Делия Стейнберг Гусман - музыкант, философ, культуролог.
Образование. Учиться музыке Делия Стейнберг Гусман начала в шесть лет, а в 17 лет окончила Национальную консерваторию Буэнос-Айреса как преподаватель фортепиано и композиции. В течение нескольких лет она совершенствовала свое мастерство под руководством аргентинской пианистки Флоры Нудельман, а затем — преподавателя с русскими корнями Хуберта Бранденбурга.
Получила философское образование в Университете Буэнос-Айреса. Её интерес к культуре и образованию как способу самореализации личности побудил ее продолжить обучение другим дисциплинам, и она прошла курсы специализации по археологии, истории, истории музыки, биоэнергетической медицине и другим способам естественной терапии.
Музыкальная деятельность. В 10 лет Делия Гусман впервые участвовала в концерте, и с тех пор её часто приглашали принять участие в различных концертах такие организации, как Христианская ассоциация молодежи, «Юные исполнители Аргентины», Салон художественной культуры, «Новые музыкальные дарования», Ассоциация «Гармоникус», Департамент культуры Министерства образования Аргентины, «Музыкальное развитие» и другие частные и общественные организации.
Делия Стейнберг Гусман дала множество концертов, в том числе на радио и телевидении, как в Аргентине, так и в других странах Латинской Америки, вызывая прекрасные отзывы критики в прессе. Кроме этого, на радио и телевидении прозвучали интервью с ней.
7 июля 1967 г. она вместе с другими исполнителями и журналистами приняла участие в вечере памяти Мориса Равеля, состоявшемся в Аргентинском инженерном центре в связи с 30-й годовщиной со дня смерти музыканта.
С целью содействия музыкальному образованию на международном уровне Делия Стейнберг Гусман основала Институт музыки «Тристан», в котором с 1988 г. она ведет класс фортепиано. В настоящее время отделения Института работают в Испании, Бразилии, Франции, Израиле и Германии, при этом обучение составляет важную часть его деятельности.
Вместе с этим в Испании она ведет музыкальные курсы, среди которых особо выделяются курсы посвященные сочинениям И.-С. Баха, В.-А. Моцарта, Р. Вагнера, Ф. Шопена и Р. Шумана. В 1975 г. для поддержки юных музыкальных дарований Делия Стейнберг Гусман учредила международный конкурс пианистов, носящий ее имя. Она входит и в состав жюри. Конкурс помогает молодым профессиональным музыкантам начать свою артистическую карьеру. Международный конкурс пианистов имени Делии Стейнберг проводится ежегодно в Мадриде (Испания), и в нем участвуют молодые пианисты всего мира.
Преподавание и исследования. Делия Стейнберг Гусман стала членом Международной организации «Новый Акрополь» в 1966 г. и прошла полный курс обучения в Философской школе этой организации под руководством ее основателя профессора Х. А. Ливраги.
Став преподавателем «Нового Акрополя», Д. С. Гусман читала курсы и вела занятия по истории философии, философии морали, символизму, истории религий, философии Востока, психологии и метафизической эстетике, ораторскому искусству, и другим предметам, входящим в программу обучения, а также разрабатывала учебные пособия по этим предметам.
Кроме того, частью ее деятельности стало проведение курсов подготовки для преподавателей «Нового Акрополя».
Она вела семинары и читала лекции и курсы во многих странах Америки, Европы и Азии по таким темам, как «Древние цивилизации. Общее между ними», «Боль и её причины», «Ключи к астрологии», «Происхождение человека и вселенной согласно эзотерическим традициям», «Философия как образ жизни», «Юношеская тоска», «Астрология и психология», «Наследие тамплиеров», «Египет: образ мысли, жизнь и религия», «Инициатический путь Святого Иакова», «Метафизическая красота женщины», «Традиция и время», «Музыкотерапия», «Цветотерапия» и т.д.
В 1977 г. в Испании Д. С. Гусман организовала международный конкурс волшебного рассказа и вместе с именитыми мастерами этого жанра является членом жюри конкурса.
С 1972 по 1991 г. Делия Стейнберг Гусман являлась руководителем «Нового Акрополя» Испании. За эти годы организация стала вести свою культурную деятельность более чем в 30 городах страны. Все это время она является инициатором образовательной и исследовательской деятельности в нескольких областях: Для детей и подростков: детские лагеря, экскурсии, занятия по сказкотерапии, и философии как инструменту образования, и т. д. В области медицины и комплексной терапии: программы постоянной подготовки и исследований для врачей, санитаров и т. д., в лабораториях, предоставленных известными профессионалами в иглоукалывании, лазеротерапии, гомеопатии, магнитотерапии, биоэнергетике и т. д. В общественной деятельности: добровольческие курсы и мастерские с активным участием в программах по экологической и социальной, помощи в чрезвычайных ситуациях и катастрофах, приютах для животных и т. д., в сотрудничестве с официальными органами. Все эти мероприятия и программы получили национальный и международный отклик.
Также с 1975 по 1991 гг. она была координатором деятельности «Нового Акрополя» в Европе. В 1991 году после кончины основателя «Нового Акрополя» профессора Хорхе Анхеля Ливраги Рицци ее избрали Международным президентом, и она приняла на себя весь груз руководства организацией и ответственности за координацию образовательной и культурной деятельности «Нового Акрополя» во всех странах, являющихся членами этой международной ассоциации.
Публикации. Делия Стейнберг Гусман опубликовала в газетах и журналах множество статей на темы, связанные с философией, музыкой, историей и культурой.
В 1972 г. в Испании она создала журнал «Заметки о культуре» («Cuadernos de Cultura») и является его главным редактором. Она стала автором множества статей и рубрик, таких как: «Между нами», «На исходе дня», «Я хочу рассказать», «Давайте задумаемся о...». Их цель — развивать философское осмысление того, что происходит с человеком в повседневной жизни.
С 2000 г. Делия Стейнберг Гусман возглавляет также журнал «Сфинкс», посвященный культуре. Журнал весьма популярен как в Испании, так и в странах Латинской Америки.
Д. С. Гусман — автор более тридцати книг и пособий по практической философии, психологии, древним цивилизациям, астрологии и т. д.
Делия Стейнберг Гусман - музыкант, философ, культуролог. Образование. Учиться музыке Делия Стейнберг Гусман начала в шесть лет, а в 17 лет окончила Национальную… Развернуть
Бсису́ Муин - арабский палестинский поэт, общественный деятель.
Сборники «Письма» (1952), «Родина в сердце» (1970), «Визитная карточка» (1974), «Стихи на оконном стекле» (1980); книга воспоминаний «Палестинские тетради» (1978).
Бсису́ Муин - арабский палестинский поэт, общественный деятель.
Сборники «Письма» (1952), «Родина в сердце» (1970), «Визитная карточка» (1974), «Стихи на оконном стекле» (1980);… Развернуть
Самир Амин (араб. سمير أمين, фр. Samir Amin) ; род. 4 сентября 1931, Каир) — проживающий в Дакаре (Сенегал) франкоязычный египетский политолог и экономист, исследователь глобализации, один из теоретиков неомарксизма и основоположников мир-системного подхода, исследователь зависимого развития.
Самир Амин родился в Каире в семье медиков — египтянина и француженки. Своё детство и молодость провёл в Порт-Саиде. В Каире Амин посещал французскую высшую школу, по окончании которой получил аттестат зрелости (фр. baccalaureat) в 1947 году. С 1947 по 1957 год он учился в Париже, где получил дипломы в областях политических наук (1952), статистики (1956) и экономики (1957).
Пребывая в Париже, Самир Амин вступил во Французскую коммунистическую партию, но впоследствии дистанцировался от чересчур ортодоксального советского марксизма и связался с маоистскими кругами, а на протяжении некоторого времени даже оказывал влияние на будущих лидеров «красных кхмеров»[1]. С группой товарищей-студентов Амин издавал журнал «Антиколониальное студенчество» (Étudiants Anticolonialistes). В 1957 г. он представил свою диссертацию, одним из научных руководителей которой был Франсуа Перру. Первоначально она носила название «Истоки недоразвитости — капиталистическое накопление в мировом масштабе», но впоследствии была переименована следующим образом: «Структурные эффекты международной интеграции докапиталистических экономик. Теоретическое исследование механизма, порождающего так называемые недоразвитые экономики».
После защиты диссертации Амин вернулся в Каир, где с 1957 по 1960 год сотрудничал с министерством экономики Египта и был управляющим в Études de l’Organisme de Développement Économique. Затем он покинул Египет и выехал в Бамако, где ему была предложена должность советника при министерстве планирования Мали, которую Амин занимал в 1960—1963 годах. В 1963—1980 годах он работал в Африканском институте ООН по экономическому развитию и планированию (Institut Africain de Développement Économique et de Planification; IDEP), расквартированном в столице Сенегала Дакаре. До 1970 года он совмещал эту работу с преподавательской деятельностью в университетах Пуатье, Дакара и Парижа. В 1970 году Амин возглавил IDEP и оставался его директором до 1980 года, когда он покинул своё учреждение и был приглашён на должность директора Форума Третьего мира в Дакаре.
