Великий князь Никола́й Миха́йлович (1859, Царское село, близ Санкт-Петербурга — 1919, Петроград) — старший сын великого князя Михаила Николаевича (сына Николая I) и Ольги Федоровны, внук Николая I; военачальник, генерал от инфантерии; лепидоптеролог и историк. Почётный член Санкт-Петербургской академии наук.
Первый из семи детей великого князя Михаила Николаевича и Ольги Федоровны (до замужества Цецилия Августа, принцесса и маркграфиня Баденская, младшая дочь великого герцога Леопольда Баденского и Софии Вильгельмины Шведской).
В 1862 году семья переехала в Тифлис, где его отец был кавказским наместником. Получил домашнее образование. В 1870—1872 годах его воспитателем был В. А. Латур-де-Бернгард.
Первый офицерский чин получил в 1875 году; с 1877 года в звании штабс-капитана прикомандирован к переменному составу Кавказской учебной роты, с 1879 года — к Кавказскому 2-у стрелковому батальону.
Участвовал в русско-турецкой войне 1877—1878 годов (на Кавказе); в декабре 1877 года был награждён орденом св. Георгия 4-й степени «за дело 3-го октября, при разбитии армии Мухтара-паши в сражении на Аладжинских высотах (17-го октября 1877 года)».
С 1881 года — в лейб-гвардии Гренадерском полку. В 1882—1885 годах учился в Николаевской академии Генерального штаба. С 1895 года служил 10 лет в Кавалергардском полку, командовал 16 гренадерским Мингрельским полком. С 1897 — командующий Кавказской гренадерской дивизией.
В 1903 году вышел в отставку в чине генерал-лейтенанта.
Великий князь Николай Михайлович — автор многих исторических трудов, посвященных эпохе Александра I и наполеоновских войн. Был председателем Русского Исторического общества, в 1915 году по решению Совета Московского университета получил степень доктора русской истории honoris causa. Возглавлял также Русское Географическое общество, Общество защиты и сохранения памятников искусства и старины, в 1913 году был избран почётным председателем Общества друзей Румянцевского музея.
В 1909 году после смерти отца наследовал огромное состояние, в том числе имения Грушевское в 75 066 десятин и Боржомское в 69 513 десятин.
Придерживался либеральных оппозиционных взглядов, за что получил в светских кругах прозвище Филипп Эгалите в честь видного деятеля французской революции, принца крови и родственника Людовика XVI. Прозвище оказалось провидческим — великий князь, как и Филипп Эгалите, разделил участь монарха и был казнён во время революции.
Его младший брат великий князь Александр Михайлович в своих эмигрантских мемуарах писал:
Нас называли «опасными радикалами»; первая часть прозвища «опасные» отражала досаду придворных кругов, вторая — «радикалы», быть может, и соответствовала истине, но зависела всецело от смысла, придаваемого этому слову, которым нередко злоупотребляют. Мой старший брат Николай Михайлович был несомненно самым «радикальным» и самым одаренным членом нашей семьи. Моя мать мечтала о его блестящей военной карьере, и, чтобы доставить ей удовольствие, мой брат Николай окончил военное училище с отличием. Однако истинное его призвание было в отвлеченных исторических изысканиях. <…> Постепенно он отдалялся от связей с военным миром и проводил все свое время в исторических архивах С. Петербурга и Парижа. Его монументальная биография Императора Александра I, написанная после долгих лет собирания материалов и проверки дат, останется непревзойденной в исторической русской литературе. <…> Книга, которая была переведена на французский язык, произвела сенсацию в среде французских наполеонистов, заставив их пересмотреть, исправить и даже пересоставить целый ряд исторических трактатов. <…> Николаю Михайловичу было, по-видимому, определенно неприятно объяснять многое из того, что происходило в России, своим друзьям в Коллеж де Франс и в Палате депутатов. Не могу сказать, чтобы я был вполне согласен с его «офранцуженными» политическими симпатиями. Будучи горячим поклонником парламентарного строя и убежденным почитателем словесных дуэлей Клемансо — Жореса, он не хотел допустить того, что создание в России конституционного строя по образцу III французской республики закончилось бы полным провалом. Истина заключалась в том, что он родился не в той стране, где ему следовало бы родиться.
Как активный участник так называемой «великокняжеской фронды» 31 декабря 1916 года, после убийства Распутина, получил приказание Николая II выехать в свое имение Грушевку, которое исполнил 1 января 1917 года. Возвратившись в столицу 1 марта 1917 года, немедленно признал власть Временного правительства.
Гибель
После Октябрьской революции был выслан в Вологду. 1 июля 1918 года арестован, перевезен в Петроград, где содержался в Доме предварительного заключения.
9 января 1919 г. Президиум ВЧК (в заседании участвовали Я. Х. Петерс, М. И. Лацис, И. К. Ксенофонтов и секретарь О. Я. Мурнек) вынес постановление «Приговор ВЧК к лицам, бывшей императорской своры — утвердить, сообщив об этом в ЦИК». Несмотря на ходатайства Академии наук и Максима Горького, Ленин подтвердил приговор с формулировкой «революция не нуждается в историках».
Николай Михайлович был расстрелян большевиками в Петропавловской крепости в последнюю декаду января 1919 года вместе с ещё тремя великими князьями — своим родным братом Георгием Михайловичем и двоюродными — Павлом Александровичем и Дмитрием Константиновичем. Жена Павла Александровича, княгиня Ольга Палей, писала:
Один старый тюремный служитель, видевший казнь, рассказал... В среду Павла, одного, привезли на Гороховую и продержали до десяти вечера. Потом объявили, что увозят без вещей. С Гороховой привезли в Петропавловку. Трёх других великих князей доставили со Шпалерной. Всех вместе отвели в тюрьму Трубецкого бастиона. В три ночи солдаты, по фамилии Благовидов и Соловьев, вывели их голыми по пояс и провели на территорию Монетного двора, где у крепостной стены напротив собора была вырыта общая могила, где уже лежали тринадцать трупов. Поставили князей на краю и открыли по ним стрельбу.
Командовал экзекуционным отрядом некий Гордиенко, тюремный надзиратель, получавший в своё время ценные подарки из Кабинета Его Величества. Вероятно, похоронен на месте расстрела в братской могиле. Сообщение о расстреле великих князей было опубликовано 31 января 1919 года в «Петроградской правде».
Реабилитирован постановлением Генеральной прокуратуры Российской Федерации 9 июня 1999 года.
Великий князь Никола́й Миха́йлович (1859, Царское село, близ Санкт-Петербурга — 1919, Петроград) — старший сын великого князя Михаила Николаевича (сына Николая I) и Ольги… Развернуть
Русский революционер-демократ, публицист и литературный критик. Из дворян. В 1841 окончил Лесной институт, служил в лесном департаменте Министерства государственных имуществ. В конце 1850-х гг. профессор Лесного института, автор трудов по лесоводству. В 1855 познакомился с М.Л. Михайловым, в 1858—59 ездил с ним в Лондон, встречался с А.И. Герценом и Н.П. Огаревым. По возвращении сблизился с Н.Г. Чернышевским и его кругом, сотрудничал в журнале «Современник», «Русское слово», «Век». Шелгунов — участник революционного движения 1860-х гг., автор прокламаций «К молодому поколению» (при участии Михайлова), «Русским солдатам от их доброжелателей поклон» (не напечатана). В ст. «Рабочий пролетариат в Англии и во Франции» («Современник», 1861, № 9—11) Шелгунов изложил работу Ф. Энгельса «Положение рабочего класса в Англии». В 1862 вышел в отставку и уехал в Нерчинский край, где отбывал каторгу Михайлов. В марте 1863 арестован в Иркутске в связи с дознанием по делу о прокламациях, доставлен в Петербург и заключен в Алексеевский равелин. В конце 1864 сослан в Вологодскую губ., до 1877 в ссылке в различных провинциальных городах. С 1866 один из ведущих сотрудников, после смерти Г.Е. Благосветлова в ноябре 1880 — фактический редактор журнала «Дело». 28 июня 1884 арестован за связи с эмигрантами и сослан на 5 лет в Смоленскую губернию. В 1886—91 публиковал в журнале «Русская мысль» цикл статей «Очерки русской жизни». В многочисленных статьях по истории, экономике, общественным отношениям Шелгунов выступал сторонником крестьянской революции, которая, по его мнению, могла привести Россию к социализму, минуя капитализм. Прогресс общества он обусловливал борьбой народных масс против эксплуатации. В последние годы жизни Шелгунов под влиянием марксизма приблизился к пониманию ведущей роли рабочего класса в революционном движении. В 1880-х гг. выступал с критикой толстовства и «малых дел теории». В области литературной критики Шелгунов отстаивал принципы реализма и гражданственности, разрабатывал проблему положительного героя и народного характера, в литературе, критиковал сторонников теории «чистого искусства». Похороны Шелгунова 15 (27) апреля 1891 превратились в многотысячную антиправительственную демонстрацию, в которой участвовали и рабочие.
