Больше рецензий

3 февраля 2018 г. 00:33

747

3

"Чикаго"... И воображение просто обязано нарисовать небоскребы, суровую снежную зиму, продуваемые всеми ветрами улочки, гангстеров и их подружек, озеро Мичиган — подробности зависят от вашего интереса к США и их культуре, особо вовлеченные обязаны даже запах пиццы ощутить. А вот передайте вашему воображению, что фигушки, написали же вам на обложке "египтянин и горжусь!", так что нечего тут расслабляться, ловите роман о жизни арабов и им сочувствующих, по совместительству — аспирантах и преподавателях кафедры гистологии, которая могла бы быть частью любого университета любого другого города, но, по воле автора, которому было необходимо перенести события куда угодно из Каира, оказалась в Чикаго.

Общее впечатление от книги? Как будто меня интересный мужчина, с которым у нас явно искрит и все такое, позвал наконец-то в гости на ужин, кино и прилагающееся, я поволновалась, намарафетилась и пришла, а он усадил меня на табуретку, вручил бутерброд с этой мерзкой жирной колбасой, которая вроде как "докторская", но с салом, включил российскую комедию в качестве камрип и через пятнадцать минут после начала просмотра извлек из широких штанин то самое и начал дрочить. Почему я осталась до конца (чего — решайте сами)? Допустим, чувак проглотил ключ от входной двери. Или за окном разыгралась буря. Может мне заночевать больше негде. Вообще не имеет значения, важно то, что аннотация наобещала "деньги, политику и секс", а книга лишь щедро насыпала мелочи, рассказала, что бывший президент Египта — плохой дядя да продемонстрировала неловкий подростковый петтинг.

Аля Аль-Асуани для этой книги наплодил целую толпу персонажей, каждый из которых отвечает за свою актуальную для современного общества проблему из довольно хайпового списка: эмиграция и ассимиляция, права женщин, наркотики, насилие в семье, расизм, наркозависимость, ущемление национальных меньшинств, религиозные гонения, арабо-израильский конфликт, последствия сексуальной революции, косность и традиционализм, безграмотность, коррупция и произвол властей в странах любого мира, мусульманская экспансия — и все это на трехстах с небольшим страницах! Речь не зашла лишь о негетеросексуально ориентированных людях и природозащитниках, а жаль, я б почитала. Заглавным героем пришлось счесть молодого и дерзкого поэта-революционера (эх, тут бы вам Франка про "дух, що тіло рве до бою" поцитировать, да не поймете!), которому вся эта гистология до лампочки и учеба нужна только для деньгозарабатывания, дабы от творчества всякое низкое и материальное не отвлекало — слишком уж ярким и автобиографичным получился персонаж (автор учился в Чикаго, не бросает работу на ниве стоматологии дабы иметь возможность и дальше ваять свои книги и состоит в политической организации, взгляды которой нам старательно транслирует вдохновенный рифмоплет). Остальные образы типа синечулочной эмигрантки, отчаявшейся выйти замуж, престарелого профессора-хиппаря, сожительствующего с темнокожей молодухой, политического беглеца-копта, от которого жена хочет сношений (а он ее не хочет), крысоподобного мужичка, тиранящего и насилующего жену (у меня вообще создалось впечатление, что у большинства мужчин-египтян куча проблем сексуального характера из-за противоречия между религиозными запретами и физиологическими потребностями и они решают их двумя способами: прибегают к насилию или мастурбации), изображающего при этом кроткого агнца на работе, неприятного "обамериканившегося" преподавателя с проблемной дочуркой и прочих блекнут на его фоне. Все эти персонажи, их судьбы и истории вроде как должно слиться в единое целое, но на деле так и остается разрозненными кусочками, обрывками разнородных сюжетов, даже несмотря на неловкие попытки провести параллели. Топорно, неинтересно, вторично, поверхностно. Как будто эпизоды из выпуска новостей перенесли на бумагу. Автор брезгливо трогает эти социальные нарывы, в некоторые неловко тычет скальпелем — и оставляет их истекать гноем и кровью, не заботясь о дальнейшей судьбе нанесенных ран, их обработке и дезинфекции.

AN00085757_001_l.jpg
«Руки Фатимы». Художник: Лейла Шава

Стоит отметить, что Аля Аль-Асуани действительно любит свою страну (и, как это принято у людей просвещенных, ненавидит государство). Если я правильно понимаю, на момент выхода, книга была смелым политическим заявлением и действительно имела шансы привлечь внимание общественности к проблемам Египта, а также являлась отчаянным вызовом консервативному обществу (зачем-то же в книге есть куча сцен скучной мастурбации, не влияющих особо ни на сюжет, ни на раскрытие персонажей, я предпочитаю думать, что автор пытается привлечь внимание, а не ловит кайф от специфического фетиша — описания арабов-рукоблудов, хотя одно другому не мешает). Прям шок при чтении испытать сложно, хотя методы дознания в египетской правоохранительной системе неприятный осадок оставляют (нет, в душ не помчалась, только руки помыла). Громко заявлю, что книга на пару шагов (из скольких тысяч?) приблизила меня к пониманию разницы менталитетов и культур, но только потому, что раньше получать информацию об исламе "изнутри" не доводилось (если не считать просмотр двухсот пятидесяти эпизодов сериала "Клон" и последующее обсуждение их с однокласниками, конечно). Но опять же, товарищ Аль-Асуани — не Ремарк, умудрившийся вытеснить из моей головы образ кровожадного фрица уставшим истерзанным солдатом, персонажей, о чьем литературном происхождении забываешь, принимая за настоящих людей, он описать не смог, поэтому всякие заявления, типа "ой, ну Инквизиция тоже лютовала, когда испанцы вернули свои территории и чего-то на нас обиделись" или "арабы с евреями конфликтуют на политической почве, а не на религиозной, какой с нас спрос?", воспринимались из их уст детским лепетом: мертвым уже плевать, они не воскреснут, а их родня вряд ли утешится фактом, что это было не из-за Пророка, а токмо дележки территории ради.

Как политический манифест произведение несомненно удалось, художественной книгой же эту агитку, узконаправленную на определенные слои населения (причем египетского) назвать сложно.

порошок

египет пальмы пирамиды
губу читатель закати
страданья боль и глас народа
лови
свернуть

Долгая прогулка-2018. Уровень второй. Основное задание.