Михаил Васильевич Новорусский — российский революционер, участник покушения на Александра III, впоследствии — русский писатель и просветитель.
Михаил Васильевич Новорусский, родился в 1861 году в селе Новая Русса Демянского уезда Новгородской губернии. Его отец Василий Федорович Новорусский (1829 — не ранее 1898) служил пономарем, а позже дьячком местной церкви, мать — Ирина Стефановна Новорусская (в девичестве Георгиевская) (1831 — не ранее 1895) была дочерью пономаря церкви соседнего села — Молвотицы.
Семья была большая (до взрослого возраста дожили 5 братьев Михаила и сестра), поэтому жила небогато.
В десятилетним возрасте Михаил, как и ранее его старшие братья Алексей и Василий, был отправлен на обучение в духовное училище в Старую Руссу. По окончании 4-летнего курса в училище в 1876 году он вслед за старшими братьями был отправлен в Новгород в духовную Семинарию, где прошел 6-летний курс.
По окончании Семинарии, в 1882 году в качестве примерного и преуспевающего он был командирован в Петербургскую духовную академию на казенный счет.
Там, по его собственным словам, живя в общежитии, он в 1885 году впервые познакомился с нелегальной литературой, немногие экземпляры которой хранились у него для надобности небольшой группы студентов сочувствующих.
В конце того же года он стал кассиром студенческого землячества новгородской губернии, которое объединяло студентов всех высших учебных заведений из этой губернии, и в котором сгруппировались все радикально мыслящие, где бы они ни учились.
В 1886 году организовался Союз студенческих землячеств разных губерний. В него входили не только студенты, но и другие лица, которые имели знакомства в студенческой среде.
В 1886 году Михаил окончил курс академии и в качестве преуспевающего студента с примерным поведением был оставлен для подготовки к профессорскому званию. Предусматривалась кафедра либо психологии, либо педагогики.
Первым научным трудом Новорусского М. В. была кандидатская диссертация на тему: «Основы нравственности в эмпирической философии».
Все пять братьев Михаила — Василий (1857—1934), Алексей (1858—1922), Петр (1867—1937), Дмитрий (1872 — не ранее 1916) и Владимир (1876—1910) стали священниками, а первые два дослужились до сана протоиерея, и Михаил мог построить «карьеру» в духовном ведомстве. Но судьба его сложилась иначе — он принял участие в деятельности террористической фракции «Народной воли», готовившей покушение на Александра III.
По окончанию академии Михаил жил в своей квартире, где иногда собирались делегаты Общестуденческого Союза. Там он получил предложение разрешить А. И. Ульянову приготовить недостающие 3 ф. динамита.. С Ульяновым он уже был хорошо знаком по Союзу, и бывал на собраниях, состоявшихся на его квартире.
Михаил Новорусский был арестован через два дня после покушения, состоявшегося 1 (13) марта 1887. Был приговорён к смертной казни, заменённой пожизненным одиночным заключением в Шлиссельбургской крепости с мая 1887 года.
После освобождения из Шлиссельбурга 29-го октября 1906 года, он просидел в Петропавловке до 22-го ноября, когда был препровожден в покои митрополита Антония, по ходатайству последнего, а оттуда на 3-ий день в Выборг — к архиепископу Сергию. У него прожил в отдельной даче с перерывами около 5-ти месяцев, а всего в Выборге оставался до 4 апреля 1907 года.
Переехав из Выборга в Петербург по специальному на то разрешению Михаил Васильевич Новорусский поселился на курсах П. Ф. Лесгафта (тогда « Высшая Вольная школа Лесгафта»), с которым предварительно договорился об этом. Здесь сначала заведовал хозяйственной частью, а затем Химической лабораторией в качестве лаборанта, и оставался до мая 1909 года. После женитьбы 20 мая 1909 г. на студентке упомянутой школы Пелагее Матвеевне (1885—1942) поселился в своей квартире и одновременно стал заведовать Подвижным музеем Русского технического общества с официальным званием секретаря Совета.
В течение этого времени он читал бесплатные лекции по разным вопросам естествознания в народных аудиториях, где можно было без разрешения, и занимался литературными работами.
Заведование музеем продолжал до 1917 года, когда был назначен (июль) Директором Сельскохозяйственного музея и соединённого с ним Музея живой природы, располагавшихся в «Соляном городке». Но ещё ранее, тотчас после организации Военно-промышленного комитета в 1915 году, одновременно исполнял в нем обязанности секретаря.
Был постоянным сотрудником Народного Дома графини Паниной. Здесь участвовал в коллективном составлении сборника «Народный дом» (1907 год) и поместил в нем статьи о Музее и о кинематографе.
Здесь же постоянно работал в организации местных выставок.
Сотрудничал в мастерской Учебно-Наглядных пособий, а когда она выделилась от Подвижного музея и организовалась под видом торгового товарищества, был выбран членом Правления.
Был председателем Экскурсионной комиссии Санкт-Петербургского общества народных университетов[2].
В феврале 1918 года у Михаила Новорусского и его жены родился сын, получивший имя — Михаил.
Скончался от кровоизлияния в мозг 21 сентября 1925 г.
Пелагея Матвеевна Новорусская и Михаил Михайлович Новорусский умерли во время блокады г. Ленинграда в 1942 году.
Михаил Васильевич Новорусский — российский революционер, участник покушения на Александра III, впоследствии — русский писатель и просветитель. Михаил Васильевич Новорусский,… Развернуть
Викторьен Сарду (фр. Victorien Sardou; 5 сентября 1831, Париж — 8 ноября 1908, там же) — французский драматург, царивший на парижской сцене периода Второй империи. Сарду принадлежит 70 пьес, многие из которых были специально написаны для модных актрис Сары Бернар и Виржини Дежазе. Его «комедия нравов» Les Pattes de mouche (1860) долгое время считалась образцом безупречно построенной пьесы.
В 1863 году В.Сарду был награждён орденом Почётного легиона, в 1877 он становится членом Французской академии.
Вначале изучал медицину, затем давал уроки, писал статьи в журналах, дебютировал в драматической литературе комедией (1854). В творческом наследии Сарду встречаются комедии-водевили («Nos intimes»), комедии нравов («Maison neuve», 1866), бытовые драмы («Dora», 1877; «Odette», 1881), исторические комедии («M-me Sans-Gêne», 1893) и даже трагедия («Patrie», 1869, в русском переводе «Граф де Ризоор»). В конце XIX века многие из пьес Сарду с успехом шли на русской сцене («Нервные люди», перев. Вальден; «M-me Сан-Жен», перев. Ф. Корша; «Граф де Ризоор», перев. Арбенина; «Запретный плод», перев. Дмитриева). Джакомо Пуччини написал по пьесе Сарду «Тоска» одноимённую оперу.
Работы Сарду отличают мастерское ведение интриги, острые неожиданные положения, пристрастие к сценическим эффектам, злободневные (точнее — модные) темы. В начале XX века Сарду стремительно теряет популярность и подвергается беспощадной критике (в частности, со стороны Бернарда Шоу) за пристрастие к стандартным сюжетным ходам и театральным приёмам, а также безыдейность. Эмиль Золя писал, что Сарду использует в своих пьесах удачный шаблон ради успеха ориентируясь на невзыскательные вкусы публики. Также отмечая, что несмотря на то, что он пишет с воодушевлением и обладает замечательным сценическим чутьём, но при этом не в силах создать значительное, долговечное произведение[1]. В России пьесы Сарду вызвали резкую критику М. Е. Салтыкова-Щедрина в статье «Драматурги - паразиты во Франции» (Полн. собр. соч., т. 5, 1937, с. 219).
