Больше рецензий

28 февраля 2018 г. 10:13

2K

3

Эта книжка далась неожиданно трудно. Казалось бы, сплетение моих любимых жанров: романа взросления и кондовой советской прозы. И главной героине, Тосе Старосельской, можно только посочувствовать. Отец умер, учебу бросила, чтобы выжить. Да и время непростое: с одной стороны - буржуи и нэпманы, с другой - строители коммунизма. Надо бы оценить метания героини, сопереживать. А не получается.

Главная беда - книге и ее героям не хватает жизни. В трилогии "Дорогой мой человек" каждый персонаж - личность. У каждого - история, характер, достоинства и недостатки. Здесь в основном "хорошие" и "плохие" герои. Как на агитплакатах. Единственный, кто хоть немного смахивает на живого человека - Пал Палыч Швырятых, второй муж героини. Да, это циничный и низкий человек, который верит только в деньги и выгоду. Но он искренне любит жену и хочет сделать ее счастливой, пусть и в своем понимании. Читаешь о нем - и чувствуешь омерзение и жалость одновременно. Другие персонажи таких сильных чувств не вызывают. Есть, конечно, удачные образы, но бледноватые. Не хочется остановиться, прислушаться к ним и пойти вместе. Прочитал, покивал и дальше пошел.

Но главное разочарование книги - центральная героиня Антонина Старосельская. Автор старается показать цельную женщину, которая "потеряла себя и нашла." А получилась пассивная овечка, которая безропотно идет за более сильным. Сначала - за мужем-контрабандистом и нэпманами, потом - за коммунистами. Ощущение, что и в кармелитки она бы пошла, если бы позвали)) Поэтому с трудом верится в ее сознательность и работу "с душой." Красиво, но надумано. Кажется, что объявись кто-то более волевой и убедительный - и Антонина бросит "стройку" и уйдет за ним. Это подтачивает доверие к книге. А жаль.

Но читать книгу стоит. Во-первых, это неплохой портрет эпохи и ее чаяний. Во-вторых, уже видны идеи, которые расцветут пышным цветом в "Дорогом человеке." И необходимость духовного роста, и служение на благо людям, и стремление к мещанскому уюту как высшая степень деградации... Но ярче всего удалось изобразить ужас "жизни по течению" Читаешь - и волосы дыбом становятся. Столько людей живет по инерции - "плохо и "очень плохо." А когда их пытаются вытащить - упорствуют. И не потому что "сил нет." Скорее, это "Не хочу признавать, что живу не полной жизнью." Такой человек жалуется, злится, негодует на тех, кому "больше повезло." Но что-то сделать - ни за что. Это показано очень ярко и очень страшно. Хочется схватить себя за волосы и тянуть, как барон Мюнхгаузен. Только бы не утонуть в болоте.

И наконец, это "мостик" в другие романы Германа. В книги, где встретятся эпизодические персонажи "Знакомых." Летчик Устименко, Родион Степанов, паренек, который "режет лягушек..." Люди, которые раскроются потом - гораздо убедительнее Тони Старосельской.