Филиппо Томмазо Маринетти (итал. Filippo Tommaso Marinetti; 21 декабря 1876, Александрия — 2 декабря 1944, Белладжио) — итальянский поэт, писатель и драматург, известен прежде всего как основатель футуризма. Основал ряд футуристических журналов («Lacerba», «Poesia») и издательство («Poesia»). Маринетти принадлежит большинство манифестов (первый манифест — 1909), определяющих футуризм как художественное и политическое течение.
Родился 21 декабря 1876 года в Египте (Александрия), в богатой итальянской семье адвоката Энрико Маринетти. Детство прошло в Париже, где он учился в колледже святого Франсуа Ксавье. Именно там Маринетти основал свой первый литературный журнал «Папирус», а впоследствии был исключен за подпольное распространение запрещенных книг. Закончив в 1899 году образование в генуэзском университете (факультет права), Маринетти предпочел юридической карьере литературное творчество.
20 февраля 1909 года в парижской газете «Фигаро» Маринетти публикует свой первый футуристический манифест («Le Futurisme»). Тотально революционный по своей сути, он содержал радикальные лозунги, направленные против всего старого и догматичного: «Избавьте Италию от всей заразы — историков, археологов, искусствоведов, антикваров!», «Тащите огня к библиотечным полкам!», «Направьте воду из каналов в музейные склепы!», «Крушите древние города!». Маринетти провозгласил новую футуристическую эстетику, базирующуюся на воспевании риска, дерзости, неукротимой энергии, смелости, отваги, бунта, решительного напора, — иными словами, всех тех качеств, которыми должен обладать «человек длинной воли». Война была провозглашена единственной очистительной силой — «гигиеной мира».
В 1911‒1912 гг. он в качестве военного корреспондента принимает участие в итало-ливийской войне, в октябре 1913 — в болгаро-турецком конфликте.
В 1912 году Маринетти опубликовал новый манифест — «Технический манифест футуристической литературы». В нем были сформулированы технические (из области литературной техники) нововведения футуристов, которые вытекали из их стремления выразить темпы современной жизни.
В январе 1914 г. осуществляет поездку в Москву и Петербург, где знакомится и делится опытом с русскими футуристами.
В августе 1914, после начала Первой Мировой войны, Маринетти записывается добровольцем в Ломбардийский батальон и ведет пропаганду за вступление Италии в войну, придав для этих целей футуристическому журналу «Лачерба» политическую направленность. «Дирекция футуристического движения» в Милане постепенно превратилась в боевой штаб. В сентябре ею были организованы манифестации с публичным сожжением австрийского флага, за что Маринетти был арестован и посажен в тюрьму. Но в мае 1915 года Италия вступает в войну на стороне стран Антанты и Маринетти, вместе с другими футуристами добровольцем уходит на фронт, награжден медалью как командир броневика за битву Витторио-Венета.
После Первой Мировой войны происходит организационное оформление политического крыла футуризма. Была создана политическая партия футуристов во главе с Маринетти и издан соответствующий манифест, разделявший функции партии и одноименного направления в искусстве Органом политической партии футуристов стала газета «Футуристический Рим», основанная Маринетти, Сетгимелли и Карли.
В этот период Маринетти начинает выступать с радикально-националистических позиций, а в 1919 году вступает в фашистскую партию. «Наша футуристическая революционность обожает Италию и жаждет возродить ее во что бы то ни стало, очистить ее, сделать более интеллигентной и преуспевающей», — говорил он еще в сентябре 1918 года.
Стоит заметить, что ранний итальянский фашизм многим обязан двум национальным литературным гениям того времени — Маринетти и Д’Аннунцио, причем не только в сфере формирования идеологии и лозунгов, но и в области «прямого действия»: Маринетти играл большую роль в формировании фашистских боевых групп, лично участвовал в разгоне демонстраций и нападении на редакцию газеты «Аванти», «желая утвердить абсолютное право четырех миллионов солдат на управление новой Италией». Добровольцы во главе с Габриэле Д’Аннунцио в сентябре 1919 года заняли город Фиуме и устроили в нем великолепный футуристический вечер. В ноябре 1919 года, на парламентских выборах имена Маринетти и Муссолини стояли рядом в избирательных бюллетенях, однако на выборах фашисты не прошли, (после чего оба были арестованы по обвинению в незаконном хранении огнестрельного оружия Муссолини выходит сразу, Маринетти через двадцать дней).
Однако, уже в мае 1920 года Маринетти и группа соратников-футуристов совершают очередную авангардистскую провокацию: протестуя против компромиссов Муссолини с клерикальными и монархическими кругами они выходят из состава фашистской партии. Вместе с тем, Маринетти до конца дней остаётся «беспартийным фашистом». В 1922 году, после прихода Муссолини к власти, он посвящает министру-президенту восторженную статью: «Итальянская Империя — в кулаке лучшего, наиспособнейшего итальянца!»
18 марта 1929 года Муссолини вводит Филиппо Томмазо Маринетти в состав Итальянской Академии наук.
Весной 1934 года посещает гитлеровскую Германию, где был принят и чествован Готфридом Бенном.
В 1942 Маринетти в СССР в составе итальянского экспедиционного корпуса, где тяжело заболевает. 2 декабря 1944 года, после сердечного приступа Маринетти умирает в Hotel Excelsior в Белладжио на озере Комо.
Обычные его темы — машины, скорость — основы современной индустриальной культуры, война, сильная личность, звезды и море как символ сверхземного «Завоевание звезд» (La conquête des étoiles, 1902), «Разрушение» (Destruction, 1903), «Моноплан папы» (Le Monoplane du pape, 1912) и др. В драматургии Маринетти выделяется сатирическая трагедия «Король-кутеж» (Le roi bombance), где дана сатира на человечество и социальную революцию. Большинство произведений написано по-французски.
На основе лозунга «Мы воспоем растущее торжество машины» у Маринетти создается новая эстетика машины — «Гоночный автомобиль прекраснее статуи „Самофракийской победы“».
С поэтической индустриальной темой связана у Маринетти и политико-экономическая пропаганда индустриализации Италии (в манифестах). Венецию например, омертвевший город дожей, предлагалось преобразовать в промышленный центр Адриатики.
Значительное место в творчестве Маринетти занимает также военная проза. Это — «Битва при Триполи» (La bataille de Tripoli), откровенный апофеоз итальянской экспансии в Африку, «Zang, tumb, tumb» (Осада Адрианополя), военные стихотворения, в которых изображена индустриализация войны (стих. «Литейная битвы») и ряд других литературных произведений о мировой войне.
Маринетти боролся во главе футуристов против «оппортунизма» итальянской иностранной политики еще задолго до выхода Италии из тройственного союза, требовал войны с Австрией во имя нераздельного господства Италии в бассейне Адриатического моря, что имело известное агитационное значение при вступлении Италии в мировую войну.
Попытки Маринетти создать динамическую форму привели его к реформе стиха и прозы. В 1906 Маринетти организовал «Интернациональную анкету о свободном стихе». Формальные новшества Маринетти сказались в области прозы. В программе Маринетти — деформация синтаксиса, насыщение его эмоциональностью, расположение слов без ограничений грамматической логикой. Вспомогательные части речи, задерживающие передачу мыслей, прилагательные, означающие паузы — отметаются; знаки препинания исключаются. В основе прозы — существительные и глаголы, которые сочетаются с условными математическими и музыкальными знаками. Создается телеграфный стиль. Специфическая образность Маринетти основана на метафорах, смелость которых (отдаленность аналогий) оправдывается лозунгом о «беспроволочном воображении и словах на свободе». Характерен типографский монтаж текста.
Формальным новаторством отличается также «Синтетический театр» (Teatro sintetico) Маринетти, написанный в сотрудничестве с Корра, Сеттималли и др. В последние годы Маринетти пропагандирует «тактилизм» — искусство касаний, пытаясь создать новый вид искусства — «предметы искусства, воспринимаемые осязанием». С этой целью Маринетти разработал «тактилическую таблицу ощущений».
Вся линия творчества Маринетти привела его в лагерь фашизма — («Футуризм и фашизм» — «Futurismo e fascismo», «Democratia futurista, dinamismo poetico» — «Футуристическая демократия, политический динамизм»), предвестником которого он и явился.
Филиппо Томмазо Маринетти (итал. Filippo Tommaso Marinetti; 21 декабря 1876, Александрия — 2 декабря 1944, Белладжио) — итальянский поэт, писатель и драматург, известен прежде… Развернуть
Уида — псевдоним английской романистки Марии Луизы Раме (англ. Maria Louise Ramé (предпочитавшей писать своё настоящее имя как Мари Луиза де ла Рамé англ. Marie Louise de la Ramée).
Уида — псевдоним, который происходит от детской попытки произнести «Луиза». Мария Луиза [де ла] Рамé — английская писательница, родилась в Бери-Сент-Эдмендс, Англия, где её рождение было зарегистрировано 7 января 1839 года. О раннем детстве Уиды почти ничего не известно, за исключением того, что её отец, Луи Раме, был французом, а мать, Сьюзен Саттон, была англичанкой. Согласно статье, опубликованной 29 января 1908 года в The New York Times, было установлено, что Уида была также сестрой героя Гражданской войны в США, полковника Джорджа Роя Глиддофа и, как говорят, в раннем возрасте покинула свой родной дом в Америке и была принята под опеку женщины, которая приняла её, как свою дочь. Другие статьи о предполагаемом месте её рождения и о родстве с Глиддофом были представлены в Publishers Weekly приблизительно в то же самое время. Но ни один из этих источников так и не был опровергнут или подтвержден документально. Так или иначе сама Уида предпочитала не высказываться на тему своей личной жизни.