В настоящее время директор Форума третьего мира (Дакар). Входит в редколлегию журнала «Review of International Political Economy».
Самир Амин — автор более чем 30 книг, включая «Империализм и неравное развитие», «Вирус либерализма. Перманентная война и американизация мира», «Евроцентризм» «Спектр капитализма: Критика текущих интеллектуальных веяний» и «Устаревающий капитализм: Современная политика и глобальный беспорядок». В них Амин выступает с последовательной критикой глобального капитализма, неограниченно эксплуатирующего страны периферии, протестует против дегуманизирующего влияния рынка, атомизирующего общество и разъединяющего солидарность людей, и называет капитализм «не концом, но отступлением» истории. Анализируя «Триаду» центра капиталистической мир-системы (США—Евросоюз—Япония), Амин приходит к выводу об отсутствии серьёзных экономических противоречий внутри «Триады», которое восполняется различиями в политической культуре. Господство этого центра Амин объясняет монопольным контролем над передовыми технологиями, оружием массового поражения, современными средствами информации и т.д. Главным тормозом развивающихся стран является слабая конкурентоспособность, в особенности в борьбе за инвестиции. Добиться выхода можно лишь за счёт большей или меньшей автономии от мировых центров. Сам Амин называет это термином «déconnexion», что можно перевести как отключение, разрыв. В качестве примера можно взять СССР, отгородившийся от капиталистической мирсистемы железным занавесом. Другим примером является Южная Корея, где не было такого всеподавляющего влияния государственной собственности, но крупные корпорации, т.н. «чеболы», сыграли ту же роль, что и государство в СССР. Критики Амина, как либералы, так и марксисты обычно отмечают, что страны, попытавшиеся осуществить déconnexion сталкиваются с противоречием: им надо либо согласиться с отключением от мировой системы, что ведет к изоляции и застою, либо открывать экономику, что усилит внешнюю эксплуатацию страны.
Амин также интересуется идеологическими понятиями. По его мнению разделение понятий «свобода» и «равенство», характерное для американской традиции (в отличие от европейской, основанной на наследии Великой французской революции), определяет ключевую опасность американизации, поэтому американской гегемонии он противопоставляет альянс Европы, Китая и России.
Самир Амин (араб. سمير أمين, фр. Samir Amin) ; род. 4 сентября 1931, Каир) — проживающий в Дакаре (Сенегал) франкоязычный египетский политолог и экономист, исследователь… Развернуть
Гада ас-Самман (араб. غادة السمان, р. 1942) – сирийская писательница, журналистка, публицистка, поэтесса, издательница, одна из наиболее известных в мире сирийских прозаиков.
Гада ас-Самман родилась в Дамаске, в интеллигентной семье, среднее образование получила в дамасском французском лицее. Изучала английскую литературу в Дамасском университете, затем продолжила своё образование в американском университете Бейрута. Диссертация, материал для которой ас-Самман собирала в Лондоне и других европейских городах, была посвящена английской литературе. В 1964-м году она вернулась в Дамаск и начала преподавать в Дамасском университете, ректором которого в то время был её отец Ахмад ас-Самман. Докторскую степень получила в Каирском университете
Гада ас-Самман – автор нескольких сборников стихов, 6 сборников новелл, 5 романов, ряда книг публицистического и мемуарного характера. Первая книга Гады ас-Самман «Твои глаза – моя судьба» была опубликована в 1962-м году в Бейруте, и принесла ей известность в литераторских кругах Сирии и Ливана. Истинная популярность (9 переизданий) к этой её книге пришла уже после того, как сама Гада стала знаменитой. В 1975-м году она опубликовала свой шедевр «Бейрут’75» - роман, который «по свидетельству критиков и читателей, словно предрек события ливанской войны 1975 - 1990 гг.». Годом позже она опубликовала книгу «Бейрутские кошмары», посвящённую ужасам Гражданской войны которым сама Гада стала свидетельницей. К 1980-м годам ас-Самман уже считалась одной из лучших современных писателей арабского мира, к 1990-м годам её произведения начали появляться в английских и французских переводах.
Гада ас-Самман (араб. غادة السمان, р. 1942) – сирийская писательница, журналистка, публицистка, поэтесса, издательница, одна из наиболее известных в мире сирийских прозаиков.… Развернуть
Бывший глава государства Ливийская джамахирия, свергнутый и убитый в 2011 году - смерть под вопросом.
Муаммар бен Мухаммед Абу Меньяр Абдель Салям бен Хамид аль-Каддафи родился в 1942 (по другим данным – в 1944) году в районе ливийского города Сирт, в семье пастуха-бедуина. Впоследствии Каддафи признавался, что ранние годы, проведенные в пустыне, наложили отпечаток на всю его жизнь: "Пустыня учит рассчитывать на собственные силы"
Лидер ливийской революции, политический и военный руководитель государства Великая Социалистическая Народная Ливийская Арабская Джамахирия. Фактически руководил страной с 1969 года, после того как пришел к власти путем свержения монархии короля Идриса I.
Свергнув монархию, он позднее сформулировал «Третью всемирную теорию», изложенную в его трёхтомном труде «Зелёная книга», установив в Ливии новую форму правления — Джамахирия.
В «Зелёной книге» идеи ислама сплетаются с теоретическими положениями русских анархистов Кропоткина и Бакунина. Джамахирия (официальное название государственного строя Ливии) в переводе с арабского означает «власть народных масс».
Зелёная книга издана на многих языках мира
2 марта 1977 года на чрезвычайной сессии Всеобщего народного конгресса (ВНК) Ливии, проходившей в Себхе, была обнародована «Декларация Себхи», провозгласившая учреждение новой формы правления — Джамахирии (от араб. «джамахир» — массы). Ливийская Республика получила своё новое название — «Социалистическая Народная Ливийская Арабская Джамахирия» (СНЛАД).
Бывший глава государства Ливийская джамахирия, свергнутый и убитый в 2011 году - смерть под вопросом. Муаммар бен Мухаммед Абу Меньяр Абдель Салям бен Хамид аль-Каддафи родился… Развернуть
Абу Али Хусейн Ибн Абдаллах Ибн Сина (латинизированное имя Авиценна) – великий средневековый учёный-энциклопедист, поэт и музыкант. Государственный деятель, визирь, советник и придворный врач эмиров и султанов. Самый известный и влиятельный философ-учёный средневекового исламского мира, представитель восточного аристотелизма. Гениальный медик, его важнейшее научное сочинение, «Канон медицины» в 5-ти частях получил мировую известность и многократно переводился на другие языки. Автор более 450 трудов в 29 областях науки, из которых до нашего времени дошли 274.
Иранец по происхождению, Хусейн Ибн Сина родился в в небольшом селении вблизи Бухары, столицы государства Саманидов. Его отец был богатым чиновником, исмаилитом – выходцем из Балха. Мальчик с раннего возраста проявлял исключительные способности и одарённость; к десяти годам знал почти наизусть Коран. Отец дал ему систематическое домашнее образование и затем отправил в обычную мусульманскую школу. Когда мальчику исполнилось 10 лет, он уже знал наизусть весь Коран, что согласно убеждениям мусульман считалось наиболее почтенным знаком. Математику изучал у торговца Махмуда Массоха, логику и фикх (мусульманское право) — у Исмаила Захида, медицину — у бухарского врача Абу Мансура Камари. Философии обучался у ученого Абу Абдаллаха Натили. Все науки и музыка ему давались легко, кроме «Метафизики» Аристотеля. С 15 лет он начал заниматься самостоятельно и к 18 годам уже сложился как зрелый ученый.
Увлекшись медициной, Ибн Сина пополнял чтение книг наблюдениями больных, что научило многим приёмам лечения, которые нельзя найти в книгах. В 16 лет его пригласили лечить самого эмира Бухары. В возрасте 20 лет, он уже являлся автором нескольких книг: обширной энциклопедии, изданий по этике и медицинского словаря.
Но в 1002 году Бухара была взята тюрками-туркменами, а иранская династия Саманидов пала. Ибн Сина направился с торговым караваном в Хорезма, куда прибыли также его бывшие наставники Масихи и Бируни. Местный правитель города способствовал развитию наук, разрешая собираться во дворце ученым для плодотворного общения. Вскоре Ибн Сину стали называть «князем врачей».
В 1008 году, после отказа поступить на службу к султану Махмуду Газневи, его благополучная жизнь сменилась годами скитания по Хорасану и Табаристану. Свои работы он писал порой в седле во время своих долгих переездов.