Образы Сарду схематичны, резко разграничиваются на положительные и отрицательные; первые идеализированы и героизированы, вторые — в комедиях нередко подчеркнуто карикатурны, а в драмах превращаются в «коварных злодеев».
На основе пьес Сарду написаны оперы «Родина!» Эмиля Паладиля (1886), «Федора» (1898) и «Мадам Сан-Жен» (1915) Умберто Джордано, «Тоска» Пуччини (1900) и др.
Викторьен Сарду (фр. Victorien Sardou; 5 сентября 1831, Париж — 8 ноября 1908, там же) — французский драматург, царивший на парижской сцене периода Второй империи. Сарду… Развернуть
Чарльз Гаддон Сперджен (англ. Charles Haddon Spurgeon) - английский баптист, проповедник.
Сперджен оказал огромное влияние на различные протестантские деноминации, из-за чего известен как «Король проповедников». Он твёрдо придерживался традиционного реформированного баптистского вероучения, защищая церковь в соответствии с Вестминстерским вероисповеданием 1689 года, противостоял либеральным и прагматическим тенденциям церкви того времени. Один из наиболее выдающихся представителей гомилетической экзегезы в протестантизме.
Сперджен 38 лет был пастором церкви «New Park Street Chapel» (рус. «Часовня на улице Нью Парк»), позже «Metropolitan Tabernacle» (рус. «Метрополитанская скиния») в Лондоне, крупнейшей баптистской церкви в Англии. Он был участником нескольких конфликтов с Баптистским союзом Великобритании и позже покинул это объединение по причине расхождения в убеждениях. В 1867, основал сиротский приют, который впоследствии был назван Spurgeons в честь него. Также он открыл библейский колледж, который также после его смерти получил имя основателя.
Сперджен является автором множества трудов включая множество проповедей, одну автобиографию, комментарии на Библию, книгу о молитве, молитвы, журналы, стихи, гимны и т.д. Многие проповеди были записаны во время их произнесения и переведены на множество языков ещё при жизни Сперджена. Свидетели утверждают, что он говорил мощные проповеди, которые характеризовались глубиной мысли и точностью изложения, а его ораторское мастерство завораживало членов Метрополитанской Скинии. Многие христиане высоко ценят его сочинения по сравнению с другими религиозными авторами.
Чарльз Гаддон Сперджен (англ. Charles Haddon Spurgeon ) - английский баптист, проповедник. Сперджен оказал огромное влияние на различные протестантские деноминации, из-за… Развернуть
Доминик Виван, более известный по титулу барон Денон — французский гравёр, египтолог-любитель, основатель и первый директор Луврского музея.
Виван учился на юриста, но в 23 года написал весьма успешную комедию и роман эротического свойства, после чего решил посвятить себя искусству. По заданию Людовика XVI подбирал для его собрания драгоценные камеи. С 1772 по 1787 годы состоял на дипломатической службе при посольствах в Петербурге, где познакомился с коллекционером Василием Васильевичем Рудановским, и Стокгольме, а также в Неаполе, где живо интересовался раскопками Помпей. Во время Французской революции его спасло от гильотины заступничество Давида.
В 1798 году Виван сопровождал Наполеона в Египетском походе. Его зарисовки древних памятников, выполненные чуть ли не под огнём противника, вышли в Париже в 1802 году под названием «Путешествия по Нижнему и Верхнему Египту». Виван насытил французский имперский стиль (ампир) древнеегипетскими мотивами, и во многом благодаря ему Европу захлестнула так называемая египтомания (сменившая увлечение предыдущего поколения «китайщиной»).
В 1804 году Наполеон назначил Денона директором Наполеоновского музея, позднее переименованного в Лувр. Помимо древностей, вывезенных из Египта, Денон обогатил его собрание произведениями искусства, награбленными французами в Австрии, Испании, Польше и особенно Италии, откуда он вывез несколько возов, гружённых шедеврами кватроченто. В поисках новых экспонатов он исколесил в свите императора всю Европу. Позднее достиг соглашения с Кановой об оставлении во Франции части перемещённых ценностей, включая «Брак в Кане Галилейской» Веронезе.
В 1803—1816 годах руководил Парижским монетным двором. Создал эскизы почти всех чеканившихся двором наполеоновских монет и наград.
После «Ста дней» Денон ушёл в отставку, чтобы полностью посвятить себя давнему увлечению литографией. Среди его литографий встречаются и порнографические. В последние годы готовил четырёхтомную иллюстрированную историю искусств. Эта работа, исключительная по глубине и полноте, была напечатана посмертно, в 1829 году, под присмотром Амори-Дюваля. Могилу Денона на кладбище Пер-Лашез украшает памятник, а его имя носит один из павильонов Лувра (см. 75-й зал галереи Денон Лувра).
Доминик Виван , более известный по титулу барон Денон — французский гравёр, египтолог-любитель, основатель и первый директор Луврского музея. Виван учился на юриста, но в 23… Развернуть
Михайло Михайлович Могилянський (*22 листопада (4 грудня) 1873, Чернігів—22.03.1942) — український літературний критик і публіцист, письменник, літературознавець, науковий співробітник ВУАН і керівник Комісії для складання біографічного словника.
Михайло Михайлович Могилянський народився у Чернігові.
Батько — Михайло Якович, закінчив юридичний факультет Університету Св. Володимира у Києві і займався юридичною практикою. Обіймав посаду товариша голови карної палати Чернігівського окружного суду. Мати, Марія Миколаївна (в дівоцтві — Максимович), освічена, культурна жінка. Закінчила Левашовський пансіон у Києві та,— з відзнакою, — класи Фундуклеївської гімназії.
По смерті батька (24.08.1894, Чернігів) родина переїхала до Петербурга. На початку XX ст. Марія Миколаївна працювала секретарем у петербурзькому видавництві М. В. Пирожкова, що друкувало прогресивних російських і українських авторів. Перша книжка Михайла Михайловича («Оповідання», 1916) побачила світ у Петербурзі саме завдяки їй. Померла М. М. Могилянська 14 липня 1918 р.
Мав Михайло Могилянський двох братів. Старший брат — Микола, відомий український та російський антрополог, етнограф, музеєзнавець, а молодший — Петро, відомий у Петербурзі адвокат. Також М. М. Могилянський мав сестру.
Михайло Михайлович закінчив класичну гімназію у Чернігові (1892).
За спогадами Ю. Виноградського, М. Могилянський брав участь у створенні нелегальної бібліотеки гімназистів і семінаристів. Частина книг із українського відділу бібліотеки зберігалися в будинку Могилянських. На його ім'я також була передплачена газета «Народ», що видавалася в Галичині за участю М. Драгоманова. Це були дуже ризиковані кроки з боку гімназиста. У бібліотеці був також часопис «Зоря» за участю І. Франка та М. Павлика.
З 1892 М. М. Могилянський студент юридичного факультету Санкт-Петербурзького Імператорського університету. Брав участь у роботі марксистських гуртків. Був заарештований у травні 1899, кілька місяців утримувався у відомій в'язниці «Хрести», де познайомився з Іваном Каляєвим — революціонером-терористом, виконавцем замаху на московського генерал-губернатора Великого князя Сергія Олександровича. Ви- сланий під 3-х-річний гласний нагляд поліції у Чернігів.
