16 октября 2018 г., 11:02

8K

Плагиат или нет? Оказывается, «Коралина» основана на викторианской сказке

56 понравилось 17 комментариев 8 добавить в избранное

Эта сказка даже страшнее, чем версия Нила Геймана. И вот почему

Помните эту жутковатую сказку Нила Геймана или мультфильм, который был сделан на её основе?

Девочка по имени Коралина находит у себя дома потайную дверь, открывает её и попадает в другой мир, где её встречает "Другая мама" - очень похожая на родную, но с пуговицами вместо глаз. Она кажется добрее и веселее настоящей, но потом оказывается, что она хочет пришить девочке пуговицы на глаза, чтобы Коралина осталась с ней навсегда.

Эта история пугает и детей, и взрослых (причём, по словам самого Геймана, взрослые обычно находят её даже более ужасной). Однако английский писатель был далеко не первым, кто заметил, что поддельные мамы способны вызвать у нас дрожь в коленках.

картинка Arlett
Кадр из мультфильма "Коралина в Стране кошмаров" (2009)

Прототипом образа "Другой мамы" послужила героиня рассказа "Новая мать", написанного викторианской писательницей Люси Клиффорд (на русском языке она была опубликована в составе сборника хоррор-рассказов "Цвет зла" в 2016 году). В этой истории сразу две главные героини - сёстры Голубоглазка и Индюшка. Первую назвали в честь цвета глаз, а второй дали такое прозвище, потому что она любила индеек.

В один прекрасный день сёстры познакомились с незнакомой девушкой, у которой был странный музыкальный инструмент под названием "грушевый барабан". Она рассказала им, что внутри него прячутся маленькие мужчина и женщина. Если она сыграет на грушевом барабане, они обязательно выйдут и станцуют, а женщина к тому же раскроет одну тайну.

Сёстрам, конечно, захотелось посмотреть, как танцуют маленькие люди, но девушка сказала им, что показывает их только непослушным детям:

"- Да, только непослушным, - ответила она. - И чем хуже дети, тем лучше танцуют мужчина и женщина.
Она аккуратно спрятала грушевый барабан под свой рваный плащ и отправилась своей дорогой."

Расстроенные Голубоглазка и Индюшка вернулись домой к матери и младшему брату и начали плакать и жаловаться, что очень хотят увидеть этих маленьких людей, прячущихся внутри инструмента, но не знают, как быть непослушными.

Родная мама ответила им очень странно:

"- Тогда, - грустно сказала мать, и глаза её наполнились слезами, а рыдания начали душить её, - тогда, - сказала она, - мне придётся уйти и оставить вас с новой матерью, у которой стеклянные глаза и деревянный хвост".

картинка Arlett
Кадр из мультфильма "Коралина в Стране кошмаров" (2009)

Сёстры, конечно, испугались и решили, что их мать блефует - ну какая нормальная мама бросит своих детей на попечение страшной тётки с деревянным хвостом? Они не придумывают ничего лучше, чем побежать за советом к странной девушке с грушевым барабаном, и та успокаивает их. В мире, по её словам, просто не существует матерей со стеклянными глазами и деревянным хвостом, потому что "они были бы слишком дорогими, чтобы их сделать".

Тогда Голубоглазка и Индюшка решают начать шалить. Они снова идут домой, разбивают там все кружки и бросают на пол хлеб с маслом. Их мама расстраивается и отправляет их спать. Но когда на следующий день они возвращаются к девушке с грушевым барабаном, та их только высмеивает:

"- Но нас ведь отправили спать!
- Но если бы вы были действительно непослушными, то не пошли бы... Я ведь вам уже говорила, что шалости требуют большого умения."

Сёстры пробуют всё новые шалости и в итоге становятся настолько отвратительными детьми, что их мать всё-таки решает уйти из дома. Девочки пугаются, бегут за ней, умоляя остаться, но она уходит в поля и исчезает из поля зрения. Тогда они возвращаются к девушке с грушевым барабаном в последний раз... и оказывается, что они до сих пор не могут считаться непослушными. Кроме того, маленькие люди, оказывается, тоже ушли, и девушка показывает им, что внутри никого нет.

картинка Arlett
Кадр из мультфильма "Коралина в Стране кошмаров" (2009)

В итоге дети остаются одни в пустом доме. Они ждут и ждут, но их мать никак не возвращается. Проходит много времени... а потом раздаётся стук в дверь.

