Больше рецензий

Anthropos

Эксперт

Человек в пальто, смотритель луж

9 марта 2018 г. 17:15

1K

3.5 Рецензия, в которой много скобок; в других рецензиях тоже много скобок, но здесь особенно

В одном научно-исследовательском институте (Ну почему же в одном? Все НИИ похожи друг на друга и сохранили часть советской атмосферы. А вот не надо про современность и Россию, книга о Венгрии восьмидесятых, придерживайся контекста, пожалуйста) случилась беда: здание захлестнула вырвавшаяся из сейфов и шкафов бумага. Когда идеи несутся потоком – спасайся, кто может. Но на бумаге могут быть не только идеи, это могут быть квитанции за свет, газ, воду, дух социалистического соревнования, отопление, зарплатные ведомости уборщицы, могут быть отчеты (вы тоже писали в трех экземплярах?), служебные записки, «приказываю» и «утверждаю», а еще бумага может быть чистой (купили 50 пачек она и лежит). Нет, даже просто бумажное наводнение (набумажение?) – это страшно (плотность 700-1200 кг/метр кубический см. справочник), любезный читатель, давай возблагодарим современные технологии за «цифру» (-А я все равно печатаю в трех экземплярах! -Цыц!). Юнона и Авось стоят на берегу бумажного моря: «я тебя никогда не забуду», пообещать что угодно можно, даже искренне, а потом она две недели не пишет, а потом в столовой Монро с такой грудью, слаб-слаб человек.

Рецензенту – что ты все вокруг одного эпизода? Ведь было что-то до и после?

До:
• Болезненная пустота в голове, лишь на периферии коры полушарий шумит ива. О, ты конечно же примешь аспирину, не объясняя, почему ива и аспирин это бином, как биномами являются голубь и почта, телефон и позвоночник, мастер и Гитта.
• Птичку жалко. Бюрократы! Посылают голубиную почту из отдела в отдел, а тут ястреб – и нет птички.
• Очередь. В столовую, наверно, а там Монро, не страшно и постоять (а потом к ней за столик и все заверте…, только не у тебя, но какая разница).
• Чу, я слышу пушек гром – это совещание, смешались в кучу сотрудники отделов, как на картине Брюллова «Осада Пскова».
• А еще параметрическое программирование. Вы знаете, что это такое? Я тоже нет.
• Еще: много имен, которые я не знаю. Очень много имен. Для наглядности изображу схематически. Обозначим знакомые нам слова таким знаком «*», а незнакомые имена таким «-», тогда некоторые предложения будут выглядеть так (слегка преувеличиваю):
**** *-- *- - ** - -- * -* *-*- -* *- ** *-- ** - -**- (имеющий глаза, да узрит).
• Все чем-то заняты: делают вид, что работают, болтают с уборщицей, обсуждают комсомол и «кабы был бы я начальником» (остро и современно). То есть обычная жизнь, ничего особенного.

После:
Погиб герой, невольно честно. Панихида, цветы, праздник. И эрекция под конец. Автор подсовывает читателям не фигу, а нечто иное. Обозначим эвфемизмом «ива». Все! Как нет?

Есть еще «Записки Э.» (большая часть книги), настолько скучная часть, что и писать о ней «рваным» стилем (см. выше) неинтересно. Напишу как есть. Автор сохраняет вроде бы тот же самый метод изложения, но чрезмерно все затягивает. Если сравнить первую часть со стремительной атакой – динамичной, быстрой и эффектной (даже если поражение), то вторая часть это длительная осада, взятие читателя измором. Автор много пишет о себе (читай, лирическом герое «мастере»), который пишет книги, играет в футбол (очень много подробностей о том, как они тренируются, ругаются в раздевалке, проигрывают матчи). Как его дочка падает челюстью в асфальт (до мурашек), как он с женой заигрывает. И все это около 500 страниц. Поток сознания сохраняется, но читать это уже скорее утомительно. Отсылок становится меньше, с одной стороны это позволяет их лучше замечать, с другой – начинаешь скучать по информационной насыщенности первой части (которая умна, но более непонятна, как говорилось в романе о другом мастере). А еще очень много самолюбования на фоне все понижающегося градуса сатиры. Первая и вторая часть практически никак не связаны друг с другом и могут вполне рассматриваться, как отдельные произведения. Первое интересное (для любителей постмодернизма), второе скучное для всех и каждого. Из-за этого читать книгу целиком не советую никому. Отдельно хочу отметить игру с примечаниями, они (в основном) авторские и блестяще дополняют текст. У кого-то я уже такое видел, но прием все равно интересный.