За свою карьеру, она написала более сорока авантюрно-сентиментальных романов из великосветской жизни в Англии и в Италии, а также множество детских книг, коллекций коротких рассказов и очерков. Она была активисткой за права животных и их спасателем, и временами даже владелицей как минимум 30 собак. На протяжении многих лет она жила в Лондоне, но в 1874 году переехала в Италию, где и оставалась до самой своей смерти в 1908 году.
В раннем возрасте она вместе со своей семьей переезжает в Лондон, где годами позже начинает вносить свой вклад в журналы «New Monthly» и «Bentley’s Magazine». В 1860 году выходит в печать её первый рассказ, а после печатается роман «Granville de Vigne», который затем переиздается в New Monthly под названием «Бывшие в рабстве» (англ. Held in Bondage) (1863), и далее последовал быстрый успех сразу нескольких, опубликованных один за другим, романов «Strathmore» (1865), «Chandos» (1866) и «Под двумя флагами» (1867). Список последующих работ Уиды очень длинный, но достаточно сказать, что вместе с повестью «Мотыльки» (англ. Moths) (1880), среди названных раннее творений имеются не только наиболее характерные, но также и лучшие. Большая доля творчества Уиды была посвящена детской литературе. Из менее драматического жанра также можно выделить «Бимби: Рассказы для детей» (англ. Bimbi: Stories for Children) (1882) и «Руффино и другие истории» (англ. Ruffino and Other Stories) (1890). Но наиболее яркими её творениями были и остаются «Под двумя флагами» и «Мотыльки», которые принесли ей настоящую известность как писательницы-романистки.
В работе Уиды было несколько последовательных этапов на протяжении всей её карьеры. Во время своего раннего периода её романы были гибридом сенсуализма 1860-х годов и прото-приключенческого романа, которые были частично опубликованы в качестве романтизации имперской экспансии. Более поздние работы являются типичными любовными историями, хотя она никогда не прекращала комментарий на современное общество. В промежутках между написанием новелл, она составляет сборники рассказов для детей, которым на поздних этапах своего творчества будет уделять основное время. Один из её самых известных романов, «Под двумя флагами», описывает самую нелепую британскую авантюру в Алжире, а также, тем не менее, выражает симпатию французам, которых Уида отожествляла в некоторой степени с арабами. По этой книге было поставлено несколько пьес (и впоследствии снято по меньшей мере три фильма). Джек Лондон ссылается на роман «Signa», который он читал в возрасте восьми лет, как одну из восьми причин своего литературного успеха. Эта книга описывает судьбу необразованного крестьянского ребёнка из Италии, который впоследствии достигает славы как оперный композитор.
Сама по себе она была небольшого роста и, по словам современников, с «голосом, как нож для резки мяса» (по видимому высокой тональности). С ранних лет она наряжалась в прозрачные платья, часто окружала себя цветами и была владелицей салонов Ленгем Отеля (Langham Hotel) — одного из самых больших отелей Лондона, известного своей роскошью и неповторимым стилем (порой она там даже ночевала). Среди посетителей тех салонов были военнослужащие, политики, литературные светила, и художники. Будучи убеждённой в своей способности влиять на внешнюю политику и обладая стратегическим блеском, сочетающимся с женственной хитростью, она давала предложения некоторым из её знаменитых посетителей, которые по крайней мере делали вид, что принимали сказанное всерьёз. Позднее, живя во Франции и Италии, Уида продолжает принимать в гостях местных жителей и беженцев, так же как и раннее на её мероприятиях. Уида считала себя истинным художником, полагая притом, что всяческое сравнение с любым из популярных современников просто банально. Она вдохновлялась Байроном, в частности, и была заинтересована в других творцах всех мастей. Сочувственное описание трагических судеб художников и певцов появляется в её поздних романах. Однако, её работа часто сочетает в себе романтику с социальной критикой. В романе «Шайба» (англ. Puck) (1870), говорящая собака рассказывает о своих взглядах на общество. «Мнения и взгляды» (англ. Views and Opinions) (1895) включает очерки на различные социальные темы, оглашающих её собственное мнение.
Чисто литературной критикой и по соображениям морали или вкуса, романы Уиды могут быть осуждены. Они, как правило, кричащие, и часто нездоровые. Однако, невозможно отвергнуть такие произведения, как «Chandos» или «Под двумя флагами», лишь основываясь на этом. Выразительность, присущая Уиде на основе чувственной страсти сочетались в ней с оригинальным подарком судьбы и интригой, а также с подлинной изобразительной силой, которая, хотя и обезображена неточными высказываниями, литературным солецизмом, дешевым шиком и экстравагантностью, все же позволила ей в лучших традициях построить живописные и мощные истории. Характер «Сигареты» в романе «Под двумя флагами» полон тонкого смысла, и это не единичный случай. Героиня другого хорошо известного романа «Идалия» (англ. Idalia) (который, она утверждала, что написала в 16 лет), была бунтарка-инженю́, симпатизировавшая итальянский независимости.
В 1874 году Уида сделала своим домом Флоренцию, и многие из её более поздних романов созданы в итальянской обстановке. Она сотрудничает время от времени с журналами, и активно пишет под псевдонимами antivivisection и Italian politics («Итальянская политика»), но её взгляды на эти вещи были отмечены характерной жестокостью и отсутствием здравого смысла. Она заработала много денег от её ранних книг, но и потратила их без оглядки на будущее, и, хотя в 1907 году она была удостоена Гражданского Пенсионного списка, Уида умерла в Виареджо, Италия в нищете 25 января 1908 года. Похоронена на Английском кладбище в Баньи ди Лукка, Италия. Вскоре после её смерти на народные пожертвования был приобретен и построен фонтан для лошадей и собак в Bury St Edmunds, с надписью составленной Лордом Керзоном: «Ее друзья соорудили этот фонтан в месте её рождения. Божьи создания, которых она так любила, успокоят её нежную душу, придя сюда напиться.»
Уида — псевдоним английской романистки Марии Луизы Раме (англ. Maria Louise Ramé (предпочитавшей писать своё настоящее имя как Мари Луиза де ла Рамé англ. Marie Louise de la… Развернуть
Гвидо Згардоли - итальянский писатель.
С самого раннего возраста будущий писатель развивал страсть к письму, рисованию и анимации.
Получил высшее образование в области ветеринарной медицины в Болонском университете.
Дебютировал в детской литературе в 2004 году, опубликовав серию коротких рассказов в журналах и сборниках.
Сейчас Гвидо Згардоли публикуется в крупных итальянских издательствах. Он – автор десятков книг для взрослых и детей и лауреат множества наград. Роман «Остров Немого» получил Премию Андерсена в номинации «Лучшая книга для читателей от 15 лет» и включен Мюнхенской международной детской библиотекой в список выдающихся детских книг мира «Белые вороны».
Его произведения переведены на двенадцать языков и адаптированы для театра. Он сотрудничает с национальными журналами и газетами, пишет статьи и рассказы.
Писатель живет в городе Тревизо.
Гвидо Згардоли - итальянский писатель. С самого раннего возраста будущий писатель развивал страсть к письму, рисованию и анимации. Получил высшее образование в области… Развернуть
Лино Альдани — ведущий итальянский писатель-фантаст, один из основателей современной итальянской фантастики. Переводился на 16 языков.
Родился в Сан-Чиприано-По, крохотном городке (400 жителей) в Ломбардии. Родители его жили в Риме, но мать поехала рожать на свою родину. Уже в возрасте 40 дней его перевезли в Рим. Во время войны вместе с родителями 14 месяцев прожил на родине. В послевоенные годы под влиянием Сартра (которого полюбил на всю жизнь) написал экзистенциалистский роман о бывшем партизане, врастающем в мирную жизнь: это был первый литературный опыт, никогда не публиковавшийся. В 1957 году женился, в 1964 у них родилась дочь Электра.
В 1960 дебютировал рассказами в журнале фантастики «Ольтре иль чьело» под псевдонимом Н. Л. Джанда (N.L.Janda). Это был блестящий дебют, рассказы эти были переведены на многие языки и, видимо, остаются лучшими в его творчестве.
1962 вышла книга Альдани о жанре научной фантастики в итальянской литературе La fantascienza (снабженная библиографией), первая в Италии работа о фантастике. В 1963 вместе с Массимо Ло Джаконо и Джулио Райолой основал журнал фантастики «Футуро». Всего вышло 8 номеров, в следующем году журнал закрылся из-за банкротства дистрибьютора.
После закрытия журнала Альдани публиковался редко, некоторые его рассказы середины 60-х были раньше переведены на иностранные языки (в том числе на русский), чем опубликованы в Италии. В 1968 он вернулся к себе на родину вместе с женой и прожил там всю остальную жизнь. Работал школьным учителем, в 1975 вышел на пенсию. В разные годы его избирали мэром города.
Вернулся на НФ сцену в 1976 с рассказом «Визит к отцу» (Visita al padre). В следующем году опубликовал первый и наиболее удачный из своих романов «Когда корни» (Quando le radici), который писал 10 лет. В нем описан переезд Арно, alter ego Альдани, из Рима в Сан-Чиприано-По, но местом действия избрана антиутопическая Италия будущего.