© «Большая советская энциклопедия»
Русский революционер-демократ, публицист и литературный критик. Из дворян. В 1841 окончил Лесной институт, служил в лесном департаменте Министерства государственных имуществ. В… Развернуть
Реми де Гурмон наследник старинного аристократического семейства, одна из ветвей которого с XVI в. обосновалась в Париже, ее представители занимались изданием и продажей книг. Блестяще закончил лицей в Кутансе. Учился праву в Кане, с 1879 обосновался в Париже. Служил в Национальной библиотеке, начал печататься в журналах, публиковал научно-популярные книги на исторические темы. Его подругой и музой с 1886 стала известная демимонденка Берта де Курьер, он изобразил ее в нескольких произведениях, вел с ней страстную переписку. Подружился с Вилье де Лиль-Аданом, посвятил ему роман Сикстина (1890, прототипом заглавной героини была Берта де Курьер), познакомился с Гюисмансом, посещал «понедельники» Малларме. Стал одним из основателей журнала и издательства Меркюр де Франс, где сотрудничал до конца жизни, вошел в круг Рашильд. После анти-националистической статьи «Игрушечный патриотизм» (1891), написанной с симпатией к немецкой культуре и вызвавшей шумную полемику в прессе, был уволен из Национальной библиотеки, для него — несмотря на поддержку авторитетного Октава Мирбо — надолго закрылись страницы многих печатных изданий (через три года страну расколет дело Дрейфуса).
Заболел волчанкой, изуродовавшей его внешность и заставившей затвориться в собственной квартире, откуда он ненадолго выходил только в редакцию Меркюр де Франс и раз в год выезжал на несколько недель в Кутанс. Писателю остались только книги и творчество.
В 1910 он познакомился с Натали Барни, страстно влюбился в нее, посвятил ей "Письма к Амазонке" (1914). Начал вместе с ней выходить из дома, отправился поездку по Нормандии. Но болезнь прогрессировала, последний удар ему нанесла война: большинство друзей ушли на фронт, редакция Меркюр на год закрылась. Умер от кровоизлияния в мозг, похоронен на кладбище Пер-Лашез.
Оставил обширное литературное наследие, во многом не изданное при жизни. Кроме нескольких книг стихов, многочисленных романов и новелл, драматических произведений, его составляют тома эссеистики, литературной критики и художественной хроники. Самым известным его сочинением стал сборник литературных портретов деятелей символистского движения "Книга масок" (1898, с гравюрами Ф. Валлотона, многократно переиздавалась).
Реми де Гурмон наследник старинного аристократического семейства, одна из ветвей которого с XVI в. обосновалась в Париже, ее представители занимались изданием и продажей книг.… Развернуть
Павел Александрович Катенин — русский поэт, драматург, литературный критик, переводчик, театральный деятель. Член Российской академии (1833).
Получил домашнее образование. С 1806 года числился на службе в Министерстве народного просвещения. В 1808—09 годах посещал салон А. Н. Оленина; познакомился с К. Н. Батюшковым, Н. И. Гнедичем, А. А. Шаховским. Участвовал в любительских спектаклях.
С 1810 года на военной службе. Участник Отечественной войны 1812 и заграничных походов.
С конца 1816 года член декабристского Союза спасения; один из руководителей тайной декабристской организации Военное общество. В 1820 году по политическим мотивам отстранён от службы, уволен в отставку. В 1822 году за публичный скандал во время театрального спектакля по распоряжению императора был выслан из Санкт-Петербурга. Три года провёл в деревне.
Печататься начал перед Отечественной войной 1812 («Цветник», 1810). Переводил стихотворные произведения Биона, Гесснера, Вергилия, Гёте, Ф. Шиллера, Ариосто, «Романсы о Сиде» Гердера, отдельные песни из «Ада» Данте и Оссиана. В переработке Катенина ставилась трагедия Тома Корнеля «Ариадна» (1811). Возглавил одно из течений декабристского романтизма. В 1815 опубликовал баллады «Наташа», «Убийца», «Леший», в 1816 — «Ольга» (вольный перевод баллады Г. А. Бюргера «Ленора»), резко отличающейся по своим художественным принципам от поэзии карамзинистов и В. А. Жуковского и вызвавшие полемику. Ориентация на изображение русского быта, на широкое использование просторечных форм языка сближала Катенина с А. С. Шишковым, но вместе с тем была связана с декабристской идеей борьбы за народность литературы.
В 1810—1820-е годы много писал для театра, в частности переработки Ж. Расина, П. Корнеля, других французских драматургов. Единственная оригинальная трагедия Катенина «Андромаха» была поставлена в 1827. Выступал также как театральный педагог (среди его учеников — В. А. Каратыгин).
Похоронен в селе Бореево Чухломского уезда Костромской губернии. В 1955 году прах перенесён в Чухлому.
Павел Александрович Катенин — русский поэт, драматург, литературный критик, переводчик, театральный деятель. Член Российской академии (1833). Получил домашнее образование. С… Развернуть
Эмили Пост (урожденная Прайс) — американская писательница, автор романов и знаменитого кодекса поведения "Этикет". Эта книга стала классикой американской литературы, многократно переиздавалась, переводилась на разные языки. С годами книга совершенно не потеряла свою актуальность, читая и изучая её, выросло и воспиталось не одно поколение людей, живущих в разных уголках планеты. Пегги Пост — правнучка — продолжила ее дело и возглавляет "Институт Эмили" в Вермонте, ведет сайт.
Эмили была дочерью известного архитектора и наследницы пенсильванских угольных магнатов. К совершеннолетию уже была полноправным членом нью-йоркского высшего света. Одна из самых красивых, богатых и благовоспитанных невест, после первого же бала дебютанток влюбилась в молодого финансиста Эдвина Поста и вскоре вышла за него замуж. Однако через 2 года, после рождения двух сыновей, Эмили обнаружила, что ее муж проводит время с молодыми актрисами на своей яхте. Хорошо воспитанная и гордая, чтобы устраивать скандалы, но и не впасть в уныние, она начала писать романы — далекие от уровня Эдит Уортон, но достаточно профессиональные, чтобы заслужить одобрение журнальных критиков.
Все же скандал все-таки обрушился на семью. В 1905 года мужа шантажировал сотрудник желтого журнала «Городские темы» с угрозой опубликовать его развлечения на яхте. На суде при допросах свидетелей выяснилось, что отступные деньги грязному журнальчику уже заплатили за сокрытие своих внебрачных похождений Джон Астор, Уильям Вандербильд и знаменитый архитектор Стэнфорд Уайт... А редактор журнала приобрел еще большую популярность, заявив, что сутью его действий была моральная миссия — выявление безнравственной сущности знаменитых «четырехсот» — группы развращенных богачей Америки. Эмили Пост в течение всего суда мужественно демонстрировала лояльность к мужу и ходила с ним на все заседания и слушания. Но через полгода они развелись.
Книга «Этикет» вышла в первом издании в 1922 году, она была честно адресована узкому слою американской публики, поэтому издатели питали скромные надежды на книгу и отпечатали ее тиражом всего в 5 тысяч экземпляров. К полному их изумлению книга полтора года продержалась в списке бестселлеров, и за это время им пришлось восемь раз ее допечатывать. Двадцати пятью годами и семью изданиями позднее она все еще продавалась по три тысячи экземпляров в неделю.