В 1015-1024 гг. Ибн Сина жил в Хамадане, сочетая научную деятельность с активным участием в политических и государственных делах. За успешное лечение эмира Шамс ад-Давла получил должность визира, но нажил себе врагов в военных кругах. Властитель отклонил требование военных предать Ибн Сину казни, но выслал за пределы своих владений. Через 40 дней с эмиром случился очередной приступ болезни, который заставил его отыскать ученого и вновь назначить своим министром. После смерти эмира за попытку перейти на службу к правителю Исфахана на 4 месяца он был заточён в крепость.
Последние 14 лет жизни Ибн Сина служил в Исфахане при дворе эмира Ала ад-Давла, где ему создали благоприятные условия для научной деятельности. Он был главным врачом и советником эмира, сопровождал его даже в военных походах. В течение этих лет Ибн Сина, подстёгиваемый критикой его стиля, обратился к изучению литературы и филологии. Также продолжал плодотворную научную работу, завершил «Канон врачебной науки». Однако многие рукописи трудов, в том числе «Книга справедливости» («Китаб уль-инсаф») сгорели во время нападения на Исфахан газнийского войска.
Во время одного из военных походов правителя Исфахана у Ибн Сины открылась тяжёлая желудочная болезнь, от которой вылечить себя он не смог. В своем завещании он дал указание отпустить всех своих рабов, наградив их, и раздать всё своё имущество беднякам. Сначала ученый был похоронен в Хамадане у городской стены, а через 8 месяцев его прах перевезли в Исфахан и перезахоронили в мавзолее эмира.
Научная и литературная деятельность.
Главные философские труды – «Книга исцеления» (в сокращённом изложении – «Книга спасения»), «Книга указаний и наставлений»,«Книга знания» (на языке фарси). Философия Ибн Сины продолжает традиции восточного аристотелизма в области метафизики, гносеологии и логики, отчасти – онтологической концепции неоплатонизма. Ибн Сина отрицает сотворённость мира во времени, объясняя его как вневременную эманацию Бога – «первой причины», из которого в иерархическом порядке истекают разумы, души и тела небесных сфер. Т. о., «универсальный разум» и «мировая душа» неоплатонизма дробятся у него на отдельные разумы и души согласно космологической схеме Аристотеля. Один Бог, по Ибн Сине, обладает абсолютным существованием, всё же остальное само но себе только возможно, а действительно лишь благодаря Богу. Однако природа, истекшая от Бога через иерархию эманаций, в дальнейшем развивается по принципу самодвижения, будучи вместе с тем замкнутой во времени и пространстве. В социальном учении Ибн Сины примечательна мысль о дозволительности вооружённого восстания против несправедливого правления. Мусульманские богословы (в частности, Газали) обвиняли Ибн Сину в ереси и атеизме, тогда как Ибн Рушд критиковал его с позиций более последовательного натурализма. Философские и естественно-научные трактаты Ибн Сины пользовались большой популярностью на Востоке и на Западе в течение ряда столетий.
«Канон врачебной науки» – итог взглядов и опыта греческих, римских, индийских и среднеазиатских врачей, переиздавался на латинском языке около 30 раз и много веков был обязательным руководством в Европе и в странах Востока. В «Каноне» излагаются теоретические основы медицины – взгляды автора на философию медицины, учение о т. н. соках (кровь, лимфа, жёлчь) и различных телосложениях, основы анатомии человека, рассматриваются причины болезней и здоровья, симптомы болезней, развивается учение о рациональном питании. Ибн Сина выдвинул гипотезу о невидимых возбудителях «лихорадочных» (инфекционных) заболеваний, передающихся при посредстве воды и воздуха. Описанные Ибн Синой клинические картины болезней отличаются точностью и полнотой. «Канон» оказал громадное влияние на развитие медицины во всех странах мира. В алхимии Ибн Сина стал первым критиком идеи трансмутации металлов, которую он считал невозможной, и основной задачей алхимии считал приготовление лекарственных средств.
Сохранились немногочисленные стихи Ибн Сины на арабском языке и на фарси. Основная тема его поэтического творчества – вечность материи, проповедь просвещения и науки. Характерные черты стихов Ибн Сины – афористичность, простота художественно-изобразительных средств. Большая часть его стихов на фарси написана в форме рубай. Ибн Сина выступал и как теоретик литературы – в комментариях к «Поэтике» Аристотеля и в дошедшем до нас толковании стихов арабского поэта Ибн ар-Руми. Научные сочинения Ибн Сины сыграли большую роль в становлении классического фарси как литературного языка. Ибн Сина оказал влияние на классическую иранскую литературу, в меньшей мере – на арабскую, узбекскую и отчасти средневековую еврейскую литературы. С его повестью «Живой, сын Бодрствующего» некоторые исследователи связывают сюжет «Божественной комедии» Данте.
Абу Али Хусейн Ибн Абдаллах Ибн Сина (латинизированное имя Авиценна ) – великий средневековый учёный-энциклопедист, поэт и музыкант. Государственный деятель, визирь,… Развернуть
Мехди Эбрагими Вафа — иранский экстрасенс, ясновидящий, победитель третьего сезона шоу «Битва экстрасенсов» на ТНТ. Помимо экстрасенсорных способностей обладает талантом певца, поэта и живописца, играет в футбол.
Мехди Эбрагими Вафа — иранский экстрасенс, ясновидящий, победитель третьего сезона шоу «Битва экстрасенсов» на ТНТ. Помимо экстрасенсорных способностей обладает талантом певца,… Развернуть
Сенковский Осип (Юлиан) Иванович (литературный псевдоним Барон Брамбеус) - русский и польский востоковед, полиглот, писатель, критик, редактор, журналист. Редактор первого русского массового «толстого журнала» «Библиотека для чтения». Статский советник, заслуженный профессор (1847), член-корреспондент Императорской Академии наук (1828).
Осип Сенковский родился в старинной шляхетской семье, принадлежащей к старинному роду Сарбевских. Один из его предков, Матвей-Казимир Сарбевский, живший в XVII веке, снискал себе славу лучшего латинского лирика, удостоился венца в Риме и был прозван «новым Горацием». К началу XIX века род обеднел, но Осип-Юлиан сумел получить блестящее домашнее образование. Он рано обнаружил наклонности к филологии. В детстве под руководством профессора Виленского университета Г. Э. Гроддека изучил в совершенстве древние языки. Недолго проучился в Минском коллегиуме. Во время учёбы в Виленском университете окончил физико-математический, филологический, нравственно-политический факультеты. Во время обучения на медицинском факультете тяжело заболел и в качестве отдохновения от напряженной учёбы отправился в Стамбул для повышения практического знания восточных языков (1819). Формально университет не окончил. Участвовал в польском юмористическом листке «Wiadomości Brukowe (польск.)русск.» («Уличные ведомости»), издаваемом «Товариществом шалунов» — «Towarzystwo szubrawców».
В университете под влиянием профессоров И. Лелевеля и Г. Э. Гроддека проникся интересом к Востоку. В 18 лет перевёл на польский язык басни Лукмана (с арабского), в 19 лет составил обзор поэтического сборника Хафиза (с персидского подлинника). На юношу после издания переводов стали смотреть как на подающего надежды ориенталиста. Совершил путешествие по Турции, Сирии и Египту (1819—1821), частично за счёт того, что виленские учёные объявили подписку на денежное обеспечение этого путешествия с обязательством публиковать отчёты о путешествии и собрать документы о польско-турецких связях. Свои обязательства перед спонсорами путешествия Сенковский полностью выполнил. Из путешествия привёз в Петербург (куда переехал в 1821 году) научные труды и древние арабские рукописи; чуть было не увёз из Египта знаменитый дендерский зодиак (древнее астрономическое изваяние уже было погружено на барку, но начавшаяся греческая революция не позволила доставить его в Россию). Часть путевых очерков была издана на русском языке: «Отрывки из путешествия по Египту, Нубии и верхней Эфиопии» (1821), позже — «Воспоминания о Нубии и Сирии», на польском — «Wyiątek z opisu podrózy do Nubii i wyższej Etiopii» (1822).
Помимо основных европейских языков, блестяще знал восточные — турецкий и арабский (в совершенстве), на которых говорил и писал прозой и стихами «каллиграфически-щеголевато», персидский, также новогреческий, итальянский и сербский языки. Впоследствии овладел также китайским, монгольским и тибетским языками.
С 1821 года служил переводчиком в Иностранной коллегии в Санкт-Петербурге. Предложение о сотрудничестве от русской дипломатической миссии получил ещё в Турции. В Петербурге Сенковского экзаменовал академик Х. Д. Френ, знаменитый ориенталист, который написал в официальном заключении, что познания экзаменуемого в арабском языке превосходят познания экзаменующего. В 1822—1847 гг. — ординарный профессор Санкт-Петербургского университета по кафедре арабской и турецкой словесности. За время своего преподавания опубликовал несколько исследований по истории, филологии и этнографии мусульманского Востока, выпустил ряд переводов из арабской классической литературы. Сенковский стал фактическим основателем школы русской ориенталистики, многие из его учеников (М. Г. Волков, В. В. Григорьев, В. Г. Тизенгаузен и др.) внесли значительный вклад в развитие российского востоковедения. Лекции Сенковского слушал крупнейший впоследствии картвелолог Д. И. Чубанишвили, отметивший утверждение лектора о том, что до XII века «грузин вообще не было на свете».
