Больше историй

9 января 2021 г. 12:59

1K

Тайны "Старосветских помещиков" Гоголя или "Повесть о любви и смерти".

Автор исследования - Ольга Гордеева.

Эта повесть Н.В. относится к сборнику «Миргород» (1835 г) и являет собой одно из самых загадочных произведений писателя. Нетипичное для Гоголя, но в то же время, обладающее многими чертами фирменного стиля писателя, данное произведение оставляет после себя множество вопросов, ответы на которые найти весьма непросто.

"Старосветские помещики» начинаются как типичная гоголевская малороссийская повесть, рассказывающая комичную и душевную историю жизни двух стариков. Но уже к середине это произведение начинает раскрывать тему смерти, судьбы, рока, предзнаменования, любви и одиночества.

Главные герои – жители отдаленной малороссийской деревни Пульхерия Ивановна и Афанасий Иванович Товстогубы, милые старички, живущие идиллической жизнью. Собственно, первое, что бросается в глаза в начале этого произведения – старательно выведенный Гоголем образ идеальной провинциальной жизни, лишенной каких бы то ни было тревог или печалей. Жизнь главных героев крутится вокруг их нехитрого хозяйства, вкусных обедов, да блаженного ничегонеделанья, отчего у читателя складывается ложное впечатление о том, что данное произведение не сулит какой-то особенной глубины или, уж тем более, трагедии. И именно в момент формирования подобного впечатления Гоголь вводит в текст упоминание о том, во что превратится благая жизнь героев:

Я до сих пор не могу позабыть двух старичков прошедшего века, которых, увы! теперь уже нет, но душа моя полна еще до сих пор жалости, и чувства мои странно сжимаются, когда воображу себе, что приеду со временем опять на их прежнее, ныне опустелое жилище и увижу кучу развалившихся хат, заглохший пруд, заросший ров на том месте, где стоял низенький домик, — и ничего более. Грустно! мне заранее грустно! Но обратимся к рассказу.

Как мы видим, уже в начале повести есть детали, наводящие на размышления. Например, имена главных героев. Во-первых, у супругов одинаковые отчества, что как-то по-особенному их роднит и связывает друг с другом. Имя Иван означает «помилованный Богом». Афанасий – «бессмертный», Пульхерия – «красивая». Фамилия героев носит скорее комичный характер, как бы подчеркивая некую уютность и незатейливость, простоту этих персонажей. Любопытно, что в повести, в которой речь идет, в общем-то о смерти, у одного из главных героев имя имеет значение «бессмертный», да и Пульхерию Ивановну на момент действия произведения уже никто не называет красивой. Так что же означают эти имена? Дают ли они в купе с идиллическим и столь подробно описанным Гоголем бытом этой семьи повод исследователю задуматься над тем, что писатель тут имеет в виду не только людей, но и некие символы ушедшей эпохи, которые, словно языческие боги, сконцентрированные на природных началах (земледелие, вкусная еда, богатые урожаи), внезапно осознают, что время их истекло и просто уходят из этого мира по собственному желанию и решению, как это сделала сначала Пульхерия Ивановна, а потом и ее муж? Такая версия во многом объясняет имена героев, их «бессмертие и красоту». Однако нам не кажется правильным в ходе анализа данной повести слишком останавливаться на подобных версиях, ибо они хоть и интересны и вполне возможно действительно имели место в рамках замысла Гоголя, но едва ли по-настоящему значительны, потому что в «Старосветских помещиках» можно найти и большие глубины.

И вот каковы эти глубины. Во-первых, любовь. Гоголь на примере этой пары демонстрирует читателю пример потрясающей любви, которая выдержала испытание не только многолетней супружеской жизнью, но и смертью. Это безыскусная, природная любовь, выражающаяся в почти привычке (по словам Гоголя), но при этом невероятно сильная и глубокая, носящая на себе даже отпечаток какой-то древности до такой степени, что писатель показывает ее даже более сильной, чем глубокую романтическую любовь (описанную на примере истории молодого парня, потерявшего свою возлюбленную).

