Больше историй

6 февраля 2018 г. 11:08

705

Я мужик, белорус, пан сохи и косы.

Если мне среди жизненной суеты и трудовых будней удается хоть на несколько дней оказаться в Минске, я всегда стараюсь хоть на один вечер заглянуть к моему уже пожилому дяде с его женой. Однажды, в один из таких визитов, после вкусного ужина, мы, как водится, сели и завели неторопливый разговор обо всем на свете : говорили об урожае, огороде, общей деревенской родине, о родных и близких – умерших и живых. Потом перешли на политику, экономику, затем на культуру, музыку , балет.. Речь конечно же зашла о любимых прочитанных книгах.
- Ты знаешь, я очень люблю книгу Реймонта «Мужики», часто беру ее в библиотеке и перечитываю, - сказала тетя.
-А кто это, и что это за книга, -недоуменно спросил я.
Тетя объяснила. «Батюшки святы, простите мое невежество!». Нет, я слышал такую фамилию, знал ,что в моем родном городе есть улица Реймонта, но мне всю жизнь казалось, что это либо какой-нибудь латышский стрелок, либо герой Парижской коммуны). Я был крайне заинтригован и заинтересован. Я начал активно искать эту книгу, но не тут-то было – ее не было ни в книжных магазинах, ни на блошиных рынках, ни на форумах и аукционах. В Беларуси ее не было!. Я уж было отчаялся, но этой зимой, разобравшись в нюансах международной торговли на Озоне, я нашел и выписал себе этот двухтомник. ( К слову роскошное издание 50х годов с золотыми буквами и тиснением на обложке.)
И вчера закончил читать это объемное произведение. Что сказать? Мысли противоречивые.
Начну с того, что мне в книге не очень понравилось. У меня сложилось впечатление, что хоть автор и родился в деревне, но как будто не жил в ней. Какие-то мелкие недочеты хоть и не портили картины в целом, но путались перед глазами, нарушая ее целостность. Ну например:
1.Птенцы ласточек никак не могут замерзнуть от первых заморозков, поскольку в это время нет уже ни одних , ни других.
2.Зимой, в метель никто дров не носит из леса, тем более напрямую по заснеженному полю.
3.Никто на деревне не будет поджигать свой сеновал!. Даже в припадке лютой ревности! Любое возгорание в те времена могло привести к уничтожению всей деревни.
4.В апреле не бывает зарослей крапивы и бурьяна.
5.В апреле не бывает ни гусят, ни цыплят.
6.В апреле не бывает зайцев с белыми спинами.
7. В мае не могут колоситься поля.
8.Не может быть одновременно жестокая засуха и богатый сенокос.. и т.д и т.п….
А еще меня удивило то, что книга эта вообще появилась в Советском Союзе. Тем более в пятидесятые годы. Во-первых, она очень религиозна, хотя образ ксендза предстает не в очень выгодном свете. Во-вторых, практически всеми главными героями являются де юре и де факто не мужики, а самые что ни на есть отъявленные кулаки!) Ну и в третьих, в книге нет-нет , а звучат иногда явные антироссийские ноты.
Теперь о сюжете. И не скажешь, что он очень сильный, и скажешь , что слегка затянут – не в этом по большому счету суть. Соглашусь с автором одного из приведенных здесь отзывов – главным действующим персонажем книги является земля!. Вокруг нее все вертится и все происходит – и горе , и любовь, и жизнь, и смерть, и радость.
И как ни странно , эта книга изменила где-то и мое мировоззрение. Я то грешным делом думал, что все у меня давно разложено по своим полочкам. Тем более в крестьянском вопросе!. Ан нет – устои покачнулись. Нет , я по прежнему считаю колхозную систему самой порочной и неудачной системой землепользования, я по прежнему считаю , что Польша и сегодня живет лучше нас всех за счет сохранившихся устоев на селе и частной собственности на землю.
Но! Но!! Как рассуждает один из героев книги – вот раньше, мол, в деревне было 20 дворов, а теперь 40.А земля осталась та же, и ее стало вдвое меньше на семью. А где ее взять? Не купишь ведь. Не за что и дорого! А если неурожай еще или засуха?. Вот так и появлялись на селе батраки, бедняки, безземельники или каморники, как их называли в книге.. И ведь никто не скажет, сколько их умерло от холода и голода, сколько сгубили болезни и каторжный труд перебравшихся в город. Поэтому никто не знает и никто не скажет, какой ценой стало нынешнее польское благосостояние…
Ну хорошо, а что у нас? Опять же, один из авторов отзыва на эту книгу пишет, что сложно определить время или эпоху, когда происходит действие в книге. И немудрено! Мое детство и юность прошли в деревне в 70х и 80х годах прошлого века , и я могу смело сказать , что деревенский быт ничуть не отличался от быта столетней давности – ровно такое же натуральное хозяйство, как бы дико это не звучало!. Ну а теперь , собственно, о самой земле.
Ежегодно колхоз выделял на одну семью 40 соток земли, где садилась картошка. Примерно столько же имелось у каждой семьи сенокоса. Примерно столько же было возле дома под садом и огородом. Плюс ежегодно колхоз выделял какое-то количество зерна и муки. Ну и ко всему прочему, потянуть чего-нибудь с колхозного поля никогда не считалось большим грехом по принципу : «Все вокруг колхозное- все вокруг мое!»). Что же семья имела из всего этого? Семья имела:
- одну, две коровы , а с ними бесплатное молоко, творог, сливки, сыр, сметану и масло;
-одну, две свиньи в год, а вместе с ними бесплатные сало, мясо, да колбасы;
- бесплатные овощи, фрукты и ягоды;
-бесплатные яйца.
Да, все продукты были ЭКОЛОГИЧЕСКИ ЧИСТЫМИ!!! Про вкус и говорить нечего. Представьте себе вкус окорока, который вялится на сеновале целый год впитывая ароматы скошенного сена… Представьте себе жареные каждое утро в русской печи картофельные блины да зажарку из колбасы домашней , яиц и сала заправленной мочанкой из свежих сливок.. Нет, не могу дальше писать – потекли слюнки!)))
Дрова не представляли какой-либо ценности, вода была своя, цены на электроэнергию были смешными. Смешным был и ее расход.. Баллона с газом хватало на год!.
Одним словом все то , что теперь в большинстве своем съедает почти весь наш бюджет- тогда было практически бесплатным!. Да, богатых не было. Но не было также бедных, нищих и безземельных. Да и уехавшая в город молодежь неплохо устраивалась.
Жили в общем весело и дружно. Родители работали в колхозе и получали не совсем большую, но и не совсем маленькую зарплату. Сдавали за деньги ягоды и приплод от животных. Денег хватало, чтобы одеться, обуться да отложить на черный день. Мы, детьми тоже ходили летом на работу в колхоз . За день можно было заработать хрустящую, зелененькую трешку, чего вполне хватало нам на карманные расходы. К чему я пишу все это? К тому , что в эпоху Брежнева крестьянство жило очень даже неплохо.. Жило бы и дальше , если был бы уклон в сторону частного сектора, если бы вовремя раздали землю во владение..Но, увы, все пошло не тем путем.. Деревня практически умерла…
Такие вот воспоминания и рассуждения всколыхнула во мне эта книга..Можно было бы еще написать и порассуждать о любовной линии романа, но не буду злоупотреблять вашим вниманием..
Остался для меня по прочтении один вопрос: «Почему тетя постоянно перечитывает эту книгу?».
Может быть потому, что пробуждает она в ней звуки и запахи своей родины, возвращая ее во времена детства и юности? Она всю жизнь мечтала и мечтает вернутся на пенсии в родную деревню и там прожить оставшуюся жизнь…
У меня эта книга таких ассоциаций не вызвала и перечитывать я ее , скорее всего , не буду , а вот прочитать один раз рекомендую. Особенно тем , кто родился и вырос в деревне…

