Больше историй

28 апреля 2017 г. 22:05

2K

Роден!

В ноябре 2016 в поездке в Париж посетила музей Родена. Почитай, говорят, книжку - так в музее тебе будет гораздо интереснее! Но кто слушает советы за неделю до поездки?
Под редкие комментарии человека эту книгу читавшего неспешно прохожу музей, разглядывая скульптуры, просматривая непонятные мне иностранные надписи и улавливая обрывки фраз, доносящиеся от гидов.
"Бронзовый век" (скульптура работы Родена) - противоречивая штука, вещает гид заинтересованным слушателям в одной из первых комнат музея. Слишком раздетый, считали современники, и вообще больше на слепок похож.
Праздно рассматриваю бронзового чувака - ну, неплохая скульптура.
В следующей комнате на постаменте стоит мужская голова и чертами лица напоминает наемника из одного популярного сериала. Это Биби, Человек со Сломанным Носом, одна из первых работ Родена - работа, которую когда-то не приняли в парижский Салон.
Прохожу много комнат, вижу много работ, а запомнились почему-то руки, много разных их там было, а еще изображение старухи, которая когда-то была молодой - "Жена оружейника, та что была прекрасной Ольмиер" - прекрасное название.
Покончив с музеем, под теплый ноябрьский дождь (и это не издевка!) прохожусь по обширному саду. Там неподалеку от входа стоит Мыслитель, известный всем и даже мне. Угголино, пожирающий детей - герой Данте и несостоявшийся элемент врат Ада. А еще есть там и сами Врата Ада, и Граждане Кале, и Иоанн Креститель... и всё то, что так равнодушно осмотрела и прошла мимо, и что так сильно хотела бы увидеть сейчас.

Вскоре начала читать биографическое произведение Дэвида Вейса "Нагим пришел я в этот мир". Ну почему я не прочитала эту книгу раньше? Придется снова ехать в Париж и новыми глазами смотреть на скульптуры, свидетелем создания которых становилась на страницах книги. Весьма занимательным оказалось параллельно гуглить все встречающиеся работы и думать "ага, так вот это что такое, так вот значит как оно выглядит", а потом "ба, да я же это видела своими глазами!".

Так кто же такой Роден в описании Вейса? Мальчик, плохо видит, бедно живет, есть две сестры и мама с папой. Папа хочет, чтобы Огюст стал клерком, а Огюст хочет поступить в академию и творить. Так и начинается долгий путь борьбы Родена за себя как за скульптора.

Особенно хочется отметить невероятное упорство Родена в стремлении добиться нужной формы - сколько раз переделывались казалось бы уже завершенные работы. Сколько вариантов одной и той же работы создавалось прежде, чем выбирался окончательный вариант, который, впрочем, мало удовлетворял Родена, ведь всегда можно сделать лучше! Тем и объясняется, наверно, так и не завершившаяся работа над Вратами Ада, или годы трудов над Бальзаком... и много других незаконченных работ, о которых нам, широкой общественности, даже не известно.

О, сколько раз на месте Родена отступил бы любой заурядный человек, да так бы и остался никем. Но Роден упорно шел вперед, потому что ничего другого для него не существовало - Роден и скульптура, Роден и творчество. Правда имело место быть еще "Роден и женщины". Этой теме посвящена довольно значительная часть произведения. Роден милостиво позволял прекрасным дамам находиться рядом с ним, но никого рядом с собой насильно не держал. Ну и вышло так, как вышло - Роза, Камилла, а еще многие другие. Шла жизнь. Смерть Мари, церковь, Человек со сломанным Носом, Роза, Салон, друзья-импрессионисты, Бронзовый век, мастерские, ученики, Камилла, Врата Ада, Гюго, Бальзак, Дрейфус, Всемирная Выставка... Отель Бирон. Свадьба. Конец. В конце книги - завещание.

Книга может прийтись по нраву не только моим коллегам - праздным экс-посетителям музея Родена, но и молодым творческим личностям, которые еще не до конца осознали, что если с должным усердием копать в одном направлении, то успех не заставит себя ждать.

картинка thisis4q8