Абрам Ильич Фет (5 декабря 1924, Одесса — 30 июля 2007, Новосибирск) — советский и российский математик, философ и публицист, переводчик, доктор физико-математических наук.
Отец, Илья Яковлевич Фет — врач; родился и вырос в Ровно, учился в Париже. Мать, Ревекка Гдальевна (Григорьевна) Николаевская — домохозяйка, коренная одесситка. В 1926—1936 годах семья жила в Могилёве-Подольском, затем обосновалась в Одессе. В 15 лет А. И. Фет окончил среднюю школу и поступил в Одесский институт инженеров связи. Успел окончить первый курс, когда началась война. Семья оказалась в эвакуации в Томской области. В 1941 году Фет поступил в Томский университет на факультет математики, сразу на второй курс. В это время там преподавали профессора, эвакуированные из европейской части России. Среди них был Петр Константинович Рашевский, по рекомендации которого А. И. Фет в 1946 году поступил в аспирантуру Московского университета. Посещал семинары И. М. Гельфанда, Л. С. Понтрягина, П. С. Новикова. По совету Н. Я. Виленкина стал заниматься топологией. Специализировался у Лазаря Ароновича Люстерника.
В декабре 1948 года защитил кандидатскую диссертацию под названием «Кольцо гомологий пространства замкнутых кривых на сфере», которая Ученым советом механико-математического факультета Московского университета была признана выдающейся. Получил направление на работу в Томский университет, где работал ассистентом, а затем доцентом кафедры математического анализа. Среди учеников В. А. Топоногов, С. И. Альбер, Г. Г. Пестов, В. Н. Лагунов. С 1955 г. работал в различных вузах Новосибирска. С 1960 года − старший научный сотрудник в отделе геометрии и топологии Института Математики СО АН СССР. Параллельно преподавал в Новосибирском университете.
В ноябре 1967 года защитил в Московском университете докторскую диссертацию под названием «Периодическая задача вариационного исчисления», в центре которой − теорема Фета о двух замкнутых геодезических, ставшая классической.
В 1968 году подписал «письмо сорока шести» в защиту незаконно осуждённых, что стало поводом для изгнания его как из института, так и из университета. Настоящая причина была не в письме, а в независимом характере Фета и прямоте, с которой он говорил о профессиональных и человеческих качествах своих коллег, об интригах в среде чиновников от науки, о привилегиях, имевших место в Академгородке (специальный стол заказов, специальное медицинское обслуживание и прочие привилегии для начальства и докторов наук с их семьями).
Четыре года, с октября 1968 до июня 1972 года, Фет был безработным, зарабатывая на жизнь переводами с разных языков технических текстов и книг по математике, которые брали для него знакомые на своё имя, и продолжал заниматься наукой.
Ещё в 1965 году Фет начал сотрудничать с выдающимся физиком Ю. Б. Румером. Результатом их совместной работы стали две монографии: «Теория унитарной симметрии» (М., 1970) и «Теория групп и квантованные поля» (М., 1977), а также ряд статей, среди которых «Группа Spin-(4) и таблица Менделеева» (Теор. и мат. физика, т. 9, 1971). С неё начинается групповое описание системы химических элементов. В 1972 году, усилиями директора Института Неорганической Химии А. В. Николаева, А. И. Фет был принят на должность старшего научного сотрудника в Лабораторию теоретической физики этого института. В течение последующих десяти лет А. И. Фет развивал идеи групповой классификации атомов в ряде публикаций, которые к началу 1980-х годов обобщил в виде монографии «Группа симметрии химических элементов». В результате целый раздел химии, связанный с таблицей Менделеева, стал частью математической физики. В 1984 г. эта монография была подготовлена к печати Сибирским отделением издательства «Наука», потом неожиданно изъята из печати, а набор рассыпан. Зачем это понадобилось, вскоре стало ясно − 8 октября 1986 г. Фета уволили из института «в связи с несоответствием занимаемой должности по результатам аттестации». Снова жил случайными заработками и продолжал заниматься наукой.
Конечной целью всякого общества, по мнению Фета, должен быть человек — гармонично развитая личность с высокими идеалами и благородными стремлениями. А главный долг интеллигенции — просвещение общества, поставленного в условия жестокой цензуры.
Ещё в 60-е годы Фет участвовал в организации общественной библиотеки Самиздата. Для Самиздата он выбирал и переводил с разных языков книги, которые считал особенно важными. Именно он впервые познакомил российского читателя с основными трудами Конрада Лоренца, чьи идеи оказали сильное воздействие на его собственное мышление: «Восемь смертных грехов цивилизованного человечества», «Так называемое зло», «Оборотная сторона зеркала». Впоследствии они были дважды изданы в виде сборников: «Оборотная сторона зеркала», М., Республика, 1998 и «Так называемое зло», М., Культурная революция, 2008.