Эмили Пост (урожденная Прайс) — американская писательница, автор романов и знаменитого кодекса поведения "Этикет". Эта книга стала классикой американской литературы,… Развернуть
Митрополит Киевский и Галицкий, основатель и первоиерарх Русской Православной Церкви Заграницей.
Митрополит Антоний (в миру Алексей Павлович Храповицкий), родился 17 марта 1863 г. в семье старого новгородского дворянина-помещика, общественного деятеля, бывшего генерала и героя войны 1877-1878 гг.
Воспитанный матерью в церковно-аскетическом духе, он после окончания гимназии с золотой медалью поступает в Санкт-Петербургскую духовную академию.
В ранней молодости находился под большим влиянием Достоевского, часто посещал его, много с ним беседовал, утверждаясь в христианстве, православии и монашестве. Друзья Храповицкого предполагали, что не с него ли Достоевский писал Алешу Карамазова, тем более, что и имя было одно и то же.
В конце 4-го курса Академии Алексей принял монашество с именем Антония и в 1885 году был рукоположен во иеромонаха. Жизнь он вел скромную и строгую, выполнял обеты монашества.
Академическая карьера
В 1885 году по окончании Академии Антоний был оставлен в ней в качестве профессорского стипендиата и в то же время, исполняя должность помощника инспектора Академии с 1885 по 1886 год.
В 1886 году назначен преподавателем Гомилетики, Литургии и Каноники в Холмскую духовную семинарию.
В 1887 году был избран исполняющим должность доцента Петербургской духовной академии по кафедре Св. Писания Ветхого Завета. В "Церк. Вестнике" за 1891 год упоминается как преподаватель по кафедре "Введение в круг богословских наук" той же Академии до 1890 года.
В 1888 году получил степень магистра богословия после защиты диссертации на тему: "Психологические данные в пользу свободы воли и нравственной ответственности". В том же году утвержден в звании доцента Академии.
В 1889 году назначен исполняющим должность инспектора Петербургской Духовной Академии.
В 1890 году получил назначение на должность ректора Петербургской духовной семинарии, с возведением в сан архимандрита, а через несколько месяцев перемещен на должность ректора в Московскую духовную академию.
При нём был основан, 8 ноября 1891 года, академический журнал «Богословский Вестник».
По воспоминаниям прот. Сергия Четверикова, учившегося в МДА в то время,
"владыка Антоний был сердцем нашего академического мира... Двери его покоев во всякое время были открыты для студентов. Сам он часто приходил на нашу вечернюю молитву в академическую церковь и после молитвы о чем-нибудь беседовал. Он умел подойти к каждому из нас, и из наших отношений с ним был устранен дух формализма и официальности. Мы жили согретые его любовью и лаской. И вместе с тем эти отношения были чужды всякой фамильярности. Мы чувствовали его неизмеримое превосходство... Он впервые, может быть, многим из нас раскрывал смысл православного пастырства как любовного и самоотверженного приятия в свою душу своей паствы, переживания вместе с нею всех горестей и радостей, всех испытаний, искушений и падений своих духовных чад и возрождения и восстания силою сострадательной любви и молитвы».
В 1895 году назначен ректором Казанской духовной академии. Этот перевод произошел по причине разногласий с митрополитом Московским Сергием (Ляпидевским), настаивавшим, что не следует постригать в монахи до 30 лет.
Викарий Казанской епархии
7 сентября 1897 года был хиротонисан во епископа Чебоксарского, викария Казанской епархии. Хиротонию совершали в Казани: архиепископ Рижский и Митавский Арсений (Брянцев), как представитель Святейшего Синода, епископ Нижегородский и Арзамасский Владимир (Никольский), епископ Самарский Гурий (Буртасовский), епископ Сарапульский Никодим (Боков) и епископ Балахнинский Аркадий (Карпинский).
1 марта 1899 года с открытием в Казани второго викариатства, епископ Антоний назначается епископом Чистопольским, первым викарием Казанской епархии, с оставлением в должности ректора.
Епископ Уфимский и Мензелинский:
14 июля 1900 года переведен на самостоятельную Уфимскую и Мензелинскую кафедру.
По предложению и.д. ректора, инспектора Казанской академии от 17 августа 1990 г., Преосв. Антония, епископа Уфимского и Мензелинского постановили: избрать в почетные члены Казанской Духовной Академии
На Волынской кафедре:
27 апреля 1902 года назначен епископом Волынским и Житомирским, священноархимандритом Почаевской Успенской Лавры.
В 1906 году возведен в сан архиепископа.
В 1908 году управляя Волынской епархией, он первый из русских иерархов откликнулся на суждения по вопросу о восстановлении патриаршества в России, издав брошюру соответствующего содержания, как приложение к журналу "Русский Инок". Антоний с юных лет был большим приверженцем патриаршества. На учебнике русской истории Илловайского его рукой нанесены заметки, восхваляющие патриарха Никона и порицающие царя Алексея.
В 1911 году был награжден бриллиантовым крестом для ношения на клобуке.
В 1912 году был назначен членом Святейшего Синода с оставлением его на занимаемой кафедре.
На Харьковской кафедре:
14 мая 1914 года был назначен архиепископом Харьковским и Ахтырским.
1 мая 1917 года был уволен на покой, согласно прошению, с назначением ему местожительства в Валаамском Спасо-Преображенском монастыре Финляндской епархии.
16 августа 1917 г. вновь назначен архиепископом Харьковским и Ахтырским.
В 1917 году на Всероссийском Поместном Соборе был одним из кандидатов в патриархи.
28 ноября 1917 был возведен в сан митрополита Харьковского.
Митрополит Киевский:
19 мая 1918 года был председателем Киевского епархиального собрания и на нем был избран митрополитом Киевским и Галицким. Титул Митрополита Киевского и Галицкого сохранил и во все время пребывания за рубежом.
Эмиграция
В конце 1919 года эмигрировал в Югославию, где организовал Карловацкий собор (21 ноября - 2 декабря 1921 г.). Стал основателем и первоиерархом Русской Православной Церкви Заграницей. Был запрещен Патриархом Тихоном в священнослужении. В последние годы своей жизни митрополит Антоний ослеп.
Скончался 10 августа 1936 г. и погребен в Белграде в склепе храма Иверского. Над склепом возвышается мраморное надгробие.
В 1900 году в Казани было издано полное собрание сочинений митр. Антония в трех томах. Эти три тома позволяют составить о нем, как о писателе довольно цельное представление. Его скромная по объему философская диссертация тонет в них незаметной и нехарактерной частицей. Факт свободы воли здесь доказывается из "данности" его в нашем сознании и самосознании.
Следующей ученой работой митр. Антония, выросшей из его профессорских занятий, является "Толкование на книгу св. пророка Михея" (СПБ, 1891), оно же вошло в собрание его сочинений. Отдав дань науке Антоний в остальных своих трудах выступает в типичном облике публициста. Его язык отличается живостью и легкостью, не чуждой местами резкой развязанности. Отзывчивый темперамент, хорошее литературное образование, подвижной ум п проницательность при встречах с людьми дали ему большую власть над духовным студенчеством. Юноши подолгу просиживали у своего неслыханно гостеприимного и ласкового ректора. "Это университет", восклицает один из них; "это - древне-греческая академия: здесь среди болтовни и шуток сеются идеи, каждая из которых достойна вырасти в диссертацию". Нередко как и бывало, но гораздо более оттуда вышло юных монахов особого оттенка.
Богословские воззрения Антония не лишены индивидуальности и даже новаторства, вызывающие его в некоторых пунктах даже на прямую полемику с неподвижными ортодоксами.
Он подчеркнул общественную миссию Церкви, и применительно к этой задаче, развил целую систему пастырского душепопечения, приближенного к интересам жизни и к интеллектуальному уровню общества.
Прямота митрополита, граничащая с резкостью на многих, особенно на инакомыслящих, производила впечатление отрицательное. Один из товарищей его брата в молодости его спросил его: "Неужели Вы, умный, образованный человек верите, что Христос вознесся на небо, и что просфора и вино превращаются в Его Плоть и Кровь?" - "Я не могу сомневаться, отвечал Антоний, - если бы я усумнился, то мне не оставалось бы ничего другого, как броситься с Литейного моста вниз головой".