Для отримання свідоцтва про завершення університету, у березні 1900, за допомогою матері, отримав дозвіл від Міністерства народної освіти та Департаменту поліції прибути до Петербурга для складання іспиту з богослов'я. По дорозі завітав до Пскова, де завдяки своєму приятелю М. М. Лохову—Ольхіну познайомився з В. І. Ульяновим (Леніним). За дорученням останнього, повертаючись до Чернігова, заїхав до Полтави, де зустрівся з В. П. Ногіним та Ю. О. Мартовим (Цедербаумом) та передав йому листа. Це мало наслідком новий арешт[1].
Навесні 1903 М. Могилянський склав у Новоросійському університеті решту державних іспитів.
Як адвокат брав участь у великих «аграрних» процесах у Києві, Вінниці, Глухові, Чернігові, у політичних процесах у Чернігові, Києві, Петербурзі. Був захисником у «погромних» процесах у Кишиневі.
У 1904–1917 рр. він був гласним Городнянського повітового земського зібрання. У 1913 земськими зборами обраний на посаду мирового судді у Городні.
У 1918–1920 займав у Чернігові посади секретаря кооперативного відділу раднаргоспу, голови літературного комітету відділу народної освіти та голови Чернігівського українського видавництва «Сіверянська думка». Брав участь у роботі Чернігівської губернської вченої архівної комісії. На все життя він зберіг дружні стосунки з чернігівцями — М. М. Коцюбинським, І. Л. Шрагом, А. В. Верзиловим, родинами Василенків, Дорошенків.
Після 1920 М. Могилянський уже не повертався до адвокатської діяльності.
У 1925 виступав в Іст. філ. відділі з доповідями про Драгоманова, Куліша й Шевченка, Коцюбинського, був активним рецензентом Нових видань у журналах «Життя і Революція» і «Червоний Шлях», автором надрукованих цього ж року в «Життя і Революція» статей «До проблеми розуміння художнього твору» і голосу в дискусії про метод в літературознавстві «Література як соціальний факт і як соціальний фактор», автором розвідки «Процес творчості в М. М. Коцюбинського» (ЗІФВ, 1926) та ін. Брав участь у літературній дискусії 1925 — 1928 рр.
Як літературознавець виступав теж під псевдонімом Петро П. Чубський і надрукував статті «Куліш і Шевченко» (у зб. «Пантелеймон Куліш», ВУАН, К,1927), «Вихід П. О. Куліша з російського підданства та поворот до російського підданства»(ЗІФВ, XIII–XIV, 1927); «До питання про джерела ІІ частини „Fata morgana“ М. М. Коцюбинського» (ЗІФВ, XVIII, 1928), «Кохання в житті Шевченка та Куліша» (3ІФВ, XXI–XXII, 1929) й ін. На початку 1930-х років зазнав важких ударів долі: було ув'язнено й розстріляно його старшу доньку поетесу Ладю Могилянську, заслано середню доньку, репресовано сина письменника Дмитра Тася. 1933 року був репресований і сам. Зятем Могилянського був вітчизняний фахівець з металообробки Матвій Саф'ян.[2]
Очолювану ним комісію у ВУАН зліквідовано й заборонено йому спочатку жити в Києві, а потім заслано поза межі України. Підготовлений Могилянським до друку перший том «Біографічного словника українських діячів» після надрукування вже перших аркушів був репресований в 1933 р.
...............................................................
Життєва доля Михайла Могилянського склалася нещасливо. Маючи талановитих дітей, він не відчув батьківської гордості від їх розквітлої літературної творчості.
Ладя Могилянська та на два роки молодший за неї брат Дмитро (літературний псевдонім Дмитро Тась) рано почали публікуватися обоє в чернігівських виданнях. Та на початку 30-х років Ладя була заарештована, працювала на будівництві каналу «Москва-Волга», видавала табірний часопис. 1937 року підпадає під нову хвилю арештів і гине.
Дмитрові доля відвела трохи більше років. Він стає відомим в літературних колах. З 1925 року Дмитро в Києві, з 1930 – в Харкові. Активно друкує прозу і поезію. Як зазначає Валерій Шевчук, він створив в прозі своєрідний «тасівський стиль». Не судилося все розвинути повною мірою – арешт, поневіряння, смерть.
Репресованою була ще одна дочка М.Могилянського талановита журналістка Олена. Її було визнано соціально небезпечним елементом і вислано в Красноярський край, де в с. Велика Мурта вона і відбувала заслання. Олені вдалося вижити і повернутися в Україну, померла вона на 93-му році життя в Дніпропетровську.
Батько ж мусив жити і терпіти наругу над дітьми, йому швидше всього було «дозволено» пережити дітей. Це був метод психічного катування.
...............................................................
В українську новітню літературу М. Могилянський увійшов передусім як критик, літературознавець, ґрунтовний знавець світової літератури, а вже потім як майстер слова. Заговорили про нього як про письменника лише після скандального оповідання «Вбивство», надрукованого журналом «Червоний шлях» (1926). Критика витлумачила його як надто тенденційним, як таке, в якому не схвалювалося повернення М. Грушевського в Україну. Через цей твір ім'я М. Могилянського потрапило і до статті партійного ортодокса А. Хвилі «Марні надії ворогів» (Комуніст. 1927. 17 серп.). Після цієї публікації «легальне» творче життя письменника припинилося, залишилося єдине — виступати під псевдонімами. У такій формі побачили світ його передмови до творів Марка Вовчка (1927), Ганни Барвінок (1927), О. Стороженка (1927), до збірників «Досвітні огні» (1927), «Веселий оповідач» (1927), «П. Куліш» (1927). А от романи залишилися неопублікованими.
Безпосереднім прототипом головного героя «Честі», за визнанням самого письменника, став хірург С. П. Коломнін, який 1886 р. застрелився, вважаючи винним себе у смерті прооперованої хворої. Трагічний випадок з життя лікаря ліг і в сюжетну основу роману.
Відсутність культури, а отже, і похідних від неї — честі та інтелігентності, — шлях до вседозволеності як у моральному, так і політичному житті, шлях до спотворення плідних ідей попередників та поширення їх серед народу в своїй власній, вигідній для себе інтерпретації. Та це вже проблематика іншого роману — «Всюду страсти роковые», ідейно альтернативного «Честі». Автор писав цей твір на українському матеріалі, але російською мовою, сподіваючись надрукувати його десь у Росії. Це, по суті, роман-застереження від розгулу та некерованості темних сил людської натури, її прихованих інстинктів. Ідея вседозволеності, хоч і втілена на рівні «проблем статі», але подається не без сподівання на прямі політичні асоціації.
Передбачаючи подальші втрати соціалізму, письменник виявив прозірливість і в останньому романі «Хильда» (1941). Але вже мав на увазі не лише «якість» людини за параметрами сутнісного виміру, а й нетривкість новоутвореної державної системи, яка, абсолютизуючи колективне й недооцінюючи потреби та запити індивіда, соціальної групи, нації як духовно згармонізованої одиниці, — програмувала на майбутнє децентристські соціальні процеси, які вже виявили себе вочевидь.
Михайло Михайлович Могилянський (*22 листопада (4 грудня) 1873, Чернігів—22.03.1942) — український літературний критик і публіцист, письменник, літературознавець, науковий… Развернуть
Филипп-Поль, граф де Сегюр — французский бригадный генерал, происходил из знатного аристократического рода. Входил в окружение Наполеона Бонопарта. Написал мемуары по истории наполеоновских войн. В 1830 году был избран членом французской Академии, где заседал 43 года.