Он же впервые перевёл и запустил в Самиздат многие книги по психологии, в то время в СССР не допускавшейся: Эрик Берн «Игры, в которые играют люди», «Введение в психиатрию и психоанализ для непосвященных», «Секс в человеческой любви»; Эрик Фромм «Бегство от свободы»; Карен Хорни «Невротическая личность нашего времени» и многие другие.
Для знакомства читателей с различными общественными устройствами Фет перевёл для Самиздата книги из серии карманных «Азбук», издававшихся в Варшаве и разъяснявших основы общественного и экономического устройства разных стран: «Азбука Стокгольма», «Азбука Вены», «Азбука Бёрна». Их дополнили его собственные статьи: «Социальные доктрины» (1979) и «Что такое социализм?» (1983).
С середины 70-х годов Фет внимательно следил за событиями, происходящими в Польше. Переворот 1980—1981 годов он воспринял как начало развала социалистического лагеря. Его книга «Польская революция», написанная по свежим следам, в 1985 году была издана в Париже и Лондоне анонимно, с предисловием Марио Корти. В ней он не только дал глубокий анализ польских событий, но и вскрыл их исторические предпосылки, показал выдающуюся роль интеллигенции в подготовке польской революции и предсказал пути дальнейшего развития этой страны.
Для Самиздата было написано большинство статей А. И. Фета гуманитарного содержания — в условиях цензуры они не могли быть опубликованы в советских изданиях. В 80-е годы шесть статей Фета опубликовал парижский журнал «Синтаксис». Все они подписаны псевдонимом «А. Н. Кленов», который впоследствии Фет использовал также для других публицистических статей. Пользовался и другими псевдонимами, в духе Фонвизина: А. Б. Называев (Аз-Буки, то есть прописные истины называет), Д. А. Рассудин, С. Т. Карнеев и т. д. Переводы при издании Фет подписывал псевдонимом «А. И. Федоров», воспроизводившим его подлинные инициалы, а иногда именами лиц, бравших для него переводы на своё имя.
На протяжении всей жизни Фет размышлял о человеческом обществе, о биологической и культурной природе человека, об общественном долге интеллигенции, о вере и идеалах. Результатом этих размышлений стали его книги «Пифагор и обезьяна» (1987), «Письма из России» (1989—1991), «Заблуждения капитализма, или Пагубная самонадеянность профессора Хайека» (1996) и главная из всех — «Инстинкт и социальное поведение», изданная в 2005 году. Эта книга посвящена истории культуры, излагаемой с точки зрения этологии. Автор поставил цель — «выяснить действие социального инстинкта в человеческом обществе, описать условия, фрустрирующие его проявления, и объяснить последствия всевозможных попыток подавить этот неустранимый инстинкт». А. И. Фет открыл и впервые описал специфическую для человека форму социального инстинкта, которую назвал инстинктом внутривидовой солидарности. Его специфичность состоит в способности распространяться с меньших групп на бóльшие. На обширном историческом материале автор убедительно показал, каким образом вся наша мораль, вся наша любовь к ближним произошла от глобализации племенной солидарности, которая постепенно превращалась во внутривидовую солидарность, каким образом метка «свой» постепенно распространялась на всё бóльшие сообщества, охватывая в конечном счёте всё человечество.
Абрам Ильич Фет (5 декабря 1924, Одесса — 30 июля 2007, Новосибирск) — советский и российский математик, философ и публицист, переводчик, доктор физико-математических наук.… Развернуть
Окончил с отличием филологический факультет и аспирантуру Среднеазиатского государственного университета.
Учёная степень кандидата филологических наук была присуждена диссертационным советом Среднеазиатского государственного университета и утверждена Высшим аттестационным комитетом СССР в 1956 году.
Учёная степень доктора филологических наук была присуждена диссертационным советом при Московском государственном педагогическом институте им. В.И. Ленина 12 ноября 1984 года и утверждена Высшим аттестационным комитетом.
Учёное звание профессора по кафедре русской литературы ХХ века присвоено в 1988 году.
Стаж научно-педагогической работы составляет 56 лет.
Кременцов Леонид Павлович читает лекционные курсы по истории русской литературы Х1Х и ХХ веков, а также спецкурсы. Заслуженный профессор МГПУ.
Осуществляет руководство аспирантами. Под его руководством защищено 24 кандидатских диссертаций.
Кременцов Леонид Павлович является автором более 90 научных работ, из них 21 учебно-методическая и 59 научных работ.
Регулярно участвует в международных научных конференциях по творчеству Паустовского и Виноградовских чтениях МГПУ.
Является членом Общественного совета редколлегии журнала «Мир Паустовского».
В 2002 году стал лауреатом конкурса «Грант Москвы» в области гуманитарных наук; в 2002 и 2004 годах лауреатом «Гранта Москвы» в области наук и технологий в сфере образования.
