11 июля 2018 г., 22:25

3K

Мыши были популярными героями детских книг в 90-х — но почему?

43 понравилось 3 комментария 8 добавить в избранное

Автор: Шарлотта Олин (Charlotte Ahlin)

Во время просмотра «Американского хвоста» в прошлый уик-энд и открытых рыданий о подвигах молодого Файвела Мышкевича и его мышиной семьи меня вдруг осенило: в литературе моего детства было много мышей. Я имею в виду, да, отчасти это было потому, что в детстве я зачитывалась книгами о животных. Но я искала все эти книги о лошадях и котах-воинах. Я целенаправленно пыталась найти все возможные книги о волках и драконах. Я не помню, как я собиралась найти книги о мышах, и все же героем каждой второй прочитанной мной книги оказывался маленький смелый представитель отряда грызунов. Количество мышей в популярных детских книгах в 80-х и 90-х годах было сопоставимо только с количеством телешоу с участием уток на канале Disney. Поэтому сегодня я задаюсь вопросом: почему? Почему так много мышей?

Чтобы внести ясность, скажу вам, что мне нравятся мыши и крысы. В средней школе у меня было четыре крысы (Бэзил, Теодор Рузвельт, Гого и Диди). Однако я не припоминаю, чтобы в моем детстве кто-то фанател от мышей, в основном все были увлечены лошадьми, дельфинами или динозаврами. К мышам не было особого интереса. Скорее, мышь казалась универсальной. Истории про мышей редко относились к храброй маленькой девочке, дружащей с дикой, величественной мышкой, или о фермерском мальчике и его верном мышином компаньоне. Мыши в этих историях были скорее похожими на маленьких пушистых дублеров для их маленьких непушистых читателей.

Мыши часто являются невероятными героями своих историй, такие, как Стюарт Литтл, Ральф С. Маус или даже Микки. Если нет, то они – жизнерадостные помощники, как в Золушке. Или они хитрые, умные существа, которые могут перехитрить своих гораздо более крупных (часто кошачьих) врагов, как в баснях Эзопа или историях Беатрисы Поттер, или как находчивый Джерри из «Том и Джерри». Крысы иногда выступают в роли страшных животных даже в самых любимых детских книгах, но мыши – это всегда крошечные люди. Они похожи на живые игрушки с их мехом и кроватками из спичечных коробок. Я могу вспомнить не так уж много литературных мышей, которые так или иначе не антропоморфны.

В своей книге «Земля животных», о животных детской литературы, Маргарет Блаунт указывает на то, что мыши обращаются к детям, потому что они маленькие, пушистые и скрытные. Дети знают, что значит быть маленьким и беспомощным в большом-большом мире. Кроме того, интересно представить, что у мышей должна быть целая зеркальная вселенная крошечных вещей в их секретных мышиных домах: крошечная одежда и крошечные кровати из грецкого ореха, а в некоторых случаях крошечные мечи и / или мотоциклы. И мы можем предположить, что мыши смелы, потому что они живут так ужасно близко к большим людям:

Когда мыши не заселяют зеркальный мир, их прелесть и миниатюрность захватывают – маленькие размеры часто связаны с мужеством и находчивостью. Мыши – полезные персонажи, которые придут и заселят для вас ваш кукольный домик, если он есть. В самых грубых историях маленький персонаж – тот, кто навсегда перехитрил большого, как в «Том и Джерри». В более тонких мыши станут актерами в сказках, где миниатюрная жизнь является наслаждением. Некоторые, чувствуя удовольствие от этой идеи, использовали миниатюрных людей для этой цели или изобретали новые виды («Уомблы, или более крупные Хоббиты»).
«Земля животных», Маргарет Блаунт

Конечно, многие из этих «мышиных» книг были написаны задолго до 90-х годов. Но в детстве я все еще читала Э.Б.Уайта, где вышеназванному мышонку пришлось бороться с тем, что он был слишком маленьким в слишком большом мире (а также было ужасно, что его человеческая мать, по-видимому, только что родила живую мышь вопреки всей известной медицинской науке).

