Больше историй

18 апреля 2016 г. 18:04

298

Тяжело быть романтиком в наше время!
Поехал на днях с друзьями отдохнуть на природу, в Самарские леса. Как обычно, взял с собой томик стихов Шелли.
А поскольку у меня почти ритуальный подход к искусству ( например, Фет плохо читается в жару - по Ходасевичу-, Достоевский волшебно читается осенью, под Дебюсси хорошо идут стихи Лорки и картины Писсарро..), то и тут я решил окружить стихи Шелли той аурой контекста, из которого они и вышли.
В детстве я любил смотреть на стихший мир сквозь разбитые цветные стёклышки. Когда вырос, такими "стёклышками" для меня стали стихи. Выбрал я стихи, наиболее подходящие к тому глухому месту, на которое я набрёл : широкие солнечные лучи похожи не то на призрачные стволы падающих деревьев, не то на лучи, пронизывающие податливую голубую глубину вод.
Читаю я, значит, "Лесник и соловей". Вдруг захотелось просто обнять дерево, послушать всем телом, как оно, словно пленная дриада, обморочно шарит ветвями в голубой вышине. И что же из этого вышло ? Я подцепил клеща от этой "дриады". Парни и девушки тут же стали осматривать друг друга, приближаясь к идеалам вольнолюбивой шеллиевой любви.
Вечером всех охватили "фантомные почёсывания", ̶п̶и̶к̶ ̶к̶о̶ш̶м̶а̶р̶о̶в̶ ̶к̶о̶и̶х̶,̶ ̶б̶ы̶л̶ ̶с̶о̶п̶р̶я̶ж̶ё̶н̶ ̶с̶ ̶"̶п̶р̶и̶ч̶и̶н̶н̶ы̶м̶и̶ ̶"̶м̶е̶с̶т̶а̶м̶и̶.̶
Ночью, хмельные "Паны" обнимали своих дриад. Звёзды вскипали лёгкой пеною сирени. Звезда Венера выходила из розовой пены...

Ещё Бальмонт подметил, что поэзия Шелли по лёгкости и воздушности письма похожа на картины Боттичелли и Россетти : влажный кокон кисточки расцветает на бумаге нежнейшим, крылатым росплеском красок.
Стихи вообще похожи на бабочек искусства, стихи же Шелли похожи на тех удивительных бабочек с каллиграфической тонкостью мимикрии (словно бы отражающей не только прожилки листа и схваченный тлением его краешек, но и те "стигматы" дырочек, которые оставляют на листе жучки и осеннее солнце) о которых ещё Набоков писал, что таких тонкостей не замечают враги бабочек : это чистое искусство для искусства, "художественная совесть природы"!
Страстность мысли Лермонтова, тёплое слияние образа со словом у Есенина, Фетовский импрессионизм мысли...нашли в поэзии Шелли удивительное сочетание : эллинизм, индийская космогония и пантеизм.
Это не простое обожествление природы и желание с ней слиться. Шелли фиксирует сам миг слияния чувства с душою природы, добиваясь удивительных словесных миражей.
Природе не хватает совсем чуть-чуть, чтобы договорить свою душу. Душа в ней похожа на сны. И вот творческие сны таких поэтов как Шелли, собой договаривают душу природы, рисуя её сны : сны становятся душой. И в отличии от других поэтов, Шелли не навязывает свои сны и душу природе.
Поэты - медиумы, вызывающие душу природы.
Правда, Шелли иногда прибегал к опиумному "допингу" а-ля По и Бодлер; но такие ирреальные шедевры как " Сон Марианны" и "Морское видение", говорят лишь о том, что мир не только сон, но что и в этом сне есть свои сны во сне, в лабиринтах ложных пробуждений которых мы уже давно плутаем.

Проснуться, и увидеть высокое небо над собой, в которое по инерции продолжает сладко падать душа.
Проснуться на жарком лугу; перевести взор на вспотевшую ладонь - сверкающие паутинки линий.. В центре ладони - влажный и круглый блеск : стигматы солнца. И над всем этим сверканием замер мотылёк... Или это небо и этот мотылёк - её глаза ?

Шелли, в своём гениальном "Адонаисе" ты воспел смерть Китса, но кто воспоёт твой гений, твою гибель и жизнь?
Да, тень твоего образа и поэзии есть и в "Аде" Набокова, и в "Поэме без героя" Ахматовой, и даже в " Бремени страстей человеческих" Моэма ( правда, в главном герое сошлись три образа : Шелли, Байрон, Китс), но этого мало.. Неужели о тебе всё ещё поёт пена цветов и западный ветер ?
картинка laonov
Роман Величко - Парусники