Нельзя было глядеть без участия на их взаимную любовь. Они никогда не говорили друг другу ты, но всегда вы; вы, Афанасий Иванович; вы, Пульхерия Ивановна. «Это вы продавили стул, Афанасий Иванович?» — «Ничего, не сердитесь, Пульхерия Ивановна: это я». Они никогда не имели детей, и оттого вся привязанность их сосредоточивалась на них же самих. Когда-то, в молодости, Афанасий Иванович служил в компанейцах, был после секунд-майором, но это уже было очень давно, уже прошло, уже сам Афанасий Иванович почти никогда не вспоминал об этом. Афанасий Иванович женился тридцати лет, когда был молодцом и носил шитый камзол; он даже увез довольно ловко Пульхерию Ивановну, которую родственники не хотели отдать за него; но и об этом уже он очень мало помнил, по крайней мере, никогда не говорил.

Быт героев, описанный чрезвычайно подробно, также подчеркивает их простоту и близость к земному, обыденному. Сундучки Пульхерии Ивановны в низеньких, крепко натопленных комнатках, поющие (по Гоголю) двери и разносортные соленья, приготовленные для хозяев и гостей. Незатейливый быт, воровство дворовых и богатые урожаи, которые вдруг иссякнут после смерти хозяев дома.

Во-вторых, смерть. Парадоксально, но именно в рамках такой, казалось бы, идиллической повести, Гоголь гениально раскрывает тему смерти. Настолько, что вполне справедливо будет сказать, что «Старосветские помещики» - произведение в первую очередь о смерти. Абсолютно положительное и комичное повествование вдруг сменяется нелепой историей о кошке, которая становится для Пульхерии Ивановны (опять же, по народной примете в лучших традициях языческих верований) предзнаменованием смерти. И вот, уверившись в том, что скоро умрет, Пульхерия Ивановна действительно умирает и без каких-то веских причин, просто решает, что умрет и умирает. Это не самоубийство, а спокойный добровольный уход из жизни, от которого веет какой-то вековой, древней мудростью.

Задумалась старушка. «Это смерть моя приходила за мною!» — сказала она сама в себе, и ничто не могло ее рассеять. Весь день она была скучна. Напрасно Афанасий Иванович шутил и хотел узнать, отчего она так вдруг загрустила: Пульхерия Ивановна была безответна или отвечала совершенно не так, чтобы можно было удовлетворить Афанасия Ивановича. На другой день она заметно похудела.
— Что это с вами, Пульхерия Ивановна? Уж не больны ли вы?
— Нет, я не больна, Афанасий Иванович! Я хочу вам объявить одно особенное происшествие: я знаю, что я этим летом умру; смерть моя уже приходила за мною!
Уста Афанасия Ивановича как-то болезненно искривились. Он хотел, однако ж, победить в душе своей грустное чувство и, улыбнувшись, сказал:
— Бог знает что вы говорите, Пульхерия Ивановна! Вы, верно, вместо декохта, что часто пьете, выпили персиковой.
— Нет, Афанасий Иванович, я не пила персиковой, — сказала Пульхерия Ивановна.
И Афанасию Ивановичу сделалось жалко, что он так пошутил над Пульхерией Ивановной, и он смотрел на нее, и слеза повисла на его реснице.

И вот здесь возникает один из самых загадочных аспектов данной повести – тот факт, что в «Старосветских помещиках» Гоголь предсказал собственную смерть, до которой на момент написания «Миргорода» еще оставалось целых 17 лет. Каково же в повести 1835 года читать:

Бедная старушка! она в то время не думала ни о той великой минуте, которая ее ожидает, ни о душе своей, ни о будущей своей жизни; она думала только о бедном своем спутнике, с которым провела жизнь и которого оставляла сирым и бесприютным. Она с необыкновенною расторопностию распорядила все таким образом, чтобы после нее Афанасий Иванович не заметил ее отсутствия. Уверенность ее в близкой своей кончине так была сильна и состояние души ее так было к этому настроено, что действительно чрез несколько дней она слегла в постелю и не могла уже принимать никакой пищи. Афанасий Иванович весь превратился во внимательность и не отходил от ее постели. «Может быть, вы чего-нибудь бы покушали, Пульхерия Ивановна?» — говорил он, с беспокойством смотря в глаза ей. Но Пульхерия Ивановна ничего не говорила. Наконец, после долгого молчания, как будто хотела она что-то сказать, пошевелила губами — и дыхание ее улетело.