С начала 1830-х годов фактически отошёл от активной научной деятельности. В 1828—1833 годах исполнял обязанности цензора. По воспоминаниям Старчевского, был фактическим автором «либерального» Цензурного устава 1828 года. 14 апреля 1833 года был вынужден уйти с должности цензора Петербургского цензурного комитета после выговора, с возмещением издержек на печатание, за разрешение перепечатки на французском языке в России пьесы Виктора Гюго «Лукреция Борджиа». («Русская старина», 1903, № 3. — С. 573.)
Помимо ориенталистики, занимался изучением скандинавских саг и русской истории, акустикой, теорией и историей музыки, изобретениями музыкальных инструментов, написал множество статей по этнографии, физике, математике, геологии, медицине.
Литературная деятельность
В 1815—1822 годах печатался в виленском еженедельнике на польском языке «Tygodnik Wileński», участвовал в сатирическом журнале «Wiadomości Brukowe».
Первый опыт исторического исследования — «Приложение к общей истории гуннов, турков и монголов» (1824, на французском языке).
В 1822 году близко сошёлся со своим земляком Ф. В. Булгариным, через него познакомился с Н. И. Гречем и А. А. Бестужевым, с которым особенно сошёлся. «Сенковский учил польскому Марлинского, а Марлинский исправлял русский Сенковского, для которого «легче было писать по-турецки, чем по-русски»[4]. Сотрудничал в периодических изданиях: «Северный архив», «Сын отечества», «Северная пчела»; активно участвовал в альманахе А. А. Бестужева и К. Ф. Рылеева «Полярная звезда» (1823—1825).
Первым его опытом в русской литературе стал цикл «Восточных повестей», которые наполовину были переводами с восточных языков. В «Полярной звезде на 1823 год» была опубликована повесть «Бедуин», в следующем выпуске альманаха — «Витязь буланого коня». В «Полярной звезде на 1825 год» появились сразу три повести: «Деревянная красавица», «Истинное великодушие» и «Урок неблагодарным». Позже в «Северных цветах» были напечатаны повести «Бедуинка» и «Вор», в «Альбоме северных муз» — «Смерть Шанфария».
В 1827 году в газете «Северная пчела» опубликовал первый опыт в пародийно-сатирическом наукообразном жанре, в 1828 году научный памфлет вышел отдельным изданием на французском языке под названием: «Письмо Тутунджи-оглы-Мустафа-аги, истинного турецкого философа, г-ну Фаддею Булгарину, редактору „Северной пчелы“; переведено с русского и опубликовано с учёным комментарием Кутлук-Фулада, бывшего посла при дворах бухарском и хивинском, а ныне торговца сушёным урюком в Самарканде».
В 1830—1831 годах цензурировал, а в 1831 году редактировал в Санкт-Петербурге польскую сатирическую газету «Bałamut» по образцу виленского журнала «Wiadomości Brukowe».
В 1830 году опубликовал свой очень вольный авторизованный перевод с английского романа Джеймса Мориера «Похождения Хаджи-Бабы из Исфагана», а в 1831 году его продолжение — «Похождения Хаджи-Бабы в Лондоне».
В альманахе крупнейшего санкт-петербургского книгоиздателя и книготорговца А. Ф. Смирдина «Новоселье» опубликовал в 1833 году первые сочинения за подписью Барон Брамбеус[5] — литературно-политические обозрения «Незнакомка» и «Большой выход у Сатаны». В том же году издал «Фантастические путешествия барона Брамбеуса», имевшие ошеломительный успех. Имя героя знаменитой лубочной повести Барона Брамбеуса Сенковский, по свидетельствам современников, часто повторял, шутки ради, в обращениях к своему лакею и на лекциях турецкого языка, где «Сказка о Францыле Венецианине и прекрасной королеве Ренцывене» перелагалась на турецкий язык. В «Истории о храбром рыцаре Францыле Венецияне…» есть, к примеру, такие строки: «В некотором царстве, в некотором государстве жил-был шпанский король Барон Брамбеус…»
Помимо этого псевдонима Сенковский использовал и другие: «доктор Карл фон Биттервассер», «Тютюнджю-оглу Мустафа-ага», «Буки-Буки», «Иван Иванов сын Хохотенко-Хлопотунов-Пустяковский, отставной подпоручик, помещик разных губерний и кавалер беспорочности», «Делюбардар», «пограничный толмач Разумник Артамонов сын Байбаков» и др.
В 1834—1847 годах — редактор ежемесячного «журнала словесности, наук, художеств, промышленности, новостей и мод, составляемый из литературных и ученых трудов…» «Библиотека для чтения», в котором публиковал свои многочисленные статьи на разнообразные темы, преимущественно истории и литературы, также нравоучительные развлекательные повести и рассказы. Восточные, светские, бытовые, сатирические повести, публиковавшиеся под псевдонимом «Барон Брамбеус», сделали его особенно популярным. Смирдин, издатель «Библиотеки для чтения», выбрал Сенковского в качестве редактора журнала «Библиотека для чтения». Иногда, по цензурным соображениям, редакторами «объявлялись» Греч или Крылов, но «никто в свете, кроме г. Сенковского, не имел ни малейшего влияния на состав и содержание „Библиотеки для чтения“. Все её недостатки, равно как и все достоинства, если какие были, должны быть приписаны ему одному».
Смирдин платил Сенковскому необычно большое для того времени жалованье в 15 000 рублей в год. Тираж журнала возрос «непомерно» — до 5 тысячи подписчиков в год, что приносило Смирдину огромные прибыли. Это был первый в России журнал энциклопедического характера, охватывавший все стороны жизни мало-мальски образованного русского человека. Объём «Библиотеки…» доходил до 30 печатных листов. Сенковский стремился утвердить единый стиль всего издания: каждая статья в журнале была не статьей «вообще», а компонентом единого целого. Неожиданным «новшеством» было и то, что «Библиотека…» всегда выходила точно в срок: каждое первое число месяца. В этот день рассыльный обязательно доставлял авторам напечатанных в номере произведений гонорар. Рассыльные, боясь гнева Сенковского, порой переправлялись через Неву, рискуя жизнью, даже во время ледохода.
Белинский характеризовал в 1836 году «Библиотеку…» как идеальный журнал для массового читателя: «Представьте себе семейство степного помещика, семейство, читающее всё, что ему попадется, с обложки до обложки; ещё не успело оно дочитаться до последней обложки, ещё не успело перечесть, где принимается подписка, и оглавление статей, составляющих содержание номера, а уж к нему летит другая книжка, и такая же толстая, такая же жирная, такая же болтливая, словоохотливая, говорящая вдруг одним и несколькими языками… Не правда ли, что такой журнал — клад для провинции?..»
Будучи редактором «Библиотеки для чтения», Сенковский скоро стал знаменитым и очень богатым человеком. Он зажил на широкую ногу, изысканно одевался, снял дом на Почтамтской улице, при доме было два сада — цветочный и фруктовый. В своём доме начал с конца 1830-х годов устраивать музыкально-литературные вечера. Лет через десять Сенковский почувствовал, что здоровье его подорвано каторжной журнальной работой. В 1843 году он писал своей корреспондентке, впоследствии сотруднице своего журнала, Е. Н. Ахматовой: «Моя преждевременная смерть была бы очень выгодна для меня… я знаю это и чувствую также, что если проживу дольше, если дотяну до старости, всё это изотрется, завянет, обесцветится, пропадет безвозвратно».
Сенковский Осип (Юлиан) Иванович (литературный псевдоним Барон Брамбеус) - русский и польский востоковед, полиглот, писатель, критик, редактор, журналист. Редактор первого… Развернуть
Абдаррахман аш-Шаркави (Шарка'уи, аш-Шаркауи) - арабский египетский писатель, поэт, драматург, редактор и общественный деятель.
Родился в крестьянской семье. Учился на юридическом факультете Каирского университета (1938—43). Начал печататься в эти же годы.
Участвовал в антимонархической борьбе.
Основал прогрессивный журнал «аль-Катиб» (1951—1953), выступавший за мирное сотрудничество народов.
Глава делегаций Египта на форумах сторонников мира (1951—55). Член Всемирного Совета Мира.
Широкую известность принёс роман «Земля» (1954), изображающий пробуждение к борьбе угнетённого крестьянства (переведён на многие языки). Идеи «арабского социализма» в его левой форме звучат в романе «Мухаммад — посланец свободы» (1962). Здесь автор попытался соотнести жизнь пророка со своим временем и социальной борьбой. История ислама в её проекции на современность легла в основу пьес о халифе Хусайне (1969). Революционно-демократические идеи звучат в романе «Феллах» (1967), в котором писатель возвращается к жизни деревни после осуществления земельной реформы.
