Больше рецензий

13 июля 2018 г. 10:43

594

4.5

Когда вечность выбирает тебя — это ад.
А о нашем выборе никто не спрашивает.

Однажды в Нью-Кройдоне, городе, стилизованном под викторианскую Англию, в результате экспериментов с механикой и магией вуду у семьи Баллантайн появляется уникальное умение - оживлять мёртвецов. Пусть возвращённые немы, пусть некоторые части их тел заменены на трубки и шестерёнки, а работает вся эта конструкция на топливных брикетах и энергии пара, достижение всё равно весьма выдающееся. И воображение тут же рисует радужные картины светлого будущего, но нет - нас очень быстро возвращают в мрачную реальность.
Строится целая фабрика, и город наводняют живые куклы, которые помнят. Помнят всё и чувствуют всё. Куклы, которых тем не менее не признают равными человеку и используют, не считаясь ни с какими нормами морали - тихих, покорных, неутомимых, ничего не требующих взамен. Всё так просто и так невыносимо грустно... Эгоизм, жажда наживы и нетерпимость к тем, кто отличается от нас - часть человеческой природы, увы. Наверное, поэтому мы вечно превращаем любое техническое достижение во что-то чудовищное и извращённое. А потом ещё обязательно вмешается государство со своими интересами - система, с которой не торгуются, которая глуха к бедам и мольбам отдельных маленьких людей-шестерёнок, и станет ещё хуже.
Вот и в "Игрушках дома Баллантайн" описывается история столкновения одного технико-магического достижения и извечных пороков человечества, история, жутковатая в своей предсказуемости и обычности для нашей цивилизации. Здесь свои злодеи и свои герои, чья сила духа и способность к самопожертвованию поражает, свои горькие поражения и свои победы. И несмотря на гору изведённых бумажных платочков, оторваться от чтения было просто невозможно, настолько этот печальный роман прекрасен. У Анны Семироль получилась масштабная, невероятно атмосферная и, безусловно, трагичная сага о нескольких поколениях семьи Баллантайн, мечущихся от гениальности до чудовищности и причудливо комбинирующих чудеса механики и тёмное искусство вуду, новейшие научные открытия и оккультные знания. Пробирает до глубины души.
Единственное, третья часть книги, на мой взгляд, лишняя. Она описывает уже совсем другие времена, стоит немного особняком в плане сюжета, да и эмоциональное воздействие сильно слабее. Если первые две части - единая, цельная история о тёмной и светлой сторонах души, поднимающая множество общечеловеческих вопросов, то третья - это уже просто про людей, заигравшихся с огнём - от скуки и просто потому, что могут. Первые две - это что-то в духе XIX века и стимпанка, а третья описывает существование в эдакой более или менее современности вуду с их лоа, големами и гри-гри. А что касается эмоционального восприятия, героям первых двух частей книги - Брендону и тем, кто был рядом с ним - невозможно не сочувствовать всей душой, не болеть за них - все происходящие трагедии, вся эта борьба за справедливость, за свои права - это всё и было их жизнью, и иначе было никак нельзя. А герои третьей части в большинстве своём сами себе злобные Буратино, сами сдуру наворотили проблем и разгребают, поэтому так остро воспринимать их у меня уже не получалось.

Прочитано в рамках игр Собери их всех и Книжное государство.

Комментарии


Единственное, третья часть книги, на мой взгляд, лишняя.

Абсолютно согласна! Тот случай, когда хочется перечитать, но остановиться после второй части и сделать вид, что это и есть конец.