Больше историй

4 июня 2019 г. 16:30

6K

Образ мужчины-загадки на примере Хаула из «Ходячего замка» Хаяо Миядзаки.

«Ходячий замок» (2004г)- горячо любимый зрителями аниме-фильм Хаяо Миядзаки, рассказывающий историю девушки по имени Софи, отправляющейся в полное приключений путешествие, которое сквозь призму волшебных событий показывает проблемы реального мира.

картинка Beatrice_Belial
Кадр из аниме-фильма "Ходячий замок".

Ведущий мужской персонаж этого произведения – волшебник Хаул. Его справедливо будет назвать настоящей головоломкой для зрителей, любящих присматриваться к деталям. Какой образ Миядзаки демонстрирует нам на примере Хаула? В чем причина загадочной дихотомии этого героя? Почему данный персонаж построен на изящной интерпретации сложных психологических особенностей определенного типа мужчин? Какую роль Софи играет в судьбе Хаула и почему Миядзаки рассматривает таких сложных мужских персонажей сквозь призму истории женских героинь?

Одной из наиболее интересных особенностей творчества Миядзаки являются именно своеобразные мужские персонажи, которых режиссер предпочитает показывать на фоне женских героинь, скрывая тем самым персонажей-мужчин словно бы на некое второе смысловое дно своих произведений. С подобной ситуацией зритель сталкивается в аниме-фильме «Унесенные призраками», где главная героиня, подобно Софи из «Ходячего замка», попадает в волшебный мир, встречая там сложного героя, нуждающегося в спасении. И, поскольку главными героями обоих этих произведений являются женские персонажи, внимание зрителей сконцентрировано в первую очередь на них, а вот мужские герои показаны режиссером весьма причудливо. Разумеется, это не случайно. Миядзаки формирует в своих произведениях превосходные, трогательные, любящие, красивые и чистые женские образы, но некоторые мужские персонажи его произведений гораздо сложнее, потому что они куда как менее однозначны. Вроде бы, добрые волшебники, но почему-то находящиеся на службе злых сил; прекрасные юноши, которые, однако, способны принимать облик драконов или иных волшебных существ; сильные и могущественные герои, но нуждающиеся в помощи и поддержке не наделенных волшебными чарами героинь. Поистине, мужчина в определенных лентах Миядзаки - это загадка, головоломка. Таким является и Хаул, о котором сегодня идет речь.

Первая интересная особенность, показанная относительно Хаула- это окружающие его мифы. Персонажи аниме творят из Хаула образ, построенный на сплетнях, формируя героя опасного, так как Хаул, якобы, пожирает сердца красивых девушек. Все это производит впечатление и на Софи и, даже будучи спасенной Хаулом еще в самом начале ленты, девушка все равно упорно продолжает отрицать свою любовь к нему. Причина кроется в ее собственных проблемах – неуверенности в себе и отсутствии женственности, являющейся защитной реакцией на образ женственной до манерности матери, эгоистичной и самовлюбленной. Одинокая и не считающая себя красивой (читай- женщиной) Софи не допускает и мысли о том, что Хаул мог бы ее полюбить, а потому и гонит от себя мысли об этой любви, психологически занимая позицию старой клячи, во всем разочарованной и ко всему равнодушной. Не случайно, что Ведьма Пустоши превращает Софи именно в старуху, что подчеркивает психологические или, вернее будет сказать, духовные проблемы этой героини. При знакомстве с Софи, Хаул сразу забирает ее с собою в непродолжительны полет, как бы показывая этой девушке окрыляющую силу любви, но в начале ленты Софи еще не готова принять это.

