Павел Санаев «Похороните меня за плинтусом...» — история FATAMORCANA

3 февраля 2012 г. 10:16

475

Люблю эту книжку. С первого взгляда. Вернее, с первых строчек про зеленые штаны. Мне нравится она именно в этой обложке. Стильной, говорящей, с фотографией мальчика.
Столько эмоций проживаешь за короткое время - а книжка читается за один вечер: с первой страницы - хохот до колик, потом - удивление, негодование, щемящее чувство жалости, злость, слезы. Вот слезы текли рекой. Я понимала, как воют собаки от тоски, от беспомощности, от того, что слов нет. Невозможно выразить словами, что испытываешь при чтении. А еще вспоминаются свои оры, плюхи, - и тогда о себе плачешь. И о потерянном времени. О том, что время уходит, а сказанные слова остаются навсегда. Как они лягут на душу ребенка? Да и не только ребенка. Мало ли в жизни мы обижаем людей?
Потрясенная книгой, гундя в трубку, рассказываю сестре о книге. Конечно, перечитали ее все мои близкие, кроме мужа. Он не смог читать - слишком жестокой показалась ему книга. А недавно пришла ко мне моя дочка, сказала, что девочка в ее клдассе читает обалденную книгу. Очередь на книжку на несколько недель вперед. Называется "Похороните меня за плинтусом". Да у нас есть, вон на полочке стоит. Потом мысль: "Там же маты! Мамо, Вы чего???"
-Ты знаешь, наверное не надо тебе ее читать - говорю -Там такие слова... Ну, нехорошие слова...
-Маты, что ли?- смеётся -Мам, я в школу хожу. Думаешь, я матов не слышала? Да в школе каждый второй на нем говорит.
-Ну, знаешь, не должна мама дочке книжки с матами предлагать. Нехорошо это...
-Ма, успокойся, я бы все равно прочитала. Да и знаю я все эти слова...
Пошла в свою комнату, слышу - хрюкает от смеха. Потом заходит ко мне:
-Мам, а что за слово ....... выговаривая по слогам, читает мне какой-то матюк...
Я упала. Со смеху. Хохотала до слёз. "Вот это то, о чем я тебя предупреждала"- еле смогла я сказать...
Я плохая мама. Я никудышний воспитатель. Надо было, наверное, рассказать, что нельзя читать такие книжки. Как это плохо, знать такие слова. Но я себе простила этот непедагогичный поступок. Мы с дочкой разбирали потом по косточкам героев. И маму, и бабушку, и ребенка, и дедушку. Даже отчима. Рассказывала истории из своего детства, из ее детства, почему люди поступают так или иначе.
Немного ее впечатлений:
- Бабушка вначале показалась монстром. А потом стало жалко. Она несчастная. А почему она гнобила свою дочь? -(я поразилась: ребенок прощает бабушку, ее отношение к мальчику, но осуждает за жестокость по отношению к дочери.Пытаюсь объяснить. Поняла? Кажется- да.)
О мальчике:
- Вот гаденыш! -(Оба-на!!! Неожиданно...)
- Почему?
- Ну он же откровенно издевается над бабушкой, манипулирует нею. Даже когда попадает в неприятности нечаянно, кажется, что он делает это бабке назло. Мне показалось, что он сделает что-нибудь и смотрит, как будто это его не касается, как же на это будут реагировать взрослые. Он слишком умный для ребенка. ( Я аж присвистнула; Ничего себе! Вот как, оказывается, строго оцениваются поступки героя с точки зрения ребенка. Без скидки на возраст. Без жалости: "Какой он маленький, как можно?!"
Ничуть не жалею, что дала ей почитать книжку. Мне очень не хватало ее взгляда на жизнь. На отношение в той семье. Самое главное, что книга была поводом вспомнить разные моменты из нашей жизни, поговорить о них без напряжения, немножко отстраненно. Попытаться объяснить свои поступки и, мне кажется, получить прощение. Это дорогого стоит, поверьте, когда знаешь, что ребенок не осуждает тебя, посмеяться вместе над старыми обидами.
Ну всё)).

Комментарии

Вы замечательная мама! Я так же сделала бы(и так же испугалась :).)Ведь ребеныш не зациклился на матах,а Вы столько вместе обсудили,да и еще одна ниточка связала вас.

0 03.02.12

Спасибо за хорошие слова)). Но я разная мама. Бываю добрая, понимающая, бываю ругательная, наказательная. Бывает, с утра наорешь на ребенка, который еле-еле собирается, а потом ноги подкашиваются - стыдно. Хочется догнать, извиниться.

0 03.02.12

Мне показалось странным, что ни Вы, никто из Ваших родных и знакомых не задумался: зачем он рассказал этот семейный кошмар всему свету? Тем более, что еще живы участники той семейной драмы. Каково его матери, известной актрисе? Разумеется, ей остается только говорить в интервью, что все было не так страшно и детям свойственно все преувеличивать...
Мое мнение такое, что автор по своему уровню нравственного развития не далеко ушел от того мальчика.(

0 03.02.12

Я смотрела "Школу злословия", где он про это говорит. Да, он не публиковал книгу, пока была жива бабушка. Щадил ее чувства. Но, я думаю, что эта книга нужна была прежде всего для него самого, чтобы отпустить свои детские обиды. Мы можем считать, что они преувеличены. Но для него они были именно такого размера, масштаба, какими он их воспринимал. Может быть, эта книга наоборот, сблизила его с матерью. Не обо всем можно поговорить непосредственно глядя в глаза друг-другу. Не думаю, что эта книга - проходной момент в его жизни. Скорее всего, она нужна была самому автору. Для того, чтобы разобраться в себе. Иногда именно групповая терапия - получение самых разных эмоций - гнева, осуждения, прощения, одобрения поступка помогают человеку отпустить ситуацию и жить дальше не сжирая, а принимая себя таким, как есть).

