Мехти́льда Ма́гдебургская (нем. Mechthild von Magdeburg, 1207, диоцез Магдебурга — 1282, монастырь Гельфта, Айслебен) - немецкий писатель и поэт-мистик, религиозный деятель, бегинка, впоследствии монахиня-цистерцианка.
Родилась в семье саксонских дворян. В 12 лет имела первое откровение, определенное ею как «привет Святого Духа». Примерно с 1230 жила в Магдебурге, по собственному свидетельству, оставив родительский дом. Около 1250 по благословению духовника начала писать труд «Струящийся свет Божества» — первое произведение немецкой мистической литературы на народном языке, повлиявшее на всю последующую женскую католическую мистику Германии (Маргарета Эбнер, Кристина Эбнер и др.). «Струящийся свет Божества» состоит из семи книг, содержащих лирические и назидательные главы. Как религиозный лирик Мехтильда не имеет себе равных не только в средневековой, но и в новейшей поэзии. Существенную часть ее труда составляют видения о рае, аде, посмертной судьбе душ и эсхатологические пророчества. «Струящийся свет Божества» нашел как почитателей, так и противников. В зрелом возрасте пользовалась уважением, к ней часто обращались за духовными советами. В 1270 вступила в цистерцианский монастырь Гельфта, где, глубоко почитаемая сестрами-монахинями, и умерла.
Откровения Мехтильды повлияли на Божественную комедию Данте, она упомянута в поэме. Не была канонизирована, к XV в. ее сочинения были забыты. Их вновь открыли в XIX в., они многократно переведены на многие европейские языки. В настоящее время почитается сестрами Гельфты как блаженная.
Мехти́льда Ма́гдебургская (нем. Mechthild von Magdeburg, 1207, диоцез Магдебурга — 1282, монастырь Гельфта, Айслебен) - немецкий писатель и поэт-мистик, религиозный деятель,… Развернуть
Мухйидди́н Абу́ Абдулла́х Муха́ммад ибн Али́ аль-Андалу́си — исламский богослов из Мусульманской Испании, крупнейший представитель и теоретик суфизма. Известен как «Величайший шейх» суфизма. Ибн Араби разработал учение о единстве бытия, отрицающее различия Бога и мира.
Мухйидди́н Абу́ Абдулла́х Муха́ммад ибн Али́ аль-Андалу́си — исламский богослов из Мусульманской Испании, крупнейший представитель и теоретик суфизма. Известен как «Величайший… Развернуть
Жан Ренар (фр. Jean Renart, 117? — ок. 1250) — французский (нормандский) трувер.
Жан Ренар предположительно родился в местечке Доммартен (в нынешнем департаменте Па-де-Кале), в последней четверти XII века. По-видимому, он много путешествовал, побывал при Шампанском и Фландрском дворах, ища покровительства.
Две поэмы Ренара («Гийом из Доля» и, вероятно, «Лэ о Тени») посвящены Милону из Нантейля (Milo of Nanteuil), епископу Бовэ (1217–1222). Возможно, Милон был покровителем Жана Ренара.
Круг его творческого наследия до сих пор вызывает споры. С той или иной долей достоверности ему приписывают три рыцарских романа — «Галеран Бретонский» (ок. 1195; атрибуция наиболее спорна), «Коршун» (ок. 1200), «Роман о Розе, или Гильом из Доля» (ок. 1210), а также «Лэ о тени (или Лэ об Отражении)» (Lai de l’Ombre et de l’Anneau, ок. 1220 — рассказ о том, как рыцарь, впадая в отчаяние из-за неуступчивости своей возлюбленной, тем самым добивается её любви). Вероятно, ему же принадлежит вторая версия героической поэмы «Рыцарь Лебедя» (Chevalier au Cygne) и «Лэ об Иньоресе» (Lai d’Ignaures).
Жан Ренар (фр. Jean Renart, 117? — ок. 1250) — французский (нормандский) трувер.
Жан Ренар предположительно родился в местечке Доммартен (в нынешнем департаменте Па-де-Кале), в… Развернуть
Боэций Дакийский (около 1230—1284) — один из основных представителей «латинского аверроизма», или радикального аристотелизма, независимого философского учения, возникшего в Парижском университете в 60-х годах XIII века.
(Внимание! Не путать с позднеримским философом Боэцием!)
