Больше рецензий

23 мая 2018 г. 21:27

5K

5 Коммунизм и гендерный солипсизм

Главная героиня - коммунистка, домохозяйка, писательница и "свободная женщина". И хотя все ее интересы, радости и беды по существу вращаются вокруг вопросов отношения полов, радикальность постановки этих вопросов достигает совершенно неожиданной остроты. Казалось бы, крайности сходятся, и вечные темы должны выводить любого писателя за пределы его собственного пола, за пределы дихотомии мужское-женское в область некой общечеловеческой и несколько бесполой мудрости. Достаточно вспомнить романы Маргариты Юрсенар, Вирджинии Вулф или Эльзы Моранте. Но роман Дорис Лессинг совершенно иной, он ведет в ином направлении и к иным выводам. Да, женщина может быть и философом, и писателем, и мистиком, выходить за пределы себя, упорядочивать свой внутренний хаос (героиня использует для этого 4 разноцветных тетради) и вновь в него погружаться, но все это не выйдет и не должно выходить за пределы гендерного солипсизма, все достигнутые озарения остаются и должны оставаться с точки зрения мужчины чем-то женским, инопланетным. Мужчины и женщины - это не один биологический вид, а два разных, и у них два различных ощущения времени, истории, смерти, души, что делает их бесконечно чуждыми друг другу, а значит, чуждыми и себе самим.