Больше рецензий

3 марта 2018 г. 22:30

2K

4

(Будут спойлеры!)
Лауреат премии «Большая книга» в 2008 году, роман Владимира Маканина «Асан» вызвал большой резонанс в литературном сообществе, вызвав большое количество критики. Впрочем, не обошла стороной это произведение и похвала, но все же негативных отзывов на книгу нашлось больше.
Главный герой романа - майор Жилин, Сашик, Александр Сергеевич, Асан – служит в Чечне, он завскладом солярки и бензина, доставляет топливо российским солдатам, но иногда продает и чеченцам. Также Жилин помогает солдатским матерям выкупить попавших в чеченский плен их сыновей. Герой, обладающий определенными моральными принципами, сочувствием к окружающим и стремлением помочь людям. Эти моральные установки в определенные моменты в романе вступают в конфронтацию с действиями данного персонажа. Например, имея любимую жену далеко от фронта, созваниваясь с ней почти ежедневно, Жилин не может отказать женщине, сына которой он смог разыскать и выкупить у чеченцев, и, которая решает натурой отблагодарить майора.
Противоречивость майора Жилина подчеркивается и тем, что он заключает сделки по продаже бензина и солярки по сути враждующей стороне – чеченцам. Он организовывает доставку топлива и русским в необходимые точки, но с так называемым откатом. Помощь солдатским матерям в поисках пленных сыновей Жилин также оказывает за деньги. Можно было бы осудить героя в таком построении бизнеса на войне, на «обогащении» на чужом горе. Но ведь и у него есть семья, строящийся дом «у большой реки». Да и можно ли назвать войной те события, описываемые в книге? Считается ли настоящей войной та, на которой генерал вместо составления тактики и управления подчиненными целыми днями увлечен изучением историей горцев и мифологией чеченской нации? Может ли отец майора «навестить» сына, просто приехав почти в горячую точку, в место где, можно сказать, ведутся боевые действия? Конечно, читая роман Владимира Маканина, становится понятно, что это не война в привычном ее понимании, где постоянные атаки и обстрелы, а война, так скажем, переговорная и только официально признанная войной.
Повествование в романе постоянно переходит от третьего лица к первому и наоборот. Причем скачок к рассказу от первого лица неожидаемый для читателя: «Они уже отъехали около ста километров – им начхать. Зато майору Жилину не начхать на грузовики с горючкой. Майор Жилин – это я.» переходы от повествования от первого лица к повествованию от третьего оправдываются тем, что в конце романа главный герой погибает, а описание смерти невозможно от первого лица. Тогда почему бы не написать роман полностью от третьего лица, зачем нужен этот переход от одного к другому? Потому что события в книге разворачиваются прямо на глазах у читателя, здесь и сейчас, мы не знаем, что нас ждет дальше в романе. Часто главный герой на равных с читателем узнает новые детали уже прошедших событий, и мы это понимаем читая рассказ от первого лица.
Автор оставляет много неожиданностей, о которых читатель не может подозревать, как например и это резкое «признание», в том, что этот самый майор Жилин это и есть повествователь. Повороты, удивляющие читающего этот роман, кроются и в рефренах, обращениях к прошлому, о котором читатель не знает, но знают герои, хотя и они не всегда. Роман частично построен на повторениях, усилениях, ретроспекциях. За пример можно взять историю с убийством, а как выясняется позже, с ранением Коли Гусарцева. Автор возвращается к этому событию несколько раз, осматривая его с разных углов зрения, таким образом, читатель вместе с майором Жилиным узнает новые подробности этого события, то есть развитие действия, как уже говорилось, происходит непосредственно здесь и сейчас, и читатель в него полностью вовлечен. Мы вместе с майором Жилиным строим догадки о том, как ранили Николая Гусарцева, как все произошло, поминутно пытаемся воссоздать его встречу с Горным Ахметом. Догадки и процесс выяснения подробностей у Алика и Олега развиваются при постоянном восстановлении в памяти сцены стрельбы и ранения Гусарцева, но с появлением новых деталей.
