18 января 2020 г., 14:59

1K

Почему активное чтение нашим детям имеет значение

20 понравилось 0 пока нет комментариев 5 добавить в избранное

Спойлер: У чтения вашим детям намного больше пользы, чем вы можете себе представить

Автор: Дэниел Дж. Сигел и Тина Пэйн Брайсон

В эпоху цифровых медиа, заполонивших наши глаза и уши непрерывно сменяющимися видами и звуками, которые притягивают наше ограниченное время и внимание к привлекательным видео, подкастам и прочему, стало ли чтение вашим детям или самим себе несущественным? Почему длинные цепочки слов для прочтения на странице или экране должны быть тем, что мы делаем вместо того, чтобы откинувшись, включить наши девайсы и дать аудиовизуальным стимулам возобладать? Действительно ли энергия и сосредоточенность, необходимые для чтения, стоят затраченных усилий или с чтением покончено?

Вот наш ответ на эти вопросы – продолжайте читать в течение жизни, даже если не для своего собственного умственного развития, но для пользы, которую оно приносит обучению ваших детей жизненным навыкам.

Существует множество причин поставить чтение детям на вершину списка приоритетов не только «что сделать вместе с детьми», но как «быть с ними». Тип чтения, о котором мы говорим, можно назвать активным чтением, т.е. это способ прочитать рассказ детям и затем вовлечь их в разговор, рассуждая о прочитанном. Одной из причин сохранить практику активного чтения является то, что оно включает в себя уникальную форму познания, которая строится непосредственно на нашей сущности как человеческого вида – существ, рассказывающих истории. Искусство повествования, линейного рассказа последовательности событий, открывает разуму возможности использования языка для создания образов, что ученые называют «представленностью» (англ. «representations»), как о событиях рассказа, так и о внутренних душевных переживаниях – чувствах, мыслях, воспоминаниях и намерениях – персонажей тех событий. Это свойство чтения позволяет развивать творческое воображение и, в то же время, улучшает наши лингвистические навыки.

Исследования памяти также показали, что когда мы думаем в повествовательной форме, гораздо вероятнее запомним то, что услышали. Человеческий мозг – орган, создающий чувства, и прослушивание и рассказ историй являются способом мозга оценивать мир событий, принимая во внимание, как разум усваивает эти явления и затем меняет свое поведение в зависимости от того, что происходит. Повествование – это больше, чем описание происходящих событий, оно раскрывает суть событий и множество путей, благодаря которым мы можем придать жизни смысл.

Нужно больше причин, чтобы читать? Когда мы оцениваем наши отношения родитель-ребенок и пути, по которым наши дети двигаются к успешной жизни, знаете ли вы, что является надежным предвестником здоровой привязанности к нам? Да, это то, как мы общаемся с нашими детьми и видим их такими, какие они есть, оберегаем их, помогаем им успокоиться, обеспечивая все это таким образом, что дает им чувство безопасности. Наша связь с ними не возникает из ниоткуда. Удивительно, но в разных культурах и поколениях последовательность автобиографического повествования родителей – как они обрели смысл жизни и смогли соотнести это с тем, где они были и кто они есть – является единственным фактором, определяющим, как это чувство безопасности будет развиваться у их детей. Когда родители приходят к своим детям, готовые предложить им безопасные отношения, они запоминают этот осмысленный процесс. Ученые называют эту общую способность «путешествие разума во времени», так как она соединяет прошлое с настоящим и помогает нам представлять будущее так называемым «перспективным умом». Дети с такой возможностью представлять в перспективе, что может и должно произойти в будущем, более гибкие и с хорошо развитыми самосознанием и самоопределением.

Когда мы читаем нашим детям, мы не только выстраиваем важный социальный опыт безопасности и связей, но также и лингвистические, когнитивные и разговорные способности, которые помогают им поучаствовать в так называемом «совместном построении повествования». Вместо того, чтобы просто повторять слова на странице, рассказы, которые мы читаем нашим детям, могут быть частью непрерывного разговора, который мы ведем с ними о событиях, о жизни, о разуме, о том, кто мы есть. Вы можете задавать вашим детям вопросы о рассказе и его персонажах, вместе раскрывая смысл в теперь уже ваших совместных историях. Многие взрослые часто отмечают, что значимая часть их детства состояла в том, чтобы делиться историями с их воспитателями. Чтение детям помогает укрепить ту связь между вами двумя, которая может продлиться всю жизнь.

Вместе взятые, эти изыскания указывают на важность чтения детям для поддержания развития их языка, способностей памяти и потенциала повествования, также и для обучения и укрепления умирающего искусства общения в разговоре. В дополнение, если ребенок может артикулировать тем, что происходит в его эмоциональной жизни, он наиболее вероятно будет способен смягчить стресс, понять смысл происходящего внутри него и регулировать свои эмоции. Как говорил Фред Роджерс, если чувства заслуживают упоминания, ими можно управлять. Мы любим говорить – дайте название тому, что необходимо «укротить» (англ. «name it to tame it». См. примечание). Читая вместе с нашими детьми, мы напрямую учим их использовать язык для рассказывать о жизни, соединяя слова вместе, описывать происходящие события сквозь время и то, как работает внутренняя умственная жизнь.

Помимо чтения, все, что позволяет обсудить хорошо написанную прозу в форме романов и коротких рассказов – повествование, которое имеет глубинный мысленный подтекст, сплетенный с аспектами действия событий, помогает детям представить, что происходит в мыслях – то, что может быть просто названо «ментальным зрением» (англ. «mindsight», непереводимый термин, введенный автором, соединение слов «разум, образ мыслей» и «зрение». См. примечание). Этот навык познания разума, субъективной жизни чувств и мыслей, внутреннего мира окружающих людей и нас самих, на самом деле усваивается благодаря общению с другими людьми – сначала с нашими родителями, затем с учителями и сверстниками. Родители являются первыми учителями ментального зрения.

Когда мы читаем истории своим детям, мы учим их разуму и тому, как развивать ментальное зрение – основу социального и эмоционального интеллекта. Благодаря этим очень важными жизненными навыками наши дети учатся, как ориентироваться в сложном социальном мире, в котором мы все живем. Ментальное зрение – это набор навыков, позволяющий нам иметь интуицию, эмпатию, сострадание и доброту.

Зачем читать нашим детям? Делясь историями во время чтения, мы укрепляем наши отношения, стимулируем разговоры о нашем общем ментальном зрении, что делает нас ближе, создает взаимное понимание и связь. Почему бы нам не желать этих внутренних и социальных преимуществ для наших детей и для нас самих? Поддерживайте навыки активного чтения, и помните – начать никогда не поздно!

Примечание переводчика: в статье использованы непереводимые термин «mindsight» и выражение «name it to tame it», введенные автором Дэниелом Сигелом , подробнее о значении которых вы можете прочитать в его книге «Майндсайт. Новая наука личной трансформации» . В его книге под «mindsight» понимается способность человека проникнуть в разум и понять внутренний мир других людей. Сходно с понятием «эмоциональный интеллект». Под выражением «name it to tame it» подразумевается необходимость четко обозначить эмоцию для того, чтобы ощутить связанные с ней переживания, иметь возможность с ней справиться и знать как это сделать.

Совместный проект Клуба Лингвопанд и редакции ЛЛ

В группу Клуб переводчиков Все обсуждения группы
20 понравилось 5 добавить в избранное

Комментарии

Комментариев пока нет — ваш может стать первым

Поделитесь мнением с другими читателями!

Читайте также