Отец, граф Луи-Филипп де Сегюр, известный историк, посол Франции в России с 1783 года во времена Екатерины II. При Директории в 1795-99 гг. юный Филипп-Поль, проживая в Париже, зарабатывал себе на жизнь сочинениями стихов и водевилей, печатался в местной газете. С приходом к власти Наполеона встал на его сторону, в 1800 году вступил в гусарский полк. Продолжая занятия литературой, в 1802 году написал свою первую книгу о кампании генерала Макдональда. Во время польского похода 1807 года попал в плен к русским и был освобождён после Тильзитского мира. В 1808 году ему присвоено звание полковника.
30 ноября 1808 года в Испании под Мадридом Филипп-Поль по собственной инициативе возглавил атаку польского эскадрона Гвардейских шеволежеров-улан на позиции испанской артиллерии в дефиле Сомосьерра, был ранен и вернулся во Францию. В 1810 году получил звание бригадного генерала. В 1812 году находился как квартирмейстер при Главном штабе в свите Наполеона во время похода последнего в Россию. В первых боях Русской кампании его брата Филиппа-Поля, Октава-Габриеля, капитана французской армии, казаки захватили в плен.
После отречения Наполеона Людовик XVIII вверил Сегюру преобразованную из старой гвардии кавалерию. Во время Ста дней Сегюр командовал армией, прикрывающей Рейн. После второй реставрации он оставил службу и окончательно сменил оружие на перо. Ему принадлежит несколько исторических трудов, но все они не имели того успеха, который выпал на долю его наиболее известной книги, опубликованной во времена реставрации в 1824 году под названием «История Наполеона и его Великой Армии в 1812 году» (Histoire de Napoléon et de la grande armée pendant l’année 1812). Она выдержала менее чем за три года десять изданий, следовавших одно за другим.
Филипп-Поль, граф де Сегюр — французский бригадный генерал, происходил из знатного аристократического рода. Входил в окружение Наполеона Бонопарта. Написал мемуары по истории… Развернуть
Луис Беркхоф - богослов Христианской реформатской церкви (Christian Reformed Church).
Родился в Эммене (Нидерланды); в 1882 г. переехал с семьей в Гранд-Рапидс (Мичиган). Получив дипломы в Кальвин колледже (Calvin College) в 1897-м и Теологической семинарии Кальвина (Calvin Theological Seminary) в 1900-м, Беркхоф был рукоположен в пасторы Христианской реформатской церкви. После двухлетнего пасторства в Аллендейле (Мичиган) он учился два года в Принстонской теологической семинарии (Princeton Theological Seminary), где получил в 1904 г. степень бакалавра теологии. Вернувшись в Гранд-Рапидс, служил два года в Христианской реформатской церкви Окдейл-парка.
С 1906 по 1944 г., в течение 38 лет, Беркхоф преподавал в Кальвиновской теологической семинарии. В1931 г., не прекращая преподавания, стал первым директором семинарии и оставался в этой должности до своей отставки в 1944 г. Первые 20 лет Беркхоф читал лекции по библеистике, по Ветхому Завету и Новому Завету (после 1914 – только по Новому Завету). С 1926 г. 18 лет преподавал догматику (систематическую теологию). Беркхоф наиболее известен именно в этой области.
В1924 г. преподавание в семинарии Кальвина (Calvin Theological Seminary) стало вестись на английском языке; публикации Беркхофа предназначались в помощь студентам. В 1932 г. он издал двухтомник своих лекций «Реформатская догматика» (Reformed Dogmatics), который позже (1938) в значительно переработанном и расширенном виде был напечатан в одном томе, составившем 784 страницы, под названием «Систематическая теология» (Systematic Theology). Именно этот труд принес ему наибольшую известность и был признан классическим. В нем представлены шесть основных областей систематической теологии. В дополнение к этому тому Беркхоф написал «Введение в систематическую теологию» (Introductory volume to Systematic Theology, 1932), впоследствии также переработанное и расширенное. Еще одним дополнением к «Систематической теологии» стала «История христианских доктрин» (History of Christian Doctrines, 1937), в которой он проследил развитие христианского вероучения от апостольских отцов до либеральных ученых – Шлейермахера и Ритчля.
Основной труд Беркхофа выдержан в духе Кальвина. В своем изложении реформатской теологии автор следует линии голландских теологов Абрахама Кайпера и Германа Бавинка; особенно заметно влияние четырехтомного труда Бавинка «Реформатская догматика» (Gereformeerde Dogmatiek). Беркхоф не создал оригинальной или спекулятивной теологии, он шел уже проторенным путем. Главное его достижение в том, что он выявил все богатство реформатской теологии, сравнив ее с другими главными учениями в христианской истории. Книгам Беркхофа присуща основательность; удачное построение материала позволяет успешно использовать их и в аудитории, и для самостоятельных занятий. «Систематическая теология» широко используется в теологических семинариях и библейских институтах США и Канады; ее высоко ценят в консервативных кругах разных стран. В 1969 г. вышел ее испанский перевод. А в 2014 – русский.
В 1921 г. Беркхоф прочитал цикл Стоуновских лекций в Принстонской теологической семинарии; они опубликованы под названием «Царство Божье» (The Kingdom of God, 1951). Он принимал активное участие в церковной жизни и много писал на деноминационные темы. Особого внимания заслуживают монографии: «Незыблемость веры» (The Assurance of Faith, 1928), «Заместительное искупление во Христе» (Vicarious Atonement through Christ, 1936), «Принципы библейского толкования» (Principles of Biblical Interpretation, 1950), «Аспекты либерализма» (Aspects of liberalism, 1951), «Второе пришествие Христа» (The Second Coming of Christ, 1953), а также книга «Сокровища божественной благодати» (Riches of Divine Grace, 1948), котораярая включает десять проповедей.
(Статья (с некоторыми правками) приводится из справочника "Теологический энциклопедический словарь", автор статьи F.H. Klooster (nep. Ю.Т.))
Луис Беркхоф - богослов Христианской реформатской церкви (Christian Reformed Church). Родился в Эммене (Нидерланды); в 1882 г. переехал с семьей в Гранд-Рапидс (Мичиган).… Развернуть
Александр Быков - литератор, биограф, сотрудник редакции «Биографической библиотеки Флорентия Павленкова».
Специалист по русской и европейской церковной истории. Автор биографии патриарха Никона и испанского священника Игнатия де Лойола, деятеля контрреформации. Перевел на русский язык сочинения немецкого философа Ф. Кирхнера. Публиковался во «Всемирной иллюстрации» и «Новом времени».
Александр Быков - литератор, биограф, сотрудник редакции «Биографической библиотеки Флорентия Павленкова». Специалист по русской и европейской церковной истории. Автор биографии… Развернуть
Василий Васильевич Водовозов (22 декабря 1864, Санкт-Петербург — 7 октября 1933, Збраслав, Чехословакия) — русский публицист, юрист и экономист, автор статей по социально-экономической и политической истории. Сын Василия Ивановича Водовозова и Елизаветы Николаевны Водовозовой.
о окончании Ларинской гимназии в 1883 году, поступил в Санкт-Петербургский университет, сначала на историко-филологический, а затем на юридический факультет.
