Больше историй

27 апреля 2023 г. 10:33

459

Вообще, Леонид Андреев для своего времени (и сейчас остаётся) очень крутым автором. И не только потому что был родоначальником русского экспрессионизма и писал мощные реалистические произведения, трагизм и психологизм которых мог потягаться даже с Фёдором Михайловичем.

Он мог писать и мистические вещи. "Он (рассказ неизвестного)" не даст соврать. Произведение написано по всем канонам жанра. Там есть главный герой, медленно теряющий рассудок. Есть загадочная смерть. Есть дом со странными обитателями и своей тайной. И есть, наконец, ПРИЗРАК! Словом, всё для увлекательного и пощипывающего нервы мистического произведения. Написано живо и красочно, в воображении то и дело появлялись чуть ли не осязаемые картины происходящего. Единственное чего не хватило рассказу - развитие. Вширь и вглубь. Правда, тогда это был бы уже не рассказ, а повесть. Уверен, если его дать в руки хорошему сценаристу, получится очень добротный фильм. А то и сериал.

Ещё Андреев умел в абсурд. Тому подтверждение рассказ "Стена". Там неведомой Стеной окружено всё человечество. Попасть за её пределы нет никакой возможности. Можно лишь двигаться вдоль Стены и встречать персонажей, ведущих себя крайне странно. Тут и прокаженные, и умалишенные, и больные, и слепые, и глухие, и много кто ещё. Каждый из них по-своему пытается преодолеть Стену и, при этом, совершает какие-то абсурдные и нелогичные поступки. Такое поведение героев и стиль повествования встречались мне у Беккета. В частности, в его ключевой пьесе "В ожидании Годо". Беккет считается отцом-основателем жанра "театр абсурда". Правда, база была заложена им в 40-50-е годы, а у Андреева подобные мотивы встречаются ещё в 1901 году. Конечно, это можно назвать исключением относительно остального его творчества, и пионером жанра его не назовёшь, но то, что в некоторых вещах он опережал время, тут не поспоришь.