Больше рецензий

23 февраля 2018 г. 18:41

2K

4

Про что?
Про модель-неудачника, живущего в мире гламура, неожиданно попадающего в реальность двойных агентов, заговоров и террористов.

О чем?
О поклонение массовой культуре, эгоизме и самовлюбленности формирующих личность, радикальном гламуре, отношениях отца и сына, а также попытке найти и примириться с объективной реальностью, в мире «заваленном конфети и золотыми блестками».

Это увесистая книга, одна из самых известных работ Брета Истина Эллиса, после «Американского психопата». Между книгами можно найти много параллелей, вплоть до героев (этот прием Эллиса тянется с его первой работы «Ниже нуля), но обо всем по порядку.
1. «Гламорама» – это история модели Виктора Варда (Джонсона), жизнь которого состоит из сплошных самолюбований, вечеринок и девушек, между которыми герой постоянно лавирует. Его главный жизненный принцип «чем лучше выглядишь, тем больше видишь».
С первых страниц прослеживается стиль американского писателя: небольшое количество экспозиции и страницы усыпанные диалогами, состоящими из коротких реплик. Герой лишь закрепляет за собой абсолютные правила этого мира, постоянно общаясь цитатами из песен, фразочками в духе «я тебя умоляю» и называя всех «зайками». С одной стороны за счет динамики диалогов первая часть книги читается легко, с другой за всей динамикой скрывается осознанная однообразность, бессмысленность и пустота происходящего, состоящая из каталогизации брендов, используемых героем, знаменитостей с которыми он постоянно пересекается и упоения собственной персоной.
2. «Гламорама» – это шпионский триллер, в своей классической форме: секретные агенты и тайные организации, заговоры, террористы, двойники и решение судеб целых стран.
Вторая часть становится еще ближе к работам Эллиса, в которых реальность начинается дробиться и терять свои очертания. Погружая героя в свой собственный шизофренический мир, срабатывающий как защитный механизм на плотность и радикальность событий вокруг него, Эллис создает интригу из ничего и лихо закручивает сюжет. Ближе к концу (по мере замкнутости персонажа в себе), диалоги практически пропадают, а все действия превращается в фарс с подпольными ячейками моделей-террористов, проносящий свой бомбы в кожаных сумках gucci.
Если отойти от сравнения «Гламорамы» с другими работами автора, то ее ближайшими референами станут «Бойцовский клуб» Чака Паланика и «Волхв» Фаулза, но Эллис идет дальше. В отличие от своих собратьев, он не дает внятных ответов, создавая сюжетный клубок, в котором есть огромное количество разнообразных ответов, но отсутствуют внятные окончания, превращая «Гламораму» в литературную головоломку в где каждый найдет свою правду. Его проза опирается и на кинематографическую традицию, определенно вдохновляясь работами Дэвида Линча. Мир образов и подсказок, который не будет расшифрован никогда.
«Гламорама» – одна из самых значимых книг автора, после «Американского психопата» и «Лунного парка». Эллису удалось показать срез новой части общества («Ниже нуля» рассматривал изнанку студенчества, в «психопате» это были яппи, «Лунный парк» анализировал личные переживания самого автора, в центре спальных районов) поколения MTV, его замкнутость на самих себе, брендах, статусе, где внешняя форма преобладает над человеческой личностью. Мир симулякров замкнутый в самом себе.
История Виктора Варада – это черная сатира на современное общество, кричащая о его морально-нравственной деградации, а может всего лишь история о взаимоотношениях отца с сыном и неразрешенных поколенческих конфликтах, являющейся лейтмотивом всего творчества писателя. Это не так важно, в мире концентрированного абсурда, где работают свои извращенные правила.
«И каждый задается бессмысленным вопросом: "Почему это случилось именно со мной?"
– Хочешь знать чем все закончиться? – не отрывная глаз спросила меня Хлоя.
Я кивнул.
– Купи права на сценарий, – прошептала она».
Наверное этот диалог самая главная подсказка, которую предлагает Эллис, рождая ее в воспаленном мозгу Виктора Варда, загнанного в угол своей ужасающей реальностью.