В 1886—1887 годах вёл иностранный отдел в газете «Неделя». В феврале 1887 года был арестован и после трехмесячного заключения отправлен на пять лет в Архангельскую губернию; в 1890 году получил отпуск для сдачи государственных экзаменов, после чего вновь отправлен в ссылку. В 1890 году поместил в «Северном вестнике» статью о пенитенциарном конгрессе в С.-Петербурге, в 1892 году в «Юридическом вестнике» — о дореформенной юстиции. В 1893—94 годах вёл иностранный отдел в газете «Русская жизнь». В марте 1894 года был выслан из Санкт-Петербурга и отправился на Балканский полуостров. В 1895 году поместил в «Русском богатстве» статью «Стефан Стамбулов», в «Вестнике Европы» — «По Болгарии». В 1897 году ездил в Австрию, но за корреспонденции оттуда арестован в Пшемысле (в Галиции) и выслан без права въезда в Австрию навсегда. В 1901 году ездил в Австрию вновь, но под чужим именем. С 1896 года жил в Киеве. В 1900 году был арестован по так называемому «Ибсеновскому делу» (делу о реферате Луначарского, в частной квартире, об Ибсене), просидел в киевской тюрьме 6 недель, был под следствием 2 года и освобождён за отсутствием улик. С 1904 года жил в Санкт-Петербурге, где принадлежал к редакции «Нашей Жизни», а также вёл иностранный отдел в «Вопросах жизни».
В 1903—1905 годах читал лекции в разных городах России по вопросам государственного права. Написал ряд работ по новейшей истории, государственному праву и политике в «Мире Божием», «Русском богатстве», «Новом слове», «Начале», «Новом пути»; по преимуществу занимался вопросами избирательного права и политическими партиями Запада. В статьях «Антисемитизм в Германии и предстоящие выборы в рейхстаг» и «Политические партии в Австрии» (в «Русском богатстве», 1898) сделал попытку применения статистического метода к исследованию роста политических идей. Отдельно издал: «Материалы для характеристики положения русской печати» (Женева, 1898); «Исследование г. Тарле по социальной истории Англии» (СПб., 1901; отрицательная оценка диссертации Е. Тарле о Томасе Море); «Всеобщее избирательное право на Западе» (популярная брошюра, Ростов-на-Дону, 1905; 2 издание, сильно измененное, в том же 1905 г.); «Пропорциональные выборы или представительство меньшинства» (СПб., 1905).
В «Энциклопедическом Словаре Брокгауза и Ефрона» ему принадлежит большая часть статей по государственному праву (Милитаризм, Монархия, Обструкция, Парламент, Партии политические, Союз государств, Федерация, Консервативная, Либеральная, Социалистическая партия и т. д.) и новейшей истории Запада.
Активный член Союза освобождения (1904—1905 годы). В 1906 году был осужден по ряду дел (связанных с работой в качестве редактора газет «Народное Хозяйство», «Наша Жизнь» и периодического издания «Вестник Свободы») к заключению в крепости на один год.
В 1917 г. входил в редакцию журнала «Былое», сотрудничал в газете «День».
Октябрьскую революцию не принял, эмигрировал в 1926 году. В последние годы жизни нуждался, оглох и ослеп. Покончил жизнь самоубийством — бросился под поезд.
Василий Васильевич Водовозов (22 декабря 1864, Санкт-Петербург — 7 октября 1933, Збраслав, Чехословакия) — русский публицист, юрист и экономист, автор статей по… Развернуть
Альфред Брюс Дуглас — английский поэт и переводчик, лорд, наиболее известен как близкий друг и любовник Оскара Уайльда. Большая часть ранней поэзии Дугласа была «уранической» по тематике, хотя позже он дистанцировался и от влияния Уайльда, и от своей собственной роли «уранического» поэта.
Третий сын 9-го маркиза Куинсберри и его первой жены, урождённой Сибил Монтгомери, Дуглас родился в Хэм Хилл Хауз в Вустершире. Он был любимым ребёнком своей матери, которая назвала его Бози, прозвищем, которое закрепилось за ним на всю жизнь.
Получив начальное образование в Винчестерском Колледже (1884—1888), Дуглас поступил в колледж Св. Магдалены, Оксфорд (1889—1893), который он оставил, так и не получив степень. В Оксфорде Дуглас редактировал студенческий журнал The Spirit Lamp (1892—1893), и эта деятельность усилила постоянный конфликт и взаимное недоброжелательство между ним и его отцом.
В 1891 году Дуглас встретился с Оскаром Уайльдом и, хотя известный в то время писатель и драматург был женат и имел двух сыновей, они вскоре стали любовниками. Дуглас, известный своим друзьям как Бози, изображался ими как испорченный, беззаботный, наглый и экстравагантный юноша, надеялся на Уайльда, чтобы удовлетворить свои вкусы и желания. Любовники часто спорили и ссорились, но также всегда восстанавливали свои отношения. Уайльд просто боготворил юношу.
Отец Альфреда, маркиз Куинсберри, подозревал, что их связь была больше чем дружба, и просил сына покинуть Оксфорд без получения степени. Даже угрожал в одном из писем лишить сына материальной помощи. Альфред ответил телеграммой: «Какой Вы забавный человечек». Отношения между отцом и сыном были очень напряжённые. Маркиз Куинсберри был приведен в бешенство. В своём следующем письме он грозил сыну «хорошей взбучкой» и обвинял его в том, что он «сумасшедший», и обещал «устроить общественный скандал», если Альфред продолжит свои отношения с Уайльдом.
Когда старший брат Дугласа, лорд Драмлэнриг, наследник маркизата Куинсберри, погиб на охоте в результате подозрительного несчастного случая в октябре 1894 года, ходили слухи, что у Драмлэнрига были гомосексуальные отношения с премьер-министром, лордом Роузбери. Поэтому старший Куинсберри, чтобы спасти своего другого сына, начал общественное преследование Уайльда.
В ответ на это Оскар Уайльд предъявил иск Куинсберри за преступную клевету. Однако всё обернулось против Уайльда. Отец Дугласа нанял частных детективов, чтобы зарегистрировать гомосексуальные контакты Уайльда и своего сына. Уайльд был обвинен в совершении «грубой непристойности», согласно «Поправке Лабушера». При этом было использовано стихотворение Дугласа «Две любви» (1892), в котором однополые отношения именуются «любовью, которая не смеет назвать своё имя» (англ. the love that dare not speak its name).
В 1894 году был издан роман Роберта Хиченса «Зелёная Гвоздика», в основе которого лежали интимные отношения между Уайльдом и Дугласом.
25 мая 1895 года Уайльд был признан виновным и приговорен к двум годам тюремного заключения и исправительных работ. Дуглас был отправлен в ссылку в Европу. Находясь в тюрьме, Уайльд написал и послал Дугласу очень длинное, критическое письмо, известное под названием «De Profundis», подробно описывая в нём свои переживания, свои мысли и чувства по отношению к самому себе и к Альфреду Дугласу.
После выхода из тюрьмы в 1897 году Уайльд вновь встретился с Дугласом. Некоторое время они жили вместе, но под давлением родственников уехали из Англии в Неаполь. Вскоре они расстались совсем. Уайльд прожил остаток своей жизни в Париже, а Дуглас возвратился в Англию в конце 1898 года. Оскар Уайльд скончался во Франции 30 ноября 1900 года, в полной нищете, и Дуглас был главным распорядителем на его похоронах, препираясь на краю могилы с Робертом Россом, одним из лучших друзей Уайльда.
После смерти Уайльда Дуглас близко подружился с Оливией Элеонорой Кастанс, богатой наследницей и поэтессой. Они поженились 4 марта 1902 года, и у них родился сын — Рэймонд Уилфред Шолто Дуглас (1902—1964).
