Больше историй

22 сентября 2018 г. 00:06

2K

Я читаю про вампиров. И мне не стыдно! Почему стыдно вам?

Признаюсь, добровольно я бы не читала о вампирах. Тема вампиров - это мое книжное предубеждение, с которым я даже не хотела разбираться 
(FreziG - из рецензии на книгу Брэм Стокер "Дракула")

простите,очень стыдно...
(Curly_ira - из рецензии на книгу Стефани Майер "Сумерки. Новолуние")

Тему вампиров в литературе я изучаю давно — прочитала уже очень много и самого разного, еще больше всякого разного держу в планах, близких и не очень, внимательно слежу за новинками жанра, и не менее внимательно за книгами уже подзабытыми, но внезапно порой возникающими из небытия на волне мэйнстрима, с удовольствием также хожу на разные литературные конкурсы, почитать новых авторов, с интересом просматриваю литературные обзоры маститых критиков, различных исследователей вампирической литературы и не менее увлеченно отзывы обычных читателей на самых разных ресурсах, в том числе и на полюбившемся ЛайвЛибе.

Недавно я вдруг осознала, что в ноябре этого года исполняется десять лет с даты выхода на экраны первой части киноэпопеи, снятой по саге Стефани Майер «Сумерки». Фильма, после которого, кто бы что ни говорил, мир ненадолго, но основательно сошел с ума! Одни поголовно и безоговорочно пали жертвами незатейливых чар этой вампирской истории, влюбившись до сверкающих звезд перед глазами, другие, исходя ядом и желчью, навсегда записались в ряды непримиримых врагов и вампироненавистников, до не менее сверкающих звезд перед глазами вызверяющихся лютой злобой при любом упоминании нашумевшего бестселлера.

Сейчас я напишу то, о чем ниже буду критически отзываться сама, но сделаю это не в качестве самооправдания, а как оговорку, чтобы подчеркнуть свою позицию лишь наблюдателя в вопросе, который подняла в эпиграфе к этой истории, а не сторонника той или иной партии читательского лагеря саги:
Я не являюсь поклонником творчества Майер. Я не влюблена в «Сумерки». Образ романтического вампира, растерявшего всякую фольклорность, инфернальность, смертоносность, кровожадность и флер тлена, присущие вампиру классическому, отныне навсегда противопоставляемому очеловеченному и обеленному клыкастому метросексуальному лапушке с томным янтарным взглядом, настолько далек от моих предпочтений, насколько только возможно.
Тем не менее, я прочитала все книги серии с благосклонностью и до сих пор не изменила своего мнения о них: считаю «Сумерки» вполне приличным представителем вампирической литературы в своей поджанровой нише, с которого, безусловно, не стоит начинать знакомство с вампирической литературой, но который ни в коей мере не заслуживает того негативного к себе отношения, каким наградили его обстоятельства. Именно поэтому я с большим интересом слежу за судьбой саги и тем, как она бередит сердца людей на протяжении уже десяти лет. И, доложу вам, наблюдать за этим процессом чрезвычайно занимательно.

Уже тогда в ныне далеком 2008-м году меня умиляли посыпавшиеся, словно из рога изобилия, гневные тирады отдельных читателей, обрушивавших тонны высокоинтеллектуального дерьма в своих критических отзывах на несчастных сверкающих клыкастиков и влюбленную в них по уши малолетнюю дуреху Бэллу Свон. «Как это можно читать? Какой ужасный, бедный язык! Какой примитивный сюжет! Какая глупость, тупость, чушь и мракобесие!» — взывали к замутненному разуму почитателей саги эти истинные ценители истинной литературы с томиками Сенеки, трепетно прижатыми к возмущенно вздымающейся груди.
Забавляет меня такой подход и по сей день, когда к литературе развлекательного плана в жанре young adult вдруг абсолютно серьезно пытаются предъявлять требования как к литературе с большой буквы и совершенно искренне возмущаются, не обнаружив там высокого слога или утонченной изысканности шедевра писательского мастерства.

Не в меньшей степени смешно порой наблюдать за читателями, которым сага Стефани Майер явно пришлась по душе, но духу признаться в этом не достает: как же, вон как эти, которые с Сенекой под мышкой, по косточкам разбирают всех этих Калленов и хают, хают по чем свет стоит, а им-то оттуда с Сенекой уж точно видней! И вот тут начинаются оправдания и покаяния: «я вампиров вообще не люблю, но прочитала исключительно из любопытства, что же там такое все ругают», «ох, я это вообще читать не хотел, но книга случайно под руку подвернулась», «меня похитили и заперли в подвале на три недели, а на единственной книжной полке лежала только Майер, пришлось прочитать и потом перечитать еще три раза — все четыре раза плевался».