Награждён грамотой Департамента народного образования правительства Москвы за многолетнюю плодотворную работу по подготовке педагогических кадров для учреждений г. Москвы и в связи с юбилеем.
Приказом Минобрнауки России от 14 апреля 2006 года награждён медалью К.Д. Ушинского за заслуги в области педагогических наук.
Основные научные труды: монографии – Книга о Паустовском (2002), Чтение как творчество (2003); учебные пособия – Русская литература ХХ века, в двух книгах, три издания (2002, 2003, 2005); Русская литература Х1Х века в трех книгах (2005, 2006, 2006).
Окончил с отличием филологический факультет и аспирантуру Среднеазиатского государственного университета. Учёная степень кандидата филологических наук была присуждена… Развернуть
Владимир Миронович Понизовский - советский журналист и писатель, автор исторических повестей и романов.
Родился в 1928 году в городе Ростове-на-Дону. Во время Великой Отечественной войны, в четырнадцать лет, стал «сыном полка» - воспитанником одной из воинских частей, связным по доставке срочных пакетов на пункты сбора донесений. С войсками прошел от Курской дуги до Дрездена.
С отличием окончил факультет журналистики Московского университета. Работал корреспондентом в газете «Советская Кара-Калпакия», обозревателем Госкомитета по радиовещанию и телевидению, последние десять лет - специальным корреспондентом и заведующим отделом газеты «Комсомольская правда».
Много ездил по стране, неоднократно бывал за рубежом.
Первая книга автора - сборник очерков о Кубе «Алая жемчужина Антил» - была опубликована в 1964 году. В последующие годы он написал документальные повести «Рихард Зорге» в соавторстве с С. Голяковым и «Шаг в темноту» - с В. Кудрявцевым. Его перу принадлежат также повести «Посты сменяются на рассвете», «Улица царя Самуила, 35» и «Время «Ч», вышедшие в издательстве «Молодая гвардия», сборники очерков «Имя на крыльях» и «Солдатское поле» и другие.
Книги автора переводились в Болгарии, Чехословакии, Польше, Румынии, Югославии, Италии и Франции.
Умер в 1982 году в Москве. Похоронен на Ваганьковском кладбище.
Владимир Миронович Понизовский - советский журналист и писатель, автор исторических повестей и романов. Родился в 1928 году в городе Ростове-на-Дону. Во время Великой… Развернуть
Вади́м Проко́пьевич Крейд (настоящая фамилия Крейденков; р. 10 сентября 1936, г. Нерчинск, Читинская область) — русский поэт и литературовед.
Предки Крейда жили в Сибири, его отец был экономистом, мать — врачом. Детство прошло в Казахстане. Закончил отделение журналистики филологического факультета Ленинградского университета в 1960. Работал слесарем на заводе, электриком, электромехаником, рабочим в столовой, плавал на лихтере по северным рекам и на шаланде в Финском заливе. Два года работал редактором в издательстве при музее Эрмитаж. Редактировал книги по истории искусства и материальной культуры. Осенью 1964 г. был уволен и снова стал работать грузчиком на Финляндской товарной станции. Писал в стол.
Был знаком со многими поэтами, писателями и художниками ленинградского андеграунда.
В 1973 году эмигрировал. В начале 1974 г. прилетел с семьей в Нью-Йорк. Некоторое время работал в газете «Новое русское слово». Затем год преподавал в колледже по временному контракту. В 1975 г. получил работу в Калифорнийском университете в Дэйвисе, где одновременно с преподаванием учился в аспирантуре на философском факультете. В 1978 г. переехал в г. Монтерей (Калифорния), где преподавал в Институте международных отношений (Monterey Institute of International Studies). В 1981 г. поступил в докторантуру Мичиганского университета и в 1983 г. защитил диссертацию по истории русской литературы XX в. Год сидел без работы. Потом устроился в Гарвардский университет. С 1985 г. работает в Университете штата Айова (профессор отделения русского языка и литературы).
Творчество.
Стихи и проза печатались в эмигрантских, московских и петербургских журналах, коллективных сборниках и альманахах («Новый журнал», «Грани», «Континент», «Стрелец», «Встречи», «Побережье», «Октябрь», «Нева», «Лепта», «Искусство Ленинграда», «Петрополь», «Ренессанс», «Большой Вашингтон», «Альманах Поэзия», «Modern Poetry in Translation» и других). Стихи вошли в антологии: «Русские поэты на Западе», «У Голубой Лагуны», «Строфы века», «Русская поэзия. XX век».
Статьи и рецензии печатались в журналах «Октябрь», «Юность», «Звезда», «Russian Language Journal», «Слово/Word», «Новый Журнал», «Записки Русской академической группы в США», «Грани», «Черновик», «Литературный курьер», а также в коллективных сборниках «Studies in Slavic Literatures and Culture» (1988), «Культура Российского Зарубежья» (Москва, 1985), «Зарубежная Россия 1917—1939 гг.» (Санкт-Петербург, 2000) и других.