Более чем через десятилетие после смерти Уайльда, после выхода в 1912 году полного варианта «De Profundis», Дуглас выступил против своего прежнего друга, гомосексуальность которого он осудил. В это время он назвал Уайльда «самым большим пристанищем зла, которое появилось в Европе в течение прошедших трехсот пятидесяти лет», и что он сильно сожалеет о своей встрече с Уайльдом. Дуглас начал свою «сутяжническую и клеветническую деятельность», получая защиту и пятьдесят гиней (от каждого) от Оксфордского и Кембриджского университетских журналов The Isis и Cambridge за дискредитирующие ссылки на него в статье относительно Уайльда.
Он был истцом и ответчиком в нескольких судебных исках, касающихся его клеветы по гражданскому и уголовному кодексам. В 1913 году он обвинял Артура Рэнсома в умалении его имени в книге «Оскар Уайльд: Критическое Исследование». Суд вынес решение в пользу Рэнсома. В 1923 году Альфред Дуглас был признан виновным в клевете на Уинстона Черчилля, и в следующем году оказался в тюрьме.
В 1911 году Альфред Дуглас принял католичество. Возможно, благодаря этому после его собственного пребывания в тюрьме отношение Дугласа к Оскару Уайльду начало значительно смягчаться. В течение 1930-х годов и до самой смерти Дуглас переписывался со многими известными людьми, такими как Мэри Стоупз и Джордж Бернард Шоу. Известно также, что он был крестным отцом сына Айседоры Дункан, второй официальной жены Сергея Есенина.
У единственного ребёнка Дугласа, Раймонда, в 1927 году была диагностирована шизофрения, после чего он попал в психиатрическую больницу Св. Андрея.
Альфред Дуглас умер от остановки сердца в Лансинге, Западный Сассекс, 20 марта 1945 года в возрасте 74 лет. Он был похоронен во францисканском монастыре Кроули, в Западном Сассексе 23 марта, где был предан земле рядом с его матерью, которая умерла в возрасте 91 года. Один могильный камень покрывает их обоих.
Источник — Википедия
Альфред Брюс Дуглас — английский поэт и переводчик, лорд, наиболее известен как близкий друг и любовник Оскара Уайльда. Большая часть ранней поэзии Дугласа была «уранической»… Развернуть
Карл Фёдорович Фукс (имя при рождении — Karl Friedrich Fuchs) — медик, ботаник, этнограф, историк, археолог и нумизмат. Профессор (с 1805 года) и ректор (в 1823—1827 годах) Императорского Казанского университета.
Карл Фёдорович Фукс (имя при рождении — Karl Friedrich Fuchs) — медик, ботаник, этнограф, историк, археолог и нумизмат. Профессор (с 1805 года) и ректор (в 1823—1827 годах)… Развернуть
Эдуар Дюжарден (фр. Édouard Dujardin, 1861—1949) — французский поэт, прозаик, драматург и критик.
Учился в Парижской консерватории. В 1885 начал писать. Испытал влияние сочинений С. Малларме. Дюжарден - один из родоначальников символистской драматургии. В поздней драматургии Дюжардена стала сильно выражена католическая тема.
Дружил и переписывался с Джорджем Муром. Известность получил его роман Лавры срезаны (1888), открывший для литературы технику потока сознания. Влияние Дюжардена на свою прозу признавал Джеймс Джойс.
В далеком 1887 году была опубликована повесть молодого писателя Эдуара Дюжардена под названием «Лавры срезаны». Эта повесть не снискала ни успеха, ни положительных отзывов читателей. Ну, с кем не бывает. Писательская жизнь без таких вот разочарований невозможна. Всё-таки повесть была довольно экспериментальной, потому как автор преподнес её как «внутренний монолог» героя. Хотя, это монологом назвать сложно, потому что мысли героя часто не окончены, обрывочны, он постоянно в своих рассуждениях переключается с одного на другое. То есть, в этой повести был отображен реальный мыслительный процесс простого человека. Согласитесь, не всегда в своих мыслях мы придерживаемся чёткой логической цепочки, правильного анализа и чёткой формулировки этих самых мыслей. Эта повесть была одним из первых экспериментов с так называемым «потоком сознания». Но народ не всегда любит эксперименты, как и покушений на традиционное, поэтому повесть осталась не замечена и не признана широкой публикой. Дюжарден переключился на драматургию и написал несколько пьес, про успех или провал которых нет достоверной информации. Так же он начал писать стихи, критические статьи, основал журнал «Revue Wagnerienne» и так и существовал дальше.
В 1903 году произошло, казалось бы, ничем не примечательное событие. Начинающий писатель прибыл в Париж и купил в привокзальном киоске книгу Дюжардена. Эта книга произвела на него огромное впечатление и он решил позаимствовать эту технику «потока сознания». Этим самым писателем был Джеймс Джойс и в похожем стиле он написал книги «Портрет художника в юности» и «Улисс». Но то, что он позаимствовал этот приём у Дюжардена он не скрывал. И даже рассказал о ней своему другу, переводчику Валери Ларбо, который загорелся идеей переиздать книгу Дюжардена и когда книга была переиздана он написал предисловие, в котором объявил Джойса литературным наследником Дюжардена. Позже, при содействии Джойса, книга была переведена на английский язык и издана в Англии. В 1924 году состоялась встреча Дюжардена и Джойсаи они обменялись друг с другом своими самыми известными книгами. Дюжарден подписал свою книгу: «Джеймсу Джойсу, прославленному мастеру, но прежде всего тому, кто сказал умершему и погребенному человеку: «Встань, Лазарь!»». Джойс же подписал свой подарок: «Эдуару Дюжардену, провозвестнику внутренней речи. Нераскаявшийся вор, Джеймс Джойс».
Эдуар Дюжарден (фр. Édouard Dujardin, 1861—1949) — французский поэт, прозаик, драматург и критик. Учился в Парижской консерватории. В 1885 начал писать. Испытал влияние… Развернуть
Мари́-Элизабет-Луи́за Виже́-Лебре́н, также Виже-Лебрён — французская художница, мастер светского портрета, автор подробных воспоминаний. Дочь портретиста Луи Виже, сестра писателя Этьена Виже и супруга художника и торговца произведениями искусства Жан-Батиста Лебрёна. Мать Элизабет, Жанна Мэссен, была парикмахером.
Мари́-Элизабет-Луи́за Виже́-Лебре́н, также Виже-Лебрён — французская художница, мастер светского портрета, автор подробных воспоминаний. Дочь портретиста Луи Виже, сестра… Развернуть
Эрнст Беньямин Соломон Раупах — немецкий писатель и драматург.
Раупах — сын священника, летом 1801 года поступил в Университет Галле и изучал эстетику, историю, математику и теологию. По окончании обучения осенью 1803 года получил должность домашнего учителя в Грос-Вирзевице близ Легницы. В 1806 году Эрнст Раупах отправился к своему брату Иоганну Фридриху в Санкт-Петербург, где тот также служил домашним учителем. В 1814 году Раупах получил звание приват-доцента немецкого языка и истории в Санкт-Петербургском университете, а спустя два года возглавил кафедру.
В том же году Раупах женился на швейцарке Цецилии фон Вильдермет, которая вскоре умерла при родах. В 1817 году Раупах стал профессором истории.
В 1821 году по доносу Д. П. Рунича был предан университетскому суду вместе с тремя профессорами университета по обвинению в распространении идей, противных духу христианства и разрушительных для общественного порядка и благосостояния. Осужденный на основании выписок из студенческих тетрадей, был уволен; книгами Раупаха было запрещено пользоваться при преподавании.
В 1822 году он отправился в поездку в Италию и вернулся в Россию только весной 1823 года, издав свои впечатления от поездки под псевдонимом «Гирземенцель».