Многие его сочинения по логике, «модистской» семантике, комментарии к Аристотелю сохранились до нашего времени. Список из тринадцати его работ есть в сводном каталоге авторов-доминиканцев, что отчасти подтверждает его принадлежность к ордену.
В 1277 г. он вместе с Сигером Брабантским был осужден за «преподавание недолжных мнений по вопросам философии и отношения философии к богословию» декретом парижского епископа.
Боэций Дакийский (около 1230—1284) — один из основных представителей «латинского аверроизма», или радикального аристотелизма, независимого философского учения, возникшего в… Развернуть
Прямых свидетельств, которые могли бы точно указать время рождения Бэкона, нет. Наиболее вероятной датой его рождения считают 1214 год, хотя были выдвинуты аргументы в пользу 1210 (Ш. Журдэн) и 1220 (Д. Линдберг) годов.
Родился в Илчестере (графство Сомерсет). Семья Бэкона была в хозяйственном отношении обеспеченной: Бэкон сообщает, что он мог тратить более двух тысяч фунтов на книги, таблицы, инструменты, и прочие необходимые для его научных работ вещи. Впрочем, поддержка Генри III в борьбе против Симона де Монфора и баронов, по-видимому, привела семью к финансовому разорению и изгнанию, так что в 1266 году просьба Бэкона выслать денег не нашла отклика. Известно, что у Бэкона были братья, один из которых был ученым.
Получил образование в Оксфордском и Парижском университетах (магистр искусств, 1241).
До 1247 г. преподавал в Парижском университете — читал лекции по Аристотелю на факультете искусств. Во время своего пребывания в Париже Бэкон приобрёл известность благодаря своим спорам со схоластами; он также получил степень доктора философии и заслужил почётный титул «doctor mirabilis».
В 1250 г. Бэкон возвратился в Оксфорд, где преподавал в университете; вероятно, в это же время он вступил во францисканский орден. Слава Бэкона быстро распространилась в Оксфорде, хотя она несколько омрачилась подозрениями в занятиях чёрной магией и в отступничестве от догматов истинной церкви. Около 1257 г. генерал ордена Бонавентура запретил лекции Бэкона в Оксфорде, приказал ему оставить город и отдал его под надзор ордена во францисканский монастырь в Париже. Только благодаря покровительству папы Климента IV, занявшего престол в 1265 г., Бэкон получил возможность опубликовать три больших трактата (охватывают приблизительно один и тот же достаточно широкий круг проблем и написаны примерно в одно время): «Большой труд» (Opus maius), «Меньший труд» (Opus minus; дополнение к «Большому») и «Третий труд» (Opus tertium; краткое изложение идей «Большого»). В качестве приложения к Opus maius и Opus minus Папе был послан также специальный трактат De multiplicatione specierum, в котором находят свое отражение натурфилософские взгляды Роджера Бэкона. Однако смерть папы, последовавшая в 1267 году, похоронила надежды Бэкона на осуществление его замыслов.
В 1268 г. Бэкон получил разрешение вернуться в Оксфорд, где продолжил свои занятия науками.
Вероятно, в конце 1260-х он закончил работу над сочинениями Communia mathematica и Communia naturalium. Compendium studii philosophie по всей видимости был закончен примерно в 1272 году. Первые два трактата представляют собой изложение и рассмотрение наиболее общих и базовых вопросов математики и физики соответственно.
В 1278 г. за сделанные им резкие нападки на невежество и порочность духовенства и монахов был обвинён в ереси и помещен под домашний арест (или в тюрьму). Исследователи сходятся во мнении, что Бэкон был арестован, но точных данных о сроке заточения нет. Известно лишь, что в 1292 году Бэкон был на свободе, и работал над сочинением Compendium studii theologie, которое известно в отрывках и, видимо, так и не было закончено. Примерно в 1292 году Роджер Бэкон умер.
Прямых свидетельств, которые могли бы точно указать время рождения Бэкона, нет. Наиболее вероятной датой его рождения считают 1214 год, хотя были выдвинуты аргументы в пользу… Развернуть
Писал на иврите. Путешествовал по Провансу, Египту, Палестине, Сирии и Месопотамии, где во многом содействовал ознакомлению местных еврейских общин с культурой евреев Испании. Наиболее известное произведение Алхаризи «Тахкемони» («Ты умудряешь меня», создано после 1220 г.) написано рифмованной прозой в стиле арабских макам (Алхаризи — один из зачинателей этого жанра в еврейской литературе). Блестящая по стилю книга не только является лучшим образцом жанра макамы в средневековой еврейской литературе, но и содержит ценные сведения о еврейской жизни и культуре того времени.