Роман «Затмение 2000» (Eclissi 2000) выражает взгляды Альдани на политику: в ней нет места честности. Действие происходит на космическом корабле «Мать Земля». Роман «Под знаком белой луны» (Nel segno della luna bianca), написанный в соавторстве с Даниелой Пьегаи, — фэнтези.
В сентябре 2008 у Альдани появились первые симптомы болезни легких, которая оказалась неизлечимой. Он умер в больнице города Павия в ночь с 30 на 31 января 2009.
Лино Альдани — ведущий итальянский писатель-фантаст, один из основателей современной итальянской фантастики. Переводился на 16 языков. Родился в Сан-Чиприано-По, крохотном… Развернуть
Итальянский писатель и драматург. Этторе Шмитц (таково его настоящее имя) родился 19 декабря 1861 года в Триесте, в то время еще австрийском городе, в семье зажиточного коммерсанта Франческо Шмитца и Аллегры Моравиа. Получив базовое образование, Этторе, вместе с двумя другими братьями, продолжает учебу в колледже в Сегнице около Вюрцберга, где он совершенствует знания немецкого языка, который будет ему необходим в дальнейшем для занятия коммерцией. Там он увлеченно читает немецких романистов, Шекспира и некоторых русских писателей.
В 1878 году, окончив учебу в колледже, Шмитц посещает лекции при училище Коммерции в Триесте; в то же время пытается писать пьесы, публикует некоторые статьи и рассказы в газете «Индипенденте». Но в 1880 году, после банкротства фирмы отца, Этторе вынужден поступить на службу: он принят в качестве служащего в триестинскую контору венского унион-банка, где проработает до 1899 года. Несмотря на совершенно иной род занятий, в это время он продолжает свое литературное творчество: публикует несколько новелл, повесть «Убийство на улице Бельподджо» («L’assassinio in via Belpoggio»).
В 1892 г. писатель публикует на свои средства первый роман «Жизнь» («Una vita»), который, однако, не вызывает особого интереса ни у читателей, ни у критиков, - тем не менее, автор вдохновлен своим первым значительным литературным опытом. В это время Звево увлекается творчеством французских натуралистов, вместе с тем старается углубить свои знания в итальянской литературе, вращается также в литературных кругах Триеста, заводит знакомство с художником Умберто Нерудой, сотрудничает с газетой «Пикколо». В 1896 году женится на своей дальней кузине Ливии Венанциани, с которой он долгие годы поддерживал близкие отношения.
В 1898 выходит его роман «Дряхлость» («Senilita’»), первоначально отдельными выпусками в газете «Индипенденте», а затем в полном варианте, но, как и предыдущий роман, остается незамеченным, и Звево решает прервать свою литературную деятельность для того, чтобы заниматься лишь игрой на виолончели и коммерцией. В 1899 году он оставляет свою должность в банке, начинает работать в фирме отца жены, и вскоре становится ее директором, благодаря своей компетенции, деловой хватке и организаторским способностям.
Новое занятие вынуждает его много путешествовать, в том числе и по Англии, где тесть поручает ему организовать филиал, а также доверяет руководство новой фабрикой в Чарльтоне, неподалеку от Лондона. Чтобы лучше изучить английский язык, в 1905 году Звево обращается к писателю Джеймсу Джойсу, который в это время живет в Триесте и дает частные уроки. Между ними зарождается дружба, в последствии они обмениваются не только письмами, но и рукописями. Именно Джойс убеждает Звево возобновить свою литературную деятельность. Из-за разразившейся первой мировой войны Джойс вынужден уехать из Триеста. Родители жены Звево переезжают в Лондон, а он вынужден остаться в Триесте и управлять фабрикой.
Писатель занимается чтением трудов по психоанализу; вместе с племянником-медиком переводит эссе З. Фрейда о сновидениях, а также «Толкование сновидений». В 1919 году начинает работу над своим главным романом «Самопознание Дзено» («La coscienza di Zeno»), сотрудничает с газетой «Нация», основанной после провозглашения Триеста итальянским городом. В это время продолжается его переписка с Джойсом, сначала когда ирландский писатель переезжает в Цюрих, затем в Париж, где писатели и встречаются. Публикация романа в 1923 году оставляет, как всегда, критику безразличной, но Джойс, получив экземпляр от Звево, советует ему выслать копию его друзьям в Париж. Ему предлагают опубликовать роман во Франции, и именно здесь он встречает поклонников.
Через общего триестинского друга Боби Бацлена с романами Звево знакомится Эудженио Монтале, который первым публикует эссе о Звево в журнале «Эзаме» в ноябре 1935 года. В 1926 году Звево почти полностью посвящен февральский номер французского журнала «Навир д'Аржан»: отрывки из романа на французском языке и некоторые статьи. В это время писатель публикует другие свои произведения, среди которых новеллы «Мать» («La madre»), «Крепкое вино» (“Vino generoso”), «Удачная шутка» (“Una burla riuscita”). В 1928 году начинает писать роман «Старец», прерванный его неожиданной смертью в автокатастрофе.
Посмертно вышли его произведения : «Новелла о добром старике и красивой девушке» (“La novella del buon vecchio e della fanciulla”)1929, «Краткое сентиментальное путешествие и другие рассказы» (“Corto viaggio sentimentale e altri racconti inediti”) 1949, эссе и произведения, напечатанные в различных периодических изданиях, среди которых краткий критико-биографический очерк, комедии «Муж» (“Un marito”) и одноактная пьеса «Разбитое трио» (“Terzetto spezzato”)1980.
Итальянский писатель и драматург. Этторе Шмитц (таково его настоящее имя) родился 19 декабря 1861 года в Триесте, в то время еще австрийском городе, в семье зажиточного… Развернуть
Джеронимо Стилтон (итал. Geronimo Stilton) - литературный псевдоним итальянской писательницы Элизабетты Дами.
Произведения писательницы написаны от имени главного героя книг - Джеронимо Стилтон - говорящей мыши, живущая в городе Нью-Маус-Сити на Мышином острове.
Джеронимо Стилтон ( итал. Geronimo Stilton) - литературный псевдоним итальянской писательницы Элизабетты Дами . Произведения писательницы написаны от имени главного… Развернуть
Андреа Де Карло — итальянский писатель.
Родился и вырос в Милане. Окончил классический лицей им. Джованни Бирше. В университете изучал современную литературу и новейшую историю. Некоторое время работал фотографом, был ассистентом Оливьеро Тоскани.
Много путешествовал по США, жил сначала в Бостоне, затем в Нью-Йорке, Санта-Барбаре и Лос-Анджелесе, где преподавал итальянский язык. Затем переехал в Австралию, жил в Сиднее и Мельбурне. В этот период Де Карло написал два романа, задуманные как «упражнения в стиле», которые он решил не публиковать.
Спустя некоторое время он вернулся в Италию, жил в Милане и Риме, а затем в сельской местности недалеко от Урбино. В 1981 году издательство Einaudi опубликовало его первый роман, Treno di Panna. Итало Кальвино написал к нему предисловие. Позже роман был экранизирован.
Его второй роман, Uccelli da gabbia e da voliera, опубликованный весной 1982 года, был высоко оценён Федерико Феллини, с которым Де Карло работал в качестве ассистента режиссёра на съёмках фильма E la nave va. К окончанию съёмок Де Карло сделал короткометражный фильм Le facce di Fellini, повествующий об отношениях великого режиссёра и его актёров. Позднее Де Карло сотрудничал с Микеланджело Антониони — написал сценарий фильма, который так и не был снят.
Романы Де Карло переведены на английский, немецкий, французский, испанский, португальский, русский, словенский, норвежский, корейский, хорватский, датский, иврит, финский, японский, литовский.
Любит верховую езду, играет на гитаре.
Андреа Де Карло — итальянский писатель. Родился и вырос в Милане. Окончил классический лицей им. Джованни Бирше. В университете изучал современную литературу и новейшую… Развернуть
Кристиан Диор родился 21 января 1905 года в небольшом нормандском городке Гранвиль, бывшем рыбацком порту на берегу Ла-Манша на северо-западе Франции. В 1911 году семья маленького Кристиана переехала в Париж. Родители у него были обеспеченными людьми, поэтому, несмотря на то, что был вторым из пятерых детей, в детстве он ни в чем не нуждался. Его отец сделал состояние на торговле химическими удобрениями, а мать превращала деньги в удовольствия. Начальное образование он получил дома, и первоначально, по настоянию родителей, готовился к дипломатической карьере. Кристиан поступил в Свободную школу политических наук, но на этом его политическая деятельность и закончилась. Вместо занятий по международному праву и географии, будущий кутюрье проводил время в музеях, учился музыкальной композиции и живописи. В 1928 году Кристиан с другом Жаном Бонжаком открыл арт-галерею, где выставлялись работы Дерена, Матисса, Пикассо.
Трагическим для Кристиана стал 1931 год: от рака умирает его мать, а отец, оказавшись жертвой мошенничества, терпит банкротство и заболевает туберкулёзом. Закрывается и галерея Кристиана, ведь большей частью она финансировалась его отцом. Именно тогда он начал продавать свои рисунки: эскизы шляпок и платьев печатают в журнале Le Figaro Illustre. Несмотря на то, что его модели шляп пользовались гораздо большим успехом, чем одежда, Кристиан решает специализироваться именно на моделях одежды. В 1938 году он был замечен известным модельером Робером Пиге (Robert Piguet), но война помешала бурному развитию карьеры. Диор уходит в армию и служит на юге Франции. Но уже в 1941 году он возвращается в Париж и работает для известного модельного дома Lucien Lelong.