Более 30 статей Крейда напечатано в энциклопедиях («Modern Encyclopaedia of Russian and Soviet Literature», «Dictionary of Russian Women Writers», «Литературная энциклопедия Русского Зарубежья, 1918—1940»).
Член редколлегии альманаха-ежегодника «Встречи» и дальневосточного альманаха «Рубеж», состоит в ПЕН-клубе и в «Русской академической группе в США». В 1995—2005 гг. — главный редактор «Нового Журнала» (Нью-Йорк).
Вади́м Проко́пьевич Крейд (настоящая фамилия Крейденков; р. 10 сентября 1936, г. Нерчинск, Читинская область) — русский поэт и литературовед.
Предки Крейда жили в Сибири, его… Развернуть
Олег Александрович Маловичко — известный российский писатель и сценарист. Автор сценариев к более 30-ти фильмам и 4-х книг.
Псевдоним "Антон Праченко" — коллективный с сценаристом Сергеем Юдаковым.
Олег Маловичко окончил Уральский Государственный университет им. Горького в Екатеринбурге. Сценарии начал писать почти случайно — друг предложил попробовать. В то время Олег работал генеральным директором компании «Twister», выпускал лицензионные DVD. Поэтому на успех особенно не рассчитывал. Но первый же сценарий Маловичко — тот самый, по которому поставлен «Частный заказ» — был приобретён продюсерами. И тогда Олег оставил прежнюю работу, чтобы полностью посвятить себя драматургии.
«Частный заказ» — это второй фильм, поставленный по сценарию Олега Маловичко. Первым был сериал «Бухта Филиппа» режиссёра Алеко Цабадзе. В этой картине, как и в «Частном заказе», снялась Виктория Исакова.
Прочтя сценарий Маловичко, Сергей Ткачёв, будущий постановщик «Частного заказа», увидел интересную для себя тему: ложно понятый путь к свободе и независимости через деньги и власть. Тема весьма актуальная, как сегодня, так и всегда. Учитывая особенности будущей постановки, Сергей Ткачёв переработал литературный сценарий Олега Маловичко. Так появился «Частный заказ».
Олег Александрович Маловичко — известный российский писатель и сценарист. Автор сценариев к более 30-ти фильмам и 4-х книг. Псевдоним "Антон Праченко" —… Развернуть
Сергей Павлович Красиков являлся членом поэтического бюро Московской городской организации Союза писателей России, лауреатом литературной премии имени Константина Симонова и песенной премии имени Алексея Фатьянова «Соловьи, соловьи», автором свыше пятидесяти книг и четырёхсот песен.
Фронтовик, в составе 13-го мотострелкового полка участвовал в боевых действиях в Прибалтике. После войны служил в кремлёвской охране, где прошел путь от рядового до капитана. Кавалер ряда боевых наград, в том числе ордена Великой Отечественной войны 2-й степени. В силу своей профессии (работал офицером кремлёвской охраны) много общался с вождями СССР, о чём впоследствии написал книгу мемуаров.
Окончил в 1963 году журфак МГУ. Начинал как баснописец, занимался переводами белорусской поэзии. На его стихи написано около 400 песен. В последние годы писал много духовных стихов. Около 20 лет руководил литературным объединением «Родник» (предшественником ЛИТО "Угреша") в г. Дзержинском. Автор 50 книг, в числе которых: «Таёжная быль» (1972); "Отчее крыльцо" (1984), «На грани мистики» (1995); «Легенды о цветах и самоцветах» (1996), «Возле вождей» (1997), "Лесная энциклопедия" (2001), "Крик над пропастью" (2002)
Сергей Павлович Красиков являлся членом поэтического бюро Московской городской организации Союза писателей России, лауреатом литературной премии имени Константина Симонова и… Развернуть
Зиновий Зиник (Зиновий Ефимович Глузберг) — русский писатель и критик на Русской службе Би-би-си.
Родился 16 июня 1945 года в Москве. Занимался живописью в художественном училище, изучал математику в Московском университете, посещал курсы театральной критики при журнале «Театр». С 1965 публиковал рецензии. В 1972 его пытались обвинить в уклонении от военной службы. В 1975 репатриировался в Израиль. В течение двух лет работал режиссёром русской театральной студии Иерусалимского университета. В 1977 переехал в Великобританию по приглашению Русской службы Би-би-си. До прекращения вещания Русской Службы BBC посредством радиоволн в марте 2011 был со-ведущим воскресных выпусков программы «Пятый этаж» с 2009 по 2011 гг, является автором ее наименования ("Пятый этаж"). Архив его эссеистики для "Пятого этажа" доступен на старой версии сайта BBCRussian.com в "Колонке Зиновия Зиника". Раньше он был редактором и ведущим радиообозрения «УэстЭнд». С начала 1980-х сотрудничает с лондонским еженедельником «The Times Literary Supplement».
