Больше историй

10 ноября 2023 г. 01:01

478

Грустно мне, грустно...

Читала я эту трилогию, читала... Сквозь "как же меня это уже всё" и "почему бы не прекратить эти пытки".

Начиналось всё вполне бодро, но вот потом "снова-здорова". Главная героиня несколько неадекватная истеричная юная дева, которая ведёт себя нелогично. (И нечего тут про женскую логику!! Женщины, как и мужчины, бывают очень разные, в том числе и с прекрасным аналитическим мышлением, например). Цикл я не бросила, дочитала. К тому же под конец у героини что-то в голове встало на место. Но довела я это дело до конца исключительно потому, что пыталась ответить себе на два вопроса:

1. Почему меня так раздражает подобное поведение?
2. Неужели это каноны жанра?

Итак, начнём с первого. Говорят, что нас в других раздражает то, что мы не признаём в себе. Возможно. Однако могу сказать, что я уже дева не первой юности, имею склонность к анализу ситуации, а также умею держать себя в руках, когда обстоятельства того требуют. Я когда-то была несколько более наивна, но никогда глупа до дурости.
Да, подобные выверты у меня ассоциируются только с дуростью. У героев есть явные проблемы с доверием, но решают они их сквозь боль и страдания. Без этого, правда, трёхтомник сократился бы до полуторника.
Более того, я искренне не понимаю, какой мужчина согласен будет вообще на такую жену. По канонам мира он, безусловно, самый крутой и замечательный, а ̶н̶е̶с̶т̶и̶ ̶с̶в̶о̶й̶ ̶к̶р̶е̶с̶т̶ любить подобную супругу обязан благодаря истинности. Вроде как любовь должна всё покрывать. Нечто жертвенное с исключительно мужской стороны. Такой вечный папочка для дочурки. Не очень зрелая позиция. В жизни, безусловно, встречается, но не так часто, как в книгах жанра ромфант!
В общем, на месте мужчины я бы на такое не согласилась. Даже принудительно. Бежала бы, только пятки сверкали.

картинка Alena_Lisante

Теперь, что касается второго. Мне стало интересно, кто-нибудь вообще изучает каноны ромфанта? Дело это, безусловно, не самое благородное, на кафедрах предпочитают что-то более возвышенное, но находятся ̶ч̶у̶д̶а̶к̶и̶ смельчаки порой. Если да, поделитесь ссылками на работы в комментариях.

Периодически я встречаю произведения, где высмеиваются типичные ситуации: в героиню влюбляется несколько парней сразу; героиня влюбляется в ректора; ректор обязательно какая-нибудь высокая шишка; героиня умерла и вселилась в тело молодой и знатной особы... Набор варьируется в зависимости от подвида: академка, отбор невест, детектив, городское фэнтези... Здесь у нас академка с приключенческой составляющей.

Главная героиня, зеленоглазая, скромная, вполне обычная. В неё влюбляются самые интересные мужчины, даже боги ей благоволят. Всем она нужна, притом ничего из себя особого не представляя. Ведёт себя странно, что даже мне хочется её где-нибудь запереть и ничего не рассказывать. Внимание вопрос: что же такого особенного в данном типаже, что он повторяется из книги в книгу? Почему это стало каноном героини?

Самый очевидный ответ — хорошие продажи. Плюс, наверно, это нравится авторам, коих на просторах интернета не счесть. Можно ли оправдать это какой-то возрастной категорией? Сомневаюсь. Мне кажется, что любовную фантастику читают дамы всех возрастов без исключений.
Таким образом, мы упираемся во внутренние потребности. Женщинам хочется, чтобы их любили просто так. Они не хотят прилагать никаких усилий. Им нравится ощущать себя молодыми, сиречь инфантильными. И чтобы рядом был классный мужчина, который всё решит за них. Вспоминаем "я девочка, ничего не хочу решать", "у меня лапки" и тому подобное. Вывод напрашивается неприятный: либо у нас поголовно психологическая незрелость, либо женщины настолько несчастны и затюканы, что им помогает справляться с бытом только подобный эскапизм. Впрочем, возможен микс.
Есть ещё вариант, что кто-то на заре становления жанра запустил подобную модель, теперь она функционирует, "радуя" писателей и читателей, которые не особо задумываются над мотивами происходящего.

В любом случае, от осознания всего вышеперечисленного мне становится грустно. Я бы хотела большего разнообразия и глубины героев. Меня удивляет такая концентрация шаблонности, и я не очень понимаю, как исключить подобные сюжетные повороты из своего чтения, так как отзывы не всегда бывают информативны. Наверно, я слишком много хочу от беллетристики, как думаете?
Возможно, у вас есть ещё какие-то соображения, буду рада видеть их в комментариях!