Всем было известно его остроумие несколько грубоватого характера. Рассказывали, что он, кажется, еще будучи студентом, за торжественным обедом, на шутливый вопрос родственника Храповицких генерал-майора Крепке - почему "митрополит", а не "митро-стреляй", ответил: "А почему, Ваше Превосходительство, "ду-рак"... Здесь сделал длительную паузу и спокойно, смотря в глаза ошарашенного генерала, пониженным голосом закончил..., а не "ду-рыба"...
Когда обер-прокурор предлагал Синоду возвести в сан епископа малограмотного монаха Варнаву, кто-то из членов Синода стал возражать. Тогда дано было понять, что этого желает императрица и Распутин. Митр. Антоний сказал (очевидно саркастически): "Ну, что-же! Мы готовы и черного борова сделать епископом, раз они этого желают".
За свои ученые богословские труды, которые первоначально были изданы в Казани, а затем переизданы книгоиздателем И.Л. Тузовым, митр. Антоний получил звание доктора богословия.
Свои сочинения он помещал, главным образом, в академических изданиях: "Церк. Вестн." (С.-Петерб. Акад.), "Богосл. Вестн." (Моск. Акад.), "Прав. Собес." (Казан. Акад.), "Уфим. Епарх. Вед.", "Церк. Вед.", "Мис. Обозр.", "Волог. Епарх. Вед.", "Волын. Епарх. Вед.", Газета "Колокол" (В. Скворцов) и др.
В вышеуказанных журналах архим. Антоний помещал много проповедей и статей, которые не вошли в наш список его трудов. Открытая православная энциклопедия "Древо"
Митрополит Киевский и Галицкий, основатель и первоиерарх Русской Православной Церкви Заграницей. Митрополит Антоний (в миру Алексей Павлович Храповицкий), родился 17 марта 1863… Развернуть
Егор Эдуардович Дриянский - русский писатель.
Из дворянской семьи. Учился в Нежинском лицее.
Выступил в печати в 1850 году в «Москвитянине» с повестью из украинского быта «Одарка Квочка», носящей, как и последующее творчество, ощутимое влияние Н. В. Гоголя. Примкнув к кружку так называемой молодой редакции «Москвитянина», возглавляемого А. Н. Островским, Дриянский до конца дней сохранил привязанность к драматургу (сопровождал его в поездках на Волгу; был управителем его имения Щелыково).
В конце жизни был практически нищим.
Автор следующих произведений: роман из жизни нарождающейся буржуазии «Туз» (1867), пьеса из провинциального быта «Комедия в комедии» (1855), детектив «Изумруд Сердоликович» (1863), повести «Квартет» (1858), «Амазонка» (1860), автобиографическая повесть «Конфетка» (1863, опубл. в «Современнике») и др. Лучшее его произведение — «Записки мелкотравчатого» (1857) — живописная панорама «отъезжего поля», показывающая охотников-дворян, крестьян, красоту среднерусской природы и поэзию псовой охоты. Первый вариант «Записок» появился в журнале «Москвитянин» № 2 за 1851 год под названием «Мелкотравчатые. Очерк из охотничьей жизни».
Егор Эдуардович Дриянский - русский писатель. Из дворянской семьи. Учился в Нежинском лицее.
Выступил в печати в 1850 году в «Москвитянине» с повестью из украинского быта… Развернуть
Эдуард Мария Эттингер (нем. Eduard Maria Oettinger) - немецкий журналист, писатель и библиограф.
Еще юношей вступив в ряды венских журналистов, в 1829 году основал сатирический журнал "Eulenspiegel", который пришлось закрыть из-за пререканий с цензурой. Основанный в Мюнхене журнал "Das schwarze Gespenst" был запрещен за оскорбление короля, а редактор выслан из Баварии; таким же образом кончилась попытка возобновить в Берлине "Eulenspiegel"; его заменила газета "Berliner Figaro", продержавшаяся с 1831 по 1835 г.; затем в Гамбурге был основан "Argus", имевший большой успех.
Позже редактировал ряд периодических изданий, между прочим лейпцигский "Charivari", и занимался библиографическими и биографическими работами.
Он писал также стихотворения, рассказы, романы ("Das schwarze Gespenst", "Das weisse Gespenst", "Liebesblicke", "Das Buch der Liebe", "Fashionable Dummheiten"), драмы: "Der Regenschirm", "Der Journalist", "Die Getäuschten" и др.
Эдуард Мария Эттингер (нем. Eduard Maria Oettinger ) - немецкий журналист, писатель и библиограф. Еще юношей вступив в ряды венских журналистов, в 1829 году основал… Развернуть
Князь Владимир Петрович Мещерский — русский писатель и публицист крайне правых взглядов, издатель-редактор журнала (с 1 октября 1887 года — газеты) «Гражданин», камергер Александра II.
Представитель княжеского рода Мещерских. Сын дочери Н. М. Карамзина, за что получал специальную прибавку к жалованью: Карамзин был государственным историографом, и двор платил его семье пенсию. Родители Мещерского, Пётр Иванович и Екатерина Николаевна, принадлежали к ближайшему окружению Пушкина, его бабушкой была София Сергеевна Мещерская, переводившая с французского.
Мещерский получил наибольшую известность как влиятельный консервативный публицист и консультант правительства (сперва Александра III, затем, после кратковременной опалы, — Николая II), прославившийся своим предложением «поставить точку» реформам Александра II.
Газета «Гражданин», которую он издавал, пользовалась субсидиями правительства. Генерал А. А. Мосолов, бывший начальником канцелярии Министерства Императорского Двора (1900—1916), свидетельствовал в своих воспоминаниях, что Мещерский получал ежегодную субсидию из десятимиллионного фонда; также писал о нём: «За время своей службы при дворе, я не помню ни одного случая, когда бы Мещерский не добился от государя испрашиваемой им для кого-нибудь милости. Он писал непосредственно его величеству, и у меня перебывало в руках немало писем, писанных убийственным почерком князя с неизменною резолюциею императора: „Исполнить“.» Некоторое время с ним сотрудничал писатель Ф. М. Достоевский, бывший ранее, с 1 января 1873 года редактором-издателем еженедельника. С 1873 года - действительный статский советник.
Репутация Мещерского, одиозная среди либералов и левых, была не лучшей и в кругах консерваторов, многие из которых стремились отмежеваться от него. Это было связано не только с деятельностью Мещерского как «серого кардинала» правительства, но и со скандальными историями, которые возникали в связи с гомосексуальной ориентацией князя.
Творчество
Успехом пользовались по преимуществу его сатирические романы из великосветской жизни, изданные иногда под инициалами «К.В.М.»: «Женщины из петербургского большого света», «Один из наших Бисмарков», «Лорд Апостол в петербургском большом свете», «Хочу быть русской», «Тайны современного Петербурга», «Ужасная женщина», «Реалисты большого света», «Князь Нони», «Граф Обезьянинов», «Ужасная ночь» и др. Князь Мещерский, его журнал и сочинения неоднократно иронически упоминаются в ранних юморесках А.П. Чехова.
Мещерскому принадлежат также: «Очерки нынешней общественной жизни в России» (СПб., 1868), «В улику времени» (1879) и др. При жизни были изданы его «Воспоминания» в 3-х частях (Санкт-Петербург, 1897—1912), описывающие некоторые события политической и светской жизни 1880—1890-х гг.
Князь Владимир Петрович Мещерский — русский писатель и публицист крайне правых взглядов, издатель-редактор журнала (с 1 октября 1887 года — газеты) «Гражданин», камергер… Развернуть
Абдуль-Ахад Дауд - бывший преподобный Давид Бенджамин Кельдани являлся католическим священником халдейской церкви. Родился в 1867 г. в Урмии (Персия), начальное образование получил в этом же городе.
С 1886 г. по 1889 г. он был преподавателем в составе христианской миссии, организованной для ассирийских (несторианских) христиан в Урмии. В 1892 г. кардинал Вауган командировал его в Рим, где он проводил курсы философии и теологии в колледже Пропаганда Фид, а в 1895 г. его посвятили в священники.