Зиновий Зиник (Зиновий Ефимович Глузберг) — русский писатель и критик на Русской службе Би-би-си. Родился 16 июня 1945 года в Москве. Занимался живописью в художественном… Развернуть
Родился в Москве, в семье филолога-германиста С. Д. Дежурова.
В 1990 окончил филологический факультет Московского государственного педагогического института им. В.И.Ленина. Кандидат филологических наук, доцент. С 2005 года работает над диссертационным сочинением "Категория комического в литературе немецкого романтизма". Основное место работы с 1990 по н. в. – Московский государственный педагогический институт им. В. И. Ленина — Московский педагогический государственный университет. Начал печататься с 1993 г. в университетских научных сборниках. Круг литературоведческих интересов: гротеск в литературе и живописи, категория комического в литературе и эстетике немецкого романтизма. Пространство и время в литературе и живописи.
Научные интересы: Гротеск в немецкой литературе
Юмор в произведениях немецких романтиков
Синтез искусств в немецком романтизме
Родился в Москве, в семье филолога-германиста С. Д. Дежурова. В 1990 окончил филологический факультет Московского государственного педагогического института им. В.И.Ленина.… Развернуть
Геннадий Анатольевич Григорьев — российский поэт, драматург. По мнению различных критиков и поэтов, «последний российский народный поэт», т.е. поэт, на чьи стихи складывались песни, чьи строчки сразу же расходились на поговорки.
Родился в семье крупного строительного начальника. Как поэт стал формироваться в литературном клубе «Дерзание», где «удивил всех теми абсолютно зрелыми стихами и той неожиданной, чрезвычайно весёлой манерой, которая и оставалась его манерой всю жизнь, он как бы не вышел из юности...».
По словам Виктора Топорова (критика, переводчика, одного из руководителей клуба «Дерзание»), Григорьев «вышел из клуба „Дерзание“ и навсегда остался человеком клуба. Только теперь это не поэтический клуб во Дворце пионеров, а знаменитые кафетерии того времени — „Академичка“ и „Сайгон“. Здесь его слушатели, почитатели, приятели и учителя».
Учился на филфаке ЛГУ, был популярной личностью ЛГУ начала 1970-х, одно из самых известных его стихотворений, «Академичка», посвящено столовой Академии наук СССР, где студенты и преподаватели часто устраивали неформальные диспуты. Был отчислен с третьего курса после чего начался его «трудовой» путь, ему пришлось исписать свою трудовую книжку самыми разнообразными профессиями и должностями: матрос-моторист, проходчиком на «Ленметрострое», слесарь-сантехник. Большую часть своей официальной трудовой биографии времен «застоя» был журналистом в газете «Ленинградский метростроитель». Халтурил, писал сценарии КВН, сотрудничал с детскими журналами, занимался поэтическими переводами.
В начале 1980-х годов вместе со своим другом, Носовым Сергеем поступил в Литературный институт им. Горького, где продержался в качестве студента три года.
В начале 1990-х годов совместно с Николаем Голем вёл в санкт-Петербургской газете «Смена» рубрику «Поэтерий „Гамбургский счёт“». В соавторстве с писателем Сергеем Носовым создал развлекательную радиопередачу «Литературные фанты», за которую получил премию журналистского профессионального конкурса «Золотое перо-98».
Популярность пришла к Григорьеву во время перестройки, когда, благодаря таким стихотворениям, как «Сарай» и «Баллада об испорченном телевизоре», поэме «День Зенита», ставшими ленинградскими шлягерами, он приобрел любовь широкой публики, на его поэтические концерты собирались полные залы.
В 52 года был принят в Союз писателей Санкт-Петербурга.
Был женат. Есть сын.
Геннадий Анатольевич ушел из жизни 13 марта 2007 года.
Геннадий Анатольевич Григорьев — российский поэт, драматург. По мнению различных критиков и поэтов, «последний российский народный поэт», т.е. поэт, на чьи стихи складывались… Развернуть
Алекса́ндр Лео́нович Хосро́ев — российский коптолог, специалист по религиозной культуре Египта II—IV вв.: гностицизма, раннего монашества и манихейства. Доктор исторических наук, главный научный сотрудник Института восточных рукописей РАН РАН.
В 1975 г. окончил филологический ф-т (классическое отделение) ЛГУ (дипломная работа под руководством А.И. Зайцева); в 1976 г. принят в ЛО ИВ АН, где и работает по настоящее время (ныне в должности главного научного сотрудника Сектора Ближнего Востока Отдела Ближнего и Среднего Востока). С 1976 г. изучал коптский язык под руководством А.И. Еланской.