Абдаррахман аш-Шаркави (Шарка'уи, аш-Шаркауи) - арабский египетский писатель, поэт, драматург, редактор и общественный деятель. Родился в крестьянской семье. Учился на… Развернуть
Миляд Ханна (24 июня 1924 г. - ) известный египетский мыслитель и публицист.
Родился и вырос в Каире. Окончил факультет гражданской инженерии Каирского Университета, после чего обучался в Шотландии и США.
В разное время Миляд Ханна являлся членом Высшего Совета по Культуре Египта, Председателем Комитета по Науке и Культуре Министерства Культуры Египта, Членом Попечительского Совета Арабской Организации по Правам Человека.
На протяжении многих лет Миляд Ханна отстаивал права бедных на жилье, посвящая многочисленные публикации этому вопросу. Другой важнейшей темой для египетского публициста стала тема диалога цивилизаций. Собственное видение этой проблемы нашло отражение в его знаменитых трудах "Семь столпов египетской идентичности" и "Принятие другого".
Автор множества публикаций в разных египетских и международных изданиях и постоянный колумнист самой популярной в стране газеты "Аль-Ахрам", Миляд Ханна освещал вопросы, связанные с социальной, политической и экономической сферами. В 1992г. Ханна награжден присуждаемой ЮНЕСКО Международной премией Симона Боливара за "вклад в сохранение национального единства Египта и укрепление гражданской ответственности, служащие примером для всего мира". Эта премия вручается личностям, чья деятельность способствует сохранению идеалов Боливара - свободы, независимости и достоинства народов, а также укреплению интернациональной солидарности.
Миляд Ханна (24 июня 1924 г. - ) известный египетский мыслитель и публицист. Родился и вырос в Каире. Окончил факультет гражданской инженерии Каирского Университета, после чего… Развернуть
Ахмед Аль- Айди- новое имя в современной египетской литературе. Он родился в городе Эль-Даммам в Саудовской Аравии 24 декабря 1974 года. Окончил Каирский Университет, где изучал маркетинг. После учебы работал сценаристом в ряде телевикторин, в том числе- египетской версии шоу "Кто хочет стать миллионером". Также писал сценарии для кино и стихи для египетской оппозиционной газеты "Аль Дустур".
Аль-Айди был участником ряда международных онлайн- программ по обучению писательскому мастерству. Наиболее значимой считает учебу у своего кумира Чака Паланика, у которого брал курс писательского "минимализма" и "постмодернизма". Ахмед Аль-Айди наиболее известен своим первым романом "Быть Аббасом эль- Абдом" (в оригинале أن تكون عباس العبد / An takun Abbas el Abd), которая вышла в 2003 году и выдержала ряд переизданий. В России книга издана "Центром Гуманитарного Сотрудничества" в 2013 году под названием "Я и Я"
Ахмед Аль- Айди- новое имя в современной египетской литературе. Он родился в городе Эль-Даммам в Саудовской Аравии 24 декабря 1974 года. Окончил Каирский Университет, где изучал… Развернуть
In addition to his scholarly work in apologetic theology, Cris D. Putnam is a bestselling co-author of On the Path of the Immortals and two previous books with co-author Thomas Horn: Petrus Romanus and Exo-Vaticana as well as a contributor to the compilation Blood on the Altar the Coming War of Christian vs Christian. His latest book The Supernatural Worldview: Examining Paranormal, Psi, and the Apocalyptic argues that naturalistic materialism is waning in the midst of "the paranormal paradigm shift." The book presents ground breaking new evidences supporting the biblical worldview replete with miracles, angels and demons.
He holds a Master's degree in Theological Studies, a Bachelor of Science degree in religion and mathematics as well as a certification in Christian apologetics. He has a certificate in parapsychology from the Rhine Research Center and is registered as Parapsychological Field Investigator with The Office of Paranormal Investigation. He is a lifetime member of the Koinonia Institute a multidenominational Christian think tank.
Cris is recognized for his expertise in the area of biblical prophecy and other prophetic traditions. In that regard, he has been interviewed as an expert for Countdown to Apocalypse which aired in Fall of 2012 on The History Channel and in several recent documentary films including The Last Pope? And Watchers 7 with LA Marzulli and the soon to be released Inhuman: the Transhuman Agenda.
In addition to his scholarly work in apologetic theology, Cris D. Putnam is a bestselling co-author of On the Path of the Immortals and two previous books with co-author Thomas… Развернуть
Омар Хайям Нишапури — выдающийся персидский математик и астроном, при жизни был известен исключительно как выдающийся учёный-энциклопедист. Всемирно признанный поэт, который на протяжении всей жизни писал стихотворные философские афоризмы (рубаи), в которых высказывал свои сокровенные мысли. С годами количество приписываемых Хайяму четверостиший росло и превысило 5 тысяч, хотя исследователи считают возможным его авторство в отношении 300-500 рубаи.
Омар был сыном палаточника, также у него была младшая сестра Аиша. В 8 лет знал Коран по памяти, глубоко занимался математикой, астрономией, философией. В 12 лет Омар стал учеником Нишапурского медресе. Он блестяще закончил курс по мусульманскому праву и медицине, получив квалификацию хакима, то есть врача. Но медицинская практика мало интересовала Омара. Он изучал сочинения известного математика и астронома Сабита ибн Курры, труды греческих математиков.
Детство Хайяма пришлось на жестокий период сельджукского завоевания Центральной Азии. Погибло множество людей, в том числе значительная часть учёных. Позже в предисловии к своей «Алгебре» Хайям напишет горькие слова:
Мы были свидетелями гибели учёных, от которых осталась небольшая многострадальная кучка людей. Суровость судьбы в эти времена препятствует им всецело отдаться совершенствованию и углублению своей науки. Большая часть тех, которые в настоящее время имеют вид учёных, одевают истину ложью, не выходя в науке за пределы подделки и лицемерия. И если они встречают человека, отличающегося тем, что он ищет истину и любит правду, старается отвергнуть ложь и лицемерие и отказаться от хвастовства и обмана, они делают его предметом своего презрения и насмешек.
В возрасте шестнадцати лет Хайям пережил первую в своей жизни утрату: во время эпидемии умер его отец, а потом и мать. Омар продал отцовский дом и мастерскую и отправился в Самарканд. В то время это был признанный на Востоке научный и культурный центр. В Самарканде Хайям становится вначале учеником одного из медресе, но после нескольких выступлений на диспутах он настолько поразил всех своей учёностью, что его сразу же сделали наставником.
Как и другие крупные ученые того времени, Омар не задерживался подолгу в каком-то городе. Всего через четыре года он покинул Самарканд и переехал в Бухару, где начал работать в хранилищах книг. За десять лет, что учёный прожил в Бухаре, он написал четыре фундаментальных трактата по математике.
В 1074 году его пригласили в Исфахан, центр государства Санджаров, ко двору сельджукского султана Мелик-шаха I. По инициативе главного шахского визиря Низам ал-Мулка Омар становится духовным наставником Султана. Кроме того, Малик-шах назначил его руководителем дворцовой обсерватории, одной из крупнейших. Он не только продолжал занятия математикой, но и стал известным астрономом. С группой учёных он разработал солнечный календарь, намного более точный, чем Григорианский. Однако в 1092 году, со смертью покровительствовавшего ему султана Мелик-шаха и визиря Низам ал-Мулка, исфаханский период его жизни заканчивается. Обвинённый в безбожном вольнодумстве, поэт вынужден покинуть сельджукскую столицу.
О последних часах жизни Хайяма известно со слов его младшего современника — Бехаки, ссылающегося на слова зятя поэта.
Однажды во время чтения «Книги об исцелении» Абу Али ибн Сины Хайям почувствовал приближение смерти (а было тогда ему уже за восемьдесят). Остановился он в чтении на разделе, посвященном труднейшему метафизическому вопросу и озаглавленному «Единое во множественном», заложил между листов золотую зубочистку, которую держал в руке, и закрыл фолиант. Затем он позвал своих близких и учеников, сделал завещание и после этого уже не принимал ни пищи, ни питья. Исполнив молитву на сон грядущий, он положил земной поклон и, стоя на коленях, произнёс: «Боже! По мере своих сил я старался познать Тебя. Прости меня! Поскольку я познал Тебя, постольку я к тебе приблизился». С этими словами на устах Хайям и умер.