В 1892 г. профессор Дауд участвовал в разработке серийных статей в журнале The Tablet по темам Ассирия, Рим и Кантербури, а также в журнале Irish Record по теме «Достоверность Пятикнижия». Его переводы Ave Maria на нескольких языках опубликованы в журнале Illustrated Catholic Missions. Находясь в Стамбуле по пути в Иран, в 1895 г. он написал серию статей на английском и французском языках по проблемам Восточных церквей в газете The Levant Herald.
В 1895 г. он присоединился к французской миссии Лазарист в Урмии и издал первый в истории той миссии периодический журнал на своем родном ассирийском языке под названием Кала-Ла-Шара (Голос Истины). В 1897 г. Кельдани был командирован от имени двух халдейских архиепископов Урмии и Салмаса в Европу, чтобы представлять восточных католиков на евхаристическом съезде, проводившемся в Палай-Ле-Мониал во Франции под председательством кардинала Перраура.
Это было официальным приглашением. Выступление Беджамина на съезде опубликовали в том же году в ежегодном издании евхаристического съезда, который был назван Le Pellerin. В нем халдейский архисвященник (это был его официальный титул) критиковал католическую систему обучения несториан, а также предсказывал скорое появление русских православных священников в Урмии.
В 1898 г. Бенджамин Кельдани опять вернулся в Персию. В своем родном ассирийском селе Дигале он открыл бесплатную школу.
В следующем году он был командирован церковными властями в Салмас, чтобы возглавить епархию Салмаса, где имели место острые и скандальные конфликты между халдейским архиепископом Хундабашем и лазаристским духовенством, которые грозили расколом. В первый день нового 1900 года Бенджамин прочел свою последнюю и незабвенную проповедь перед большой паствой, в соборе Георгия Хоровабада в Салмасе.
Его проповедь была на тему "Новый век, новые люди". Он утверждал, что несторианские миссионеры до появления Ислама проповедовали Евангелие во всей Азии и имели многочисленные приходы в Индии (особенно на берегу Малабара), в Средней Азии, в Китае и Монголии, и что они перевели Евангелие на тюркский и другие языки.
В своей проповеди он также подверг резкой критике деятельность европейских христианских миссионерских организаций, которые довели его родной ассирийский народ до междоусобиц на конфессиональной почве. Эти междоусобицы возникли в связи с тем, что ассирийцы, исторически исповедующие Несторианство, подверглись миссионерской агитации, как католиков, так и православных и протестантов. Он обвинил европейских миссионеров в том, что их политика приведет к окончательному исчезновению его и без того малочисленного народа, живущего в Персии и Месопотамии.
Подобные проповеди Бенджамина Кельдани не отвечали интересам глав миссионерских организаций Ближнего Востока. Поэтому назревал конфликт между ними.
Между тем, проповедь привлекла внимание папского легата монсиньора Лесне, который вскоре прибыл из Урмии в Салмас. Он остался преданным Бенджамину до конца. Оба они вернулись в Урмию. Одновременно с переживаниями и болью за судьбу своего народа отец Бенджамин все больше и больше задумывался над вопросом: является ли Христианство со всеми своими многочисленными ответвлениями и писаниями истинной Божьей религией? Летом 1900 г. он уединился на своей маленькой даче среди виноградников возле знаменитого фонтана Шалибулаги в Дигале и целый месяц провел там в молитвах и раздумье, снова и снова перечитывая священные писания в их оригинальных текстах. Этот кризис завершился заявлением об отставке, отправленном к халдейскому архиепископу Урмии.
Мистер Дауд - как стали потом его называть - несколько месяцев служил в Тебризе инспектором почтовой и таможенной службы Ирана. Потом его забрали на службу к наследнику иранского престола Мухаммаду Али Мирзе в качестве преподавателя и переводчика. В 1903 г. он снова посетил Англию.
Спустя год по пути в Персию он посетил Стамбул, и в итоге нескольких встреч с шейх уль-Исламом Джамаль эд-Дином Эфенди и другими улемами (религиозными учеными) стал мусульманином. Чуть позже он написал свой известный труд «Мухаммад в Библии», где доказывает истинность пророчество Мухаммада (мир ему) как завершающей в цепи Откровений Единого Бога.
Абдуль-Ахад Дауд - бывший преподобный Давид Бенджамин Кельдани являлся католическим священником халдейской церкви. Родился в 1867 г. в Урмии (Персия), начальное образование… Развернуть
Евгения Казимировна Герцык — русский переводчик, критик и мемуарист, сестра Аделаиды Герцык, двоюродная сестра жены Ивана Ильина Натальи Вокач.
Родилась в семье инженера-путейца из польского дворянского рода. С 1898 в Москве. В 1905 окончила историко-филологический факультет Высших женских курсов. После революции жила в Крыму, с 1927 года — у брата в Курской губернии. Умерла зимой 1944 года, тяжело больная, пережив оккупацию.
Росла вместе со своей старшей сестрой Аделаидой - будущей поэтессой и подругой Марины Цветаевой. Романтическая мечта отца о юге способствовала их переезду в Крым и покупке дома в Судаке, где и возник у Евгении живой интерес к античной и раннехристианской культуре. В конце 19 века они уезжают в Москву и сестры оказываются вовлеченными в культурную орбиту второй столицы. Евгения, испытывая интерес к философскому познанию мировой культуры, поступает на историко-философское отделение Высших женских курсов и с отличием оканчивает их. Статьи и стихи Аделаиды появляются в периодических изданиях того времени. Сестры выполняют переводы (Ф. Ницше, Э. Канта, Ж. Гюйо и др.) для многих издательств. В 1906 и 1913 годах Евгения посещает Рим и описывает впечатления в эссе «Мой Рим». Тесная дружба с поэтом Вячеславом Ивановым, посвятившем ей стихи «Fata morgana» и долгая дружба с Николаем Бердяевым, который в своей книге «Самопознание» называет Евгению Герцык самой замечательной женщиной ХХ века, утонченно-культурной, проникнутой веяниями ренессанской эпохи, очень повлияли на её творчество. Революцию семья Герцык пережила в Судаке. В это время в Крыму волею разных обстоятельств оказались М. Волошин, С. Парнок, И. Шмелев, описавший чудовищный голод в этом некогда благодатном крае. Это был остров творчества, несмотря на ужасы творящиеся вокруг.
Судьба распорядилась быть Евгении Казимировне воспитательницей и матерью племянникам, сиделкой больной невестке, центром и двигателем этой беспомощной семьи. С 1927 г. Евгения с семьей брата на 11 лет поселяются на Северном Кавказе в Кисловодске, переписываясь со всеми друзьями, которые эмигрировали за границу. Эта жизнь отражена в «Письмах оттуда».
Переехав в 1938 г. с семьёй брата Владимира Казимировича Герцык и его жены Любови Александровны Жуковской в Центрально-Черноземный заповедник, на природу, которая скрашивала трудный быт, Евгения Казимировна полюбила степь, которая напоминала ей простор моря, а мечты о поездке в Москву так и остались неосуществленными - война. Владимир Казимирович стал работать старшим лесничим, а за его женой, страдающей тяжелой формой полиартрита, долгие годы ухаживала Евгения Герцык. В семье к этому времени подрастала дочь брата - Вероника, впоследствии ставшая почвоведом заповедника. В 1941 году началась эвакуация заповедника. Семья Герцык переезжает подальше от трассы Харьков-Москва в деревню Зелёная степь рядом с Казацким участком. Там Евгения Казимировна дописывает последнюю главу «Кречетниковский переулок» о Москве 1915-1916 годов, делает фиксацию событий с сентября 1941-го по август 1943 года, когда закончилась немецкая оккупация. За это время умирает жена брата, но происходят и приятные события - возвращается из Москвы Вероника, где училась в Тимирязевской сельскохозяйственной академии.
Е. Герцык верна себе и своей надежде на лучшее, но жить ей оставалось недолго. Она умерла в начале 1944 года и похоронена на кладбище рядом с деревней Зелёная степь, где безбрежная степь так напоминала ей море.
Творчество
Переводила на русский язык прозу и философские труды Фридриха Ницше, Куно Фишера, Сельмы Лагерлёф, Жоржа Гюисманса. Автор нескольких существенных критических статей, среди которых выделяется статья о Дмитрии Мережковском «Бесоискательство в тихом омуте», опубликованная в 1906 г. в журнале «Золотое руно».