+7 03.02.12

Отпустить свои детские обиды можно было и другими способами, не вынося всю эту грязь на всеобщий суд, и СМЕХ(!!!). Кто-то в церковь ходит, беседуя с наставником, кто-то просто общается с умными людьми, кто-то много читает и размышляет... Разные есть способы. Он выбрал, ИМХО, не лучший. Как-то это не по-людски, не по семейному. Я думаю, что его матери это все неприятно.
То, что он (Павел Санаев) теперь говорит, спустя время, не стоит обращать на это внимание. Сказать можно что угодно. Давайте смотреть что написано в книге - это лучшее свидетельство.
Что хочу сказать: все проблемы в этой семье от бабушки, но бабушка-то БОЛЬНА! Вы же понимаете, что нормальные люди так себя не ведут? Она тронулась головой еще в сталинские времена, когда всех арестовывали, потом война, смерть маленького сына, несостоявшаяся карьера актрисы и пр. Психика-то и не выдержала. Она и в клинике лежала... Родные жалеют ее, муж не сдает ее больше в клинику. А может и зря. Пограничные состояния хорошо лечатся. Вот все и мучаются в этой семье. Но смеяться над больным человеком не хорошо. Его надо или лечить или понять и простить.

-3 03.02.12

Ну, я немного по-другому увидела эту историю. Я уже писала об этом в рецензии, повторяться не буду - длинно получится). Я не согласна, что все беды от бабушки. Все виноваты. Всех жалко. Пацан в повести не виноват, но он "добрал" свою порцию, опубликовав семейную историю. Или, может и преувеличив немного, все же зацепил свою семью. Жалко всех. Но то, скольким людям эта книга помогла, я думаю, прощает ему его откровенность...

+3 03.02.12

Ну и правильно сделали...что всё вместе проговорили... А этическая сторона... ну, время-то ещё не ушло поговорить и об этике "выноса сора из избы"...

0 03.02.12

. ну, время-то ещё не ушло поговорить и об этике "выноса сора из избы"...

- Ну, об этом очень часто говорим. Что семья, Родина (хоть и пафосно звучит, но это так) не обсуждается с посторонними. Если есть вопросы, недовольства - надо разбираться дома. Никому кроме нас не нужны наши проблемы, а для разговоров и на посмешище себя выставлять - значит не уважать себя.
По поводу Санаева - почему он "вынес сор из избы" я уже написала свое мнение чуть выше ).

0 03.02.12

Да, прочёл сейчас...

0 03.02.12

А сколько вашей дочери лет?
Мы с мужем недавно прочли эту книгу и тоже были под впечатлением. Сыну, пожалуй, тоже дам, но явно позже (ему 7 лет).

0 03.02.12

Моей 14. В 7 лет, наверное, рановато все-таки)). К подростковому возрасту уже поднабирается достаточно обид на родителей. Я боялась подросткового переходного периода... Но вроде все нормально. Может и помогают разговоры обо всем на свете и выражение эмоций (не всегда положительных) с обеих сторон.

0 03.02.12

да, пока у нас идёт обычный процесс накапливания обид :)
Спасибо, возьмем ваш опыт на вооружение.

0 03.02.12

Вы замечательная мама! Ведь, судя по истории, у Вас очень теплые отношения с дочкой) Я считаю, что такие книги как раз надо читать именно в подростковом возрасте, чтобы не повторять таких ошибок в дальнейшем и чтобы по-другому посмотреть на свою собственную семью.

0 03.02.12

Спасибо). Ну и во взрослом возрасте еще не поздно читать)). Самое главное, чтобы времени хватило исправить свои ошибки или сказать хорошие слова друг-другу).- Я так думаю))

0 03.02.12

И правильно думаете)

0 03.02.12

Я помню как сама читала эту книгу и отношения к героям менялось столь полюсно, что под конец я и сама запуталась: кто хороший-то? Но потом поняла, что не может быть хороших, плохих и других оттенночных характеристик - все мы одним миром мазаны)

+1 03.02.12

Можно еще сказать - многогранны). В каждом есть и хорошее, и плохое. Какие качества проявляются - наверное, зависит от нас. Но иногда даже сам себе удивляешься, на что только не способен...

0 03.02.12

Если отталкиваться от книги Санаева, то можно смело сказать, что любовь к детям, внукам, мужьям и далее по списку выковыривает из нас не только самое лучшее, хотя казалось бы.

0 03.02.12

Замечательная история!

0 04.02.12

Спасибо :)

0 10.02.12

Ребенок не мог понимать, что происходит в его жизни. Он просто жил в "невыбираемых" им обстоятельствах. Также как живут все дети. И вся его маленькая жизнь была наполнена невыразимой, неосознанной тоской. Тоской по маме.
Если автор решил написать такую книгу, значит ему это было нужно.
Грандиозная книга!
Спасибо за вашу историю!

+3 10.02.12

Вам спасибо).

Если автор решил написать такую книгу, значит ему это было нужно.

-Тоже так считаю.

0 10.02.12