Также есть свидетельство о последних годах жизни поэта, оставленное автором «Четырёх бесед»:
В году 1113 в Балхе, на улице Работорговцев, в доме Абу Саида Джарре остановились ходжа имам Омар Хайям и ходжа имам Музаффар Исфизари, а я присоединился к услужению им. Во время пира я услышал, как Доказательство Истины Омар сказал: «Могила моя будет расположена в таком месте, где каждую весну ветерок будет осыпать меня цветами». Меня эти слова удивили, но я знал, что такой человек не станет говорить пустых слов. Когда в 1136 я приехал в Нишапур, прошло уже четыре года с тех пор, как тот великий закрыл свое лицо покрывалом земли, и низкий мир осиротел без него. И для меня он был наставником. В пятницу я пошел поклониться его праху взял с собой одного человека, чтобы он указал мне его могилу. Он привел меня на кладбище Хайре, повернул налево у подножия стены, огораживающей сад, увидел его могилу. Грушевые и абрикосовые деревья свесились из этого сада и, распростерши над могилой цветущие ветви, всю могилу его скрывали под цветами. И пришли мне на память те слова, что я слышал от него в Балхе, и я разрыдался, ибо на всей поверхности земли и в странах Обитаемой четверти я не увидел бы для него более подходящего места. Бог, Святой и Всевышний, да уготовит ему место в райских кущах милостью своей и щедростью!
Омар Хайям Нишапури — выдающийся персидский математик и астроном, при жизни был известен исключительно как выдающийся учёный-энциклопедист. Всемирно признанный поэт,… Развернуть
Хорхе Букай - известный аргентинский психотерапевт и автор книг по популярной психологии.
Родился в 1949 г. в пригороде Буэнос-Айреса в скромной семье. Начал работать в 13 лет. В одной из своих книг Букай сказал о себе так: «Я торговал на улице носками, был клоуном, страховым агентом, кладовщиком и таксистом. Но в итоге мальчик из средней семьи стал врачом, психотерапевтом, преподавателем, лектором, ведущим авторской программы на радио и телевидении, автором книг». В 1973 г. Букай окончил медицинский факультет Университета г. Буэнос-Айрес и более 30 лет проработал психотерапевтом и психоаналитиком. Был сотрудником госпиталя Пировано и в клиники г. Санта-Моника в Буэнос-Айресе, где специализировался на психических заболеваниях.
Сегодня доктор Букай живет в Испании и считает себя «профессиональным утешителем», хотя лечебной деятельностью он больше не занимается, посвятив себя написанию книг, которые он называет медицинскими инструментами, и конференциям по обучению врачеванию. Кроме того, он издает в Испании популярный в Европе и Латинской Америке журнал «Mente Sana» («Здоровый дух»).
Хорхе Букая считается звездой современной аргентинской литературы. Его книги переведены на 18 языков мира, а их общий тираж превышает 2 миллиона экземпляров. Испанские издатели Хорхе Букая говорят, что в испанском общественном транспорте ежедневно можно встретить как минимум двух-трех человек, с увлечением читающих книги доктора Букая.
В 2006 году книга «Кандидат» Хорхе Букая получила испанскую Литературную премию города Торревьехи за лучший роман на испанской языке. Эта премия одна из самых щедрых литературных премий в мире: по сумме, выплачиваемой лауреату, она стоит на 3 месте после Нобелевской премии по литературе и испанской премии «Планета».
Произведения Хорхе Букая отличает увлекательный сюжет, юмор и мудрость. Это не просто книги практических советов, скорее настоящие романы, в повествование которых вплетаются истории, сказки, притчи.
Книги Букая внушают оптимизм и помогают жить, любить и понимать себя. И пожалуй нет проблем, которые бы писатель не затронул в своих произведениях:: депрессия, материальные проблемы, семейные конфликты, отсутствие любви, непонимание между родителями и детьми, зависимость от семьи, друзей, работы, низкая самооценка, стремление к идеалу…
Как отмечают критики: «Этот мудрый и несомненно оптимистичный писатель обладает явной способностью говорить просто о сложном. Чтение его книг можно приравнять к визиту к настоящему психотерапевту».
Хорхе Букай - известный аргентинский психотерапевт и автор книг по популярной психологии. Родился в 1949 г. в пригороде Буэнос-Айреса в скромной семье. Начал работать в 13… Развернуть
Сильвия Салинас - аргентинская писательница, профессиональный психолог и психотерапевт. Написала в соавторстве с аргентинским писателем-психологом Хорхе Букаем 3 книги по психологии, изданные в Аргентине, Мескике, Испании и России.
Сильвия Салинас в течение 1979 года изучала гештальт-терапию в Институте Эсален (Esalen Institute) в Калифорнии, США. Получила степень по психологии в Universidad de Buenos Aires (U.B.A.). Воглавляет Центр Presencia в Буэнос-Айресе, где преподает различные методики психотерапии / йоги, основанные на НЛП, гештальт-терапии и т.д., в основе которых синтез западной психологии и духовного пути тибетского буддизма. Ежегодно участвует в семинарах, организуемых Laura Wilkis в Малаге, Испания.
Сильвия Салинас - аргентинская писательница, профессиональный психолог и психотерапевт. Написала в соавторстве с аргентинским писателем-психологом Хорхе Букаем 3 книги по… Развернуть
Надя Мурад Басе Таха (курд. نادیە موراد, араб. نادية مراد, род. 1993, Кочо, Ирак) — иракская правозащитница езидского[Ц. 1][Ц. 2] происхождения, Посол доброй воли Управления ООН по наркотикам и преступности[4], лауреат премии Вацлава Гавела по правам человека[5] и премии Андрея Сахарова за свободу мысли совместно с Ламией Аджи Башар[6]. Лауреат Нобелевской премии мира 2018 года.
Включена журналом Time в список ста самых влиятельных людей мира 2016 года[7]. Иракское правительство, отметив роль Нади Мурад в донесении до мирового сообщества информации об угрожающем положении езидских женщин на территории, контролируемой Исламским государством, номинировало её на присуждение Нобелевской премии мира ещё в 2016 году
Надя Мурад Басе Таха (курд. نادیە موراد, араб. نادية مراد, род. 1993, Кочо, Ирак) — иракская правозащитница езидского[Ц. 1][Ц. 2] происхождения, Посол доброй воли Управления… Развернуть
Сын дипломата, родился в Аргентине, провел детство в Израиле. Юношей служил в одном из книжных магазинов Буэнос-Айреса, познакомился с Борхесом, в 1964—1968 был его помощником, читал писателю вслух.
С 1961 по 1966 учился в Национальном колледже Буэнос-Айреса, в 1967 поступил в Университет на факультет Философии и литературы, но бросил учебу и начал работать в новом издательстве Галерна от Гильермо Шавелзона (спустя 35 лет издательство вновь начало свою работу уже Барселоне). В 1969 Мангуэль путешествовал по Европе, работая чтецом в издательствах: Denoél, Gallimard and Les Lettres Nouvelles in Paris, and Calder & Boyars in London
В 1971 удостоен Национальной премии (Буэнос-Айрес) за сборник рассказов. В 1972 Мангуэль вернулся в Буэнос-Айрес и работал в течение года в качестве корреспондента газеты "Ла Насьон". В 1974 году ему предложили место редактора отдела внешней политики в издательстве Франко Мария Риччи в Милане. Здесь он познакомился с Джанни Гуадалупи, и позже они написали словарь воображаемых мест. Книга представляет собой путеводитель по городам, островам, землям из произведений мировой литературы в жанре фентези: Руритания, Шангри-Ла, Ксанаду, Атлантида, Оз Страна чудес, Утопия, Флатландия, Нарния, царство Франсуа Рабле, Средиземье Толкиена. В 1976 году Мангуэль переехал на Таити, где он работал редактором в издании Ле дю Пасифик вплоть до 1977 года, в этом же году перевелся в парижское отделение издательства. В 1978 поехал в Милфорд, графство Суррей (Англия) открывать издательство "Рам". С 1979 по 1982 снова работал в "Ле дю Пасифик" (Таити).
С 1985 гражданин Канады. В 2001 со своей гигантской библиотекой (более 40 000 книг) поселился во Франции, в провинции Пуату.
В декабре 2013 перенес инсульт, описал свой опыт в газете The New York Times в 2014.
Автор романов и рассказов, эссе о литературе и искусстве, составитель множества антологий (фантастической литературы, канадской новеллы, рассказов латиноамериканских писательниц и др.). Романы и эссе Мангеля переведены на многие языки мира, включая китайский. Он переводил прозу М. Юрсенар и др.
Сын дипломата, родился в Аргентине, провел детство в Израиле. Юношей служил в одном из книжных магазинов Буэнос-Айреса, познакомился с Борхесом, в 1964—1968 был его помощником,… Развернуть
Иосеф ибн Авитор родился в середине десятого столегия на западе Андалусии, в Мериде. Жил в Кордове, центре мусульманской и еврейской культуры Испа-нии того времени, и там же, в иешиве рабби Моше, получил прекрасное талмудическое образование. По некоторым свидетельствам, в том числе Авраама ибн Дауда, Авитор был автором частичного арабского перевода и истолкования Талмуда для халифа аль-Хакима II.