Участвовала в знаменитых ивановских средах, о которых оставила ценные воспоминания, героями которых стали, в частности, Вячеслав Иванов, Иван Ильин, Лев Шестов, Максимилиан Волошин, Марина Цветаева, Софья Парнок, Павел Флоренский и другие.
Как указывает рецензент новейшего издания мемуаристики Герцык,
весьма необычен и глубок взгляд Е. Герцык на то, что происходило в СССР в 30-е годы, выраженный в «Письмах оттуда», которые были опубликованы за границей в «Современных записках»
.
«Одной из самых замечательных женщин начала XX века, утонченно-культурной, проникнутой веяниями ренессансной эпохи» назвал Евгению Герцык философ Николай Бердяев, с которым, как и с его женой Лидией, она состояла в многолетней переписке.
В 2007 г. вышла в свет книга Евгении Герцык «Близкое прошлое», в которой представлены воспоминания, записные книжки и письма, рассказывающие о судьбе незаурядной личности, о представителях «Серебряного века» и жизни нашей страны в целом.
Евгения Казимировна Герцык — русский переводчик, критик и мемуарист, сестра Аделаиды Герцык, двоюродная сестра жены Ивана Ильина Натальи Вокач. Родилась в семье инженера-путейца… Развернуть
Французская писательница (поэтесса, романистка, драматург), жена Эмиля де Жирардена, который в 1836 г. основал газету “Пресса” -- первую газету, где в большом количестве печатались рекламные объявления и романы с продолжением (“романы-фельетоны”), что позволило существенно увеличить тираж и уменьшить цену. Под псевдонимом “виконт де Лоне” Дельфина в течение 12 лет (1836—1848) вела в газете мужа еженедельную колонку светской хроники – блестящий образец той салонной беседы, которая во Франции из бытового феномена превратилась в явление высокой культуры. Колонки Дельфины де Жирарден – предшественницы современных газетно-журнальных “светских хроник”, однако изящества, легкости и остроумия у “виконта де Лоне” было куда больше, чем у большинства сегодняшних торопливых хроникеров.
Французская писательница (поэтесса, романистка, драматург), жена Эмиля де Жирардена, который в 1836 г. основал газету “Пресса” -- первую газету, где в большом количестве… Развернуть
Жемайте (наст. имя и фам. Юлия Бенюшявичюте-Жимантене) (1845-1921) - литовская писательница. Основные темы рассказов, повестей, пьес - жизнь и быт литовского крестьянства, разоблачение клерикализма.
Из безземельных дворян. С 1864 года служила у помещиков няней и горничной. В 1865 года вышла замуж за Лауринаса Жимантаса, бывшего крепостного (в замужестве фамилия Жимантене). Около тридцати лет вместе с мужем занималась сельским хозяйством. Под влиянием Повиласа Вишинскиса написала первый рассказ «Сватовство», который был напечатан в литовском календаре „Tikrasis Lietuvos ūkininkų kalendorius“ на 1895 год. Издатели изменили название рассказа на «Осенний вечер» и дали автору псевдоним Žemaitė («Жемайтийка»).
До 1900 года жила в Усненай. После смерти мужа была экономкой в имениях литератора Владаса Путвинскиса, с 1906 года — в небольшом хозяйстве родителей писательницы Габриэле Пяткявичайте-Бите.
В 1912 году переехала в Вильну. С 1914 года жила в доме общественного деятеля, депутата от Сувалкской губернии II и III Дум — А. А. Булат, участвовала в деятельности руководимого им комитета помощи беженцам.
В августе 1915 года вместе с семьёй Булата выехала в Петроград, в начале 1916 года в США для сбора средств в помощь пострадавшим от войны. С возвращением Булатов в Россию в 1917 году оставалась жить у сына в Чикаго. В 1921 году вернулась в Литву и обосновалась в Мариямполе у Булатов.
Начиная с первых рассказов изображала крестьянскую жизнь, прежде всего семейные отношения. Отразила в прозе практически все стороны и злободневные события тогдашней литовской жизни, различные типы ксендзов (отмечала несоответствие между проповедью и материальными интересами), помещиков (осуждала за плохое обращение с работниками и неумение хозяйствовать), крестьян (резко критиковала за распущенность, пьянство, зависть, мстительность, предрассудки). Положительными героями выступают распространители нелегальной литовской печати, просветители, страдальцы за идею.
Написала семь комедий и два монолога, автор очерков, фельетонов, публицистических статей.
Рассказы переводились на азербайджанский, болгарский, латышский, польский, румынский, русский, украинский, чешский, финский языки.
На родине писательницы с 1965 года действует мемориальный музей. В Вильнюсе в 1971 году был установлен памятник скульптора Пятраса Аляксандравичюса (1906—1997) в сквере на проспекте Гядиминаса.
Жемайте (наст. имя и фам. Юлия Бенюшявичюте-Жимантене) (1845-1921) - литовская писательница. Основные темы рассказов, повестей, пьес - жизнь и быт литовского крестьянства,… Развернуть
Ральф Норман Энджелл — журналист, писатель, лектор, общественный и политический деятель, депутат британского парламента от Лейбористской партии в 1929—1931, лауреат Нобелевской премии мира 1933 года.
В 1903 году издал книгу «Патриотизм под тремя флагами: в защиту рационализма в политике». В 1909 году издана его «Европейская иллюзия» (об экономических причинах войны).
Следующая книга «Великая иллюзия» в 1910 году стала знаменитой и была переведена на 25 языков. В ней Энджелл разоблачал миф об экономическом процветании в результате войны.
Во время Первой мировой войны в 1914 году организовал с Рамсеем Макдональдом и Ч. Тревельяном Союз демократического контроля для общественного контроля за внешней политикой британского правительства. В 1920 году перешёл в Лейбористскую партию из Либеральной.
Основал движение «Против голода» для помощи детям Центральной Европы.
Был активным противником нацистской Германии, выступал против политики Невилла Чемберлена по умиротворению Гитлера. В 1940 году выехал в США давать лекции с призывом вступить в войну против гитлеризма; на родину вернулся в 1951 году.
Ральф Норман Энджелл — журналист, писатель, лектор, общественный и политический деятель, депутат британского парламента от Лейбористской партии в 1929—1931, лауреат Нобелевской… Развернуть
Французский историк-медиевист. Участник Первой мировой войны. Профессор Сорбонны, в 1940 г. под давлением вишистов ушел с кафедры. Эмигрировал в США.
Барон Генрих Жомини, Антуан-Анри Жомини́ — французский и русский военный писатель, французский бригадный генерал, российский генерал от инфантерии (1826). Оставил мемуары по истории наполеоновских войн. Отец дипломата Александра Жомини.
Барон Генрих Жомини, Антуан-Анри Жомини́ — французский и русский военный писатель, французский бригадный генерал, российский генерал от инфантерии (1826). Оставил мемуары по… Развернуть
Анри де Сен-Симон — французский философ, социолог, известный социальный реформатор, основатель школы утопического социализма. Полное имя - Клод Анри де Рувруа, граф де Сен-Симон.
Родился в аристократической семье, происходящей от сына Карла Великого. Получил домашнее образование; в числе его учителей был знаменитый энциклопедист Д'Аламбер. Уже в отрочестве обнаружил незаурядные силу воли и честолюбие. В 1777 начал военную службу в пехотном полку. В 1783 принимал участие в войне за независимость США, где успешно проявил себя; вернувшись, был награжден и стал полковником. Но военная карьера не привлекала его, и он вышел в отставку. Революцию во Франции встретил с энтузиазмом и даже отказался от графского титула. Занимался операциями по торговле с недвижимостью и финансовыми спекуляциями, создал себе крупное состояние. Был заключен в тюрьму, откуда его вызволил термидорианский переворот. Богатый жизненный опыт, бедствия эпохи и крушение революционных идеалов привели его к идее новой науки, которая должна была вывести человечество из тупика и указать путь к совершенному общественному устройству. Почувствовав недостаток знаний, в 1799 начал активно заниматься самообразованием, посещал лекции в Политехнической школе в Париже, сблизился с учеными, среди которых были Ж.Л. Лагранж, Г. Монж, К. Бертолле, Ф. Галль и др.