В августе 1823 года Раупах отказался от всех своих должностей. Некоторое время он пребывал в Веймаре, но уже в 1824 году обосновался в Берлине. Благодаря своим связям при русском дворе Раупах стал другом для великой герцогини Марии Павловны и её дочери Августы Саксен-Веймар-Эйзенахской и вскоре вошёл в круг писателей вокруг Иоганны Шопенгауэр.
В 1820 году с большим успехом прошла премьера драмы Раупаха «Княжна Хаванская». Восхищённая публика во главе с Эрнстом Августом Фридрихом Клингеманом объявила Раупаха достойным наследником таланта Фридриха Шиллера. Вслед за этим Раупах получил заказ на либретто для оперы «Агнесса фон Гогенштауфен» на музыку Гаспаре Спонтини, премьера которой состоялась по случаю бракосочетания принцессы Марии Луизы Саксен-Веймар-Эйзенахской с принцем Карлом Прусским 18 мая 1827 года.
В 1830 году была поставлена драма «Смерть Генриха», которая должна была открыть цикл о Гогенштауфенах в 16 частях для национального театра. В том же году состоялась премьера социальной драмы «Мюллер и его ребёнок» в венском Бургтеатре. Экранизация «Мюллера и его ребёнка» 1911 года считается самым старым полностью сохранившимся произведением австрийского кинематографа.
12 мая 1848 года Раупах женился в Берлине на актрисе Амалии Паулине Вернер. Раупах умер от паралича лёгких.
Эрнст Беньямин Соломон Раупах — немецкий писатель и драматург. Раупах — сын священника, летом 1801 года поступил в Университет Галле и изучал эстетику, историю, математику и… Развернуть
Сулейман Сани Ахундов — азербайджанский драматург, журналист, детский писатель и педагог. Он выбрал псевдоним «Сани» (араб. «второй»), чтобы избегать путаницы со своим однофамильцем Мирзой Фатали Ахундовым.
Сани Ахундов родился в бекской семье в городе Шуше Елизаветпольской губернии (ныне Гянджа, Азербайджан) и окончил Закавказскую учительскую семинарию в Гори (Грузия) в 1894 году. Всю дальнейшую жизнь он посвятил педагогике и журналистике. Он был соавтором учебника азербайджанского языка «Второй год», изданного в 1906 году. После советизации Азербайджана он некоторое время занимал должность министра образования Нагорно-Карабахской автономной области. В 1922 году Сулейман Сани Ахундов был избран первым председателем Азербайджанского Союза писателей и поэтов. За заслуги в литературной и педагогической деятельности в 1932 году ему было присвоено почетное звание Героя Труда. В промежутке между 1920 и 1930 гг. он избирался членом Бакинского совета, кандидатом в члены Бакинского исполнительного комитета, членом Центрального Исполнительного Комитета Азербайджанской ССР.
Его первым произведением была комедия «Алчный», написанная в 1899 году, в которой автор подвергал осмеянию устаревшие обычаи и традиции, нарисовав отталкивающий образ стяжателя и скупца. В созданных после русской революции 1905 года произведениях писатель касался более широких социально-политических проблем, освещая их с демократических позиций. В рассказе «Пир» (1905) автор выступает как защитник интересов трудящихся, разоблачая паразитизм эксплуататоров. В 1912—1913 годах он стал автором сборника «Страшные сказки», состоящего из пяти частей и освещающего тему бедности и социального неравенства и, впоследствии, ставшего в Азербайджане одной из самых популярных детских книг советской эпохи. В своих произведениях, написанных после 1920 года, Ахундов продолжал критиковать деспотизм, патриархальные устои и отсталость. В это время им написаны пьесы «Колесо фортуны» (1921) и «Соколиное гнездо» (1921), драма «Любовь и месть» (1922).
Сулейман Сани Ахундов — азербайджанский драматург, журналист, детский писатель и педагог. Он выбрал псевдоним «Сани» (араб. «второй»), чтобы избегать путаницы со своим… Развернуть
Владимир Николаевич Перцев (белор. Уладзімір Мікалаевіч Перцаў)— советский и белорусский историк, академик АН БССР (1940), доктор исторических наук (1935), профессор (1921), заслуженный деятель науки БССР (1944), член белорусской делегации в ООН (1945), депутат Второго-Пятого созывов Верховного Совета БССР по Березинскому избирательному округу (1947-1960). Считается одним из самых известных белорусских историков, основателем медиевистики в БГУ.
Владимир Николаевич Перцев ( белор . Уладзімір Мікалаевіч Перцаў) — советский и белорусский историк, академик АН БССР (1940), доктор исторических наук (1935), профессор (1921),… Развернуть
Николай Михайлович Гальковский — российский и советский филолог-славист, историк литературы, этнограф, переводчик с сербского. Окончил Смоленскую духовную семинарию.
Александр Фёдорович Лазурский (31 марта (12 апреля) 1874, Переяслав — 27 февраля (12 марта) 1917, Санкт-Петербург) — русский врач и психолог, ученик В. М. Бехтерева, учитель М. Я. Басова и В. Н. Мясищева. Разработал характерологию – психологическую концепцию индивидуальных различий, рассматривавшихся в тесной связи с деятельностью нервных центров. Лазурский одним из первых начал проводить исследование личности в естественных условиях деятельности испытуемого.
Александр Фёдорович Лазурский родился в 1874 году в городе Переяславле Полтавской губернии в небогатой семье.
Он окончил Лубянскую гимназию с золотой медалью и поступил в Военно-медицинскую академию, где активно занимался психологией. После окончания обучения в 1897 году был оставлен по конкурсу для научного усовершенствования в руководимой В. М. Бехтеревым Клинике душевных и нервных болезней. Со времени окончания академии он принимал активное участие в работе «Петербургского общества психиатров и невропатологов», а в 1899 году. был избран его действительным членом.
Научную деятельность он совмещал с лечебной практикой. Постепенно интересы Лазурского переключились с анатомии и физиологии ума на психологические исследования. В немалой степени этому способствовало открытие в 1895 году Бехтеревым в Клинике душевных и нервных болезней специальной Психологической лаборатории. В 1897 году именно Лазурскому Бехтерев поручил руководство этой лабораторией[2].
30 ноября 1900 года А. Ф. Лазурский защищает диссертацию «О влиянии мышечной работы на мозговое кровообращение». Исследование проводилось по оригинальной экспериментальной методике, его результаты с большим успехом были защищены в диспуте в качестве докторской диссертации с официальными оппонентами И. П. Павловым, В. М. Бехтеревым и М. С. Добротворским. И. П. Павлов высоко оценил работу, отметив «выдающийся интерес темы» в теоретическом и практическом отношениях, а В. М. Бехтерев подчеркнул важность проведенного исследования для клиники.
В 1901—1902 г.г. А. Ф. Лазурский находился в зарубежной командировке, во время которой практиковался в Психологической лаборатории В. Вундта в Лейпциге, работал в лаборатории экспериментальной психологии Э. Крепелина в Гейдельберге, а также слушал лекции К. Штумпфа в Берлине.
В 1903 году А. Ф. Лазурский возвратился в Петербург и был избран приват-доцентом Военно-медицинской академии по душевным и нервным болезням, где в дальнейшем читал курс общей психологии. Члены «Русского общества нормальной и патологической психологии» избрали его своим учёным секретарём. Занимая эту должность, он сыграл значительную роль в создании Психоневрологического института и возглавил его кафедру общей психологии.