После смерти своего учителя рабби Моше и знаме-нитого предводителя испанских евреев Хисдая ибн Шапрута Авитор предпринял попытку стать во главе иешивы, которой руководил сын рабби Моше, рабби Ханох. Евреи Кордовы разделились на два лагеря, один из которых поддерживал Авитора, а другой — рабби Ханоха. В конечном счете Авитор потерпел поражение и был вынужден навсегда покинуть Испа-нию. Последние годы своей жизни он провел, путе-шествуя по странам Ближнего Востока. Если в Испа-нии он иногда подписывал свои произведения именем Иосеф бар Ицхак Марди (по названию родного города Мериды), то в изгнании он называл себя Иосеф бен Ицхак "Испанец".
Как поэт он, в основном, известен своими литурги-ческими произведениями, большинство которых вошло в молитвенники провансальских, каталонских и североафриканских евреев.
В 1012 году правитель Египта аль-Хаким, прозван-ный "мусульманским Калигулой", начал гонения против всех иноверцев в его халифате. Он приказал снести синагоги и церкви в Египте и Палестине, пытался обратить в ислам всех евреев и христиан. Ибн Авитор увековечил эти события в "плаче", зарифмованном по системе Дунаша. Дата смерти ибн Авитора неизвестна.
Иосеф ибн Авитор родился в середине десятого столегия на западе Андалусии, в Мериде. Жил в Кордове, центре мусульманской и еврейской культуры Испа-нии того времени, и там же, в… Развернуть
Карлос Мария Домингес родился в Буэнос-Айресе, Аргентина, 23 апреля 1955 года. Писатель и журналист, живет в Монтевидео, Уругвай, с 1989 года.
Он начинал как журналист в журнале Crisis, Буэнос-Айрес, где он был заместителем главного редактора и директором.
Был редактором еженедельника Brecha в Монтевидео, редактором литературного еженедельника Búsqueda и литературным критиком.
Карлос Мария Домингес родился в Буэнос-Айресе, Аргентина, 23 апреля 1955 года. Писатель и журналист, живет в Монтевидео, Уругвай, с 1989 года. Он начинал как журналист в журнале… Развернуть
Карлос Бальмаседа родился в городке Мар-дель-Плата, в четырехстах километрах от Буэнос-Айреса (Аргентина). Как водится, мальчик, с детства смотревший на волны Атлантического океана, мечтал стать моряком или рыбаком, но уже тогда увлекался писательством. Став старше работал корреспондентом в местной газете La Nacion.
Первая книга Карлоса вышла в 1985 году и тут же получила Пояс славы общества аргентинских писателей и национальную премию по литературе; в том же году несколько его рассказов были изданы в сборнике имени Х.Л.Борхеса с предисловием самого литератора.
Карлос Бальмаседа родился в городке Мар-дель-Плата, в четырехстах километрах от Буэнос-Айреса (Аргентина). Как водится, мальчик, с детства смотревший на волны Атлантического… Развернуть
Амин Маалуф — французский писатель ливанского происхождения. Яркий представитель современной французской прозы, писатель, чьи произведения переведены уже на двадцать семь языков.
Амин Маалуф родился в 1949 году в маленькой горной деревушке недалеко от Бейрута. Отец будущего писателя, журналист по профессии, привил сыну любовь к литературе, и юный Амин с удовольствием читал романы Диккенса, Дюма и Марка Твена.
В 1971 году Маалуф — начинающий журналист, он работает в ливанской газете «День», пишет на международные темы. В течение пяти лет он объездил более шестидесяти стран и стал свидетелем важнейших событий, происходивших в мире в то время.
В 1975 году начинается война в Ливане. У Маалуфа — двое детей и беременная жена; страшась за судьбу своих близких, он решает эмигрировать во Францию. Позже Маалуф неоднократно заявлял, что, если бы не война, он бы никогда не покинул родину.
Во Франции Маалуф начинает писать прозу. Его всегда влекла к себе история. В 1983 году появляется эссе «Крестовые походы глазами арабов», а в 1986 году выходит первый роман писателя — «Леон-Африканец», об известном путешественнике XVI века. В 1984 году Маалуф получает премию Союза издателей Франции за роман «Самарканд», посвященный жизни Омара Хайяма. Писатель много и активно работает: в 1991 году публикует новый роман — «Сады света» о пророке Мани, основателе манихейства, а в 1992 году — роман «Первый век после Беатрис».
В 1993 году Маалуф получает Гонкуровскую премию за роман «Скала Таниос».
В 1996 году выходит роман «Врата Леванта», в котором Маалуф призывает людей к миру, к поиску согласия, невзирая на все религиозные и этнические различия.
Романы Маалуфа пользуются популярностью во многих странах. Теперь и российским читателям предоставляется возможность познакомиться с творчеством этого писателя.
Né à Beyrouth, Amin Maalouf passe pourtant les premières années de son enfance en Égypte, patrie d'adoption de son grand-père maternel, lequel a fait fortune dans le commerce à Héliopolis. De retour au Liban, sa famille s'installe dans un quartier cosmopolite de Beyrouth en 1935, où elle vit la majeure partie de l'année, mais passe l'été à Machrah, village du Mont-Liban dont les Maalouf sont originaires1.
Son père, journaliste très connu au Liban, également poète et peintre, est issu d'une famille d'enseignants et de directeurs d'école. Ses ancêtres, catholiques romains, grec-catholiques, orthodoxes mais aussi athées et francs-maçons, se sont convertis au protestantisme presbytérien au xixe siècle.
Sa mère est issue d'une famille francophone et maronite, dont une branche vient d'Istanbul, ville hautement symbolique dans l'imaginaire d'Amin Maalouf, la seule qui soit mentionnée dans chacune de ses œuvres2.
La culture du nomadisme et du « minoritaire » qui habite son œuvre s'explique sans doute en partie par cette multiplicité des patries d'origine de l'écrivain, et par cette impression d'être toujours étranger : chrétien dans le monde arabe, ou arabe en Occident.
Les études primaires d'Amin se déroulent à Beyrouth dans une école française de pères jésuites, le collège Notre-Dame de Jamhour, tandis que ses trois sœurs étudient à l’école des religieuses de Besançon. Ses premières lectures se font en arabe, y compris les classiques de la littérature occidentale, mais ses premières tentatives littéraires, secrètes, se font en français, qui est pour lui, à cette époque, la « langue d'ombre », par opposition à la « langue de lumière », l'arabe2.
Étudiant en sociologie et sciences économiques à l'université Saint-Joseph de Beyrouth, il rencontre Andrée, éducatrice spécialisée, qu'il épouse en 1971. Il devient peu après journaliste pour le compte du principal quotidien de Beyrouth, An-Nahar, où il publie des articles de politique internationale1.
La guerre civile éclate en 1975, obligeant la famille à se retirer dans le village du Mont-Liban. Amin Maalouf décide rapidement de quitter le Liban pour la France, en 1976. Sa femme et leurs trois enfants le suivent quelques mois plus tard.
Il retrouve en France un emploi de journaliste dans un mensuel d'économie, puis devient rédacteur en chef de Jeune Afrique. Ses premières esquisses littéraires n'aboutiront, à cette époque, à aucune publication.
Ce n'est qu'en 1981 qu'il décroche son premier contrat d'édition, avec l'éditeur Jean-Claude Lattès, pour Les Croisades vues par les Arabes, essai qui sera publié en 1983. Il rencontre son premier succès de librairie en 1986 avec le roman Léon l'Africain, et décide alors de se consacrer à la littérature. Suivent les romans Samarcande, sur le poète et savant persan Omar Khayyam et Les Jardins de lumière sur le prophète Mani, qui le consacrent comme une figure importante du roman historique d'inspiration orientale1.
Le Premier Siècle après Béatrice, en 1992, est un roman d'anticipation, atypique, qui porte un regard inquiet sur l'avenir de la civilisation.
Il obtient en 1993 le prix Goncourt pour Le Rocher de Tanios, qui a pour décor les montagnes libanaises de son enfance. C'est à cette époque qu'il prend pour habitude de se retirer plusieurs mois par an dans une petite maison de pêcheur, sur l'île d'Yeu, pour y écrire.
Dans Les Échelles du Levant, en 1996, il parle pour la première fois de la guerre du Liban qui l'a contraint à quitter son pays d'origine. Le Liban sera à partir de cette époque un thème de plus en plus présent dans son œuvre. Il publie en 1998 son deuxième essai, Les Identités meurtrières, pour lequel il obtient en 1999 le prix européen de l'essai Charles Veillon.
Il s'essaye ensuite pour la première fois à l'écriture d'un livret d'opéra, avec L'Amour de loin, pour la compositrice finlandaise Kaija Saariaho. L'opéra est créé en août 2000 au festival de Salzbourg. Il rencontre, lors de sa tournée internationale, un bon accueil du public et de la critique. Sa collaboration avec Kaija Saariaho se poursuit et aboutit à la création de trois autres opéras, dont le dernier, Emilie, a été créé en 2010 à l'opéra de Lyon.
