Больше рецензий

13 мая 2018 г. 16:54

2K

5

Небольшая повесть о школьниках-шестиклассниках Я впервые прочитала её уже довольно много лет назад, а недавно наткнулась на имя автора, вспомнила и решила перечитать. Я очень люблю такие вещи. Это литература на стыке детской и взрослой — и школьникам будет интересно, и взрослым, потому что как-то так написано, что с одной стороны читается очень легко, увлекательно, а с другой — нет никакой нарочитой «детскости», никакого заигрывания. Кажется, будто автор размышляет о своём детстве, он хорошо помнит себя, свои мысли, ощущения, но всё же он уже взрослый.

В центре повести — размышления о том, как быть, если рядом совершено что-то неблаговидное, неправильное, а может быть, даже то, что можно назвать преступлением. Нужно ли обязательно расследовать — и какими методами? Казалось бы, да, нужно добиться справедливости — но вдруг оказывается, что некоторые методы следствия приводят к ещё большему напряжению, к новым несправедливостям и даже к новым преступлениям. Забыть, сделать вид, что ничего не было? Продолжать жить по-прежнему, чтобы не подвергать подозрению всех остальных? Но поступок, оставшийся безнаказанным, тащит за собой следующий, а потом ещё и ещё. И всё-таки, кто же имеет право судить? Только специально выученные люди, у которых не только образование, но совесть особая (увы, мы уже знаем, что далеко не всегда эта «особая совесть» работает во благо)? А если нет возможности обратиться к этим специальным людям? Всё-таки приходится иногда брать на себя право судить — и очень трудно сделать это по справедливости.

А ещё интересный момент — из каких мелочей может вырасти преступление. И как трудно выйти из этого круга, даже когда уже хочется остановиться, а страх разоблачения всё равно толкает дальше. Интересная, очень интересная всё-таки повесть. И хотя написана она была в советское время, на мой взгляд, вполне читается и сейчас — нет в ней какого-то особенного пионерского отпечатка, который сейчас уже трудно воспринимается современными детьми.