Растратив остатки своего состояния, стал переписчиком в ломбарде. Вел разработку своих идей, изнемогая от нищеты и труда, пока его бывший слуга не взял на себя его содержание и расходы по изданию его трудов. В 1803 увидело свет его первое сочинение — «Письма женевского обитателя к своим современникам». Из-под пера Сен-Симона вышли: «Введение к научным трудам XIX в.»(1808), «Записка о всеобщем тяготении» (1813), «Записка о науке о человеке» (1813), «О реорганизация европейского общества» (1814). Были изданы несколько номеров сборников «Индустрия» (1814-1816), «Организатор» (1819-1820). Для пропаганды своих идей рассылал собственноручно переписанные произведения ученым, государственным деятелям, в том числе и Наполеону, и даже королю. Но ожидаемой поддержки и признания не получал и иногда воспринимался как умалишенный. После смерти своего благодетеля жил и печатал свои труды на случайные заработки и нерегулярную помощь благотворителей и сторонников. Постепенно вокруг него образовался небольшой круг учеников и единомышленников. Среди секретарей Сен-Симона были будущий историк О. Тьерри и будущий основатель позитивизма О. Конт, испытавшие его сильное влияние. В 1822, когда его бедственное положение усугубилось, предпринял попытку самоубийства, в результате которой потерял глаз. Последние сочинение — «Катехизис индустриалов» (1824), «Рассуждения литературные, философские и индустриальные» (1825), «Новое христианство» (1825).
После смерти Сен-Симона его ученики Б.П. Анфантен, С.А. Базар, О. Родриг и др. пытались систематизировать его многочисленное и разнообразное наследие.
© «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия'07»
Анри де Сен-Симон — французский философ, социолог, известный социальный реформатор, основатель школы утопического социализма. Полное имя - Клод Анри де Рувруа, граф де Сен-Симон.… Развернуть
Михаил Сабашников - известный русский издатель. Родился в семье золотопромышленника. Его предки участвовали в освоении Сибири; отец - крупный коммерсант и золотопромышленник - вёл оптовую импортную торговлю чаем.
Обучался дома, экзамен на аттестат зрелости сдал экстерном в московской гимназии. Окончил физико-математический факультет Московского университета по естественному отделению в 1896
В 1891 году М.В. Сабашников с братом Сергеем Васильевичем выпустили труд профессора П.Ф.Маевского «Злаки Средней России». Именно этой датой начинается издательская и просветительская деятельность Сабашниковых. Их первая книга вышла, когда Михаилу было 17, а Сергею 16 лет — факт в российском издательском деле беспрецедентный. С 1897 книги стали выходить с указанием «Издательство М. и С. Сабашниковых». Официальная организация фирмы «Книгоиздательство М. и С. Сабашниковых» происходит лишь в 1909 году. После смерти Сергея Васильевича издательство в его память сохранило свое название. На 1910-е гг. приходится его расцвет. Издательство приобрело гуманитарный профиль: выпускались серии «Памятники мировой литературы» под редакцией Ф.Ф.Зелинского (вышло 30 книг), «Страны, века и народы», «Пушкинская библиотека», «История», сборники по истории русской литературы «Русские пропилеи» под редакцией М.О.Гершензона.
«Фирменным» знаком издательства было стремление к сохранению ценнейших произведений мировой литературы, поддержание высокого уровня языковой полиграфической культуры своих изданий. М.В.Сабашников всегда придерживался своего правила: быть доступным для всех, не отступая от строгой академичности и научности. Благодаря этому «Книгоиздательство М. и С. Сабашниковых» практически сразу приобретает репутацию одного из наиболее культурных во всей стране.
В октябре 1917 года дом Сабашниковых оказался в эпицентре боёв, сгорели контора, склад, личное имущество и библиотека. Новая власть благоволила издательству. При обсуждении вопроса о частных издателях Луначарский заметил, что: «Наиболее культурным из них, вроде Сабашниковых, надо помогать...». В 1917 издательство не было национализировано. Продолжением дореволюционных гуманитарных традиций издательства стала серия «Записи Прошлого» (воспоминания Б.Н.Чичерина, Т.А.Кузминской, С.А.Толстой, А.Ф.Тютчевой и др.). Поэтому книги с маркой издательства Сабашниковых продолжали выходить до 1930 года. В этот период часть книг выходила в Петрограде-Ленинграде.
Издательство известно выпуском естественнонаучных работ – как фундаментальных трудов, так и школьных учебников – книг по истории, географии, изданием серий “Пушкинская библиотека”, “ Ломоносовская библиотека”, “Записки прошлого” – обширной серии ценных мемуаров. Но самым важным достижением издательства считается серия “Памятники мировой литературы”, в которой были изданы многие античные авторы, литература Востока, произведения новой европейской литературы. Серия в наше время получила продолжение в издании “Литературные памятники” Академии Наук.
Примечательно, что всесторонне образованные Сабашниковы были не только издателями, но и талантливыми редакторами книг, выходивших с их маркой, известны они и своей благотворительной деятельностью.
В 1924 году М.В.Сабашников был приглашен для участия в Международной книжной выставке, которая на этот раз проходила в Праге. Цель участия, по словам тогдашнего заведующего Центральной книжной палатой Н.Ф.Яницкого, состояла в том, чтобы «разрушить стену недоверия к Союзу Республик и положить прочное основание к сближению отдельных стран и народов с Советской Федерацией. Книга – лучшее доказательство и лучшая связь».
В 1930 издательство Сабашниковых было закрыто, но ему удалось возобновить свою деятельность в качестве Кооперативного издательства «Север» Ее председателем стал академик Д.М.Петрушевский, членами правления М.А.Цявловский, Н.П.Губский, М.В.Сабашников. Всего артель выпустила 10 книг и в 1934 была закрыта, а ее редакционно-издательские материалы переданы в издательство Советский писатель. После 1934 года Михаил Сабашников вместе с сыном Сергеем работал в маленьком Кооперативном книгоиздательстве «Сотрудник», которое выпускало преимущественно не книги, а лишь наглядные пособия и игры.
Однако, в последние годы своей жизни Сабашников неоднократно подвергался арестам, непродолжительным заключениям, поражением в правах. Разумеется, при советской власти возобновить деятельность частного издательства было невозможно. Судьба Сергея сложилась трагически: в 1943 году его обвинили в подготовке покушения на Сталина, бросили на десять лет в тюрьму, а в 1952 году расстреляли. Отец не дожил до страшных событий два месяца. Дочь Михаила Сабашникова — Нина Артюхова стала известной детской писательницей. Ее сын Михаил в 1944 году ушёл на фронт, а после войны окончил Институт военных переводчиков и работал журналистом на Иновещании.
В 1991 году в Москве правнуком русского книгоиздателя Михаила Васильевича Сабашникова — Сергеем Михайловичем Артюховым, было основано современное Издательство имени Сабашниковых, возродившее серию «Записи Прошлого», которую открыли «Записки Михаила Васильевича Сабашникова (1995). Издательством выпускаются репринты сабашниковских книг. К 2000 году было выпущено более семидесяти наименований книг.
Скончался М.В. Сабашников в 1943г. в Москве и похоронен на Новодевичьем кладбище.
Михаил Сабашников - известный русский издатель. Родился в семье золотопромышленника. Его предки участвовали в освоении Сибири; отец - крупный коммерсант и золотопромышленник… Развернуть
В 1856-61 работал продавцом в бакалейной лавке, в 1862-65 — актером, а в 1865 стал журналистом. С 1864 некоторые его рассказы и стихи печатались в ежегодном шведском семейном журнале Svenska Familj-Journalen.
В 1869 году Густафсон основал сатирический журнала «Каспер», который выходил еженедельно с 1869 по 1930 год. До 1910 года был его редактором и издателем. В начале 1870-х в «Каспере» дебютировал художник Карл Ларссон. Также Густафсон работал с другим известным шведским художником по имени Vicke Andrén.
Имел успех как автор четырех сборников сказок — Sagor (1874, 1875, 1876, 1877). Позже они были изданы с иллюстрациями Карла Ларссона. Писал небольшие рассказы, пьесы, в том числе Ett bondbröllop («Крестьянская свадьба»), музыку для которой написал Август Сёдерман.