С 1904 года А. Ф. Лазурский сотрудничал с А. П. Нечаевым в его лаборатории экспериментальной педагогической психологии, руководил специальной комиссией этой лаборатории по разработке экспериментальных методов психологии. Там же он начал проводить конкретные характерологические исследования.
Первые психологические работы Лазурского появились в 1890-е годы XIX века. Уже ранние работы привлекли к себе внимание научной общественности. Его чрезвычайно интересовала задача изучения не отдельных психических процессов, а целостной личности. В 1906 году тиражом 1000 экземпляров вышел в свет первый крупный труд Лазурского — «Очерк науки о характерах».
В феврале 1913 года на заседании «Петербургского философского общества» он сделал доклад, изложив свою «новую классификацию личностей». До последних дней жизни именно эта проблема оставалась центральной в его творчестве. Занимаясь разработкой острейших для своего времени вопросов психологии, Лазурский постоянно сталкивался с негативным отношением к себе со стороны как метафизических психологов, так и некоторых психиатров, которые находили его психологические исследования надуманно-умозрительными. Вследствие назревшего конфликта в 1913 году он увольняется из Военно-медицинской академии и устраивается штатным клиническим ассистентом по психиатрии в Женский медицинский институт.
В 1917 году Александр Фёдорович Лазурский скончался после продолжительной болезни.
Александр Фёдорович Лазурский (31 марта (12 апреля) 1874, Переяслав — 27 февраля (12 марта) 1917, Санкт-Петербург) — русский врач и психолог, ученик В. М. Бехтерева, учитель М.… Развернуть
Локама́нья Бал Гангадха́р Ти́лак (англ. Lokmanya Bal Gangadhar Tilak, маратхи बाळ गंगाधर टिळक; 23 июля 1856, Ратнагири, Бомбейское президентство, Британская Индия — 1 августа 1920, Бомбей, Британская Индия) — индийский националист, консерватор, сторонник ортодоксального индуизма[3][4] и борец за независимость Индии от британского колониального господства: первый лидер индийского движения за независимость — «сварадж», букв. «своя власть», член группировки «Лал Бал Пал», участвовал в деятельности Индийского национального конгресса (ИНК), участвовал в движении свадеши. Неоднократно приговаривался к тюремному заключению, в 1908 году — к 6 годам каторги[5].
Автор «арктической гипотезы» о прародине «ариев» («арийцев» — индоевропейцев). Гипотеза не была принята наукой того времени. В современном научном сообществе поддержки также не имеет и рассматривается как псевдонаучная.
Локама́нья Бал Гангадха́р Ти́лак (англ. Lokmanya Bal Gangadhar Tilak, маратхи बाळ गंगाधर टिळक; 23 июля 1856, Ратнагири, Бомбейское президентство, Британская Индия — 1 августа… Развернуть
Степан Петрович Шевырёв — русский литературный критик, историк литературы, поэт славянофильских убеждений. Академик Петербургской Академии наук (1847).
Шевырёв родился в дворянской семье, получил домашнее образование. Рано научился читать, уже в детстве владел церковно-славянским, французским и немецким языками. Увлекался чтением произведений Александра Петровича Сумарокова, Михаила Матвеевича Хераскова, и в особенности повестей Николая Михайловича Карамзина. Окончил с золотой медалью Благородный пансион (1818—1822).
Служил в Московском архиве коллегии министерства иностранных дел. Входил в «литературно-философский кружок любомудров», в котором участвовали А. И. Кошелёв, Д. В. Веневитинов, И. В. Киреевский. Участвовал в организации и издании литературного журнала «любомудров» «Московский вестник» (1827—1830). Вместе с В. П. Титовым и Н. А. Мельгуновым перевёл книгу «Об искусстве и художниках» Л. Тика и В. Г. Вакенродера. К этому времени им была написана бо́льшая часть его стихотворений.
Был учителем сына Зинаиды Волконской. Вместе с ним жил за границей в 1829—1832 годах, изучая историю искусства и архитектуры в Швейцарии и Италии. По возвращении защитил диссертацию «Дант и его век» (1833). В должности адъюнкта читал курс по истории всеобщей словесности в Московском университете с января 1834 года. Получив степень доктора философии за сочинение «Теория поэзии в историческом её развитии у древних и новых народов» (1836), стал профессором Московского университета (с 1837).
В 1835—1837 годах был ведущим критиком журнала «Московский наблюдатель», где поместил нашумевшую тогда полемическую статью «Словесность и торговля», направленную против «торгового направления» в литературе (Булгарин, Греч, Сенковский). Совместно с М. П. Погодиным издавал и редактировал журнал «Москвитянин» (1841—1856).
Более двух лет (1838—40) Шевырёв был за границей, посещая лекции археологического института в Риме, слушал лекции в Берлине, Мюнхене, Париже, Лондоне, работал в библиотеках, встречался с западноевропейскими учеными. Он был удостоен степени доктора философии Парижским университетом, избран членом художественного общества в Афинах, филологического общества в Аграме (ныне Загреб, Хорватия). По возвращении снова приступил к работе в университете, вскоре стал старшим профессором русской словесности и был утвержден деканом философского факультета.
Летом 1847 года совершил поездку в Кирилло-Белозерский монастырь, о чём написал книгу «Поездка в Кирилло-Белозерский монастырь. Вакационные дни профессора С. Шевырева в 1847 году», где он указал на найденные им несколько неизвестных памятников литературы.
С. П. Шевырёв был особенно близок с Н. В. Гоголем, которому оказывал много услуг: читал корректуру его сочинений, налаживал связи с книгопродавцами, ведал его финансовыми делами. После смерти Гоголя Шевырёв принимал деятельное участие в разборе его бумаг и хлопотал о посмертном издании его сочинений. И Гоголь ценил Шевырёва, он писал Смирновой: «Если вы будете когда в Москве, не позабудьте познакомиться с Шевырёвым. Человек этот стоит на точке разумения высшей, чем другие в Москве, и в нём зреет много добра для России».
Был женат на Софье Борисовне Зеленской (1809—1871), внебрачной дочери князя Б. В. Голицына (1769—1813), который владел имением Вязёмы, где Шевырёв разбирал огромное библиотечное собрание. Её сестра Анна Борисовна Зеленская (1802—1835) была замужем за тверским гражданским губернатором А. П. Бакуниным.
В 1857 году на заседании совета Московского художественного общества внук Екатерины II и Г. Г. Орлова, двоюродный брат царя граф Бобринский энергично обрушился на крепостное право и в особенности на порядки времён царствования Николая I. Шевырёв увидел в этом стремление опозорить Россию, стал горячо заступаться за всё русское. Между ними возникла ссора, переросшая в потасовку. В результате у Шевырёва оказалось сломано ребро. Но учитывая общественный резонанс происшедшего, высшая власть примерно наказала обоих: Шевырёв был признан виновником потасовки, уволен со службы и выслан из Москвы, Бобринский сослан в своё имение с запрещением появляться в столицах. Бобринский на этом не успокоился, и добивался тюремного заключения для учёного.
В 1860 году, после усиленной работы в синодальной и Волоколамской библиотеках, закончив издание 3-й и 4-й частей своей истории словесности, Шевырёв навсегда покинул Россию. Его собрание книг было передано в библиотеку Нежинского Юридического лицея.
Похоронен на Ваганьковском кладбище в Москве.
Степан Петрович Шевырёв — русский литературный критик, историк литературы, поэт славянофильских убеждений. Академик Петербургской Академии наук (1847). Шевырёв родился в… Развернуть