"Голубоглазка в страхе прислонилась спиной к двери, а Индейка подкралась к окну, и, прижавшись лицом к одной стороне рамы, выглянула наружу. Она увидела только чёрный атласный чепчик с оборкой по краю и длинную костлявую руку, которая сжимала чёрную кожаную сумку. В глубине чепчика мерцал странный яркий свет, и сердце Индюшки начало давать сбой, а щёки побледнели, потому что она поняла, что это было мерцание двух стеклянных глаз. Она осторожно вернулась к Голубоглазке. "Это... это... это... - прошептала она, и её голос дрожал от страха, - это новая мать! Она пришла и принесла с собой свои вещи в чёрной кожаной сумке, которая висит у неё на руке!"
- Ах, что же нам делать? - заплакала Голубоглазка, а от двери снова донёсся страшный стук.
- Прижмись спиной к двери, Индюшка, - закричала тогда Голубоглазка, - иначе, боюсь, она сломается."

картинка Arlett
Кадр из мультфильма "Коралина в Стране кошмаров" (2009)

В сказке Клиффорд новая мать в итоге выламывает дверь, а дети сбегают через чёрный ход и укрываются в темноте леса, где вынуждены жить до сих пор.

"И по сей день, как и многие дни до этого, стоит ночи опуститься на землю, как Голубоглазка и Индюшка подкрадываются к дому, в котором они когда-то были так счастливы, и с колотящимися сердцами смотрят и слушают. Иногда в окне мерцает слепящий свет, и они знают, что это свет от стеклянных глаз новой матери, а когда они слышат странный приглушённый шорох, то они знают, что это звук от её деревянного хвоста, который волочится за ней по полу".

Страшновато, вам не кажется? И эта "новая" мать со своими стеклянными глазами и деревянным хвостом пугает нас примерно так же, как "Другая мама". Потому что она почти твоя мать, но не совсем. Она почти человек, и всё же она не человек.

Хорошая новость в том, что в "Коралине" её можно победить.
Но разве перспектива остаться с ней навеки не делает "новую мать" ещё страшнее?..

Гейман признавался, что эта сказка повлияла на него при написании "Коралины", но в итоге его книгу вряд ли можно считать плагиатом, ведь к основной идее он добавил очень много всего от себя.

В группу Статьи Все обсуждения группы
56 понравилось 8 добавить в избранное

Комментарии 17

Это не делает Геймана плохим писателем, но он за всю свою жизнь не написал ничего действительно оригинального, увы.

Superb-Owl, То, что это не делает Геймана плохим писателем - вы абсолютно правы. Ведь не только за оригинальность мы любим литературу. Хотя, конечно, если бы я, зная сказку, взялся за "Коралину" Геймана, я бы, наверное, плевался. :)

У Геймана хоть мораль есть, а тут "веди себя плохо и мама уйдет оставив тебе дом". А новую маму можно продать в цирк, ведь они такие дорогие.

Мне кажется, в искусстве и литературе сложно быть новатором. Плагиатом можно обозвать всё. "Госпожа Бовари" и "Анна Каренина" и т.д

Taketa, Вы озвучили самый громкий пример плагиата)

Тем не мене его читают и о нем пишут. Может именно этого человек добивался

Прочитал эту статью - ничего особенно похожего не увидел. Фабула другая, персонажи другие, и пр.
Это больше похоже на плагиат страшилок, собранных Успенским, про черную простыню, зеленые занавески и пр.
А идей про "другой дом", который на самом деле ловушка - в английской литературе огромное количество. Взять хоть Вечного похитителя Клайва Баркера, который тоже написан раньше Коралины.

Rosendorf, А какие именно моменты вы считаете прям плагиатом? Плагиат это "Поросенок Петр", который слизан с зарубежного источника вплоть до сюжета и вида поросенка. А если саму концепцию "другой мамы" считать плагиатом - тогда получается, что огромный пласт английской литературы это плагиат. Концепция волшебного мира, скрытого от посторонних глаз тогда и Роулинг сплагиатила у Льюиса.

Вспомнилось, что у Кинга "Бегущий человек" весьма похож на плагиат рассказа "Премия за риск" Шекли.

У вас бывали и более интересные статьи

страшная мультяшка

А какая разница - плагиат или нет? Наши мнения что-то изменят?

бред такой, тогда все подряд сейчас можно назвать плагиатом.