А потом 2008-й год канул в прошлое, повальная мода на янтарноглазых Калленов после выхода в 2012-м последней части киноэпопеи тоже мало-помалу отправилась туда же, но вот тень ее необъяснимым образом протянулась длинным клином до наших дней и легла на все, что хоть как-то связано с упоминанием вампиров в литературе. И это крайне печальный для вампирической литературы факт.

Любая книга о вампирах, написанная после "Сумерек" обречена на сравнение с ними.
(kasiarinka - из рецензии на книгу Холли Блэк "Холодный город")

Боже, когда я читаю такие вот высказывания, мне хочется биться головой о стену! В нашем мире неограниченного практически доступа к информации, в нашей реальности, наполненной такой разноплановой, интересной, богатой на выбор литературой самого разного толка и жанровой принадлежности, которую создают авторы книг о вампирах, — в головах большинства читателей вампирическая литература началась с «Сумерек» Стефани Майер и ими же и закончилась, оставив стойкое послевкусие неудовлетворенности, обделенности и стыда — да, стыда, за такую порочащую, по мнению многих, неразборчивость в читательских связях.

Такой вот интересный феномен этой во многом уникальной саги — она не только продалась какими-то невообразимыми тиражами, не только вывела новый тип вампиров в литературе и искусстве, не только при всей своей совершенно очевидной посредственности поделила мир на «до» и «после» в вампирической культурологии, она еще и породила две одновременно возникшие и вроде бы взаимоисключающие, но существующие до сих пор моды:
кто-то непробиваемо влюбился в вампирическую тематику, но в виду массового осуждения и фиканья по этому поводу чаще всего предпочитает хранить свою привязанность в секрете, а кто-то подхватил привычку все, связанное с вампирами, ругать — не за что-то конкретное, не всегда до конца понимая зачем, но ругать громогласно, потому что так вроде как принято.

И у меня, кстати, есть своя, объясняющая все эти странности, теория.

Мне очень нравится, как в одном отзыве написано о «Сумерках»:

Любовно-подростково-вампирский роман, состряпанный провинциальной американской домохозяйкой. Куча плоских, надоевших до слез американских клише и розовых пластмассовых эмоций. Банально до пошлости, предсказуемо и "женско" до ломоты в зубах. И конечно же, апофеоз действа - выпускной бал, куда же без него? : ))) В общем - адекватные барышни старше 18-ти лет и джентльмены любого возраста - ступайте себе с миром мимо этой книги, поверьте - вы ничего не потеряли.
(Monstersmother - из рецензии на книгу Стефани Майер "Сумерки")


И ведь очень справедливо и по делу. Все так!
Да не все так просто. Откуда же такой ошеломляющий успех и такое потрясающее до глубин естества читателей воздействие — от безумной любви до крайней степени отвращения? Как этой с таким презрением осмеиваемой домохозяйке удалось состряпать настолько уникальный рецепт успеха из фактически ничего?

Моя теория — «Сумерки» возникли в идеально подходящий для них момент. Просто попадание в нужное время и на нужную почву.

Во-первых: интернет. В 2005-м году Майер пишет первую книгу саги. В 2006-м Марк Цукерберг, обкатавший свой Facebook на друзьях по кампусу, открывает возможность регистрации в сети всем желающим. В том же 2006-м году в рунете возникают социальные сети Вконтакте и Одноклассники. Все тот же 2006-й дарит пользователям интернета знаменитый Goodreads, объединивший англоязычную читающую братию. А если бросить взгляд в нижний правый угол нашего любимого ЛайвЛиба, то и там можно увидеть эту же дату создания.

Здравствуй эра социальных сетей, виртуального общения, расширения горизонтов, сарафанного радио, блогов, стремительной рекламы, разносящейся в мгновения ока миллионам пользователей по всему белу свету!

Издательство «АСТ», кстати, напечатало первую книгу Майер опять же в 2006-м, но прогремела она в русскоязычном пространстве, конечно, после выхода на экраны фильма в ноябре 2008-го. И прогремела именно потому, на мой взгляд, что к тому моменту мы пообжились уже на просторах обрушившегося нам на голову интернет-общения и, наконец, начали использовать ресурсы социальных сетей по полной программе.