Был членом городского совета в 1883-1887, 1888 и 1892.
В 1856-61 работал продавцом в бакалейной лавке, в 1862-65 — актером, а в 1865 стал журналистом. С 1864 некоторые его рассказы и стихи печатались в ежегодном шведском семейном… Развернуть
Ива́н Ива́нович Тхорже́вский (1878, Ростов-на-Дону — 11 марта 1951, Париж) — русский поэт, переводчик и мемуарист, сотрудник эмигрантской газеты «Возрождение». Член масонской ложи «Астрея» (Париж, 1922).
Его родители, Иван Феликсович и Александра Александровна (урождённая Пальм), под псевдонимом «Иван-да-Марья» составили и издали полное собрание песен Беранже в переводах русских поэтов.
Окончил юридический факультет Петербургского университета. Был оставлен для подготовки к профессорскому званию, но предпочёл государственную службу.
В 1913 году Иван Иванович был назначен управляющим канцелярией Министерства земледелия. В этой должности он стал ближайшим помощником Кривошеина, который продолжил дело Столыпина. В 1914 году под его редакцией вышел фундаментальный историко-статистический труд «Азиатская Россия».
В результате разногласий с царем Кривошеин вынужден был уйти в отставку. Новым главноуправляющим землеустройством и земледелием был назначен А. П. Наумов. Несмотря на отставку Кривошеина, восхождение Тхоржевского по ступеням служебной лестницы продолжалось: Тхоржевский был произведен в действительные статские советники, получил придворное звание камергера.
В 1916 вышел в отставку. Был избран председателем совета акционеров Нидерландского банка для русской торговли, вошёл в правление Торгово-промышленного банка, стал акционером петроградской промышленной мануфактуры «Треугольник».
Революцию Иван Иванович не принял. Тяжелым ударом для него было отречение государя. К Временному правительству он относился с недоверием, а к Октябрьской революции — резко враждебно. Вместе с Кривошеиным он создал в конце 1917 года антисоветскую организацию Правый центр. Первые собрания Правого центра происходили на квартире Тхоржевского в Петербурге.
Находясь в Финляндии, он участвовал в переговорах с представителями Северо-Западного правительства при генерале Н. Н. Юдениче. По его инициативе было создано Общество для борьбы с большевизмом. Участвовал он и в создании газеты «Русская жизнь». Вскоре Тхоржевский перебрался в Париж, но, получив в конце лета письмо от Кривошеина, выехал в Крым. В Крыму Тхоржевский стал управляющим делами Совета министров.
В декабре 1920 года Тхоржевский вернулся в Париж, где вошел в правление Русского Торгово-промышленного банка.
Творчество.
Известен как мастер художественного перевода. Переводил с французского и итальянского: Верлен, Пруст, Малларме, Корбьер, Леопарди и т. д. Главный переводческий труд поэта — рубаи Омара Хайама.
Писал Тхоржевский и оригинальные стихи. Известность получило восьмистишие Тхоржевского — вольное подражание Гафизу:
«Лёгкой жизни я просил у Бога:
Посмотри, как мрачно всё кругом.
Бог ответил: — Подожди немного,
Ты ещё попросишь о другом.
Вот уже кончается дорога,
С каждым годом тоньше жизни нить.
Лёгкой жизни я просил у Бога,
Лёгкой смерти надо бы просить.»
Масштабный труд Тхоржевского «Новые поэты Франции» увидел свет в Париже в июле 1930 г. В предисловии «От переводчика» Тхоржевский объяснял, что старался представить «живую историю французской поэзии в образцах», руководствуясь тем, что он назвал «общей линией развития французской поэзии за последнее время». О том, насколько глубоко Тхоржевский уяснил себе художественную специфику некоторых из самых ярких составляющих этой «общей линии», может свидетельствовать следующая фраза из того же предисловия: «от бесцельных скитаний „Пьяного Корабля“ Рэмбо — к настойчивому и смелому „Гребцу“ Валери». Таким образом Тхоржевский сопоставил столь разновеликие явления как «Пьяный корабль» («Le Bateau ivre») Артюра Рембо и «Гребец» («Rameur») Поля Валери.
Антология Тхоржевского, равно как и его подход к трактовке оригинала в переводе, не остались незамеченными в литературных кругах диаспоры. Так, в одном из писем к Глебу Струве Владимир Набоков выразил сожаление, что «поленился» написать рецензию на сборник Тхоржевского: «она была бы убийственной. Я просмотрел вчера книжку, и до сих пор меня слегка мутит. Особенно очарователен перевод „Пьяного Корабля“ Рембо, где совершенно помимо воли Рембо появился на борту капитан из русских интеллигентов, обличитель лицемерия Европы, ведущий рассказ от собственного лица и принимающий „Флориды“ за русалок» (письмо Набокова датировано 8 ноября 1930 года).
Ива́н Ива́нович Тхорже́вский ( 1878, Ростов-на-Дону — 11 марта 1951, Париж) — русский поэт, переводчик и мемуарист, сотрудник эмигрантской газеты «Возрождение». Член масонской… Развернуть
Псевдонимы: «William M. Cooper» («Уильям Купер»), «Margaret Anson» , «Эллангован» и «Луи Генри Керзон».
Джеймс Глас Бертрам — британский писатель, литератор, журналист, редактор и издатель, а также актер. В историю шотландской журналистики вошел как пионер дешевой прессы для массового читателя. Как писатель отличается пристальным вниманием к бытовой стороне жизни людей в самых разных ее проявлениях: пища, спорт, развлечения, нравы, преступления и телесные наказания. Его сочинения отличаются документальностью, профессионализмом и живой художественностью изложения.
В ранней молодости Джеймс пешком пришел в Эдинбург, столицу родной Шотландии. Там поступил на службу к издателю «Журнала Тэйта», у которого вскоре сделался доверенным секретарем. Набравшись опыта, в начале 1850-х гг. сам стал издателем. Его газета «Северный Брайтон» стоила ровно один пенс. Следом он основал вечернюю газету «Полпенни», пытался издавать газету консервативного направления «Новости Глазго» (1873). Однако доходы не покрывали расходов и он был вынужден прекратить издательский бизнес.
Бертрам становится ведущим сотрудником газет и журналов «Квартальное обозрение», «Журнал Блеквуда», «Журнал Фрезера», «Журнал Чемберса». Главная тема его публикаций — спорт, рыбная ловля и сельское хозяйство. Некоторое время он играл в театре. Но главное призвание автора стала история быта и людских нравов. В 1858 г. он дебютировал театроведческим сочинением «За кулисами; исповедь бродячего актера. Сочинение Питера Патерсона, последнего комедианта Королевских и Деревенских театров». И почти одновременно, там же и тогда же - «Прибрежный рыболов. Путеводитель по Твиду и его притокам».
В том же году в Лондоне выходит «Повесть о похищенном наследнике» в 3-х томах и Бертрам становится профессиональным литератором. Среди его сочинений отмечены «Морская жатва: дань естественной и экономической истории съедобных рыб Британии» (1865), выдержавшая 4 издания, «Общественная язва; новый взгляд на занятие проституцией в Эдинбурге», «Вся правда и ничего, кроме правды, об общественном зле в Эдинбурге; наиболее полное и глубокое исследование» (два издания), а также «Недооцененный Народ рыбаков: круг их жизни и трудов» (Лондон, 1883).
Наиболее известная книга «Флагелляция и флагеллянты: история розги во всех странах с древнейших времен и до наших дней» вышла под псевдонимом «Вильям М. Купер, член Британской академии; Лондон, издатель Ю. Хоттен» в 1870 году. Книга, выдержав еще 2 издания, была переведена на немецкий и русский языки и переиздается поныне. Ряд книг на темы спорта, скачек, охоты, рыбалки, скандалов, разоблачений махинаций, сборники историй и анекдотов были изданы в 1889-92 гг. под псевдонимами «Эллангован» и «Луи Генри Керзон».
Псевдонимы: «William M. Cooper» («Уильям Купер»), «Margaret Anson» , «Эллангован» и «Луи Генри Керзон». Джеймс Глас Бертрам — британский писатель, литератор,… Развернуть