Больше рецензий

14 июня 2018 г. 02:44

667

4.5

На этой книге я пока останавливаюсь с чтением Карла Барта. Это - ещё одна использованная мною для диплома литература, пример позднего творчества Барта и просто очень лёгкий и приятный сборник. Лекционный формат делает чтение размеренным и позволяет продуктивно усваивать информацию - я давно уже заметила, что этот формат подходит мне больше всего.
Так как лейтмотив этого произведения - теология и её актуальность, работа теолога и предпосылки к богословию, то, конечно, первым делом мне вспоминается похожий труд Йозефа Ратцингера "Сущность и задачи богословия", который я восприняла гораздо хуже то ли ввиду плохого перевода, то ли ввиду недочётов внутри самого произведения. В общем, Ратцингер и Барт в данном случае - это земля и небо, настолько хороши оказались лекции второго, во многом сильно перекликающиеся с моими собственными размышлениями по поводу занятий теологией.
Барт как раз говорит о том, что теология - это долг верующего перед Богом, который не может рассматриваться лишь как профессия или служить достижению каких-либо благ. Это вполне очевидно, но важно то, как именно он об этом говорит, потому что язык у него чарующий. Кроме того, мне особенно понравились те места, где Барт рассуждает об одиночестве теолога в миру, особенно в сфере профессий. И также о том, какой утомительной кажется теология в качестве академической дисциплины, но при этом - какой свободной она может стать, будучи вдохновенной призывом Бога. И здесь вновь возникает известная схема Барта: это не человек обращается к Богу, но Бог заставляет человека обратиться к Нему.
После трудов К. Барта мне намного больше стал интересен протестантизм и теология Лютера, что меня очень радует.

Комментарии


Скажите пожалуйста, а если попытаться рассмотреть совокупность теологии 20 - начала 21 веков, где больше сущностных открытий, смысловой глубины, в православной, католической или протестантской теологии? Или конфессиональная классификация тут совершенно бессмысленна?


Открытий в теологии, наверное, вообще не может быть - могут быть только новые мысли на старые темы, а открытия, если и существуют, то скорее в социально-церковной сфере. Например, открытием может стать постановление женщины на роль пастора, что происходит в некоторых протестантских церквах.
Я не знаю, в какой из конфессий мысль наиболее ощутимо себя проявила в предложенном Вами временном промежутке. Я вижу, что как со стороны протестантских, так и со стороны католических теологов выходит много работ. Среди православной литературы чаще всего встречаются исторические или экзегетические труды.
В XX веке все три конфессии по-своему отреагировали на исторические потрясения. Со стороны католичества можно отметить II Ватиканский собор и всю ту литературу, что ему сопутствовала, возникновение "теологии освобождения", раскол в католической Церкви и, как следствие, появление таких неформальных католических мыслителей как Г. Кюнг. Начала прослеживаться тенденция к экуменизму, со стороны протестантских мыслителей тоже. Например, тот же К.Барт сперва критиковал католичество и либеральную протестантскую теологию, перешёл к так называемой неоортодоксии, а затем и сам начал сближаться с другими конфессиями и в целом поддерживать идею экуменизма, на него в этом повлияли как католик Э.Пшивара, так и православный богослов Г.Флоровский. Так что можно сказать, что на данный момент обе эти Церкви довлеют к экуменизму и к идее объединения в качестве единой общины Христа. В православии я такого не замечаю, оно по-прежнему очень идеологизировано. Хотя не могу ничего сказать насчёт греческого православия на данный момент.
В начале XX века появилось много важных и интересных трудов православных мыслителей, но это не строгое русское православие, как Вы понимаете, поскольку речь идёт, например, о П.Флоренском или о С.Булгакове, к которым Церковь до сих пор относится с недоверием. У них, на мой взгляд, сильно прослеживаются элементы гностицизма и мистики. Но это интересный опыт, поскольку православная Церковь вообще не склонна к либерализации в отличие от других Церквей. Мне кажется, она больше ориентирована на предание, культ и почитание святых, чем на непосредственно богословие и церковные реформы.


А Вы сам как считаете?


Спасибо за ответ.
Я признаю свою крайнюю слабость в вопросах теологии, от того задаю, возможно, дилетантские вопросы. Главной проблемой теологии с моей кочки видится крайне малая осведомлённость в её нюансах среди массового читателя. Люди ещё не привыкли изучать теологию, может я и ошибаюсь, нужны талантливые популяризаторы, но я слышал, что настоящая теология всегда конфессиональна, экуменизм непродуктивен, пока в живой реальной жизни не сняты противоречия между церквами, не сняты отличия в догматике.
Если возможна конфессионально нейтральная теология центральной её темой должно стать, видимо, детальное изучение символов веры и исторических причин их отличий в православии, католичестве и протестантизме.