Больше историй

28 сентября 2016 г. 19:32

316

Про прообразы чеховских персонажей

Это больше информационная заметка, взгляд в прошлое. История написания А.П. Чеховым рассказа "Порыгунья" многим известна, некоторым - нет. История о тех людях, с которыми автор был знаком лично и с кого, по всей вероятности, и были списаны персонажи его произведения. Многим это будет интересно.

Известно, что Чехов на протяжении долгого времени был вхож в дом Кувшинниковых и общался с другими гостями этого семейства. Ольга Ивановна внешне напоминает Софью Петровну Кувшинникову (Сафонову), которая, подобно героине рассказа, занималась музыкой и живописью, и чья манера речи, отображенная в письмах и дневниках, очень напоминала речь Дымовой. Их сближает общность взглядов и настроений, манера поведения, горячее желание окружать себя "интересными людьми".

Завсегдатаями вечеров, которые устраивала Софья Петровна, были живописцы Алексей Степанов, Николай Досекин, Фёдор Рерберг, артисты Большого и Малого театров, писатели, поэты. Хозяйка дома, как и героиня "Попрыгуньи", ездила с художниками на теплоходе по Волге и брала уроки рисования у Левитана.

Рябовский в первоначальной версии рассказа имел весьма заметное сходство с художником Левитаном. Однако в процессе редактирования Чехов внёс изменения в образ героя, стремясь как можно дальше отвести друг от друга Рябовского и его вероятного прототипа. Но некоторые черты, присущие художнику, всё же остались: томность, обозначенную Чеховым как штрих к портрету Рябовского в рассказе и наблюдал у Левитана - в жизни. Также автор сосредоточил внимание на резких и быстрых сменах настроения, депрессиях и меланхолии, которые были свойственны и герою, и его прототипу.

У Осипа Дымова мало схожего с Дмитрием Павловичем Кувшинниковым, рядовым врачом без блестящих перспектив в науке. Прообразом мужа Ольги Ивановны скорее всего являлся другой доктор - Илларион Иванович Дуброво. На это указывают и общие научные достижения (Дуброво, как и Дымов, защитил диссертацию), детали врачебной практики и  сходство фамилий ближайших друзей (у Дымова был коллега Коростелёв, у Дуброво - Костырев).

Оказавшись в любовном треугольнике, Кувшинников вёл себя точно так же, как Дымов в "Попрыгунье" - догадываясь об отношениях жены и Левитана, он "молча переносил свои страдания" или, как утверждала Софья Петровна, "бескорыстно, отрешась от своего я, умел любить".

И несколько слов об остальных персонажах и их прообразах: Лаврентий Донской ("певец из оперы"), режиссёр Александр Ленский ("артист из драматического театра"), беллетрист Евгений Петрович Гославский ("молодой, но уже известный литератор"), граф Фёдор Львович Соллогуб ("дилетант-иллюстратор и виньетист").

Вся московская богема обсуждала вынесенный на публику сюжет из реальной жизни, рассказ Чехова называли клеветой и оскорблением, а Левитан собирался вызвать автора "Попрыгуньи" на дуэль.

картинка Decadence20

А. Степанов. Слева – "И. Левитан и С. Кувшинникова на прогулке в Плесе". Справа – "И. Левитан и С. Кувшинникова на этюдах", конец 1880-х гг.

Ветка комментариев


Это да)