Невероятно трогательной и трагичной является и вставная история этой повести, рассказывающая о молодом парне, который, потеряв возлюбленную, хотел свести счеты с жизнью, но неудавшиеся попытки самоубийства в купе с жизненной рутиною привели к тому, что он, наконец, успокоился и даже женился. Эта история приведена Гоголем для контраста с историей любви старосветских помещиков, в которой никогда не было такого пафоса и романтизма, но которая парадоксально оказалась намного крепче. Так, что Афанасий Иванович не только не забыл и не разлюбил свою жену спустя 5 лет после ее смерти, но даже и последовал по ее зову в загробный мир.

Любопытен и тот факт, что герои олицетворяют вековечные занятия для мужчин и женщин. Афанасий Иванович был секунд-майором, а Пульхерия Ивановна вела хозяйство. После ее смерти из деревни помещиков, словно бы уходит женское начало, все приходит в запустение и рассказчик (а Гоголь тут ведет повествование от собственного лица) снова приезжая в деревню, видит в ней уже полное запустение, словно бы сам мир осиротел после ухода из него Праматери.

Он не долго после того жил. Я недавно услышал об его смерти. Странно, однако же, то, что обстоятельства кончины его имели какое-то сходство с кончиною Пульхерии Ивановны. В один день Афанасий Иванович решился немного пройтись по саду. Когда он медленно шел по дорожке с обыкновенною своею беспечностию, вовсе не имея никакой мысли, с ним случилось странное происшествие. Он вдруг услышал, что позади его произнес кто-то довольно явственным голосом: «Афанасий Иванович!» Он оборотился, но никого совершенно не было, посмотрел во все стороны, заглянул в кусты — нигде никого. День был тих, и солнце сияло. Он на минуту задумался: лицо его как-то оживилось, и он наконец произнес: «Это Пульхерия Ивановна зовет меня!»
Вам, без сомнения, когда-нибудь случалось слышать голос, называющий вас по имени, который простолюдины объясняют тем, что душа стосковалась за человеком и призывает его, и после которого следует неминуемо смерть. Признаюсь, мне всегда был страшен этот таинственный зов. Я помню, что в детстве часто его слышал: иногда вдруг позади меня кто-то явственно произносил мое имя. День обыкновенно в это время был самый ясный и солнечный; ни один лист в саду на дереве не шевелился, тишина была мертвая, даже кузнечик в это время переставал кричать; ни души в саду; но, признаюсь, если бы ночь самая бешеная и бурная, со всем адом стихий, настигла меня одного среди непроходимого леса, я бы не так испугался ее, как этой ужасной тишины среди безоблачного дня. Я обыкновенно тогда бежал с величайшим страхом и занимавшимся дыханием из сада, и тогда только успокоивался, когда попадался мне навстречу какой-нибудь человек, вид которого изгонял эту страшную сердечную пустыню.

Итак, оканчивается повесть смертью Афанасия Ивановича. Деревня старосветских помещиков приходит в запустение, все рушится, новое поколение не заинтересовано в поддержании порядка. Мир, в котором жили герои повести, погибает сразу вслед за ними.

Так о чем же это произведение? Все оно пропитано ностальгией по старому миру, безыскусному, простому, земному, лишенному романтизма и пафоса, но наделенного крепкой любовью, выраженной подчас даже в самых телесных вещах (вроде любви вкусно поесть). «Старосветские помещики» кажутся почти предсказанием смерти этого мира, после того, как по собственному желанию его покидают некие фундаментальные природные силы. А еще во многом эта повесть о благости смерти, ее естественности и, в общем-то, простоте. Герои не боятся умирать, они не делают из этого события трагедию, все происходит просто, но, однако же, наполняет сердце читателя огромной тоской по ушедшей эпохе.

Примечание: данное исследование является отрывком из книги "Три феномена Гоголя" автора О. Гордеевой.