Другая книга Алхаризи «Сефер ха-‘анак» («Книга ожерелья») состоит из 257 коротких стихотворений на нравственные и религиозные темы. Большинство из них представляет собой рифмованные каламбуры, состоящие из двух строф. Алхаризи перевел на иврит, под названием «Махбарот Итиэль» («Тетради Итиэля», не позднее 1218 г.) макамы арабского писателя ал-Харири.
Написанный на арабском языке трактат Маймонида «Далалат ал-хаирин» («Наставник колеблющихся») переведен Алхаризи на иврит под названием «Море невухим». Этот перевод лег в основу латинской и испанской версий трактата, хотя еврейский читатель на протяжении веков предпочитал более точный одноименный перевод Шмуэля Ибн Тиббона. Алхаризи перевел также введение в Мишну Маймонида и его комментарии к первым трактатам мишнаитского раздела Зра‘им.
Писал на иврите. Путешествовал по Провансу, Египту, Палестине, Сирии и Месопотамии, где во многом содействовал ознакомлению местных еврейских общин с культурой евреев Испании.… Развернуть
Ада́м де ла Аль (или устар. де ла Галь, фр. Adam de la Halle, также известный под прозвищем Адам Горбатый, фр. Adam le Bossu; 1240, Аррас — 1287, Неаполь) — французский поэт и композитор, трувер.
Адам де ла Аль родился приблизительно в 1237(1240) году, предположительно в городе Аррас, Франция. Отец его, Анри де ла Аль (Henri de la Halle), был в Аррасе известным и уважаемым человеком.[2] Воспитывался в аббатстве Боксель, в Камбре, где Адам изучал грамматику, богословие и музыку. Принадлежал к духовному званию, но отказался от принятия сана. Уехал в Париж и поселился у графа Роберта II д’Артуа. В 1282 году сопровождал графа в его поездке в Неаполь, где остался жить и пять лет спустя умер.
Из творческого наследия Адама де ла Аля до нас дошли 36 одноголосных песен (шансон), не менее 18 jeux partis (песни-диалоги куртуазного содержания; см. Тенсона), 16 рондо́, 5 политекстовых мотетов в стилистике Ars antiqua (в отношении ещё 6 мотетов авторство Адама оспаривается). Кроме того, Адам — автор двух небольших пьес: «Игра о беседке» (Je de la feuillée, ок. 1276) и «Игра о Робене и Марион» (фр. «Jeu de Robin et de Marion», ок. 1282—1285; с обширными музыкальными вставками), которую исследователи рассматривают как дальний прообраз оперы.
Произведения де ла Аля впервые собраны и изданы Э. Кусмакером в 1872 году.
Ада́м де ла Аль (или устар. де ла Галь, фр. Adam de la Halle, также известный под прозвищем Адам Горбатый, фр. Adam le Bossu; 1240, Аррас — 1287, Неаполь) — французский поэт и… Развернуть
Фудзивара Тэйка или Фудзивара-но Тэйка (яп. 藤原定家, известный также под именем Фудзивара Садаиэ; 1162, Киото, Япония - 26 сентября 1241 г., Киото, Япония) - японский поэт,филолог и теоретик поэтического искусства.
Сын поэта Фудзивары Тосинари (Сюндзэй). Отец поэта Фудзивары Тамэиэ. Наставник в поэтическом искусстве сёгуна Минамото-но Санэтомо.
В правление императора Го-Тобы Фудзивара-но Тэйка руководил составлением антологии «Синкокинвакасю» («Вновь созданное собрание японских песен»). Также он составил антологию «Хякунин иссю» («Сто стихотворений ста поэтов») в 1235 году.
Раннее творчество Тэйки, в частности, «тёмный» стиль его поэзии вызвали противоречивые отзывы современников, однако спустя недолгое время из его произведений родилось новое направление японской поэзии. «В зрелые годы Тэйка становится центральной фигурой литературной жизни Японии. В его теоретических сочинениях с классической полнотой изложены основы японского понимания сути поэтического слова, понимания прекрасного».
