Больше рецензий

10 июня 2018 г. 04:45

850

4

Никому бы не посоветовала читать эту книгу так быстро, как её читала я. Она очень тяжеловесная, но не в плане понимания: слог у неё непростой, многослойный, путанный. Мысль же Барта вполне ясна, особенно, если уже есть какое-то представление о его теологии. Конкретно эта работа относится к раннему периоду его творчества, к методу негативной диалектики. Обычно я не придаю такого большого значения тому, какой конкретно метод применил автор в своей работе, но "Послание к Римлянам" я читала именно для этого, поскольку очень неожиданно и в самый последний момент решила сделать в своём дипломе главу, посвящённую диалектике Барта.
Любопытно, что эта работа называется именно "Послание к Римлянам", а не "Комментарий на послание к Римлянам". Кажется, в оригинале тоже нет слова "комментарий". По-моему, это точно соответствует положению дела: в этом комментарии Барт словно заново переписал послание Павла к римлянам на языке своей теологии. Неспроста он столько раз заново, полностью (!) переписывал эту книгу, она пережила множество переизданий и редакций. Очень трепетно к ней относился. В одном из предисловий Барт и сам признаётся, что писал эту работу словно в безумстве и опьянении. Действительно, её огромный текст (более пятисот страниц) написан будто на одном дыхании и очень вдохновенно. Но мысль Барта всё равно, на мой взгляд, изложена весьма специфически, читать непросто, но при этом не скучно. Так что это интересный опыт чтения такой гипнотизирующей книги.
В данный момент я читаю ещё одну работу Карла Барта и она совсем иная, хотя это тоже комментарий-интерпретация. Поэтому я могу заключить, что "Послание к Римлянам", видимо, уникальный опыт в теологии Барта. Но если очистить его от налёта именно авторской индивидуальности, то останется явный Лютер с примесью Кальвина, метода Кьеркегора и немного Ясперса.

Комментарии


Как это вы определили, что Ясперса "немного"?


Во-первых, потому что "Послание к Римлянам" - довольно самобытное произведение, закладывающее основы всей теологии Барта. Но в нём также очень сильна протестантская мысль, поэтому влияние Лютера и Кальвина велико, может быть, ещё - Кьеркегора, но по поводу отсылок к Ясперсу - можно сказать, что их немного, как, например, и к Ансельму, к которому он только впоследствии обратится.
Во-вторых, методы экзистенциальной философии (а именно Ясперса) в творчестве Барта раскроются всё-таки наиболее очевидно в "Церковной догматике", а в "Послании" их можно увидеть в главах о Церкви, коммуникации верующих, миссии Христа, о чём речь идёт только в конце книги.