Больше историй

16 апреля 2024 г. 18:45

210

Сила искусства

История не из жизни, но об этой книге, точнее об её обложках. Хотя изданий было достаточно много, но обложек было всего две. Каждая — известная картина, сюжет которой связан с тем, что происходит в "Ошибке творца"

1102587672.jpg
Квентин Массейс, "Уродливая герцогиня", ок. 1513

Это — одна из самых популярных картин в лондонской Национальной галерее. Странный, мягко говоря, вид натурщицы вдохновил Джона Тенниела (первого иллюстратора «Алисы в стране чудес» Льюиса Кэрролла) на создание образа Герцогини.
Кажется, что это карикатура, которая высмеивает тщеславие старых и некрасивых людей, которые одеваются и ведут себя так, словно ещё молоды. Женщина — пожилая соблазнительница, предлагает своему партнеру бутон розы, имеющий сексуальный подтекст. Её полуобнажённые груди — пародия на соблазны плоти, а рога головного убора — дьявольские. Однако здесь всё не так просто.
Относительно недавно — в 2008 году — искусствоведы сделали два довольно неожиданных открытия. Во-первых, портрет правдив, женщина почти наверняка так и выглядела. Медицинское исследование доказало, что Массейс не писал карикатуру. У его натурщицы действительно была конечная стадия болезни Педжета — хронического заболевания, которое приводит к размягчению и увеличению размеров костных структур. А, во-вторых, давняя теория о том, что художник копировал своего современника Леонардо да Винчи, ошибочна (когда-то считалось, что «Уродливая герцогиня» могла быть написана по ныне утраченному рисунку Леонардо).
А когда речь заходит о том, кто бы мог позировать Массейсу для портрета, чаще всего называют Маргариту по прозвищу Маульташ — последнюю правительницу независимого Тирольского графства.
Если станет интересно, то я читала эту статью, там более подробно рассказана эта история.

…и чем больше мы узнаем, тем дальше простирается великая пустыня нашего незнания. Говорят, Клеопатра вскрывала животы своим беременным рабыням, чтобы понять, как развивается человеческий плод. Ведь если задуматься – именно эта лаборатория, создание из ничего – человека, и есть самое главное чудо, сродни тем, еще библейским, прямиком из священных текстов. Единственное чудо, которое даровано наблюдать человеку и дано испытать почти каждой женщине. Сегодня, к счастью, у генетиков появились более гуманные способы заглянуть в лабораторию Жизни.
Один из способов – методология ошибок. Эти сбои в работе природы – еще их зовут мутациями – и являются для ученых ценнейшей нитью Ариадны. Следуя за ней, наблюдая за появлением сиамских близнецов, двухголовых ягнят или шестых пальцев, мы получаем во владение еще один малюсенький кусочек пазла генной грамматики.
Впрочем, даже не видя общей картины, ясно одно: на уровне генетики наше отличие от любого из мутантов – тех же сиамских близнецов – мизерно, почти незаметно. Маленький сдвиг, крошечный узелок в огромном генетическом полотне наших ДНК. Сдвиг столь несущественный, что возвращает нас к вопросу: где норма? От чего отталкиваться ученым, описывая патологию? Ответ на этот вопрос пугающе прост: нормы не существует. Нет в природе понятия «палата мер и весов». Нет, по аналогии с идеальным метром и килограммом, единственно «правильного» человека. Мы все мутанты. Просто некоторые больше, чем другие.

1280px-Diego_Vel%C3%A1zquez_%E2%80%93_El
Веласкес. Портрет придворного карлика дона Себастьяна дель Морра

Шутовские портреты в Испании и ранее писались придворными художниками испанских королей. Они изображали любимых монархами, а также высшей знатью страны карликов и дураков (при дворе Филиппа IV было по крайней мере 110 карликов).
Причиной физических недостатков Себастьяна де Морра явилась тяжёлая наследственная болезнь, называемая ахондроплазия, при которой нарушается рост хрящевых и костных тканей. Поэтому у Морра так нарушены все пропорции тела. Но умственные способности, психика и сексуальные способности у таких людей остаются совершенно нормальными. По свидетельствам современников, де Морра был на редкость умный и ироничный человек, к тому же отличавшийся феноменальной физической силой и любвеобильностью.

И вот он уже стоит на картинах Веласкеса рядом с наследным принцем или с большой собакой. Карлик. Мутант. Ошибка природы, генетический сбой, модный аксессуар. Столь модный, что сама Екатерина Медичи пыталась воспроизвести породу маленьких людей, поженив своих придворных карлика и карлицу. То-то был бы выгодный бизнес, как бы гонялись европейские дворы за выведенными диковинками! Но ничего не вышло ни у Медичи, ни, позже, у Анны Иоанновны: пары карликов оставались бесплодными, однако желание получить нужный образец…