Его стихи считают непревзойдёнными по чувству югэн.
В старости принял монашество.
Фудзивара Тэйка или Фудзивара-но Тэйка (яп. 藤原定家, известный также под именем Фудзивара Садаиэ ; 1162, Киото, Япония - 26 сентября 1241 г., Киото, Япония) - японский… Развернуть
Дагуань Чжоу - китайский дипломат династии Юань в Китае, служившим под началом императора Чэнцзуна Юаня.
Родился предположительно в 1120 или 1130 (по другим данным – в 1140) в Гандзаке (ныне Гянджа, Азербайджан), где получил первоначальное образование, а затем решил посвятить себя духовному призванию и принял монашеский сан.
Стремясь обрести новые знания, он отправился искать ученых-вардапетов, учился у Ованнеса Тавушеци и других ученых, получил звание вардапета.
Однако и это не удовлетворило его, он переселился из Восточной Армении в Киликию, где, скрыв, что уже имеет ученую степень вардапета, продолжал учиться у виднейших ученых Черной горы.
Умер в 1213 в монастыре Нор Гетик (ныне - село Гош в Армении).
Мхитар Гош основал монастырь Нор Гетик, который после его смерти стал называться Гошаванк (то есть монастырь Гоша - арм.).
Родился предположительно в 1120 или 1130 (по другим данным – в 1140) в Гандзаке (ныне Гянджа, Азербайджан), где получил первоначальное образование, а затем решил посвятить себя… Развернуть
Камаладдин Исфахани (1172-1237) - выдающийся персидсикй поэт, сын Джамаладдина Исфахани, ученый и философ (последователь Сухраварди, казненного за свои еретические учения).
Посвящал касыды-панегирики хорезмшахам Текешу и Джалаладдину Манкубарни, оказавшему упорное сопротивление полчищам Чингисхана.
В конце жизни отошел от мирских дел и поселился в келье; был убит монгольскими воинами.
Поэт получил прозвище "халлак ал-маани" - творца глубокомысленных образов. Его рубаи тематически делятся на любовные, панегирические и философские.
Камаладдин Исфахани (1172-1237) - выдающийся персидсикй поэт, сын Джамаладдина Исфахани, ученый и философ (последователь Сухраварди, казненного за свои еретические учения).… Развернуть
Архиепископ Савва I Сербский (серб. Свети Сава, в миру Растко Неманич, серб. Растко Немањић) — один из самых почитаемых святых Сербской православной церкви, религиозный, культурный и политический деятель. Основатель автокефальной Сербской православной церкви и её первый архиепископ с 1219 года. Возможный автор Законоправила святого Саввы, сербского Номоканона, первого сербского сборника церковных правил и светских законов.
Архиепископ Савва I Сербский (серб. Свети Сава , в миру Растко Неманич, серб. Растко Немањић) — один из самых почитаемых святых Сербской православной церкви, религиозный,… Развернуть
Георгий Пахимер (греч. Γεώργιος Παχυμέρης 1242, Никея — около 1310, Константинополь), византийский философ, историк, математик, писатель и церковный деятель. Учился у Георгия Акрополита. Занимал пост протоэкдика в патриаршем клире. Был последовательным противником унии с Римско-католической церковью.
Основным источником нашей информации о жизни Пахимера является стихотворный эпитафий, состоящий из 100 стихов его ученика Филиса Мануила (греч. Μανουήλ Φιλής).
Пахимер родился в Никее в 1242 г. в семье беженцев из Константинополя. После взятия города крестоносцами Никея стала временной столицей византийцев (Никейская империя). После того как греки отвоевали свою средневековую столицу у латинян в 1261 г., Пахимер переехал в Константинополь и продолжил свою учёбу у Георгия Акрополита.
Пахимер был рукоположен во диакона, но благодаря своему исключительному классическому образованию и будучи противником унии с Римско-католической церковью быстро занял высокие церковные и светские должности протекдика (греч. πρωτέκδικος) и дикеофилака (греч. δικαιοφύλακας — блюститель церковного права). С 1275 г. Пахимер преподавал в Вселенском Училище Константинополя толкование Нового Завета и Патрологию, философию Аристотеля.