Я могу ошибаться, но Майер, пожалуй, посчастливилось одной из первых узнать на себе, что такое попасть в мэйнстрим. И если бы в тот год в кинотеатрах крутили экранизацию какого-нибудь справочника по паразитологии с Робертом Паттисоном и Кристен Стюарт в роли дикторов, его зачитывающих, вполне возможно, социальные сети кипели бы обсуждениями этого опуса, а успех продаж такого справочника вполне сравнился бы с успехом американской домохозяйки. Шучу. Но и не шучу тоже.

Интернет, на мой взгляд, и главная причина раскола между двумя лагерями читателей саги. Именно он та веха, которая разделила влюбившихся и тех, кто не понял, не принял и не пожелал принять.
Что мы видели до интернета? Что читали по читательскому билету районной библиотеки имени Ленина?
И вдруг на нас сваливается как снег на голову все это новое, разнообразное, невиданное и не слыханное.
Кто-то слишком юный, еще довольно наивный, открытый, идеально попадающий под целевую аудиторию Майер, сражен безоговорочно — и как можно не влюбиться? Ведь Майер неукоснительно следует идеальному сценарию наивной и почти доброй сказки о первой девичьей любви: Золушка и Принц, Ромео и Джульетта, дурнушка аутсайдер и лидер школьной команды по бейсболу — беспроигрышный сюжет, всецело отвечающий тому, чем забита голова среднестатистического подростка. В яблочко — и любовь до гроба.
Кто-то, выросший, возможно, исключительно на книгах с тисненными золотом корешками мировой классики, допущенной к печати для широких слоев населения СССР ответственными за культпросвет товарищами, да к тому же не слишком юный уже, для кого все эти гормональные метания и мечты о принце в Dolce&Gabbana, увозящем ничем не примечательную Бэллу Свон в закат на шикарной тачке, никакого душевного трепета не вызывают, совершенно искренне шокирован: «Как такую макулатуру можно вообще было напечатать, а уж откуда такой успех — умом не объять!»

Позор.
Я даже не знаю, что хуже: сам факт существования этой книги или всеобщая любовь к ней.
(LintonKails - из рецензии на книгу Стефани Майер "Сумерки")

Обожаю эту цитату! Как ни что лучше иллюстрирует волну негодования, захлестнувшую эти выбравшиеся в интернеты чуть переросшие целевую аудиторию массы, причем несколько дезориентированные и не свыкшиеся еще с неограниченной свободой этих самых интернетов и контента, которым они стремительно начали наполняться.

Интернет, наконец, вернее вот это временное совпадение выхода «Сумерек» и появления интернета в нашей жизни, и сослужило в итоге ту самую дурную службу вампирической литературе вцелом на пространстве рунета, которую литература о вампирах расхлебывает по сей день. Потому что тех, кто по читательскому билету районной библиотеки до «Сумерек» прочитал хотя бы «Дракулу» Брэма Стокера, были единицы, а тех, кто какими-то правдами и неправдами хоть каким-то слыхом слыхивал о существовании Энн Райс или Барбары Хэмбли, или Челси Куин Ярборро на худой конец, так и вообще раз, два и обчелся. И подавляющее большинство широких масс рунета узнало о вампирах от той самой американской домохозяйки.

Во-вторых: мировой финансовый кризис. Так и вижу, как кое-кто сейчас расхохочется. Где кризис, а где «Сумерки»! Но я абсолютно убеждена, что тут ведь, как говорится: кому война, кому мать родна. Прекрасные тучные годы, когда казалось, что мы встаем на ноги и живем лучше и лучше, и впереди вот-вот замаячит призрак светлого будущего, и вдруг бац — и кризис 2008-го года! Вы помните? Я помню прекрасно, как в 2004-м сразу после университета устроилась на работу (без каких-либо проблем в хорошую фирму и на вполне устроившую меня зарплату, невзирая на то, что пришла с улицы молодым специалистом без какого-либо опыта - а значит был спрос на рабочие руки, значит, экономика жила), и как росла профессионально и карьерно, постепенно, но уверенно, вместе с росшим, казалось, не по дням, а по часам, бизнесом своего работодателя, и у мужа все на работе было хорошо, а потом все лучше, и мы даже купили машину... в 2008-м. Нам повезло, мы успели ее купить до того дня, когда все проснулись однажды в полной... ну сами помните, где мы тогда проснулись, лишившись в одночасье всех сбережений, многие работы, многие того же бизнеса, кормившего не только их семьи, но и многие другие семьи, кому этот бизнес давал рабочие места.