В 1942 Кристиан создал парфюмерную лабораторию, выросшую затем в фирму Christian Dior Perfume. «Достаточно открыть флакон, чтобы возникли все мои платья, а каждая женщина, которую я одеваю, оставляла за собой целый шлейф желаний. Духи — необходимое дополнение личности женщины, это завершающий аккорд для платья, это роза, которой Ланкре подписывал свои картины», — объяснял позже свой замысел Диор.
После войны, в 1946, при финансовой поддержке текстильного фабриканта Marcel Boussac, он открывает собственный дом моды.
В своей первой же коллекции 1947 года, Диор создает совершенно новую концепцию New Look. Это была «романтическая линия», с новым вариантом кринолина, тонкой талией и прилегающим лифом. В этом силуэте он воплотил собственное представление о женственности, которой так не хватало в эпоху войны с ее форменной одеждой и «трудовой повинностью» для женщин. Поначалу к новому дизайнеру отнеслись с опаской, однако уже через год вся Европа и Америка приняли новый стиль.
Именно благодаря своему оптимизму и острому инстинкту, позволяющему ему угадывать, что требуется послевоенной Франции, Он стал одним из тех, кто помог вернуть послевоенному Парижу звание столицы мировой моды.
Диор всю жизнь трудился не покладая рук, что впоследствии отрицательно повлияло на его здоровье. В 1957 году он скоропостижно скончался, находясь на оздоровительном курорте в Италии.
Кристиан Диор родился 21 января 1905 года в небольшом нормандском городке Гранвиль, бывшем рыбацком порту на берегу Ла-Манша на северо-западе Франции. В 1911 году семья… Развернуть
Джованни Реале (итал. Giovanni Reale; 15.04.1931, Кандия-Ломеллина, Италия — 15.10.2014, Луино, Италия) — итальянский учёный-философ, историк философии, специалист по античной философии. Профессор. Автор многих работ.
Окончил Католический университет Святого Сердца в Милане, затем учился в университетах Марбурга и Мюнхена.
Несколько лет профессор Пармского университета, затем с 1972 года многолетний профессор истории античной философии альма-матер, где основатель Центра метафизических исследований. С 2005 года преподавал на новом факультете философии в частном университете в Милане.
На протяжении многих лет был профессором кафедры истории античной философии Католического университета в Милане, где он основал "Научно-исследовательский центр метафизика». В 2005 он начал работу по созданию международный центр по изучению Платона. Его научные интересы затрагивали весь спектр древней языческой и христианской мысли, самыми любимыми авторами были Аристотель , Платон , Плотин , Сократ и Августин Блаженный. В дополнение к конкретной области античной философии, Реале работал над учебниками в области истории философии в целом, в частности в подготовке известного пособия для университетов в соавторстве с Дарио Антисери.
Среди его учеников Джузеппе Джирдженти и другие.
Соавтор (с Дарио Антисери) многотомного учебника «Западная философия от истоков до наших дней» (1-е изд. 1983), переведенного и на русский язык (СПб., 1994—96), а также другие языки, в частности китайский.
Джованни Реале (итал. Giovanni Reale; 15.04.1931, Кандия-Ломеллина, Италия — 15.10.2014, Луино, Италия) — итальянский учёный-философ, историк философии, специалист по античной… Развернуть
Дарио Антисери (Dario Antiseri, род. 09.01.1940 г., Фолиньо, Италия) - итальянский философ и педагог.
С 1975 по 1986 был профессором философии языка в « Университете Падуи, с 1986 по 2009 год занимал кафедру „Методология социальных наук“в университете LUISS в Риме. В феврале 2002 года он был награжден вместе с Джованни Реалом , почетным дипломом МГУ . Он сотрудничает с газетой Avvenire .
Его известность высока отчасти из-за издание учебников, широко используемых философии.
Дарио Антисери (Dario Antiseri, род. 09.01.1940 г., Фолиньо, Италия) - итальянский философ и педагог.
С 1975 по 1986 был профессором философии языка в « Университете Падуи, с… Развернуть
Сара Раттáро - современная итальянская писательница.
Родилась и проживает в Генуе. Работает в международной фармацевтической компании.
В 1999 году закончила с отличием биологический факультет Университета Генуи.
В 2006 получила диплом магистра в области социальных наук «Бритва Оккама» в Турине.
В 2009 году защитила еще один диплом по специальности «Коммуникация».
Сара Раттáро - современная итальянская писательница.
Родилась и проживает в Генуе. Работает в международной фармацевтической компании.
В 1999 году закончила с отличием… Развернуть
Родился в Тоскане, живет в Риме. С детства был влюблен в кинематограф и телевидение, ставшие его основной профессией.
Несколько лет работал в кино в качестве сценариста, сотрудничал с Тонино Гуэрра, создал несколько успешных телепрограмм.
В настоящее время является вицепрезидентом телекомпании RAI 1
Родился в Тоскане, живет в Риме. С детства был влюблен в кинематограф и телевидение, ставшие его основной профессией.
Несколько лет работал в кино в качестве сценариста,… Развернуть
Илария Тути - итальянская писательница.
Живет в Хемона-дель-Фриули, провинции Удине. Имеет экономическое образование. Страстно увлекается живописью, а в свободное время работает в небольшом независимом издательстве.
«Цветы над адом» - дебютный роман и первая книга в трилогии о Терезе Батталья. Он вошел в десятку бестселлеров по публикациям и стал самым большим дебютом 2018 года в Италии.
За свой рассказ «Языческое дитя» писательница получила литературную премию Gran Giallo Città di Cattolica 2014 года.
Илария Тути - итальянская писательница. Живет в Хемона-дель-Фриули, провинции Удине. Имеет экономическое образование. Страстно увлекается живописью, а в свободное время… Развернуть
Американский беллетрист, сын скульптора Томаса Кроуфорда. Младший брат Мери Кроуфорд Фрейзер, известной в свое время писательницы, жены британского дипломата Хью Фрейзера.
Родился в Италии, воспитывался в Англии и много лет жил безвыездно в Риме. Марион окончил школу Св. Павла, в Нью-Гэмпшире, северо-восток Соединенных Штатов. После чего продолжил свое обучение в Гарварде, затем в Кембридже, Гейдельберге и Риме.
Заинтересовавшись санскритом, он отправился в Индию, где занимался редакцией «The Indian Herald» в Аллахабаде. Но вскоре Кроуфорд вернулся в Америку, где в течение года продолжил занятия санскритом, с профессором Гарварда Ланманом. К тому же времени относится написание его первого романа «Г-н Айзек: История современной Индии» (Mr. Isaacs: A Tale of Modern India), опубликованного в 1882 году. Это издание очень быстро стало популярным, и за ним последовали новые работы. Пребывание в Индии благотворно сказалось на творчестве писателя. Вернувшись в Италию в 1883. В октябре следующего года он женился на мисс Бердан, дочери прусского графа. После чего, большую часть жизни Марион провел в Сорренто.
Из его романов в своё время пользовались известностью «Zoroaster», «Mr. Isaac», «Dr. Claudius», «A roman Singer», «Marzio’s Crucifix», «Paul Patoff», «With the immortals». ©
Фрэнсис Марион Кроуфорд (англ. Francis Marion Crawford; ранее была принята транслитерация Крафорд; 2 августа 1854, Баньи-ди-Лукка, Тоскана — 9 апреля 1909, Сорренто, Кампания) — плодовитый американский беллетрист, сын скульптора Томаса Кроуфорда.
Родился в Италии, воспитывался в Англии и много лет жил безвыездно в Риме.
Из его романов в своё время пользовались известностью «Zoroaster», «Mr. Isaac», «Dr. Claudius», «A roman Singer», «Marzio’s Crucifix», «Paul Patoff», «With the immortals».
Американский беллетрист, сын скульптора Томаса Кроуфорда. Младший брат Мери Кроуфорд Фрейзер, известной в свое время писательницы, жены британского дипломата Хью Фрейзера.… Развернуть
Бенито Амилькаре Андреа Муссолини — итальянский политический деятель, литератор, лидер фашистской партии (НФП), диктатор, вождь (дуче), возглавлявший Италию (как премьер-министр) с 1922 по 1943, один из основателей итальянского фашизма, включавшего в себя элементы корпоративизма, экспансионизма и антикоммунизма в сочетании с цензурой и государственной пропагандой.
Родился 29 июля 1883 в селении Довиа провинции Форли-Чезена в Эмилии-Романье. Отец, не имевший образования, но активно интересовавшийся политической жизнью, дал старшему сыну имя Бенито в честь мексиканского реформатора-президента Бенито Хуареса, а также дал ему два других имени — Андреа и Амилькаре в честь социалистов Андреа Косты и Амилькаре Чиприани.
Семья Муссолини занимала три небольшие комнаты на втором этаже трёхэтажного дома. Его мать была учительницей и набожной католичкой. Отец зарабатывал на жизнь кузнечным и столярным ремеслами. Он — воинствующий социалист (составлял тексты воззваний и выступал на митингах) — за свои идеи несколько раз попадал в тюрьму. Познакомил сына с анархо-синдикалистскими, антиклерикальными и антимилитаристскими идеями. Будучи маленьким мальчиком, Муссолини помогал своему отцу в кузнечном деле. Под влиянием отца Бенито тоже стал социалистом. Из-за конфликта между родителями в отношении религии Муссолини, в отличие от большинства итальянцев, так и не был крещён.