В 1983 г. защитил канд. диссертацию по теме: «Роман об Александре на Ближнем Востоке (Коптская версия)», в 1993 г. – докт. дисс. „Александрийское христианство по данным текстов из Наг Хаммади (II,6; VI,3; VII,4; IX,3)“.
А.Л. исследует переводные с греческого коптские тексты, прослеживает их бытование и трансформацию на коптской почве с тем, чтобы вписать их в контекст коптской культуры. Именно этим вопросам посвящены его монографии «Александрийское христианство по данным текстов из Наг Хаммади». М., ГРВЛ, 1991; «Die Bibliothek von Nag Hammadi. Einige Probleme des Christentums in Ägypten während der ersten Jahrhunderte». Altenberge, Oros Verlag, 1995; «Из истории раннего христианства в Египте. На материале коптской библиотеки из Наг Хаммади». М., Присцельс, 1997; «Пахомий Великий. Из истории общежительного монашества в Египте» СПб., Nestor-Historia, 2004; «История манихейства (Prolegomena)». СПб., Филологический ф-т СПб Гос. ун-та, 2007.
Автор серии статей, напечатанных как в отечественных, так и зарубежных изданиях.
Член Международной ассоциации коптологов (IAC) и Международной ассоциации манихейских исследований (IAMS), участник многих международных конгрессов по коптологии, истории манихейства, религиоведению.
Основная область занятий: исследование религиозной культуры Египта II-IV вв.: гностицизм, раннее монашество, манихейство.
источник и по материалам Википедии
Алекса́ндр Лео́нович Хосро́ев — российский коптолог, специалист по религиозной культуре Египта II—IV вв.: гностицизма, раннего монашества и манихейства. Доктор исторических… Развернуть
Родилась 24 августа 1868 года в небольшой деревеньке Чуриково Землянского уезда Воронежской области (ныне Рамонский район). Потомственная крестьянка. Почти всю свою жизнь безвыездно прожила в селе Большая Верейка.
Любовь к русской сказке унаследовала от своего деда Левона Алексеевича Колоткова, крепостного крестьянина, и своего отца Куприяна Левоновича, который всю свою жизнь ходил "по людям", был батраком, до преклонных лет пас чужой скот. Дед, а особенно отец слыли по всей округе лучшими сказочниками. Искусство Куприяна Левоновича слушатели очень ценили. Одаривали его хлебом, продуктами, сладостями.
Сказки отца и деда пленили маленькую Аню в детстве, они были единственным утешением маленькой батрачки, с восьми лет помогавшей отцу пасти чужой скот.
Репертуар сказок перешел к ней от деда, большей частью был усвоен по рассказам отца, услышан в различных местах, куда маленькая Аня приходила батрачить вместе с отцом. Она жадно вслушивалась в них и быстро усваивала, гораздо позже многие видоизменила, творчески переработала, пополнила новыми.
Жизнь Анны Куприяновны была безрадостной и трудной. Она рано вышла замуж за бедного сельского парня и скоро овдовела, оставшись с четырьмя детьми. Ей приходилось не только непосильно работать, но и нищенствовать. Суровая жизнь не дала Куприянихе возможности развить яркий самобытный талант русской сказочницы. Она осталась даже неграмотной, так как девочек - крестьянок в то время не учили.
На фоне этой тяжелой беспросветной жизни еще ярче выступают ее способности сказительницы, ее постоянный интерес к устному народному творчеству, который проходит через всю ее жизнь, как нечто от нее неотделимое.
В ее избушку, пока росли ее дети, забирались соседские ребятишки "послушать сказки". Деревенская молодежь часто приходила и засиживалась до зари. Жители других деревень обращались к ней с просьбой рассказать свои сказки.
Первую литературную характеристику ("Художественный фольклор". №1 за 1926 год) дала Куприянихе ленинградская фольклористка Н. П. Гринькова, которая в 1925 году вместе с этнографической экспедицией посетила Землянский район и записала 56 ее сказок, три из которых были напечатаны в сборнике "Русская сказка" в 1932 году.
В марте 1936 года Анна Куприяновна совершила поездку в Москву. Выступала в Институте философии и литературы, в Государственном литературном музее, в Союзе писателей, в Доме самодеятельного искусства, в Художественном и Малом театрах. Ее выступления прошли с большим успехом и были записаны трестом граммофонной записи.
Анна Куприяновна Барышникова была принята в Союз советских писателей и награждена орденом Трудового Красного Знамени. Большую роль сыграла в пропаганде русской сказки в нашем Воронежском крае. Выступала в школах, литературных объединениях, Союзе воронежских писателей, в Воронежском государственном педагогическом институте.
Умерла 23 августа 1954 года. Похоронена в Землянске, где прожила последние годы жизни.
Родилась 24 августа 1868 года в небольшой деревеньке Чуриково Землянского уезда Воронежской области (ныне Рамонский район). Потомственная крестьянка. Почти всю свою жизнь… Развернуть
Анатолий Юрьевич Равикович (24 декабря 1936, Ленинград — 8 апреля 2012, Санкт-Петербург) — советский и российский актёр театра и кино. Народный артист РСФСР (1988).