Так при чем тут «Сумерки» ко всей этой печали? «Сумерки» не причем, собственно, но вот отношение к «Сумеркам», все еще аукающееся саге по сей день, вполне объясняется и той атмосферой, в которой оно формировалось.

Как раз в то время, помнится, на различных ресурсах начали обсуждать психологи и даже психиатры всех мастей термин «эскапизма», который, якобы, провоцирует вампирическая литература. «Эти ваши «Сумерки» не что иное, мол, как попытка «серого офисного планктона» сбежать от их убогой реальности в мечту о неуязвимости, вечной молодости, неописуемой физической безупречности, и да, тех самых вожделенных Dolce&Gabbana, и крутых тачек, на которых увози себе в закат любую дурнушку Бэллу из отдела продаж, что трудится двумя этажами ниже и строит тебе глазки во время ланча в вашем разваливающемся под гнетом кризиса офисе стоящей на грани банкротства и массовых увольнений компании.
Не знаю, диагнозы ставить я не мастер, не на того училась, и сколько вся эта полемика относится к феномену «Сумерек», а сколько к реалиям времени как такового, сказать не берусь, но вот в отношении другого аспекта — повышенной агрессивности и едкой злобности в отзывах на книгу, ничем таким особым по сравнению с другими, аналогичными своими собратьями, не отличающуюся, какие обрушились на сагу Майер, — я свои предположения все же рискую выдвигать: общая нервозность, неудовлетворенность, неуверенность в будущем, проблемы на работе, проблемы финансового характера точно людям доброты и мягкости не добавляют. А уж спустя годы тем более уже и не упомнишь, отчего так не любишь «Сумерки» Майер — то ли книга так уж плоха была в том злополучном 2008-м, то ли в тот день, когда как раз ее читать начал, тебя с работы уволили по сокращению или твой банк рухнул, утопив вслед за собой все нажитое непосильным трудом за недолгие тучные годы.

Как бы там ни было, финансовый кризис — это и правда то время, когда хочется сбежать из реальности куда угодно, так почему бы не в сагу к переливающимся на солнце вампирам, живущим в прекрасных домах и не знающим никаких проблем, кроме щемящей сердце подростковой любви. Ну или, на худой конец, отвести душу, выплеснуть все эмоции, горести, обиды, все, что наболело, ругая эту никчемную американскую домохозяйку, которая в своей жизни ничего не видела, и жизни-то настоящей не знает, и пишет черти о чем, ее бы в нашу шкуру хоть на день, вот тогда бы она узнала!

А в третьих: американская домохозяйка. Да, американская домохозяйка Стефани Майер, которая просто взяла и did it! Потому что, и бросьте в меня камень, если вам от этого станет легче, но, положа руку на сердце, без ханжества, снобизма и лицемерия, без ложного и ничем не оправданного стеснения, откровенно говоря, Майер написала хорошую, добротную подростковую историю, которая, кстати, на голову выше и лучше многих своих собратьев по жанру. Да и написала она ее ровно и с выверенным набором ингредиентов, которые даже при отсутствии всех прочих факторов все равно принесли бы этой книге, пусть и не такой оглушающий, но успех в своей нише: беспроигрышный сюжет о первой влюбленности школьницы в принца; гламурная притягательность dolce vita, транслируемой успешными во всех смыслах вампирами Майер, которой так трудно противостоять юным читательским душам, да и многим не юным, если честно, тоже; отсутствие всякого трэша, жестокости, кровищи и откровенной расчлененки, которая могла бы оттолкнуть многих - тут все довольно в рамках; и пропаганда, кстати, традиционных ценностей, все еще, к счастью, сильно привлекательных, — традиционная свадьба с белой фатой - мечта всякой девочки, в каком бы возрасте эта девочка уже не находилась; семья и ребенок, клановые семейные ценности и «правильные» убеждения о чести, долге, ответственности, самодисциплине. Другими словами, книга Майер белая, пушистая и переливающаяся на солнце ну просто по всем статьям — а потому ее легко и приятно читать подавляющему большинству тех, кто взял ее в руки.