Я также читала «Мышь и мотоцикл», книгу Беверли Клири о крутой маленькой мыши, которая была экранизирована. Это была история о мальчике и его мыши, но Ральф С. Маус все еще был крошечным героем, воплотившим свою мечту. И тогда, конечно, были «Анатоль» (Anatole) и «Остров Авеля» ( Abel's Island ), Бернард и Мисс Бьянка – спасатели и «Бэзил с Бейкер-стрит» ( Basil of Baker Street ), «Бен и я» (Ben and Me), и «Если дать мышке печенье» ( If You Give a Mouse a Cookie ).

Тем не менее, книги с мышами, которые я помню, – это книги о храбрых мышах на опасных заданиях. Миссис Фрисби и крысы НИПЗ Роберта К. О'Брайена рассказали историю о мышиной вдове, пытающейся завоевать благосклонность некоторых неестественно умных крыс, чтобы спасти своих детей от неизбежной смерти. «Поппи» от Ави повествует о маленькой мыши, свергающей сову-тирана, которая убила ее парня. Воин Рэдволла и его сиквелы Брайана Джейкса следовали за всем обществом монахов-мышей и крылатых военачальников. Приключения мышонка Десперо Кейт ДиКамилло показали храбрую мышь, которая должна спасти принцессу в жестоком мире крыс и жестокого обращения с детьми. «Дептфордские мыши» Робина Джарвиса была о мышах, сражающихся со злым богом темноты глубоко в канализации.

В этих книгах не было поблажек. Разумеется, они были милыми, потому что мышки симпатичны (по крайней мере, пока они не пробегут по вашим ногам в темном переулке). Но помимо этого в них была тьма. Мыши были маленькими, и все же они противостояли силам зла. Они всегда брали верх и превосходили численностью. Они всегда преобладали. Фактически, им обычно удавалось использовать свою миниатюрность и необычные навыки, чтобы победить сов, кошек или крыс. Они побеждали, потому что все недооценивали их.

И когда вы – маленький ребенок в ужасно большом мире, совершенно естественно тяготеть к такого рода историям. Мы не боялись темноты, пока эти маленькие ребята населяли ее. Мы хотели видеть крошечных, милых существ, что доказывало бы их существование. Мы хотели чувствовать, что у нас есть власть, не только несмотря на наши небольшие размеры, но из-за них.

Ну и есть что-то крутое в том, что маленькая мышь может надрать кому-то большой зад.

Совместный проект Клуба Лингвопанд и редакции ЛЛ

Источник: Bustle
В группу Клуб переводчиков Все обсуждения группы
43 понравилось 8 добавить в избранное

Комментарии 3

Да была такая мода действительно.) Но сейчас себя исчерпала.

а может всё проще: мышь (в отличие от кошки, собаки, коровы и т.д.) - паразит, вредитель, нежеланный гость для любого дома (полагаю, даже несмотря на то, что "мышки миленькие", вы вряд ли обрадуетесь воняющим мышиной мочой продуктам - мышь постоянно выделяет мочу, помечая свой маршрут, - или обгрызенному батону). Паразитарная модель, как главенствующая (пришедшая с торжеством "белых воротничков", при переносе производства в страны Третьего Мира в целях удешевления себестоимости продукции), диктовала свою идеологию "новых денег": без усилий.

И как следствие этого гимна паразитарности - пришедшая на смену мода на вампиров (паразит более высокого порядка - этот уже паразитирует на человеке напрямую, как пиявки или глисты) и зомби (те, кто не смог преуспеть, как празит, но продолжает жить и лелеять надежду кого-то потребить).
Не созидатель / изобретатель / предприимчивый человек/ борец / победитель / друг и т.д., а паразит.

В потрясающей игре 2018 года Ghost of a Tale главный герой - мышь, игра (и сюжет, основанный на противостоянии мышей и крыс, и локации в средневековом стиле) выглядит всё еще актуальной.

Читайте также