Больше рецензий

User_22

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

20 июня 2018 г. 19:17

1K

4

Было бы ошибочно думать, что наше мировосприятие ничем не отличается от такового у средневекового европейца: оно другое. Человек прошлого иначе смотрел на мир. Если мы этого не поймём, то можно навсегда распрощаться с попытками понять средневековую Европу, да и вообще что угодно. Книга французского историка-медиевиста Мишеля Пастуро призвана помочь нам разобраться в некоторых важных темах. К сожалению, "Символическую историю европейского средневековья" нельзя назвать общим трудом о символе. Она состоит из работ: а) — созданных ранее и не претерпевших изменений, б) — переделанных для книги, в) — новых, написанных специально для неё.

Казалось бы, символика — вещь понятная, нужная, интересная, однако по многим направлениям она до сих пор остаётся малоразработанной. Если кто-то до сего дня думает, что в науке о прошлом уже всё написано, а историки занимаются просто компиляторством, то будет возможность понять ошибочность этого. Пастуро то и дело говорит, что не знает ответа на тот или иной вопрос: необходима длительная работа многих специалистов, чтобы попытаться найти ответы. Выходит, "Символическая история" выполняет несколько задач: доступно и занимательно рассказывает о средневековой символике, что вполне придётся по душе широкой публике, и при этом даёт пинков и подсказывает интересные направления учёным. Начинается книга главой о самом средневековом символе, она помогает лучше понять специфику темы. Далее следуют блоки: животное, растение, цвет, геральдика, игра (шахматы, игра в короля Артура), эхо традиции (восприятие средневековья после того, как оно закончилось; здесь будет, например, глава об "Айвенго" Вальтера Скотта). Узкие на первый взгляд темы — скажем, судебные процессы над животными — оказываются широкими, позволяющими увидеть живое, насколько это возможно, средневековье.

Наверное, главная проблема "Символической истории" — это её возможная для какой-то группы людей частичная вторичность. Кто читал одну из историй цвета Пастуро заметит: многие из тем повторяются. Неважно, что "Чёрный" или любая другая книга появились позже "Символической истории" (2004), ведь известны-то они больше. Разумеется, тексты не идентичны. Блок "цвет" отличается от других его книг, но не абсолютно, то есть рядом с новой информацией вы будете получать уже известную ранее. Однако в "Символической истории" она более общая, чем в каждой из работ, где, затрагивая и другие цвета, автор был вынужден сконцентрироваться на каком-то одном.

"Символическую историю европейского средневековья" нельзя назвать идеальной книгой. Составленная из разных работ, она имеет неровности, иногда даже кажется, что самих символов как-то маловато. Меня вот разочаровала глава о короле Артуре. Есть заметное преобладании Франции, что естественно и, наверное, нормально, однако кому-то может не понравиться. И всё же, несмотря ни на что, это хорошая книга. Ходить по неизведанным областям труднее, но тем ценнее труд. Может быть, потом появятся более качественные работы о средневековой символе. Так непременно и будет. Но уже сейчас у нас есть книга Мишеля Пастуро, которая важна для специалиста и может быть интересна широкому читателю.

P. S. В 2017 вышло переиздание (впервые на русском в 2012). Собственно, его я и читал, однако недавно по непонятной мне причине оно исчезло из интернет-магазинов. Надеюсь, вернётся. Издано же качественно. Имеются пояснительные примечания переводчика и редактора. Есть вклейка с цветными иллюстрациями, на которые в нужных местах текста стоит ссылка.