Больше историй

11 октября 2014 г. 07:27

101

О постижении.

Семи лет влюбилась. Накануне в воскресенье выбирались с мамой в город и зашли в книжный. "В город", потому что четыре остановки ниже Зеленого Базара были в моем детстве местом, из которого "хоть три года скачи, ни до какого государства не доедешь". С инфраструктурой в виде школы, садика и автобусной остановки и многообразием очагов культуры под вывеской: магазин "Продукты". Так вот, чего-то нужно было, съездили в центр и на обратном пути уже в букинистическом отделе мама купила под картонной траченой жизнью обложкой "Рассказы о Шерлоке Холмсе". Юному эстету, каким была к своим семи, книжка активно не понравилась. Страницы шероховатые наощупь и картинок нет, картон волокнистый, фи.

В понедельник мы проспали. Никогда такого не бывало, а тут... Мама вовремя не проснулась, читала всю ночь. И по частично совпавшему пути (обычно в разное время из дому уходили), задыхаясь на бегу, рассказала "Пеструю ленту". С этого начался мой Холмс. При воспоминании о первом классе, не школа перед глазами и не лучшая подруга Таня, а вот это. Желтый круг света от настольной лампы, взгроможденной на кровать, ошутимое тепло ее колпака и книга с желтоватыми шероховатыми страницами в круге. И он, человек, в котором все мужчины, необходимые для счастья в жизни и не бывшие в ней. Старший брат, отец, наставник. Бог. Да, вот так и именно так.

В трагический хаос мира, не менее болезненный от того, что неосознаваемый, вошла упорядочивающая гармония. Понимание: все подчиняется неким законам, зная которые, ты не слеп. Как все вокруг. Можно стать на порядок сильнее и видеть скрытую суть вещей, и ясную картину, где другие - детали; и предвидеть развитие событий. И помогать тем, кто не может. "Помогать" было ключевым, не "стать выше". Не знаю, почему, каждый свою внутреннюю глубинную суть несет, свое здание мировой гармонии. И встраивает в него необходимые вещи. Ливанова нежно люблю, но не Холмс мой, очень удачное воплощение. Он океан, который меньше Вселенной.

А в четырнадцать выдалось лето драматургии. Не в смысле особой драматичности событий. В том, что проводила его в обществе старшей сестры из Ташкента у бабушки и Зухра, девочка-смерч, девочка-звезда, одержима была тем летом пьесами Шекспира. И я читала все то же, что взбаламошный мой кумир. Отдавая приоритет комедиям, разумеется. Только "Ромео и Джульетта" из трагедий тем летом прочитаны. "Гамлет", "Макбет", "Лир", "Отелло", "Буря" позже, с другими не спозналась и по сей день. Но фейерверк впечатлений от читанной пьесы, который может быть куда ярче ее сценического и даже экранного воплощения, он вспышкой со мной и сейчас.

Правда-правда, ни один из театральных или кино- "Снов в летнюю ночь" не сравнится с тем, что видела, читая. С год назад в комиксе Нила Геймана "Песочный человек" столкнулась с такой примерно силы культурным шоком у мифологических созданий, перед которыми Шекспир и другие актеры театра "Глобус" разыгрывают помянутую сцену. "Это ведь мы!" Примерно так. Но вернемся, комедии Шекспира закончились, а читать пиесы хотелось. Благо, библиотека у бабули хорошая и дальше был Шоу. "Пигмалион", как иначе?

Что, думаете история Золушки? Д-да, наверное. Но..., ну конечно Хиггинс. Профессор, который поговорив несколько минут с человеком, расскажет вам о нем все. Еще одна ипостась Холмса. Любви не случилось, изощренный четырнадцатилетний человек менее чувствителен к ее стрелам, чем одинокий семилетний. Да и, это было просто приветом, еще одним этажом в здание мировой гармонии. Они будут случаться потом. Мужчины, упорядочивающие мировой хаос. Персонажи. Вживую не довелось.
Как-как там Шерон Стоун сказала: "Мы сами стали теми парнями, за которых в юности хотели выйти замуж"? Работай, деточка.

Комментарии


Э-эх, я в свои семь лет Незнайку в Солнечном городе читала))


Незнайку на Луне. Долго. С семи до одиннадцати. С черно-белыми иллюстрациями. Скуперфильда там обожала.


Обложка тускло-зеленая?

Скуперфильда вобще не помню. Воздух в бутылках продавать считаю аморальным занятием))


Нет, у моей книги обложка была голубой с рисунком. Незнайка, ракета, кажется. Не очень помню заглавного, но сотни разбросанных прямо среди текста иллюстраций, совершенно замечательных - да. А, еще первый в моей жизни рекламный слоган: Жалеть не будут коротышки. И не потратят время зря. Коль будут покупать коврижки. Конфетной фабрики "Заря". И еще Пончик, как он стал соляным монополистом на Луне. А Скуперфильд был редкостной сволочью и неряхой, но вот этот патрет в профиль помню до сих пор. Вы что, целый пласт жизни. И "Солнышко!" А воздух в бутылках не помню


сотни разбросанных прямо среди текста иллюстраций

Иллюстрации Г. Валька, быть может?

незнайка_1

незнайка_2

Мне тоже Скуперфильд очень-преочень нравился. Вот прямо выделяла его среди других персонажей ^^


Они самые. Спасибо. Второй раз за утро вспоминается название одной книги. "Сентиментальное путешествие на двухместной машине времени"


Есть такая. На полке стоит :) Всё не доберусь прочитать, хотя автор из любимых.


А вы добирайтесь. Правда, не помню, что у меня под этой обложкой. "Мост Ватерлоо", кажется был. Что-то не находится, отдала кому-то и замылили, скорее всего.


Доберусь. В 2015-м :)
У меня такая . В букинистике потому что купила. А "Мост Ватерлоо" (вообще из любимейших и гениальных) — в составе двухтомника "Опоздавшие к лету" (очень дорогой подарок от близкого человека).


У меня такая же была. Мне никто не дарил. Пытались, вернее, как раз такой двухтомник в благодарность, там долгая история. Не приняла, а зачем? К тому времени все уже было разрозненно куплено. "Приманку для дьявола" только не могу припомнить на бумаге. Кстати, эта повесть была первым, прочитанным мной онлайн еще тогда по жутко дорогому карточному интернету.