Муссолини жили небогато, но могли позволить себе оплатить учёбу старшего сына, которого они определили в школу монахов в Фаэнце в 1892. Жизнь в школе жёстко регламентировалась различными правилами и установлениями. Первый год обучения в школе Муссолини отметил тем, что пырнул ножом старшего по возрасту мальчика. После слёз матери и вмешательства епископа Форли директор изменил решение об исключении его из школы. В 1895 из-за буйного неуправляемого поведения его пришлось перевести в другую школу. Уже тогда будущий дуче пытался руководить товарищами, был злопамятен и жесток, часто влезал в драки.
С 1900 Муссолини активно интересовался политикой, писал статьи для социалистических газет в Форли и Равенне. После окончания гимназии в 1901 получил диплом преподавателя младших классов и устроился на работу в деревне Пьеве-Саличето, где вскоре возглавил социалистов и стал членом местного комитета трудящихся.
Чтобы избежать военной службы, Муссолини в 1902 эмигрировал в Швейцарию. Он некоторое время работал каменщиком в Женеве, однако не смог найти себе постоянную профессиональную работу и бродяжничал. Бенито быстро выделился из массы итальянских эмигрантов, так как умел читать, писать, складно говорить и сносно изъясняться по-французски. Ещё в годы учёбы Муссолини пристрастился к публичным выступлениям, полюбил аплодисменты и внимание толпы. Он пробовал себя в роли оратора уже с 18 лет, выступая перед небольшими аудиториями. Постоянно работая над собой, Муссолини научился говорить с чувством, имитировать возбуждение, делая вид, что идея его полностью охватила.
В 1902 в Лозанне познакомился с видным экономистом и социалистом профессором Вильфредо Парето, посещал его лекции. На одном из политических собраний он познакомился с марксистами Анжеликой Балабановой и Владимиром Лениным. Балабанова, родом из богатой еврейской семьи, живущей на Украине, была вынуждена покинуть родину из-за своих коммунистических убеждений. Благодаря ей Муссолини стал читать Ницше, Штирнера, Маркса, Бабёфа, Сореля. На Муссолини произвела большое впечатление работа Сореля, акцент в которой был сделан на потребности в свержении декадентской либеральной демократии и капитализма при помощи насилия, прямого действия и всеобщей забастовки. В это время он присоединился к марксистскому социалистическому движению. Муссолини навсегда остался ярым приверженцем прямого действия, не скованного никакими моральными преградами. Формулы и теории, по его убеждению, имели значение лишь после совершения акта насилия, служили его оправданию, а приоритет действия всегда был абсолютным и универсальным.
В 1903 Муссолини был арестован швейцарской полицией (по запросу Италии) за уклонение от призыва, но уже в ноябре 1904, после погашения судимости в результате амнистии по случаю дня рождения принца Умберто, он был депортирован в Италию и впоследствии добровольцем записался в итальянскую армию. Он прибыл в военный округ Форли и 30 декабря 1904 начал проходить военную службу в 10-ом стрелковом полку в Вероне. 19 января 1905 он получил разрешение отлучиться домой и оказать помощь умирающей матери. После этого он вернулся в полк для дальнейшего прохождения военной службы, по окончании которой получил благодарность за хорошее исполнение своих обязанностей. После двухлетней службы в армии (с января 1905 по сентябрь 1906) Муссолини 4 сентября 1906 вернулся в Предаппио для продолжения преподавательской деятельности.
Вскоре после этого он отправился работать в Тольмеццо, где 15 ноября получил работу в качестве заместителя директора школы. У него были прекрасные отношения с учениками, но за громогласную декламацию стихов его считали чудаком. В ноябре 1907 Муссолини получил квалификацию на право обучения французскому языку, а в марте 1908 он стал профессором французского колледжа, где обучал итальянскому языку, истории и географии. В Онеглии он стал редактором социалистического еженедельника La Lima, в котором критиковал правительство Джолитти и Ватикан, обвиняя их в защите интересов капитализма, а не пролетариата. Газета вызывала у него большой интерес, Муссолини понимал, что журналистика может быть политическим инструментом. В 1907 Муссолини стали называть «пикколо дуче». Этой чести он удостоился после высылки из кантона Женевы. Спустя несколько лет этот титул, но уже без определения «пикколо» замелькал в газете революционной фракции итальянских социалистов La Soffitta.
Возвратившись в Предаппио, Муссолини организовал забастовку сельскохозяйственных рабочих. 18 июля 1908 он был арестован за угрозы в адрес директора сельскохозяйственной организации. Был приговорён к трём месяцам тюремного заключения, но после 15 дней его выпустили на свободу под залог. В сентябре того же года он был вновь помещён в тюрьму на десять дней за проведение несанкционированного митинга в Мельдоле.
В ноябре он переехал в Форли, где жил в арендованной комнате со своим отцом, который после этого открыл ресторан со своим партнёром Анной Ломбарди. За это время Муссолини опубликовал на страницах свободного журнала революционного синдикализма, выходившего в Лугано, статью «Философия силы».
После долгих поисков в феврале 1909 Муссолини подыскали работу в австро-венгерском городе Тренто, населённом итальянцами. 6 февраля 1909 он переехал в Тренто, столицу итальянского ирредентизма, где был избран секретарём Трудового центра, и стал руководителем своей первой ежедневной газеты: L’avvenire del Lavoratore. В Тренто он познакомился с социалистическим политиком и журналистом Чезаре Баттисти и стал редактировать его газету Il Popolo. Для этой газеты он написал в соавторстве с Санти Корвайя роман «Клаудиа Партичелла, любовница кардинала», который печатался с продолжением в течение 1910. Роман был радикально антиклерикальным, и несколько лет спустя, после перемирия Муссолини с Ватиканом, был изъят из обращения. Вернувшись в Италию, он провёл некоторое время в Милане, а затем в 1910 вернулся в свой родной Форли, где стал редактором еженедельного журнала Lotta di Classe.
Дуче стремительно завоевывал популярность в итальянской социалистической партии. В этом ему помогал талант журналиста. Он писал статьи в больших количествах легко, без напряжения, используя простой, доступный массам язык, нередко переходя в своей лексике границы приличия. Он умел придумать броские заголовки, выбрать самые животрепещущие темы, больше других волнующие читателя, чувствовал настроения масс и знал наперёд, что они хотят услышать.
В сентябре 1911 Муссолини выступил против колониальной войны в Ливии, организовал забастовки и манифестации, чтобы помешать отправке войск на фронт.
В ноябре за свою антивоенную деятельность он попал в тюрьму на пять месяцев. После освобождения он помог исключить из рядов партии двоих «ревизионистов», поддерживающих войну, Иваноэ Бономи и Леонида Биссолати. В результате этого, в апреле 1912, он был награждён редакцией газеты Avanti! должностью редактора. Под его руководством тираж увеличился с 20 000 до 80 000 экз., и она стала одной из самых читаемых в Италии.
В декабре 1912 Муссолини назначили главным редактором Avanti!. После назначения он переселился в Милан. В июле 1912 он принял участие в съезде социалистической партии в Реджо-Эмилия. На съезде он, говоря о неудавшемся покушении на короля, заявил: «14 марта простой каменщик стреляет в короля. Этот случай показывает нам, социалистам, путь, по которому мы должны следовать». Зал встает и устраивает ему овацию.
В 1913 он опубликовал историческую и политическую биографию, описывающую жизнь и миссию чешского церковного реформатора Яна Гуса. Во время этого социалистического периода своей жизни Муссолини иногда использовал псевдоним Vero Eretico (ит. «подлинный еретик»).
Отстаивая вначале нейтралитет Италии, он внезапно изменил свою позицию и поместил в статью, где высказался за вступление в войну против Германии:
Отказываться проводить различия между одной войной и другой войной, позволять себе выступать против всех войн вообще — это свидетельство глупости, граничащей с идиотизмом. Тут, как говорится, буква убивает разум. Победа Германии означала бы конец свободы в Европе. Необходимо, чтобы наша страна заняла позицию, выгодную Франции.
Руководство социалистической партии вызвало Муссолини и потребовало от него объяснений. После споров Бенито пришлось оставить пост главного редактора, и он оказался, по сути дела, на улице.
Муссолини ездил по всей Италии с публичными выступлениями. Он обвинял социалистов в намерении задушить национальные чаяния народа, называл немцев «европейскими пиратами», а австрийцев — «палачами итальянского народа». Он утверждал, что «германский пролетариат, последовав за кайзером, уничтожил Интернационал и таким образом освободил итальянских рабочих от обязательства не вступать в войну». Муссолини провозгласил, что «нейтралитет в основе есть не что иное как откровенный эгоизм».
После вступления Италии в войну, в августе 1915, Муссолини призвали в армию, и он был распределён в полк берсальеров, который был направлен на участок фронта у реки Изонцо. Товарищи по оружию ценили Муссолини за отзывчивость, оптимизм, образцовую храбрость — во время атак он первым выскакивал из окопа с возгласами «Да здравствует Италия!». В конце ноября Муссолини попал в госпиталь из-за заболевания тифом.
В феврале 1916 Муссолини получил чин капрала (в приказе о присвоении чина было указано: «за примерную службу, высокий моральный дух и храбрость»).