Анатолий Равикович родился и вырос в Ленинграде, в семье выпускника Ленинградской промакадемии Юрия Равиковича и домохозяйки Любови Нисоновны Равикович. В 1954 году поступил в Ленинградский государственный институт театра, музыки и кино. Закончил учёбу в 1958 году.
В 1958—1961 годах работал в драматическом театре Комсомольска-на-Амуре, в 1961—1962 годах играл на сцене Сталинградского театра имени M. Горького.
В 1962 году Анатолий Равикович перешёл в Ленинградский театр имени Ленсовета. Его партнёрами были Игорь Владимиров, Алиса Фрейндлих, Ефим Каменецкий, Галина Никулина, Михаил Боярский, Алексей Петренко. Среди его ролей — Карлсон, Мармеладов, Санчо Панса, Фирс, Аздак в спектакле «Люди и страсти».
Всенародную популярность Равиковичу принесла роль Хоботова в культовом фильме Михаила Козакова «Покровские ворота» (1982).
С 1988 года Равикович работал в Санкт-Петербургском академическом театре Комедии им. H. П. Акимова. В этом театре Равикович исполнил следующие роли: Аметистов в «Зойкиной квартире» M. Булгакова, Кюрма в «Биографии» A. Фриша, Тартарен в «Тартарене из Тараскона» A. Доде, Ромул Августул в «Ромуле Великом» Ф. Дюрренматта, Сарафанов в «Свидании в предместье» по пьесе А. Вампилова «Старший сын».
Скончался 8 апреля 2012 года в одной из больниц Санкт-Петербурга от рака лёгких. Похоронен на «Литераторских мостках».
Первая жена — актриса Елена Добросердова.
Вторая жена — актриса Ирина Мазуркевич.
Дочери — Мария (от первого брака) и Елизавета.
Внуки — Матвей и Ева.
Анатолий Юрьевич Равикович (24 декабря 1936, Ленинград — 8 апреля 2012, Санкт-Петербург) — советский и российский актёр театра и кино. Народный артист РСФСР (1988). Анатолий… Развернуть
Дмитрий Вячеславович Громов — российский ученый-антрополог, социолог, историк, доктор наук. Области научного интереса: современная молодежь и молодежные сообщества; политический активизм; спонтанная городская обрядность. Автор 3-х монографий, около 100 научных публикаций. Редактор, составитель, рецезент.
Дмитрий Громов окончил Московский институт управления. В 2002 году защитил диссертацию кандидата психологических наук «Изменение психологических характеристик личности в процессе прохождения процедур инициационного типа», в 2013 — доктора исторических наук на тему «Уличные акции молодежных политизированных сообществ как объект социально-антропологического изучения».
Ведущий научный сотрудник Центра по изучению межэтнических отношений Института этнологии и антропологии им. Н. Н. Миклухо-Маклая (ИЭА) РАН. Сотрудничал с Музеем антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН (Санкт-Петербург) и Государственным республиканским центром русского фольклора (Москва).
Дмитрий Вячеславович Громов — российский ученый-антрополог, социолог, историк, доктор наук. Области научного интереса: современная молодежь и молодежные сообщества;… Развернуть
Андрей Александрович Перепелицын — профессиональный исследователь пещер и краевед, автор 3-х книг.
Андрей Перепелицын собрал уникальные сведения о "Мире Подземли", по его утверждению этот "параллельный" мир исследован лишь процентов на десять. Причем пещеры Кавказа и Пиренеев, где соревнуются спортсмены-спелеологи, нередко известны гораздо лучше, чем ппещеры одмосковные или приокские подземелья. Это истинная "терра инкогнита", ждущая своих первооткрывателей.
Андрей Александрович Перепелицын — профессиональный исследователь пещер и краевед, автор 3-х книг. Андрей Перепелицын собрал уникальные сведения о "Мире Подземли", по… Развернуть
Александр Иванович Андреев — российский писатель, историк, тибетолог, филолог, доктор наук. Специалист по истории культуры и религии Центральной Азии. Член Международной ассоциации тибетоведения. Автор около 20 книг и 70 публикаций на русском и английском языках.
Александр Андреев родился в семье военного журналиста Ивана Григорьевича Андреева, многолетнего сотрудника ленинградской газеты «На страже Родины». В 1966 году поступил филологическое отделение Ленинградского университета, изучал восточные языки (санскрит, хинди), посещал в качестве вольнослушателя занятия на кафедре индийской филологии на Восточном факультете ЛГУ. В 1969-70 гг. работал переводчиком в Индии.