Вот и выходит, что многим нравится. Но другие тут же вставляют: «Банально до пошлости, предсказуемо и "женско" до ломоты в зубах». И вот уже первым стыдно, что им такое нравится, а вторым «стыдно», что им, прямо таки переступая через себя, вообще пришлось «такое, прости господи!» читать.

А как следствие, на протяжении уже многих лет в каждой второй-третьей рецензии на любую, далеко уже не связанную с «Сумерками» книгу о вампирах, я встречаю оправдания от читателей, которыми они считают себя обязанными предвосхитить отзыв на прочитанное и объяснить всем проходящим мимо, почему они вообще посмели взять в руки книгу такой тематики, а по возможности и плюнуть в сторону «Сумерек», так, на всякий случай.

Мне совершенно случайно попала в руки книга о вампирах, тему которых я совершенно не переношу и не люблю от слова совсем. 
(JulNi - из рецензии на книгу Холли Блэк "Холодный город")

До этого никогда не читала про вампиров и даже не хотелось пробовать. Фильмы смотрела - да, но не книги. Меня пугали: и жуткие сюжеты, и мрачные леденящие душу пейзажи, и обилие "крови" на страницах книг. Но в какой-то момент все же решилась хотя бы поверхностно познакомиться с этим жанром. Вот так случайно и оказалась эта книжка в руках. 
(Ludmila_Nikolaevna - Энн Райс "Интервью с вампиром")

На самом деле, я думала что эта книга ничем меня не удивит и что будет полностью проходной. Я была твёрдо убеждена, что вампиры в книгах и тема вампиризма в общем, ну не моё. На полочке дремлет нетронутый Брэм Стокер в обнимку с Дракулой, и всё вроде бы хорошо, все счастливы.
 (SofiyaNilova - из рецензии на книгу Холли Блэк "Холодный город")

Вообще, тема вампиров мне не особо интересна. Для общего развития когда-то прочитала «Сумерки» и больше вампирами не интересовалась ни в книгах, ни в фильмах. Но всё же решила принять совет о прочтении этой классики жанра.
(e_lina - из рецензии на книгу Брэм Стокер "Дракула")

Вообще я не люблю книги про вампиров. Но эту книгу я уже несколько раз перечитывала. 
(Atlantida666 - из рецензии на книгу Б. Олшеври "Вампиры")

Я не один раз крепко обожглась на вампирских сагах, потому что ждала интересных историй, а натыкалась на Аниту Блейк и Сумерки. Ну вы понимаете что это.
( Rita_Scitter - из рецензии на книгу Челси Куин Ярборо "Служитель египетских богов")

Раньше очень мне нравились фильмы про вампиров, а вот книги про них как то не читала, ну кроме "Сумерек", но там и не вампиры, а так... пародия))
(oozeblog - Брэм Стокер "Дракула")


Кстати, мне не пришлось даже долго копаться в ленте, чтобы набрать эту нехитрую подборку цитат из рецензий пользователей ЛайвЛиб, — я собрала их, за несколькими исключениями, буквально пролистав несколько ближайших по датам страниц.

Начитаешься вот такого контента, и так грустно становится и обидно за качественную, разнообразную, интересную, многоплановую, яркую и талантливую вампирическую литературу, которой сознательно лишают себя многие и многие читатели, потому что не всегда объективные критические отзывы на неплохие, в общем, и далеко не самого худшего качества тексты Майер, навсегда отбили охоту браться за вампиров в литературе в принципе.

Одно время меня так и подмывало начать домогаться в ответ с просьбами пояснить все же причины своей так громко декларируемой нелюбви к жанру, но останавливало то, что посыл в большинстве случаев и так ясен: «Я «Сумерки» читал, мне хватило».

Стоит только внимательно посмотреть ту же ленту рецензий к произведениям, к которым я отслеживаю уведомления — а это более трех сотен книг на сегодняшний день — читают в 90% случаев Брэма Стокера «Дракулу» (далеко не лучшее и не высокохудожественное произведение из всего пласта вампирической литературы), затем какой-нибудь мэйнстрим — сейчас в основном «Красные цепи» Константина Образцова (еще более неудачный экземпляр вампирического романа, чем Стокер, тут и я согласна со всеми плюющимися ядом по его поводу, что, конечно, плюсов в карму жанра не добавляет), «Холодный город» Холли Блэк (довольно интересный экземпляр young adult-а, но все же на ценителя именно этой недовзрослой литературы) и «Через сто лет» Эдуарда Веркина, потому что он засветился в какой-то массовой литературной игре (вот хоть это радует, потому что книга одна из достойнейших, и вот тут как раз в отзывах чаще всего удивленно-восторженное: «Надо же, и про вампиров может быть интересно читать»), — а в остальном всякие лавбургеры в клыках и академии магии-шмагии.