В феврале 1917 при пристрелке миномёта мина взорвалась в стволе, и Муссолини получил тяжёлые ранения ноги, из-за чего был демобилизован. До конца жизни ему приходилось ходить в ортопедическом сапоге.
После окончания Первой мировой войны Муссолини решил, что социализм как доктрина потерпел крах. В 1917 он начал свою политическую деятельность, получая £100 в неделю от MI-5, британской службы безопасности; эта помощь была разрешена сэром Сэмюелем Хором.
В начале 1918 Муссолини заявил, что для возрождения итальянской нации требуется «жестокий и энергичный человек». Намного позже Муссолини сказал, что в 1919 он чувствовал, что «социализм как доктрина был уже мёртв; он продолжал существовать лишь как недовольство».
23 марта 1919 в Милане Бенито Муссолини провёл учредительное собрание новой организации «Итальянский Союз борьбы».
На выборах в мае 1921 Муссолини поддержал премьер-министра и лидера либеральной партии Джованни Джолитти. В результате 35 депутатов от фашистов во главе с Муссолини прошли в Палату депутатов итальянского парламента. 7 ноября 1921 «Итальянский Союз борьбы» был преобразован в национальную фашистскую партию.
Муссолини и фашистам удавалось быть одновременно революционерами и традиционалистами. Фашисты под руководством одного из близких приближённых Муссолини, Дино Гранди, сформировали вооружённые отряды ветеранов войны под названием чернорубашечников (или сквадристов) с целью восстановления порядка на улицах Италии сильной рукой. Чернорубашечники сталкивались с коммунистами, социалистами и анархистами на парадах и демонстрациях; все эти фракции также сталкивались между собой. Правительство редко вмешивались в действия чернорубашечников, отчасти из-за нависшей угрозы и широко распространённого опасения коммунистической революции. Число фашистов росло так быстро, что в течение двух лет образовалась национальная фашистская партия в конгрессе в Риме. Кроме того, в 1921 Муссолини был избран в Палату депутатов. В то же время, примерно с 1911 до 1938, у Муссолини были различные дела с еврейским автором и академиком Маргаритой Сарфатти, названной «еврейской матерью фашизма».
27 октября 1922 начался многотысячный поход на Рим сторонников фашистской партии. Однако правительственных войск, на которые бы мог рассчитывать Рим, было значительно больше. Испугавшись возможной гражданской войны, а, по некоторым сведениям, намёков на его возможное смещение дворцовым переворотом со стороны экономической элиты, король Виктор Эммануил III не подписал акт премьер-министра об объявлении чрезвычайного положения в стране и сопротивлении фашистам. Он провёл встречу с Муссолини и назначил того премьер-министром Италии. Вскоре Виктор Эммануил III и Муссолини вместе встречали входящие в город отряды НФП. Уже к вечеру 30 октября Муссолини заканчивает формировать Кабинет министров. Парламент, состоящий в основном из либералов, под нажимом проголосовал за доверие новому правительству.
10 апреля 1923 в Ватикане на встрече с кардиналом Пьетро Гаспарри Муссолини обещает очистить Италию от коммунистов и масонов, усилить санкции против тех, кто оскорбляет религию, установить изображения распятого Христа в школах и в судебных учреждениях, ввести обязательное религиозное воспитание в учебных заведениях и восстановить в армии должность военных священников.
Будучи не в состоянии обрисовать в общих чертах последовательную программу, фашизм превратился в новую политическую и экономическую систему, которая объединила тоталитаризм, национализм, антикоммунизм, антикапитализм и антилиберализм в государство, предназначенное для объединения всех классов под корпоративную систему («Третий Путь»). Это была новая система, в которой государство захватило контроль над организацией жизненно важных сфер. Под знаменами национализма и государственной власти, фашизм, казалось, синтезировал великолепное римское прошлое с футуристической утопией.
После 1922 Муссолини взял под личный контроль министерства внутренних дел, иностранных дел, колоний, корпораций, обороны и общественных работ. Были периоды, когда он возглавлял семь министерств одновременно, а также занимал должность премьер-министра страны. Он также был главой всесильной фашистской партии и вооружённой фашистской милиции «чернорубашечников», которые подавляли в зародыше всякое сопротивление режиму в городах и провинциях. Позже он сформировал ОВРА — личную службу безопасности дуче. Его действия были направлены на удержание власти в своих руках и предотвращение появления любого конкурента.
Между 1925 и 1927 Муссолини постепенно ликвидировал практически все конституционные и обычные ограничения на свою власть, строя таким образом полицейское государство. Закон, принятый в канун Рождества 1925, изменил официальное название должности Муссолини с «председателя совета министров» на «главу правительства». Он больше не нёс ответственности перед парламентом и мог быть отстранён от дальнейшего исполнения своих полномочий лишь королём. Была упразднена местная автономия, и подесты были заменены мэрами и консулами.
Все остальные партии были запрещены лишь в 1928, хотя на практике Италия стала однопартийным государством в 1925. В том же самом году избирательный закон отменил парламентские выборы. Вместо этого Большой фашистский совет выбирал единый список кандидатов, которые будут утверждены путём плебисцита. Большой совет был создан пятью годами ранее как партийный орган, но был «конституализирован» и стал высшим конституционным органом в государстве. Большой совет имел право вынести на обсуждение вопрос об отстранении Муссолини от должности. Однако только Муссолини мог созвать Большой совет и определить его повестку дня. Чтобы укрепить контроль над Югом, особенно Сицилией, он назначил Чезаре Мори префектом города Палермо, с требованием уничтожить мафию любой ценой. Новый префект не колеблясь осаждал города, применял пытки, держал женщин и детей в качестве заложников, обязывая подозреваемых сдаться. За такие жестокие методы он получил прозвище «Железный префект». Муссолини назначил Мори сенатором, а фашистская пропаганда возвестила стране, что мафия была разгромлена.
По всей Италии Муссолини начал несколько общественных строительных программ и правительственных инициатив для борьбы с экономическими трудностями и безработицей. Заброшенные и невозделываемые территории были быстро приведены в порядок и заселены 78 тыс. крестьян из самых бедных районов Италии. Работы стали проводить на берегах реки По, на заболоченных равнинах по берегам Тирренского и Адриатических морей. Более 60 тыс. гектаров болот, столетиями остававшиеся рассадниками малярии, были осушены и разделены на 3 тыс. участков для бедных. Там же строились новые города. С 1922 по 1930 число клиник и больниц увеличилось в четыре раза.
Также он боролся с экономическим спадом, вводя программу «Золото для Родины», поощряя общественность добровольно жертвовать золотые драгоценности, такие как ожерелья и обручальные кольца, правительственным чиновникам в обмен на стальные браслеты с надписью «Золото для Родины». Даже Ракеле Муссолини пожертвовала своё собственное обручальное кольцо. Собранное золото расплавили и превратили в золотые слитки, которые затем были распределены среди национальных банков.
Муссолини стремился к государственному контролю над бизнесом: в 1935 Муссолини утверждал, что три четверти итальянских фирм находятся под государственным контролем. В том же году он издал несколько указов для дальнейшего контроля экономики. В 1938 он установил заработную плату и регулировал цены.
Проводимая им социальная политика приносит Муссолини признание во всём мире.
Как итальянского диктатора, Муссолини в первую очередь волновала пропаганда и покорение умов итальянцев. Пресса, радио, образование, фильмы — всё тщательно контролировалось для создания иллюзии о том, что фашизм является доктриной XX века, способной заменить либерализм и демократию.
В 1929 с Ватиканом были подписаны «Латеранские соглашения», в соответствии с которыми итальянское государство было наконец признано римско-католической церковью, а Ватикан, в свою очередь, был признан итальянским государством. В 1927 Муссолини был крещён католическим священником для успокоения католической оппозиции, которые по-прежнему критиковали фашистский режим, который убрал папскую собственность и фактически шантажировал Ватикан.
Кодексы парламентской системы были переписаны под Муссолини. Все преподаватели в школах и университетах должны были дать клятву, что будут защищать фашистский режим. 10 июля 1924 выходит постановление, имеющее силу закона, которое вводит ограничение на свободу прессы. Муссолини лично выбирал газетных редакторов и ввёл запрет на журналистскую деятельность без одобрительного сертификата от фашистской партии. Эти сертификаты выдавались тайно; таким образом, Муссолини умело создал иллюзию «свободной прессы». 31 июля 1924 в Италии создали министерство по делам печати и пропаганды, главой которого был назначен Дино Альфьери. Принятые им меры привели к закрытию большинства оппозиционных газет. Профсоюзы также были лишены какой-либо самостоятельности и были объединены в «корпоративную систему». Цель состояла в том, чтобы разместить всех итальянцев в различные профессиональные организации или «корпорации», которые находились под тайным правительственным контролем.
31 октября 1926 был принят новый закон, дающий право правительству издавать законы без согласования с парламентом. А уже 24 декабря министр юстиции Альфредо Рокко издает ряд законов, направленных на ликвидацию административных и политических институтов демократической системы. Дуче обрёл всю полноту исполнительной власти и более не отвечал ни перед кем, кроме короля.
Во внешней политике Муссолини переходил от пацифистского антиимпериализма к агрессивному национализму. Он мечтал сделать Италию страной, которая бы была «великой, уважаемой» и которую бы «боялись» по всей Европе и во всём мире.
