. Как-то. Может быть. Нет. Потому что, как известно, иметь бастардов для лорда в этом мире абсолютно нормально. Это в нашем мире такое порицается, но не в том. Да и в чём виноват ребёнок, собственно?
Теон вспоминал о ней как о человеке даже ещё более подозрительном и холодном, чем Нед Старк, "если такое вообще возможно". Могла бы и пожалеть мальчика, который после войны и смерти братьев оказался вдали от матери и дома, в чужой семье.
Любила она только своих детей, но фанатами почему-то воспринимается, как символ материнства.

Серсея - кажется самым интересным женским персонажем, при этом Мартин и её умудрился испортить. В ней не хватает утончённости.

Бриенна кажется самым адекватным женским персонажем, при этом у неё некрасивая внешность - должен же быть хоть какой-то порок. Возможно, Мартин просто не любит красивых женщин, и у него комплекс на этой почве.

Есть ещё такие персонажи, как змейки, Игритт и Маргери, но они такие невыразительные у автора, что о них и сказать особо нечего. Кроме случая из жизни. Обсуждался как-то вопрос, кто в "ПЛиО" может претендовать на звание нормальной сестры, и был выдвинут образ Маргери, так как она "рыдала из-за Лораса". Видимо, в жестоком мире Мартина абсолютно нормальное рыдание сестры по брату уже считается добродетелью.

Итого:

Арья - глупая и жестокая

Дейнерис - глупая и жестокая

Аша - в меру глупая, в меру жестокая, бывают проблески адекватности. Для фанфика сойдёт.

Арианна - девица средней глупости, как будто не жестокая.

Санса - просто глупая. Наверное, это меньшее из зол.

Кейтилин - довольно глупая, вроде не жестокая, если говорить о жестокости как о физическом насилии.

Серсея - при всей симпатии, она и глупая порой, и жестокая.

Любит ли Мартин в таком случае мужчин (в нормальном смысле слова: любит - то есть, относится лояльно)? Тоже нет. Во всяком случае, замечено, что красивых мужчин он просто ненавидит, в своей саге отыгрываясь на них, калеча, убивая и заставляя страдать.

Визерис. Типаж красивого, утончённого парня, худенького, с красивыми волосами и т. п. Входит в топ типажей, которые нравятся девушкам.

Дрого. Тоже определённым женщинам нравится. Качок. Его, конечно, нужно было унизить, свалить с коня, чтоб он стал полным ничтожеством, лишился уважения, а потом стал овощем.

Джейме - герой-рыцарь, понятно, насколько это возможно в его мире, тоже входит в топ типажей. Тоже унижен, лишившись руки - того самого, что было орудием его гордости - битв на мечах, того, что делало его таким крутым.

Теон - красивый, любил улыбаться и заниматься сексом. Так жить вообще нельзя, это непростительный гедонизм, потому надо ему выбить зубы (чтоб не улыбался) и отрезать член (чтоб не любился).

Оберин - тот ещё плейбой, типаж горячих южных парней, тоже входит в топ любимых девушками образов.

А кто у Мартина страдает меньше всего?

Тирион, Мормонт, Ходор, Сэм - неподходящие под эти типажи и могущие образовать свой клуб анонимных непризнанных мачо.

Из симпатичных остаётся только Джон Сноу (хотя неизвестно, что ещё ему подкинет жизнь) и Бран Старк, который пока маленький, но уже калека (наверное, потому что красивый и, когда вырастет, смог бы подойти под один из любимых девушками типажей).

Итого, комплексы Мартина - Мартин не любит красивых мужчин (завидует), красивых женщин и женщин, которые любят красивых мужчин (понятно, почему).

Ещё одной "фишкой" Мартина является постоянное оскопление. Он даже целую армию скопцов придумал. Возможно, у него и на этой почве комплексы.