Однако, вернемся к Хаулу. Весьма интересно его поведение с Софи уже на момент пребывания девушки в Ходячем замке в образе старухи. Есть сцена, в которой Хаул смотрит на спящую Софи и видит ее в образе молодой девушки, но не спешит раскрывать Софи свое знание о ней, а вместо этого обращается с ней по-доброму, но как с прислугой. На этом этапе отношение Хаула к Софи почти отеческое, понимая особенности и проблемы этой девушки, герой деликатно предоставляет ей возможность самостоятельно разобраться в себе. Здесь мы видим Хаула, как всемогущего волшебника, хозяина чудесного замка и мудрого мужчины. Однако, вскоре Миядзаки начинает вплетать в образ Хаула иные черты, которые показывают слабости этого героя. Так, сцена с переменой цвета волос - символически блонд (как символ «гламурной» брони) превращается в черный цвет (как символ внутренних страхов, одиночества и пустоты героя). Хаул теряет свою маску и зритель понимает, что этот герой намного сложнее образа «сказочного принца». Эта сцена обнажает в Хауле много инфантилизма, показывая его словно бы ребенком, способным огорчиться из-за нежелательной смены цвета волос. Чудовищный беспорядок в Ходячем замке и капризы Кальцефера (демона огня в очаге) также подчеркивают беспорядок во внутреннем мире Хаула, который Софи сразу же устремляется устранить, занимаясь уборкой. Таким образом, мы понимаем, что Хаул показан Миядзаки вовсе не как всесильный колдун, а как ранимый и потерянный герой.

Но в чем же дело? Неужели, режиссер хочет показать нам этого персонажа, как трусливого инфантила, нуждающегося в помощи няньки? Вовсе нет. Тут дело именно в особенном психотипе, который демонстрируя некоторые слабости по задумке режиссера, обнажает и свои духовные глубины.

К моменту начала войны характер Хаула приобретает по-настоящему трагические черты и Софи понимает, что героем движет вовсе не страх или инфантилизм, а невозможность преодолеть глубинные травмы прошлого, даровавшие ему чрезмерно негативный опыт и лишившие его стремления бороться. Хаул демонстрирует обреченность и отсутствие желание сражаться, негативное смирение, ведущее к потере силы воли. И тут именно безудержный энтузиазм Софи, которая вообще-то находится в куда более тяжелом положении (будучи превращенной в старуху) помогает Хаулу обрести желание бороться. Миядзаки не демонстрирует зрителю классическую любовную историю. Скорее, он идет более сложным путем, показывая, как пробудить надежду давно умершую в сердце опытного и измученного жизнью мужчины. Этот мотив напоминает мне сказку Гофмана о Щелкунчике. В мифологии и литературе весьма распространен сюжет спасения женской героини героем-мужчиной (вспомним классические сказки), но бывает и наоборот - когда девушка спасает прекрасного принца, окруженного темными чарами. С точки зрения психологии это весьма любопытный мотив, потому что он учит читателей мужского пола правильно оценивать свои внутренние переживания и проблемы и не стыдиться проявлять слабость, дабы найти путь к обретению силы в будущем. Спасительная сила любви (как бы банально это не звучало) показана Миядзаки на почти бытовом уровне, когда трогательная любовь Софи приводит к тому, что сначала она сама обретает смелость и уверенность, а потом и Хаул, оперевшись на духовные силы своей любимой, находит в себе желание бороться с проблемами.

Интересен момент, когда Хаул превращается в некое драконоподобное существо, символизирующее его внутренних демонов, его искалеченную и измученную душу. Сцена, в которой Софи пытается помочь герою в этот сложный момент весьма драматична. Так режиссер приводит своего героя к финальной точке и мы видим развитие по схеме – Классический герой , красавчик-волшебник (в начале фильма), маска инфантильного труса и лентяя (в середине), измученный жизнью боец и хранитель опасных секретов, обретающий силу и мудрость вместе с любовью (в финале).

Таким образом, можно сказать, что история «Ходячего замка» - это история духовного перелома и преображения мужчины особого психотипа – одинокого, сильного, но асоциального и подавленного жизнью. Обратите внимание, как часто у Миядзаки формальные злодеи его лент ближе к финалу как бы уходят на третий план или даже переходят на светлую сторону (вспомним Ведьму Пустоши). Все это символизирует простую мысль о том, что наши главные враги - наши собственные страхи и слабости, а вовсе не жестокие чародеи.

Напоследок, хотелось бы отметить невероятное очарование образа Хаула. Миядзаки удалось в аниме-ленте воплотить потрясающе правдоподобный и трогательный образ, который, несомненно, заставил многих зрителей женского пола задуматься о сложности и противоречивости мужской души. Такие картины прелестны своей искренностью и глубиной, раскрывающей сложный мир взаимоотношений, любви и страданий через не менее сложную историю волшебных существ.