Как писатель Пахимер представлял высокий уровень усвоения классических оригиналов, существовавших в его эпоху. Самым значительным его трудом был исторический труд Исторические Записки (греч. Xρονική Συγγραφή). Этот исторический труд Пахимера является продолжением одноимённого труда Георгия Акрополита и относится к периоду 1255—1308 гг., то есть к периоду царствования двух первых императоров династии Палеологов Михаила VIII и Андроника II. Работа делится на 13 книг — 6 посвящены Михаилу и 7 Андронику.
Пахимер заявляет, что основная цель его повествования — это правда. Следуя этому основному принципу, Пахимер описывает события, свиделем многих их которых был он сам, но при этом старается сохранить объективность.
Пахимер писал свою историю, ощутив и сам тяжёлые времена в жизни империи и последствия нашествия турецких племён в Малую Азию, проблему засилия латинян и вытекающую отсюда церковную проблему и конфронтацию в вопросе об унии, поэтому дух его истории пессимистичен.
Георгий Пахимер (греч. Γεώργιος Παχυμέρης 1242, Никея — около 1310, Константинополь), византийский философ, историк, математик, писатель и церковный деятель. Учился у Георгия… Развернуть
Родился в Киликии. Первоначальное образование получил на родине и в монастыре Нор Гетик, где был учеником Мхитара Гоша. После чего продолжил учебу в монастыре Хоранашат в Тавуше у Ванакана Вардапета, где усовершенствовался в грамматике, богословии и книжном деле. Кроме родного языка владел также греческим, сирийским, персидским языками а также ивритом и латынью. После получения степени вардапета (архимандрита), а с 1235 года также рабунапета развивал бурную научно-исследовательскую деятельность. Основал школу монастыря св. Андрея в Кайенаберде, где занимался преподавательством в течение 1235—1239 и 1252—1255 годов. В 1239 году отправился и Иерусалим. По возвращении по приглашению царя Хетума I посетил Киликию. Здесь он был приближенным двора и католикосата. Участвовал в национально-церковном соборе Сиса 1243 года, каноны которого далее привез в различные регионы собственно Армении. В 1248 году снова посетил Киликию, участвовал в общественно-политической жизни киликийского армянского государства, борьбе против экспансионистской политики Византии и Ватикана. По поручению католикоса Констандина I Бардзрабердци написал послание направленной к народу Восточной Армении. Участвовал в церковном соборе Сиса 1251 года. В том же году вернулся в Армению, возобновил преподавательскую деятельность, организовал синоды в Ахпате и Дзагаване. В 1255 году основал школу в Хор Вирапе, где ввел обучение античной философии, логики, грамматики и так далее. Здесь его учениками были крупные средневековые культурные деятели Геворг Скевраци, Ованес Ерзнкаци, Нерсес Мшеци, Есаи Нчеци, Григор Балуеци, Григор Бджнеци и другие. В 1264 году отправился в Тебриз где вел переговоры с монгольским властителем Хулагу, получив от последнего особые доверенности о собрании налогов в Армении. Умер в Хор Вирапе где и похоронен
Родился в Киликии. Первоначальное образование получил на родине и в монастыре Нор Гетик, где был учеником Мхитара Гоша. После чего продолжил учебу в монастыре Хоранашат в Тавуше… Развернуть
В 2015 г. окончил историческое отделение Института истории и культуры ЕГУ им. И. А. Бунина.
Рё Птитсманн (Rø Ptitsmand) (ок.1250? – ок.1630?) и его сводный брат Понтокидай Рибманн (Paantaakidei Ribmand) (? - ?) – датские драматурги и поэты, выдающиеся датские гуманисты середины второго тысячелетия н.э.
Расцвет творчества Птитсманна и Рибманна пришёлся на период правления Амлета I, его брата Клудия и их, соответственно, сына и племянника Амлета II.
Рё Птитсманн (Rø Ptitsmand) (ок.1250? – ок.1630?) и его сводный брат Понтокидай Рибманн (Paantaakidei Ribmand) (? - ?) – датские драматурги и поэты, выдающиеся датские гуманисты… Развернуть
Костандин Ерзнкаци (арм. Կոստանդին Երզնկացի, ок. 1250 — между 1314—1328) — армянский поэт. Считается одним из зачинателей любовной лирики в армянской поэзии.