В сухом остатке: прочтут эти злополучные «Сумерки» («я не хотел, меня заставили под дулом пистолета!») и что-нибудь из выше означенного, и вот уже получаются ценители двух с половиной недокниг, рассуждающие на голубом глазу об ущербности жанра! Но разве вампиры в литературе это только «Сумерки» и «Дракула»?

Дорогие, уважаемые, замечательные, прекрасные, чудесные читатели! Откройте для себя остальной мир вампирической литературы, кроме жалких крох, разрекламированных издательствами и распроданных безумными тиражами, — и вы найдете столько интереснейших, разноплановых, уникальных, ни на что не похожих книг, с которыми можно и нужно сравнивать «любую написанную после «Сумерек» книгу о вампирах».

— А вам, что же, мои стихи не нравятся? — с любопытством спросил Иван.
— Ужасно не нравятся.
— А вы какие читали?
— Никаких я ваших стихов не читал! — нервно воскликнул посетитель.
— А как же вы говорите?
— Ну, что ж тут такого, — ответил гость, — как будто я других не читал?

Кстати, «Мастер и Маргарита» — это ведь тоже представитель вампирической литературы, да еще какой!

А, может, вы любитель классики? Попробуйте «Упырь» Алексея Толстого, или потрясающего «последнего романтика Европы» Мирчу Элиаде и его «Девицу Кристину».
Нет, вы любитель темного фэнтези? Пожалуйста, откройте для себя удивительного Оливера Стоуна и его «Светоносца».
Опять нет? Вам хочется новомодного фэнтези славянского? И тут предложу вам великолепную трилогию Екатерины Казаковой и Алены Харитоновой про Ходящих в ночи, начните знакомство с «Жнецов страданий», уверяю, вас затянет, как в омут с головой.
Ах, вам бы фэнтези эпического да героического? В этом вас ни за что не разочарует пан Сапковский и его неподражаемый «Ведьмак».
Возможно, вы любитель исторической прозы? Возьмите на заметку «Кровавые иллюзии» Дианы Удовиченко или «Царицу царей» Марии Хэдли, а если не против сетевых авторов — сочную прозу Влады Медведникой — ее пахнущий горячими пряными травами Междуречья «Бирит-Нарим» или стылую, пробирающую до костей доисторической стужей уникальную «Дорогу духов».
Ах, вы поклонник исторических квестов в духе Дэна Брауна? Отправляйтесь на поиски древних тайн вместе с «Историком» Элизабет Костовой.
Нет, ваш жанр — это руины цивилизации в постапокалиптической агонии гибнущего мира. Вы просто обязаны заглянуть в знаменитый роман «Я — легенда» Ричарда Матесона — удивитесь тому, как он отличен и как при этом похож на свою замечательную экранизацию. Не забудьте открыть для себя и «Они жаждут» Роберта Маккаммона.
А если ко всему вы еще и любитель так называемых литературных «боевок» — то вам прямиком к Эрику Найту в его прекрасный постапокалиптический, кстати, тоже «Путь волка».
Нет, вы точно ценитель скандинавской прозы — меланхоличной, депрессивной, сложно-философской — и тут вампиры найдутся в бесподобном исполнении «Впусти меня» Йона Айвиде Линдквиста .
А если ваш выбор — детективы, хорошие, качественные, в стиле непревзойденной Агаты Кристи, а не карманных изданий «в дорогу» — почитайте Фрэда Варгаса «Заповедное место» или Джона Диксона Карра и его «Три гроба», а может быть, даже Елену Таничеву и ее «Злую кровь».
Нет, вы любите литературные мистификации и шутки — оцените «Гузлу» от Проспера Мериме — редчайшая редкость.
А если вдруг вы поклонник авантюрно-приключенческих романов начала XX века — вам прямиком в компанию дона Симона де Исидро и британского агента Джеймса Эшера от Барбары Хэмбли — «Те, кто охотится в ночи».
Нет, точно, вы любитель классических, пробирающих до позвоночника кровавых ужасов! Безусловно, вам к королю ужаса Стивену Кингу, начните со знаменитого «Жребия Салема», если вдруг каким-то чудом эта часть творчества короля пока еще разминулась с вами.
О, да вам бы ужасов, да только с нашим колоритом? Предложу вам «Ночного смотрящего» Олега Дивова — жестко, жестоко, жизненно и очень по-нашему.
А может быть сказки, чего-нибудь магического, с приключениями? Пожалуйте в гости к ведьмаку Роберта Дилейни в его «Кровь ведьмака».
Нет, ваш выбор — современный young adult, но такой, чтобы и всем, кто young подошел, и тем кто уже adult понравился — оцените необычный роман «Через сто лет» Эдуарда Веркина, или очень пристойный «Холодный город» Холли Блэк, или пронизанный мифо-поэтической магией «Солнечный свет» от Робин Мак-Кинли.
А если что-нибудь позаковыристей, скажем, мало распробованный маннерпанк? Да пожалуйста — «Твоя капля крови» от Инны Голдин и Гертруды Пента, уверена, порадует ценителей этого нового жанра и не разочарует и всех остальных.
Городское фэнтези, магический реализм, космооперы, романтическое фэнтези, юмористическое фэнтези, порнографическое фэнтези (ну, а что, тоже жанр) — да что угодно, любая ваша читательская фантазия, уверяю, найдет свою вампирическую реализацию в литературе, даже самая сложная научная фантастика и та сумеет порадовать вампирами — Питер Уоттс и его «Ложна я слепота» мне в свидетели!