Вообще, в романе нет единого сюжета, а существует несколько линий, которые, тем не менее, соединены образом Александра Жилина, и к которым автор обращается неоднократно на протяжении книги. Эти сюжетные линии происходят одновременно, могут даже развиваться почти в одном месте, как это было с засадой, в которой убили ослепшего Мухина, и всего в нескольких километрах оттуда подстрелили Гусарцева. По ходу повествования и сами герои, и читатель выясняют, что эти два события взаимосвязаны. В связи с отсутствием основного сюжета в романе сложно четко определить части композиции, есть ли здесь точно обозначенная завязка, кульминация, развязка? Безусловно, легко выделить экспозицию, когда новобранцы прибывают в Чечню, майор Жилин ведет переговоры при попадании в засаду, к экспозиции же можно отнести и переход повествования к первому лицу, главный герой как будто представляется читателю «это я». Но вот с выделением завязки в романе сложно: можно ли назвать ею убийство Гусарцева (до того момента, пока никто не знает, что он был только ранен). Кульминацией тогда следует считать звонок Николая Сашику и его молчание, но при этом оба все понимают, что говорить ни в коем случае нельзя. Или же кульминация в обострении отношений Жилина с «шизами». Возможно, отсутствие единой линии связано с документальным началом романа. Все же надо признать, что в книге описана хроника событий, без художественного приукрашивания или дополнительного, искусственного трагизма. В пользу документальности романа работают и упоминание реальных исторических личностей и историй (взятая в плен русская журналистка).
Образ главного героя, точнее, его имя – Жилин Александр Сергеевич - отсылает нас к кавказскому тексту русской литературы. Имя и отчество персонажа совпадают с именем и отчеством, можно сказать, отца этого кавказского текста – Пушкиным А.С., который поэмой «Кавказский пленник» открыл эту тему в русской литературе. Фамилия героя Жилина указывает на персонажа одного из рассказов «Азбуки» Л.Н. Толстого. Некоторые фамилии второстепенных героев романа Маканина перекликаются с произведениями русских писателей. Так, фамилия друга Жилина Костыев напоминает нам Костылина из «Кавказского пленника» Л.Н. Толстого. Очевидно, Владимир Маканин продолжает кавказскую тему в русской литературе, но он скорее иронизирует над ней, нежели одобряет.
Генерал Базанов, увлекшийся этнографией, узнает о божестве Асане, представленном в образе «громадной двурукой птицы». Генерал проводит параллель Асана с Александром Македонским, великим и честолюбивым античным завоевателем. Однако перекликается образ Асана и с главным героем – Сашиком. Впрочем, алчность и кровожадность божества в виде устрашающей птицы нашла отражение и в майоре Жилине, ведь он продает горючее чеченцам, старается заработать на войне. Но можно ли винить его за это? Это уже стоит решить лично каждому читателю. Александра Сергеевича сложно назвать циничным, жадным и бездушным. Многое происходит на войне, и каждый выживает на ней как может. В романе часто повторяется фраза «Война же» или «Такова правда войны» с намеком на то, что война это совсем другая форма действительности, отличная от мирной жизни, и которая вынуждает и существовать по-другому.
К бедолагам Алику и Олегу Жилин испытывает противоречивые чувства, в какой-то степени столкновение майора с этими солдатами – проверка его «на вшивость». Как бы он ни злился на «шизов», он, пойдя наперекор своим эмоциям, сделал все возможное для возвращения парней в свою часть. Жилин и сам не до конца понимал, что за чувства он испытывает к Алику и Олегу: «Я и самому себе не сумел объяснить. Когда поймал себя на объявившемся чувстве… <…> По здравому смыслу, ничего особенного – фига ли мне переживать за чужих обалдуев? Зачем они мне?..Отцовство?..Второ-отцовство…нет!..Третье-отцовство…Я накручивал и накручивал несуществующее родство с пацанами». Таким образом, складывается неоднозначный образ главного героя: расчетливый и изворотливый, но с другой стороны – тонкочувствующий и переживающий. Из-за своего великодушия и попытки помочь не один раз провинившимся Алику и Олегу майор Жилин и погибает. В этом ощущается насмешка судьбы: возникшие неожиданно чувства там, где их быть не должно, и губят главного героя. В романе о войне основная борьба велась внутри АС, но вышел ли он победителем или проигравшим – вопрос другой.