Больше историй

19 июля 2022 г. 16:44

959

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин – «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Дикий помещик»

Ввиду не зависящих от нас внешних причин старший не поехал в этом году на лето в деревню к бабушке и дедушке, где обычно происходила его каникулярная литературно-интеллектуальная жизнь, сиречь освоение школьного списка рекомендованной к прочтению литературы. Поэтому со списком он сражается в городе, и я не могла пустить это на самотек, так что теперь по вечерам у нас происходят обсуждения прочитанного, а я освежаю в памяти классику на уровне школьной программы.
Для справки: список дан учащимся, перешедшим в 7 класс.
Далее впечатления от прочитанного с моей и с детской точек зрения.

Про Салтыкова-Щедрина могу с уверенностью сказать, что это не мой писатель. Не цепляет. Хотя сказки у него запоминающиеся: своеобразные, с живыми персонажами, смыслом и вполне очевидной моралью (в общем, самое оно для подрастающего, но еще не окончательно выросшего поколения). Правда, снова пришлось устраивать экскурс в историю и социально-экономическое устройство общества до отмены крепостного права. Выяснилось, что крепостное право закрепилось в головушке моего старшенького датой его отмены (повторюсь: преподавание истории в современной школе напоминает мне лоскутное одеяло; дети знают много разрозненных фактов и в особенности дат из разных исторических эпох, но с трудом складывают из них единый исторический процесс), но никаких особенных эмоциональных откликов не вызывает. Собственно, отклик, пожалуй, может помочь выработать как раз таки художественная литература, но ни до «Тупейного художника», ни до «Сороки-воровки» мы еще не добрались, так что здесь, пожалуй, лишь сказы Бажова нам пока в помощь, потому что над трагедией, скрытой в том же «Левше» или щедринских сказках приходится размышлять умом, а не проживать их сердцем (все же юмористическое здесь преобладает, особенно на взгляд современного подростка).
Что касается восприятия текста, то здесь сказки Салтыкова-Щедрина никаких подводных камней не скрывают: мысль ясна, мораль тоже вполне прозрачна, язык удобочитаем, сюжет довольно интересен и в меру забавен.
Единственный нюанс: приходится учить читать с толковым словарем, по мере освоения текста определяя для себя значение непонятных или изменивших с течением времени значение слов. Мой школьник, например, споткнулся о слово «регистратура»: для него это часть медучреждения – и только (что вполне понятно ввиду ограниченного жизненного опыта), поэтому два генерал, проработавшие до пенсии в регистратуре сперва вызвали некоторую оторопь. (Зато это еще раз продемонстрировало нюансы функционирования языка).
Не могу не: только что встретила на просторах сети утверждение, что матерью писателя была «кровавая барыня». Вот для этого с детьми и следует читать классику: чтобы избежать такого вопиющего искажения фактов (это я, кстати, в рецензии на «Отзовике» вычитала... просто наглядное пособие на тему: «Откуда берутся и как распространяются фейки»).