И поверьте, вам не будет стыдно за этот читательский опыт!
Стыдно, на мой взгляд, это когда «Не читал, но осуждаю».
Читайте! Пробуйте! Рискните выйти за рамки!
И пусть читательская удача улыбнется вам, а литературные вампиры обретут заслуженное место в вашем сердце!
А "Сумерки" отпустите уже с миром.

Комментарии


Классный обзор!С удовольствием прочла) И да, я не переношу Сумерки, но могу объяснить причину) Я вампиров с детства люблю и меня выбесила мегапопулярность именно этих недовампиров, которые, как ты правильно говоришь, у многих теперь только и асмоциируются с вампирами, воть;)

А ты Пехова Киндрет читала?


Вот, ты, значит, тоже не то чтобы саму книгу не любишь (согласишься, наверняка, что это далеко не худший представитель YA), а тебя раздражает ее необоснованная сверхпопурярность на фоне других гораздо более достойных историй о вампирах. :) Очень часто встречающаяся позиция.
Я сама, честно говоря, именно по такой же причине бываю предвзята к раскрученным новинкам и бестселлерам, не только вампирической тематики, вообще. И потому почти не читаю все эти хиты, откладываю, как правило, года на два-три минимум, чтобы улеглось. :)

А "Киндрет" одна из тех серий, которые необъяснимым образом ускользают от меня уже много лет. Никак до него не доберусь. Уже, наверное, и поздно браться. :)
Но, может, хоть какая игра меня пнет и все-таки заставит.


Я сама, честно говоря, именно по такой же причине бываю предвзята к раскрученным новинкам и бестселлерам, не только вампирической тематики, вообще. И потому почти не читаю все эти хиты, откладываю, как правило, года на два-три минимум, чтобы улеглось. :)

У меня так же. Либо совсем после читаю, либо не читаю вообще. Из-за того, что такие хиты постоянно обсуждаются, на слуху находятся, то всё равно узнаешь, о чем книга и уже можно сделать вывод, понравится или нет.


Я откровенно опасаюсь массовых помешательств. Потому что часто не оправдывается весь ажиотаж. Так что во избежание разочарований беру на заметку и откладываю.


Да, крепкий середнячок с очередной вариацией на тему золушки, рассчитанный на романтичных барышень, ничего смертельного, по хорошему просто не мое, но хайп вокруг нег заставил меня отнестись к нему очень негативно.
Ага, я стараюсь либо прочитать сразу, пока еще не прям мегапопулярность, а только ее начало, либо уже отложить, именно поэтому никак не доберусь до ГП, хотя уверена, что мне понравится)

А почему думаешь, что поздно?


Я опасаюсь, что книга могла безнадежно устареть. Знаешь, некоторые книги, как пирожки, хороши только с пылу-жару. А со временем после прочитанного более позднего могут показаться уже не такими актуальными и ничем особо не примечательными, хотя, будь они прочитаны вовремя, казались бы шедевром.
У меня так бывает часто, что с книгой мы просто разминулись во времени.
Вот насчет "Киндрета" я уже опасаюсь такого.