Восторг (с долей непонимания) + скука = смешанные впечатления. Перечитывать не буду, читать что-то еще у автора (если даже есть на русском) – тоже. Не дам себя больше наивить!

Долгая прогулка - 2018. Мартабрь. Команда "Кокарды и исподнее"

Комментарии


Вот с 2001 года роман лежал-лежал, никому дела до него не было, всего 6 оценок было, а теперь выпал в какой-то игре, и чуть ли не по рецензии в день появляется:)


Да, все благодаря Долгой прогулке. Эта игра уже много книг из безызвестности на свет вытащила (хороших и не очень).


Сам я в играх не участвую, и отношение у меня к ним двоякое; с одной стороны это хорошо что кому-нибудь возможно выпадет шанс найти что-то новое, незнакомое и интересное, а с другой стороны, это приводит к тому что человек берется за книгу которую сам бы он себе не выбрал (и в этом лично для себя оказывается прав) и оценка выходит отнюдь не положительная. За примерами далеко ходить не надо, из пяти рецензий на "Производственный роман", лишь одна положительная. Постмодернизм это довольно специфический жанр, я хоть и люблю его, но рекомендовать какому-то человеку не "в теме" наверное бы не стал.


У игроков был выбор, пусть и не очень большой. Так что, кто взял - взяли сознательно. Я, например, и выбрал как раз потому, что постмодернизм.


А, понятно. Я иногда с опаской ожидаю что в какой-нибудь игре под видом обычной мистики попадется сплаттерпанк, ох уж и рецензии польются :)


Не знаю, что насчет этого жанра, но вроде бы в какой-то год в Долгой прогулке давали много литературы контркультуры. Да, народ негодовал и писал "всякие" рецензии.


Да, вот например Могила для 500000 солдат , обычно на книги издательства Kolonna Publications немного отзывов, а тут вдруг 47, из них 26 негативных (даже постмодернизму за компанию досталось, хотя он не имеет отношения к романам Гийоты), и все датированы маем 2016, из девяти положительных - только два датированы тоже маем 16.


Да, показательный пример. С другой стороны, такая литература достаточно специфична, ее ищут специально, и в этом случае вряд ли ищущего смутят негативные отзывы.


в этом случае вряд ли ищущего смутят негативные отзывы.

Более того, если я натыкаюсь на отзывы человека, вкусы которого полностью противоположны моим, то внимательно смотрю что он оценил на 1-2, а ещё лучше накатал возмущенную рецензию. Таким макаром я уже обнаружил несколько интереснейших книг, например Лицо неприкосновенное Владимира Войновича, о романе я до этого ничего не знал, пока не наткнулся на флибусте на комментарии к нему, в которых отжиг идет по полной. И сожаление о том что автор до сих пор жив, и рекомендации посетить психоаналитика или сразу перейти к лоботомии, и желание надрать морду автору. А в итоге — для меня это самая смешная книга 2017, когда сидел на остановке и читал её, ни мог никак сдержать смех, подозреваю что сидящая рядом женщина подумала что я ненормальный :)


Я у Войновича читал только "Москва 2042", помню что книга показалась смешной (даже чересчур для антиутопии), но и отвратительной тоже. И так не разобрался, пишет автор поверхностно или глубоко.


Я в этом месяце выбирала между двумя постмодернистами. В итоге остановила выбор таки не на этом, а на Пинчоне. Вижу, что было затейливо. 8)


Для меня выбора не стояло, я давно хочу почитать Пинчона, но начать знакомство не с этого произведения. Хотя бы с Радуги тяготения.
Все же, думается, Эстерхази - писатель уровня гораздо более мелкого, чем Пинчон, и ваш выбор правильный)


Мне тоже кажется, что у Пинчона не следует начинать с «Края навылет». Я уверена, что мне бы больше понравилось в этой манере, но несколько другая тема.