Биографические данные крайне скудны. Родился примерно в 1250 году в городе Ерзнка. Образование получил в одном из местных монастырей, предположительно в находящемся недалеко от Ерзнки монастыре Тирашен. Не имел какой-либо церковной степени. Писать начал с 15 лет, еще во время учебы. Исследователи полагают, что, рано сложившись как поэт, Костандин Ерзнкаци ушёл из монастыря и стал вести светскую жизнь. Судя по стихам поэта, жизнь у него была трудной: неразделенная любовь, враги, преследовавшие его. Известно, что уже в 80-х годах XIII века Костандин Ерзнкаци был признанным поэтом: на его смерть Мхитар Ерзнкаци написал плач, который, не датирован. Умер Костандин Ерзнкаци в начале XIV века.
Костандин Ерзнкаци (арм. Կոստանդին Երզնկացի, ок. 1250 — между 1314—1328) — армянский поэт. Считается одним из зачинателей любовной лирики в армянской поэзии. Биографические… Развернуть
Герлах, аббат Милевский (чешск. Opat Jarloch) - чешский летописец и первый настоятель Милевского монастыря.
Еще юношей написал диалог «Виккуах хе-хахам им хе-хасид» («Спор между мудрецом и приверженцем веры»), в котором настаивал на том, что для подлинной веры необходимо философское знание; эта идея характерна для всего творчества Фалакера. Будучи сторонником Маймонида в полемике по вопросу об изучении философии, Фалакера отрицал, что изучение философии несет опасность вольнодумства. В «Сефер ха-ма‘алот» («Книга степеней»), посвященном уровням интеллектуального совершенства, Фалакера утверждал, что «истину следует принимать из рук всякого; критерий истины — не положение или статус того, кто проповедует эту истину, а ее сущностная ценность». Полагая, что между Библией и философией нет разногласий, Фалакера выступал в защиту философско-аллегорической интерпретации библейских текстов и поддерживал распространенный в средние века взгляд, что греческие философы заимствовали свои идеи из древних еврейских источников. Следуя Маймониду, Фалакера полагал, что путь к спасению — совершенствование разума. В 1280 г. он составил комментарий к избранным местам «Море невухим» («Наставник колеблющихся») Маймонида — «Море ха-море» («Наставник наставника»), в котором указал на различия во взглядах между Маймонидом и Ибн Рушдом (Аверроэсом). Свой комментарий Фалакера дополнил подборкой цитат из мусульманских философов, в которых идет речь о совершенствовании человеческого разума и о связи между душой и активным разумом, о которой писал Маймонид.
Среди других трудов Фалакера: «Иггерет ха-мусар» («Послание о морали») — подборка этических афоризмов из эпиграмматической литературы; «Решит хохма» («Начала мудрости») — введение в изучение наук, позднее переложенное им в стихотворную форму (Фалакера сам указывает, что содержание книги заимствовано им у других философов; вторая часть книги — дословный перевод из ал-Фараби); «Мегиллат ха-зиккарон» («Свиток памяти») — история страданий еврейского народа (не сохранилась); «Сефер ха-нефеш» («Книга о душе») — собрание текстов о душе; комментарии на Пятикнижие (утеряны).
В своих трудах Фалакера выработал философскую терминологию на иврите, во многом отличную от той, которую создали Тиббониды. Наряду с философскими трудами Фалакера писал стихи на иврите (лишь немногие из них сохранились), к которым он, однако, не относился серьезно.
Еще юношей написал диалог «Виккуах хе-хахам им хе-хасид» («Спор между мудрецом и приверженцем веры»), в котором настаивал на том, что для подлинной веры необходимо философское… Развернуть
Происходил из аристократической семьи и пользовался расположением кастильского короля, но затем впал в немилость и в 1281 г. был арестован. Его наиболее значительная книга «Ган ха-мешалим ве-ха-хидот» («Сад басен и притч») содержит свыше тысячи лирических стихотворений.
Поэзия Абул‘афии отличается исключительно большим жанровым разнообразием и богатством содержащихся в его стихах данных исторического характера.
Происходил из аристократической семьи и пользовался расположением кастильского короля, но затем впал в немилость и в 1281 г. был арестован. Его наиболее значительная книга «Ган… Развернуть