Son roman Le Périple de Baldassare, est publié en 2000, l'auteur se consacre depuis à la rédaction d'essais (son ouvrage le plus autobiographique Origines, en 2004, et Le Dérèglement du monde : Quand nos civilisations s'épuisent, en 2009).
En 2007-2008, il a présidé, pour la Commission européenne, un groupe de réflexion sur le multilinguisme, qui a produit un rapport intitulé « Un défi salutaire : comment la multiplicité des langues pourrait consolider l'Europe ».
En 2012, il publie un nouveau roman Les Désorientés.
Амин Маалуф — французский писатель ливанского происхождения. Яркий представитель современной французской прозы, писатель, чьи произведения переведены уже на двадцать семь языков.… Развернуть
А́ид ибн Абдалла́ ибн А́ид аль-Карни́ (араб. عائض بن عبد الله بن عائض القرني) — саудовский исламский учёный, автор и активист. Аид стал известным книгой о самопомощи «Не грусти», которая направлена на мусульман и немусульман.
А́ид ибн Абдалла́ ибн А́ид аль-Карни́ (араб. عائض بن عبد الله بن عائض القرني) — саудовский исламский учёный, автор и активист. Аид стал известным книгой о самопомощи «Не… Развернуть
Замиль Ахтар — писатель родом с Аравийского полуострова, работающий в жанре фэнтези и хоррора. Известен циклом тёмного фэнтези «Стальные боги».
Замиль Ахтар родился в городе Эр-Рияд, столице Саудовской Аравии. В четырнадцать лет переехал в западный Массачусетс. Холодная погода Северной Америки ему очень не понравилась, поэтому Замиль предпочитал сидеть дома и печатать, надеясь написать что-то стоящее. Он постоянный член сообщества сайта Reddit, посвящённого страшным историям, поэтому многие его рассказы, вдохновлённые классическими фильмами ужасов, появились именно там.
Дебютный роман автора, «Song of a Dead Star», был опубликован в 2015 году на платформе «CreateSpace». Это научное фэнтези, пропитанное атмосферой Ближнего Востока, в котором технологии неотличимы от магии, а к главному герою по ночам является волшебный светлячок и шепчет на ухо, что он должен убить трёх магов, защищающих землю Эдем, чтобы спасти свою жену.
В 2020 году из под пера автора вышел самый известный его роман, «Стальные боги», открывающий одноимённый цикл. Это эпическое тёмное фэнтези, вдохновением для которого послужили легенды Ближнего Востока и история его государств, крестовые походы, а также лавкрафтианские мифы. Каждый роман цикла обладает самостоятельным сюжетом, а их действие происходит в разных регионах созданного автором мира.
В 2022 году Замиль Ахтар начинает ещё один цикл, «Lightblade Saga», написанный в модном жанре «progression fantasy». В очередной раз магия встречается с технологией, а простой раб начинает своё обучение у мастера Светового Меча, чтобы однажды убить Бога-Дракона.
Когда Замиль не придумывает мрачные и фантастические миры, он смотрит фильмы ужасов, принимает участия в спорах о международных отношениях на Reddit и путешествует по экзотическим местам. В настоящее время живёт в Дубае (Объединённые Арабские Эмираты), вместе с женой и не очень ручным кроликом.
Замиль Ахтар — писатель родом с Аравийского полуострова, работающий в жанре фэнтези и хоррора. Известен циклом тёмного фэнтези «Стальные боги». Замиль Ахтар родился в городе… Развернуть
Абу Хами́д Муха́ммад ибн Муха́ммад аль-Газали́ ат-Туси́ — исламский богослов, правовед, философ и мистик. Один из наиболее авторитетных учителей, входящих в число основателей суфизма. Он вошел в историю культуры как самый значительный и влиятельный теолог, осуществивший примирение теологии с суфизмом. Аль-Газали сразу же стал переводиться на многие языки, получил известность в христианской Европе и в еврейских общинах. С его сочинениями был знаком Фома Аквинский, который его высоко ценил.
Абу Хамид родился в деревне Газал в персидской семье, его отец был прядильщиком шерсти и рано умер. Чтобы прокормить себя, вместе с братом поступил в медресе. В 1070 году для продолжения обучения переехал в Джурджан, а в 1080 — в Нишапур, чтобы стать студентом известного мусульманского ученого Абуль-Маали аль-Джувайни. Изучал фикх, усуль аль-фикх, ашаритский калам и другие дисциплины. Среди учителей аль-Газали обучивших его тонкостям суфизма были Фазл ибн Мухаммад аль-Фарамизи. Вскоре молодого талантливого богослова заметил сельджукский визирь Низам аль-Мульк, который в 1091 г. пригласил его в Багдад, поручив ему возглавить медресе Низамия. Там училось около 300 учеников, среди которых были Абу Бакр ибн аль-Араби, Абу Джильд ибн ар-Разар, Абу Гайс аль-Джайли, аль-Барбабази, Абуль-Байих аль-Бакраджи, Абуль-Аббас аль-Аклиши, Абдул-Кадир аль-Джилани, Мухаммад ибн Яхья аш-Шафии.
Однако в 1095 году аль-Газали под предлогом совершения хаджа вместе с семьёй покинул Багдад. По неизвестным причинам в течение последующих 11 лет вёл жизнь отшельника-аскета. В Дамаске приобщился к суфийской практике : уединяясь (халват), совершая внутренние упражнения (риязат) и духовные старания (муджахадат). Некоторое время пребывал в служении в мечети Омейядов, затем отправился в Иерусалим (Байт уль-Мукаддас), где большую часть времени проводил в мечети Купол Скалы, расположенной рядом с мечетью аль-Акса. Там начал свою самую знаменитую книгу «Воскрешение наук о Вере». После совершил паломничество в Мекку и Медину. В эти годы он написал наиболее значительные свои сочинения.
В 1106 году Фахр аль-Мульк пригласил аль-Газали вернуться к преподаванию и он снова стал читать лекции в медресе Низамия в Нишапуре. Там же познакомился с шейхом Абу Али аль-Фармади, седьмым в цепочке шейхов накшбандийского тариката, и под его наставлением прошел все ступени (макам) суфизма. Незадолго до смерти возвратился в Тус, жил в келье и учил молодых последователей суфийскому образу жизни.
Деятельность аль-Газали была направлена на формирование всестороннего и систематического учения суфизма, формулирование его теоретических основ. Аль-Газали подверг критическому рассмотрению положения всех основных направлений исламской мысли от исламской теологии, суфизма, исмаилизма до философии. Доказывая несостоятельность философского пути познания, он постоянно использовал философские методы опровержения, широко прибегая к приемам аристотелевской логики. Движущими силами его поиска истины были сомнение, скепсис.
Ал-Газали нередко сравнивают со Святым Августином: оба мыслителя пережили духовную драму, связанную с отходом от религиозного догматизма и мучительным поиском Истины. В автобиографическом трактате "Избавляющий от заблуждения" ал-Газали критически рассматривает четыре основных идейных течения своего времени, а именно калам - мусульманскую теологию, учения исмаилитов, философов и суфиев. Наиболее острой критике он подверг воззрения Аристотеля и его мусульманских последователей, прежде всего аль-Фараби и Ибн Сины, этой теме посвящен его знаменитый трактат "Опровержение философов". Он проанализировал 16 метафизических и 4 физических пропозиций аристотелизма, три из которых, по его мнению, представляют особую опасность: утверждение вечности мира, божественное знание относительно одних только универсалий и отрицание возможности воскресения. В то же время, в отличие от других теологов своего времени, ал-Газали не отрицал полностью ценности философского знания, будучи особенно высокого мнения о натурфилософии и логике.Абу Хамид ал-Газали (ок.. 1058- 1111) - религиозный мыслитель, пользующийся столь высоким авторитетом в исламском мире., что о нем говорят иногда как о мусульманине, втором по величию после пророка Мухаммада, как об обновителе пятого века ислама.
Абу Хамид родился в деревне Газал близ города Туе в Хо-росане. Его наставником был выдающийся теолог своего времени ал-Джувайни. Уникальные способности юного ал-Газали были замечены сельджукским везиром Низам ал-Мулком, который пригласил его в 1091 г. преподавать в самом главном медресе Багдада фикх - мусульманское право. Однако ал-Газали, по неизвестным причинам (возможно, из-за психического нездоровья), через четыре года отказался от карьеры мусульманского правоведа, покинул Багдад и в течение последующих одиннадцати лет вел жизнь отшельника-аскета. В 1106 г. ал - Газали вернулся к преподаванию фикха, теперь уже в Нишапуре. Однако незадолго до смерти он вновь уединился в келье, полностью посвятив себя суфийской практике.
Абу Хами́д Муха́ммад ибн Муха́ммад аль-Газали́ ат-Туси́ — исламский богослов, правовед, философ и мистик. Один из наиболее авторитетных учителей, входящих в число основателей… Развернуть