Больше рецензий

28 февраля 2018 г. 17:24

70

2 Думайте сами, решайте сами

Описание к новому бестселлеру «Чикаго» твердит, что ее написал самый известный писатель современного Египта Аля Аль-Асуани.
Совершенно ничего не зная про данного автора, я пошла на Вики. Не верить же сразу описанию, что автор гениален и один на весь мир такой. Но как я и ожидала, на Вики мне сказали то же самое и еще плюс:

«Несмотря на свою фантастическую популярность, как в Египте, так и в мире Аль-Асуани продолжает свою стоматологическую практику, так как, по его мнению, «писательство не кормит»».

Поговорим все же о книге. Не могу сказать, что ожидала чего-то грандиозного. Совершенно не знакома с творчеством египетских писателей, в связи с этим твердо решила не относится скептически. С самых первых страниц, которые мне безумно понравились, автор рассказывает небольшую предысторию места основных действий - Чикаго. Такой экскурс в историю города немного одурманил и дал понять, что дальше нас ждет что-то интересное. Я люблю ошибаться. Первая глава и название сей книги – единственное упоминание Чикаго. Тогда к чему такое массивное название, которое по сути никак не связано с тематикой повествования? Это, пожалуй, первый вопрос, который меня посетил после прочтения. Потому что автор никоим образом не смог обосновать, почему же он все-таки выбрал именно этот город своих персонажей. Почему не другой любой город в Америке? Не особо весомый аргумент «Чикаго – город шанса», на мой взгляд.
После вступительного слова про историю восстания города из пепла, мы погружаемся во что-то странное. Бесконечная череда героев. Главы начинают разделяться внутри себя: вот ты читаешь про одного персонажа, а вот ты уже перешел к третьему. Это немного вводит в ступор, смущает, заставляет проверить, не перелистнул ли ты случаем пару страниц. И египетские имена - не самое легко воспринимающееся и запоминающееся для человека, далекого от арабского мира.
Но бесконечная череда героев была введена же не просто так, да? Да, конечно. Автор затронул огромное количество вопросов, которые мог отлично раскрыть в своих персонажах, в переплетениях их сюжетных линий и сделать действительно хорошую вещь. Ведь проблемы религии, революции, патриотизма, расизма и, в конце концов, любви и всех сложностях ее проявления – это ли не самое актуальное на данный момент (да и всегда)? Все проблемы прям торчат из текста, в каждой главе, в каждом высказывании, так и смотрят на тебя, делают вид, что сейчас тебе все пояснят, расскажут точку зрения автора. Но, к моему большому разочарованию, он лишь проскочил по верхам, не раскрыл сути, просто собрал все в кучу и кинул читателя. Мол, сами подумайте, я Вам ничего тут не должен.
Стоит упомянуть, что все действо должно быть тесно связано с медицинским университетом и кафедрой гистологии, но, конечно же, как и само упоминание города – это малозаметные декорации, которые вообще оказались не нужны. Хотя люди, которых автор поместил в центр правления кафедрой, затрагивают тот факт, что египтяне едут в прекрасную Америку не за образованием, а ради корочки диплома, которая позволит им дальше зарабатывать бешеные деньги у себя на родине. Никому не нужна ваша учеба и наука, когда все хотят денег. И едут из своих заморских стран в нашу чудную Америку. Вот что я вынесла из некоторых строк. Хотя опять же, может я просто плохо читаю? Плохо понимаю посыл автора? Не знаю.

Давным-давно я был египтянином, — начал он, будто собирался рассказать анекдот. — Мне известен образ мыслей этих людей. Они учатся не ради знаний, получают магистерскую или кандидатскую степень не для научных исследований, а ради карьерного роста или выгодного контракта в странах Персидского залива. Такой студент повесит диплом на стенку в своей каирской приемной, чтобы убедить больных, что он сможет их вылечить.

Дальше думаешь, что уже ничего такого быть не может. Один египтянин, считающий себя американцем самого высшего образца, оскорбляет других египтян. Но:

— Истина очевидна. Каждый, кто пройдет тестирование, отвечающее нашим требованиям, имеет право на поступление. И не наше дело, что он будет делать с дипломом. И не наше дело, откуда он приехал.
— Подобные разговоры привели Америку к трагедии 11 сентября! — высказался Майкл.


Одно единственное упоминание 11 сентября. Просто как факт, без какого-либо дальнейшего документированного описания того, зачем он все же приписал еще и это событие. ну кроме как: "Арабы - самые плохие люди на земле. НЕ ЗАБЫВАЙТЕ ПРО ЭТО. А то вдруг вы забыли. Они виноваты во всем. ПОМНИТЕ".

Сладкий плод vs религия.
Ох, эти сексуальные фантазии наших героев.

Вдруг со мной произошло нечто странное. Неожиданно мне в голову пришли непристойные фантазии, и мной овладело настолько сильное сексуальное желание, что это было невыносимо. Мне немного стыдно писать об этом, но, не знаю по какой причине, меня охватило крайнее возбуждение.

Как сложно жить. Как сложно жить людям, которые днями и ночами молятся, но при этом при всем не могут угомонить свои похотливые мыслишки в голове. Добрачные связи, насилие, жестокость, отсутствие желания – вау.

Существование ее было отравлено. Если говорить прямо, ей было противно то, как муж с ней обходился. Он приближался к ней и без ласки набрасывался, сидела ли она в тот момент перед телевизором или выходила из ванной. Возбужденный, он обрушивался на нее, как подросток, подкарауливший горничную. И это приводило ее в ужас, она переживала психологическую травму и унижение, а после на ее теле оставались болезненные синяки.

Автор заставляет читателя укорениться в мысли, что в мусульманском мире правит жестокость, а не любовь. Ну кому такое надо? Считаю, что это самый провальный посыл автора. Не берусь уже за все остальное, что он пытался донести.
Что можно сказать по итогу? Книга похожа на своеобразную свалку из идеи, мыслей, высказываний. Все бы ничего, если бы они хоть как-то были упорядочены и аккуратно вложены в головы читателей. После прочтения возникает какое-то негодование, ощущение недосказанности и желание больше не связываться с автором.
Лучше бы был дальше стоматологом.

«Главное, чему учит литература — не осуждать людей, а стараться понять их и простить…»

Прости, но я хочу только осуждать. Не могу понять. И не могу простить.