Как Мартин пишет

Принцип Мартина

Основной принцип Мартина, который повторяется от книги к книге, от главы к главе, от страницы к странице - сначала подведи героя к тому, что он вот-вот спасётся и всё у него будет хорошо, но в последний момент убей, покалечь, изнасилуй.

Казалось бы, да, такое бывает в жизни, но не постоянно же. И литература это не жизнь. Это искусство. И когда тебе этот принцип не просто показывает ушки, заставляя переживать за героев, а вываливается на тебя всем своим весом, и ты уже знаешь, что вот сейчас только кажется, что всё будет хорошо, но на самом деле, всё будет плохо, вопрос только насколько, это заставляет тебя то позёвывать от скуки, потому что книжка становится картонной и нарочитой, то злиться, что автор держит тебя за дурака.

Примеры

Визерис, которому обещают корону, и доверчивый читатель сначала этому верит, но тут его убивают жестоким способом. Да, сначала есть какой-то элемент новизны и шок.

Далее. Нед Старк. Вот говорится, что его хотят помиловать, он во всём "сознался", но тут ему рубят голову. Неожиданно? Пока ещё да.

Но потом точно также поступают с Джейме, которому рубят руку;

с Оберином, который ну просто не верится, что был настолько глуп при всём своём опыте, который побеждает и вот-вот добьёт врага, но его убивают. Тут уже начинает закрадываться вот эта мысль: "Хм... За дурака меня, что ли, держат?" Ведь сколько можно одного и того же приёма-то?

Далее Тирион. О, для него всё хорошо! Но здесь тот же самый принцип был просто отыгран немножко по-другому: несчастье случилось не с самим персонажем, а он сам его случил с бухты-барахты с другими персонажами (серьёзно, ведь логичнее же было убить Серсею в данном случае).

Далее Теон. В книге, надо сказать, этого-то и нет почти, зато в сериале было раза 3-4.

И так постоянно. Ты уже знаешь, что сейчас вроде как герой спасается, но тебя уже не удивляет, что ему сейчас отрежут руку, ногу, член, голову.

Можно условно обозначить ходы такого принципа: "ОК-ОК-вот сейчас всё будет ОК- но не будет". И так в каждой книге десятки раз.

Можно добавить также и то, что сам такой подход: заставить героя страдать физически, чтобы выбить слезу у читателей, мягко говоря, считается таковым, на который идут не очень хорошие писатели. В быту уже получило название "одноногая собачка".

Метод Мартина

Лингвистический и стилистический вопрос

Образы изгнанника и пленённого принца, к примеру, у большинства людей по умолчанию должны вызывать сочувствие. Но всё дело в том, как это написать. Мартин обыграл ситуации так, что теперь большинство читателей ненавидит Теона и Визериса.

Мартин описывает ситуацию так, что люди считают Теона предателем.
А что было бы, если написать по-другому изначально? К примеру, пишется всё с той точки зрения, что Теон всю жизнь прожил в чужой семье, он принц, его взяли в заложники, он мечтал о мести, мечтал вернуться домой, писать о том, как относились к нему все Старки, все в Винтерфелле, как к чужому, что логично. И что, когда он возвращается домой? И там он не встречает радушия. Но всё равно остаётся со своей семьёй, нарушает присягу ради них. Тьфу, да ведь оно так и есть! Но всё дело в том, как это написать. Это вопрос, конечно, и лингвистический тоже: как, какими словами писать.

Но хочется сказать вот о чём. Люди в массе своей не очень умны и легко поддаются манипулированию. Им как напишешь, так они и будут считать, своих мозгов нет. Обрисовать историю с точки зрения Старков, то Теон предатель, и его презирают. И люди так и будут его презирать. А написать с его точки зрения, сделать его героем, так будут жалеть и восхищаться, сделают его жертвой. По сути так и есть ведь.

Но из-за того, как подана история, большинство читателей не жалеет его, а считает, что он заслужил (как таких людей вообще земля носит).

Выводы: пусть каждый делает сам.