Ага, понимаю о чем ты. Но я тут пожалуй не советчик, Пехов один из моих любимейших авторов, я к нему не объективна)


Ну вот, и ты тоже советуешь. Надо, блин :)


Как всегда, нам столько надо, что аж страшно)


Вот мне кажется, что она не вывела новый тип вампиров, а, наоборот, ввела в мир вампиров тип подростковых Мэри и Марти Сьюшек. Оно ж как под копирку с любой любовной истории янг эдалт, основанной на сценарии "Золушка". Оно ж ещё и из фанфикшена вылезло. Поэтому я не думаю, что она ставила задачей вывести новый тип вампиров. Она просто написала такого героя-вампира, который отвечает девачковым фантазиям. Майер надо отдать должное в том, что для своей истории она нашла свободную нишу. Бешеная популярность саги вообще не удивляет.
С одной стороны её книги привлекли новых читателей в вампирский мир, а с другой - это можно назвать медвежьей услугой, так как слишком искривленное получается восприятие этого мира. А уж когда заявляют, что "Сумерки" - лучшее в вампирской литературе, я ржу. Как конь.))
К таким книгам, как "Сумерки", надо относится так, как они заслуживают - популярная развлекательная литература средненького качества. Она массовая. Для масс. Для развлечься и только. И для определенного возраста. И для определенного типа людей, в основном романтиков, так как циник будет лишь плеваться. Поэтому я читать не буду, а вот киношки все посмотрела. И с удовольствием. Хоть кое-где и хихикала. Но в целом - отличное развлекательное зрелище. Только вот Патиссона не люблю.)))


Я Паттисона не люблю с первого взгляда - типаж вообще не мой, но это дело вкуса, конечно :)

Майер надо отдать должное в том, что для своей истории она нашла свободную нишу

Вот да, просто совпало несколько толчковых факторов вокруг в один и тот же удачный момент времени. Просто повезло.


Да, дело вкуса, но тоже не моего.))

Согласна. Попала в момент, это называется.


циник будет лишь плеваться
)) не факт) я по жизни, тот еще циник... но, могу и романтику скушать, если понравится) но это только в книгах - фильмах. в жизни - нет. как-то, давно разделяю, вымышленную сказку и реальность)

а Сумерки, фильмы, не все и уже частями, люблю пересматривать)
мне Роуз вот нравится... и ее мстя и сама битва нравится) и вообще, картинка красивая)
и на внешность героев, плевать, лишь бы не бесила подача матерьяла, вот)
и кстати, удивляюсь, когда, ой, да она не красавиц - выбрали ее... будто в жизни, красавцы, лишь красавиц выбирают) мне, вот это смешно!)) часто, либо она, либо он... ну вообще не красавцы, в паре... не всегда красавцу нужен конкурент)


Мне нравится Элис и эпичная битва.))


мне нравится, как тот, в плаще, с красным, забыла имя... расплывается в улыбке, когда видит Элис и его Элиииис, конечно же))) прикольно


Да, клевый момент.)


Мне тоже Роуз очень симпатична. Особенно в кадре, где она с такой плотоядной улыбочкой выносит дверь к своему бывшему:)


да-да)) "мое появление было эффектным" - тут тоже, хорошая ухмылочка была)))


Вы так точно цитируете, что мне даже захотелось сесть и пересмотреть эпопею. :) В честь юбилея так сказать :)
Фильм ведь и правда куда приятнее первоисточника.


))) так любимое)))
не читала, поверю на слово)


Добавлю себе в избранное, чтобы потом обзор книг ещё раз посмотреть, когда снова буду виш обновлять. Спасибище за разножанровость и пояснения!


Не за что :)
Это далеко не полный список того, что я могла бы порекомендовать :) Просто на вскидку для примера разножанровости привела то, что первое пришло в голову.


Теперь я знаю, к кому идти за вампирской тематикой, если возникнет желание такие книги почитать.)


Огромное спасибо за такой развернутый разбор "вампирских" полетов! "Сумерки" я читала и мне не стыдно)))) Вполне себе ничего, еще бы и перевод не корявый.
А список рекомендованной литературы у Вас впечатляет, из всего знакомых пара-тройка названий, прочитан только "Холодный город" Холли Блэк, который понравился. Пошла добывать в свою копилку кое-что из остального. Еще раз спасибо!


Рада, что список вас вдохновил. Удачного чтения.