Отношения между Муссолини и Гитлером вначале были неоднозначными. Муссолини был особенно чувствителен к немецким обвинениям, что итальянцы — это смешанная раса. Обсуждая нацистское постановление, что немцы должны иметь паспорт, приписывающий их или к арийской расе, или к евреям, летом 1934, Муссолини поинтересовался, каким образом они будут определять членство в «германской расе».
14 июня 1934 Муссолини принимает Гитлера в Венеции. По окончании визита дуче так отозвался о своём госте:
Этот назойливый человек... этот Гитлер — существо свирепое и жестокое. Он заставляет вспомнить Аттилу. Германия так и осталась со времен Тацита страной варваров. Она — извечный враг Рима.
После пяти отказов посетить Германию дуче наконец принимает приглашение фюрера в сентябре 1937. Одетый в форму штурмовых отрядов Гитлер на протяжении недели разворачивает перед гостем вереницу грандиозных парадов, собирает огромные митинги, демонстрирует весь блеск хорошо отлаженной военной машины, одновременно показывая свою поразительную власть над толпой. Военная мощь Германии, дисциплина и высокий моральный дух солдат потрясают дуче. В Берлине перед многотысячной толпой Муссолини провозгласил:
Итальянский фашизм обрёл наконец друга, и он пойдёт со своим другом до конца.
Гитлер был полон решимости начать вторжение в Польшу, хотя Галеаццо Чиано предупредил, что это, вероятно, приведёт к войне с союзниками. Гитлер отклонил комментарий Чиано, предсказывая, что вместо этого Великобритания и другие западные страны отступят, и предложил Италии начать вторжение в Югославию. Муссолини предложение казалось заманчивым, но объявление войны было бы губительным для Италии ввиду крайней нехватки вооружения. Однако, вопреки обязательствам Италии, после начала войны между Германией и Польшей, Францией и Великобританией, дуче заявляет о своем нейтралитете. Он приказывает ускорить работы по строительству оборонительных сооружений на границе с Германией. Кроме того, Италия продолжает поставлять Франции авиационное оборудование и автомобили.
После начала Второй мировой войны министр иностранных дел Италии Чиано и представитель Великобритании виконт Галифакс проводили тайные телефонные переговоры. Британцы хотели видеть Италию на своей стороне против Германии, как это было в Первой мировой войне. Французское правительство было настроено к Италии более прохладно.
18 марта 1940 дуче встречается с Гитлером на перевале Бреннер. Муссолини дал обещание вступить в войну, однако лишь после того, как основные силы Франции будут разгромлены немцами. Он претендовал на исторически итальянские земли, некогда отторгнутые Францией — Корсику, Савойю и Ниццу, а также Тунис.
Муссолини, будучи убеждённым, что война скоро закончится немецкой победой, решил вступить в войну на стороне Оси. Соответственно, Италия объявила войну Великобритании и Франции 10 июня 1940 года. Италия присоединилась к немцам в борьбе за Францию, борясь с укрепленной альпийской линией на границе. Однако, 32 итальянские дивизии оказались не в состоянии сколько-нибудь значительно потеснить 6 французских дивизий с их позиций в Альпах. Только спустя одиннадцать дней Франция сдалась державам Оси. Под контроль итальянцев перешла Ницца и другие юго-восточные районы Франции. Тем временем итальянские силы восточной Африки напали на британцев в Судане, Кении и британской колонии Сомалиленд. 3 августа 1940 британский Сомалиленд был завоёван и стал частью итальянской Восточной Африки.
Прошло более месяца, прежде чем десятая итальянская Армия, которой командовал генерал Родольфо Грациани, перебралась из итальянской Ливии в Египет, где были расположены британские силы. 25 октября 1940, Муссолини послал итальянский воздушный корпус в Бельгию, который сражался против Великобритании в течение двух месяцев. В октябре Муссолини послал итальянские силы в Грецию, начав итало-греческую войну. После первоначальных успехов последовали неприятности, поскольку греческая контратака не ослабевала, в результате чего Италия потеряла четверть Албании. Вскоре Германия перебросила часть своих сил на Балканы для борьбы с собирающимися союзниками.
Из-за опасности потерять контроль над всеми итальянскими владениями в Северной Африке Германия послала Африканский корпус для поддержки Италии. Со вторжением войск Оси на территорию Советского Союза Муссолини объявил войну Советскому Союзу в июне 1941 и послал туда армию. После японского нападения на Перл-Харбор он объявил войну США.
23 октября 1942 началось контрнаступление английских войск под Эль-Аламейном, кончившееся полным разгромом итальянцев и немцев. 8 ноября в Марокко начали высадку американцы. 13 мая 1943 итальяно-германские войска в Африке общей численностью 250 тыс. человек (примерно половина из них — итальянцы) капитулировали в Тунисе. 10 июля англо-американцы высадились на Сицилии. 19 и 20 июля Муссолини встречался с Гитлером в Фельтре, прося его организовать оборону Сицилии; но Гитлер, занятый сражением на Курской дуге, не имел возможности помочь союзнику и потребовал от Муссолини эвакуироваться.
К этому моменту среди элиты, включая даже верхушку фашистской партии, сформировалось убеждение о необходимости смещения Муссолини и выхода из войны. При известии о высадке в Сицилии лидеры партии во главе с Дино Гранди начали настаивать, чтобы Муссолини созвал Большой совет. Не собиравшийся с 1939, совет был созван 24 июля под председательством Гранди и вынес резолюцию, требовавшую отставки Муссолини и передачи верховного командования армией в руки короля. Муссолини не признал эту резолюцию обязательной для себя, но на следующий день он был вызван на аудиенцию к королю и там арестован. Было сформировано правительство во главе с маршалом Пьетро Бадольо, начавшее тайные переговоры с англо-американцами. Известие об аресте Муссолини вызвало бурные антифашистские выступления, и 27 июля было объявлено о роспуске фашистской партии.
Бадольо начал тайные переговоры с союзниками о выходе из войны, и 3 сентября было подписано перемирие, одним из пунктов которого являлась выдача Муссолини. В тот же день англо-американцы начали высадку в Италии. 8 сентября о выходе Италии из войны было объявлено официально. В ответ немцы оккупировали Италию.
12 сентября 1943 Муссолини был освобождён немецкими десантниками под командованием Отто Скорцени. К этому времени у Муссолини было очень слабое здоровье, и он хотел уйти на покой. Он был немедленно доставлен в Германию для разговора с Гитлером. Там Гитлер сказал ему, что, если он не согласится возвратиться в Италию и создать там новое фашистское государство, то будут разрушены Милан, Генуя и Турин. Муссолини договорился о создании нового режима — Итальянской социальной республики, неофициально известной как Республика Сало из-за столицы в городе Сало.
Уступая давлению со стороны Гитлера и оставшихся лояльными фашистов, которые сформировали правительство Итальянской социальной республики, Муссолини помог организовать серию казней некоторых фашистских лидеров, которые предали его на последнем заседании Большого совета. Один из казнённых был его зятем Галеаццо Чиано. Как глава государства и министр иностранных дел Итальянской социальной республики, Муссолини использовал большую часть времени для написания мемуаров.
17 апреля 1945 Муссолини приезжает в Милан. Он собирался организовать сопротивление в Вальтеллине или укрыться в Швейцарии. Он проводит долгие переговоры с руководителем Сопротивления генералом Кадорна и членами КНОСИ Марацца и Ломбарди.
Вскоре Муссолини и его сподвижники направляются к озеру Комо в долину Вальтеллина. Прибыв около 9 часов вечера в город Комо, они занимают здание префектуры. Здесь к Муссолини присоединилась Ракеле Муссолини, но на следующее утро дуче простился с ней. Маленький отряд продвигался вдоль озера Комо к Менаджо. Маршал Грациани, боясь попасть в руки партизан, предпочитает сдаться союзникам.
В ночь с 26 на 27 апреля беглецы присоединяются к отряду из 200 немцев, которые также собираются перейти границу. Чуть позже с ними встречаются Алессандро Паволини и Клара Петаччи. У небольшой деревеньки Муссо колонну останавливает партизанский заслон. Командир партизан предлагает колонне продолжить путь, но пропускает только немцев. Немецкий лейтенант, надев на Муссолини форму унтер-офицера люфтваффе, прячет его в кузове грузовика. Партизаны начинают осматривать машины, и один из них узнает дуче. Препровождённый в деревню Донго, Муссолини проводит ночь в крестьянском доме. Сообщение о его аресте поступает к командованию силами союзников. Между секретными службами Великобритании и США разворачивается настоящее соревнование по его похищению — Уинстон Черчилль, которому хотелось бы забыть о своём преклонении перед Бенито Муссолини в 1930-е, не прочь убрать его до того, как он станет давать официальные показания, — но этот замысел не был осуществлён.
По приказу руководства КДС небольшой отряд во главе с полковником Вальтером Аудизио забирает Муссолини и Клару Петаччи из рук партизан. 28 апреля в 16 часов 10 минут их расстреливают на окраине деревни Меццегра. Мёртвые тела дуче и его любовницы, как и тела шести других фашистских иерархов, перевозят в Милан, где подвешивают за ноги к перекрытиям бензоколонки на площади Лорето. Лицо бывшего диктатора было обезображено до неузнаваемости. После этого верёвки подрезали, и тела некоторое время лежали в сточной канаве. 1 мая Муссолини и Петаччи были похоронены на миланском кладбище Музокко в безымянной могиле на участке для бедных.