Комментарии


Еда со своего подворья, конечно, экологически чистая, но однообразная. У меня в деревенском детстве на завтрак каждый день была яичница с жареным салом и картошка. Мясо, домашняя колбаса — только в определенный период, потому что кабана, как и другие сельчане, забивали раз в год. На ужин — суп. Разнообразия никакого, ведь даже некоторые виды круп были в дефиците.
Баночка шпрот и баночка майонеза по полгода хранились в ожидании праздника. Колбасу, которой тоже хотелось, завозили крайне редко. Из кондитерки в магазине — шоколад "Аврора" за 2 р. 50 коп. (не покупали — дорого) и три вида карамели.
Помню еще магазинные полки заставленные минеральной водой в стеклянных бутылках (ее не брал никто). В общем, крестьяне были заложниками дефицита.


Вчера по-моему прочитал, что если убрать из наших магазинов продукты , содержащие сою, пальмовое масло, ГМО, всякие Е, то советский дефицит покажется нам рогом изобилия)) Были летом гости из Москвы. Так они говорили , у вас ,де, колбаса хоть колбасой пахнет. А мне и наша белорусская не пахнет. Пахнет лишь та , которую сам сделаю, да возле печки подсушу)) Да, стол наш в те годы явно не блистал изобилием и разнообразием, но Боже мой, как же хочется туда вернутся и ощутить тот вкус и есть каждое утро драники с яишенкой или омлетом) Кстати, все те нехитрые блюда в нынешнем моем исполнении пользуются огромным успехом у детей и друзей))


Ну, мне в этом отношении проще. Когда приезжаю к маме, как раз, такое меню и получаю.


Ну , дай Бог здоровья Вашей маме!


Спасибо!