Фашистского лоялиста Акилле Стараче схватили, приговорили к смертной казни, затем доставили на площадь Лорето и показали ему тело Муссолини. Стараче, который однажды сказал о Муссолини: «Он есть Бог», салютовал своему лидеру, после чего был расстрелян. Тело Стараче подвесили рядом с телом Муссолини.
В Пасху 1946 тело Муссолини было эксгумировано и похищено тремя неофашистами под руководством Доменико Леччизи. Тело было найдено в августе того же года, однако оставалось непогребенным в течение 10 лет из-за отсутствия политического консенсуса. В настоящее время тело Муссолини покоится в фамильной крипте в его родном городе Предаппио.
Бенито Амилькаре Андреа Муссолини — итальянский политический деятель, литератор, лидер фашистской партии (НФП), диктатор, вождь (дуче), возглавлявший Италию (как… Развернуть
Итальянская писательница, лауреат Нобелевской премии по литературе. В её честь назван кратер Деледда на Венере.
Её отец был землевладельцем. Грация закончила только начальную школу. Писала маленькие рассказы и отправляла их в издательство журнала мод «L'ultima moda». Вскоре она написала свою первую новеллу «Fior di Sardegna» (1892).
В 1900 году Грация вышла замуж за Пальмиро Мадезани (итал. Palmiro Madesani), служащего Министерства финансов в Кальяри, столице Сардинии. Позже семья переезжает в Рим.
В 1926 году Деледда становится лауреатом Нобелевской премии по литературе «Премии за поэтические сочинения, в которых с пластической ясностью описывается жизнь её родного острова, а также за глубину подхода к человеческим проблемам в целом». Грация продолжает много писать после получения Нобелевской премии. «La casa del poeta» (1930, «Дом Поэта») и «Sole d'estate» (1933, «Летнее солнце»).
Грация Деледда умерла в Риме в 1936 году возрасте 64 лет.
Итальянская писательница, лауреат Нобелевской премии по литературе. В её честь назван кратер Деледда на Венере. Её отец был землевладельцем. Грация закончила только начальную… Развернуть
Альберто Мелис - популярный итальянский детский писатель, учитель младших классов, журналист.
Луиджи Зойя — итальянский психоаналитик и писатель, один из лидеров юнгианской психологии.
В конце 1960-х годов получил диплом по экономике и проводил исследования в области социологии. Учился в Институте К. Дж. Юнга в Цюрихе. Получив диплом, вернулся в Цюрих и несколько лет работал в клинике.
Имел частную практику в Милане. Он также практиковал в течение двух лет в Нью-Йорке. Преподавал в Институте Цюриха Юнга, а также в университетах Палермо и Инсубрии. С 1984 по 1993 год был президентом CIPA (Centro Italiano di Psicologia Analitica), а с 1998 по 2001 год л президентом IAAP (Международной ассоциации аналитической психологии). Позже возглавлял Международный комитет по этике IAAP.
Его эссе и книги вышли на 14 языках. Книга «Отец» удостоена престижной международной психоаналитической премии «Градива», переведена на многие языки и стала мировым бестселлером.
Луиджи Зойя — итальянский психоаналитик и писатель, один из лидеров юнгианской психологии. В конце 1960-х годов получил диплом по экономике и проводил исследования в области… Развернуть
Кармело Сардо– итальянский профессиональный журналист, телеведущий и писатель.
Кармело Сардо - заместитель главного редактора новостей TG5. Начал как репортер в 1983 году в "Giornale di Sicilia" и Teleacras di Agrigento, где возглавлял крупные издания выпуска новостей. В течение семи лет работал в газете L'Ora в Палермо.
2 марта 2010 года он выпустил свой первый роман под названием "Ветер северный", который имел успех: автор получил золото премии Alabarda d'oro di Trieste за лучший роман; Приз "Vincenzo Licata" , награду "Salvo Randone". Роман был переведен на многие иностранные языки, издан во Франции с названием "Les Nuits де Favonio".
В июне 2014 года Кармело выпустил свою вторую книгу, написанную в соавторстве с заключенным Лайфера Джузеппе Грассонелли, озаглавленной "Malerba". Книга представляет собой мемуары, подлинную историю Грассонелли, который отомстил за убийство своей семьи, убивая членов Коза Ностры.
Книга "Malerba" награждена престижной премей "Leonardo Sciascia-Racalmare". Книга вышла и продается в Бразилии, Японии, Испании, Латинской Америки, Германии, Франции, Турции, России, Греции.
Снимается документальный фильм "Ero Malerba", в главной роли тот же Грассонелли.
Кармело живет и работает в Риме.
Кармело Сардо – итальянский профессиональный журналист, телеведущий и писатель. Кармело Сардо - заместитель главного редактора новостей TG5. Начал как репортер в 1983 году в… Развернуть
Джузеппе Грассонелли - пожизненно осужденный итальянский мафиози; был наемным убийцей в "Стидда" из Порто-Эмпедокле.
Прозванный Сорняк из-за своего задиристого характера, он попадает в неприятности в самом раннем возрасте. Чтобы избежать ареста за мелкую кражу, семья отправляет его к родственникам в Германию. Он вернулся на Сицилию для прохождения военной службы. 21 сентября 1986 года, в возрасте двадцати лет, только что уволенный с военной службы, он становится свидетелем расправы над своей семьей: когда его дед и дяди сидели возле бара "Альбанезе" на центральной площади Порто-Эмпедокле, коммандос, связанный с мафией Корлеонези, вступает в бой, оставляя на тротуаре трех человек мертвыми, включая его любимого деда и дядю. Джузеппе спасается, потому что он только что отправился за девушкой; однако он ранен в ногу; его выслеживают; ему удается спастись, притаившись за машиной; оттуда он узнает голос одного из убийц, который зовет своего сообщника обратно к машине.
Несколько месяцев спустя другого его дядю, честного семьянина, безжалостно убивают только за то, что его фамилия Грассонелли, оставив сиротами четырех детей.
Всех мужчин Грассонелли, выживших после уничтожения (включая его отца), впоследствии арестовали. Джузеппе - единственный, кто остается на свободе. Он возвращается в Германию, но и там его не оставляют в покое. Выбравшись из четырех засад, он организует себе возвращение на Сицилию и мстит. Он становится лидером клана Стидда, в котором собрались мафиози, сбежавшие из Cosa Nostra, и начинает брать закон в свои руки. За год службы в армии он научился обращаться с оружием. Он убивает несколько раз и не только, чтобы отомстить за безжалостно убитых членов семьи, пока его не арестовывают в ноябре 1992 года.
Я бы продолжал убивать, если бы меня не арестовали: злость на тех, кто лишил меня людей, которых я любил, заставляла меня чувствовать, что я "прав". Правда, долг цивилизованного человека - обратиться к институтам: никому нельзя позволять брать правосудие в свои руки. Но в 1980-е годы все было не так просто: это были годы, когда mafia считалась чем-то непобедимым, а государство не только казалось слабым, но и находилось далеко, далеко от Сицилии...
(Джузеппе Грассонелли, Малерба, Мондадори)
В тюрьме он обретает душевное равновесие на пути искупления и раскаяния. Изучает и заканчивает литературный факультет. Он рассказывает свою историю в книге "Сорняк", написанной в соавторстве с журналистом и своим литературным наставником Кармело Сардо. Из тюрьмы он продолжает говорить о необходимости уважения к Закону, который один может регулировать поведение людей. В 2016 году он снял документальный фильм под названием Ero malerba (Я был сорняком), который получил награды на нескольких кинофестивалях.
В настоящее время, после многочисленных переводов и длительного пребывания в тюрьме 41bis, он содержится в тюрьме Опера в Милане в условиях строгого режима.
Джузеппе Грассонелли - пожизненно осужденный итальянский мафиози; был наемным убийцей в "Стидда" из Порто-Эмпедокле. Прозванный Сорняк из-за своего задиристого характера, он… Развернуть
Виола Ардоне родилась в Неаполе в 1974 году. Преподаватель латыни и итальянского языка в средней школе, она получила степень по литературе и работала в университетском издательстве. Она является автором двух романов на итальянском языке, "Le ricette del cuore in subuglio" и "Una revoluzzione sentimentale".
Виола Ардоне родилась в Неаполе в 1974 году. Преподаватель латыни и итальянского языка в средней школе, она получила степень по литературе и работала в университетском… Развернуть
Джипи (Джан-Альфонсо Пачинотти; р. 1963) родился в Пизе. Его графические романы завоевали многочисленные премии, включая призы на фестивалях комиксов в Ангулеме, Лукке и Эрлангене. Вышедшая в 2013 году «Однастория» оказалась первым графическим романом, вошедшим в короткий список главной итальянской литературной премии «Стрега», спровоцировав горячие споры о границах литературы.
Джипи (Джан-Альфонсо Пачинотти; р. 1963) родился в Пизе. Его графические романы завоевали многочисленные премии, включая призы на фестивалях комиксов в Ангулеме, Лукке и… Развернуть
Итальянский писатель.
Выпускник отделения классической литературы Пизанского университета. Окончил Экспериментальный Центр Кинематографии в Риме. Автор пьес, радиопостановок, киносценариев, а также шести романов, переведенных во многих странах.
Живет в Риме.
Итальянский писатель.
Выпускник отделения классической литературы Пизанского университета. Окончил Экспериментальный Центр Кинематографии в Риме. Автор пьес, радиопостановок,… Развернуть