После окончания университета в 1972-1981 годах преподавал на филологическом факультете ЛГУ и ЛИТМО. Затем в 1983-84 годах в Мичиганском и Индианском университетах (США). Позднее участвовал в издательских и исследовательских проектах Ленинградского Фонда культуры «Исторические кладбища Петербурга» и «Русский некрополь в Стокгольме». Выступал с лекциями на историко-востоковедные темы университетах Стокгольма, Уппсалы и Кембриджа, Королевской академии искусств в Лондоне на выставке тибетского искусства.
С конца 1994 года Андреев работает в Санкт-Петербургском филиале Института истории естествознания и техники им. С. И. Вавилова РАН в группе истории исследования Центральной Азии (ст. научный сотрудник), с 2003 года — руководитель Группы. С 2002 года заведующий Мемориальным музеем-квартирой П. К. Козлова.
Научные интересы: Центральная Азия (Монголия, Китай, Тибет), её исследования и исследователи; российско-монгольские и российско-тибетские связи (политические, экономические, культурные) в XVIII—XX веков; история буддизма и буддологических исследований в России, исследование жизни и творчества семьи Николая Рериха, петербургское краеведение.
Александр Иванович Андреев — российский писатель, историк, тибетолог, филолог, доктор наук. Специалист по истории культуры и религии Центральной Азии. Член Международной… Развернуть
Екатерина Юрьевна Гениева (при рождении Розенблит) — российский филолог, библиограф-библиотековед. Специалист по английской прозе XIX—XX веков. Культурный и общественный деятель, вице-президент Международной федерации библиотек (IFLA), эксперт ЮНЕСКО, член редколлегий ряда журналов. Автор монографий, статей и комментариев по творчеству Чарльза Диккенса, Джейн Остин, Шарлотты и Эмили Бронте, Джеймса Джойса, Вирджинии Вулф, Сьюзен Хилл и др. авторов.
Екатерина родилась в семье актёра Юрия Розенблита и хирурга Елены Гениевой. Родители вскоре расстались, мать работала в медсанчасти ИТЛ в Магадане. Девочка провела раннее детство у бабушки, Елены Васильевны, родом из дворян, и деда, инженера-гидролога Николая Николаевича Гениева, профессора, генерал-майора, автора монографии и учебника «Водоснабжение железнодорожных станций».
Екатерина Гениева в 1968 году окончила филологический факультет Московского государственного университета. В 1972 защитила диссертацию кандидата филологических наук на тему «Художественная проза Джеймса Джойса» и поступила на работу во Всесоюзную государственную библиотеку иностранной литературы; с 1989 первый заместитель директора, с 1993 — генеральный директор библиотеки. В 2006 г. защитила докторскую диссертацию на тему «Библиотека как центр межкультурных коммуникаций» по специальности 052503 «Библиографоведение и книговедение (педагогические науки)».
Е.Гениева была президентом Российского фонда Сороса (институт «Открытое общество»), членом Комиссии РФ по делам ЮНЕСКО, президентом Российского совета по культуре и искусству, президентом Московского отделения Союза англоговорящих (ESU), членом редколлегий журналов «Иностранная литература» и «Знамя», в разные годы входила в редакционные советы и коллегии журналов и газет «Детская литература», «Библиотека», «Русская мысль» и др.
Екатерина Гениева сыграла большую роль в возрождении религиозной жизни в России. В 1990 году в рамках ВГБИЛ был создан Отдел религиозной литературы; в стенах библиотеки выступал о. Александр Мень, впоследствии регулярно проводились конференции в его память. В 2011 году на базе ВГБИЛ был создан Институт Библии. По приглашению Гениевой на мероприятиях в библиотеке выступали известные религиозные деятели из России и из-за рубежа.
Скончалась Екатерина Гениева в Израиле, где проходила лечение от рака. Похоронена на Введенском кладбище в Москве.
Екатерина Юрьевна Гениева (при рождении Розенблит) — российский филолог, библиограф-библиотековед. Специалист по английской прозе XIX—XX веков. Культурный и общественный… Развернуть
Трушин Олег Дмитриевич - писатель, автор книг о природе и истории России.
Владислав Мефодьевич Шаповалов (30 ноября 1925 — 6 ноября 2020, Белгород) — русский писатель и публицист. Член Союза писателей СССР (1980).
Валерий Григорьевич Исаченко (р. 7 октября 1939) — художник, архитектор, историк искусства Санкт-Петербурга. Лауреат всесоюзных и городских выставок.
Брат географа Анатолия Григорьевича Исаченко.
Родился 7 октября 1939 года. Окончил Архитектурный техникум и Институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина.
Автор многочисленных проектов и построек в городах страны (Ленинград, Ленинградская область, Архангельск, Вологда, Череповец, Ульяновск, Хабаровск, Котлас и др.)
С 1960 года участник выставок ленинградских-петербургских художников (более 20 персональных), автор живописных и графических работ (пейзажи, портреты и др.)
Главные темы научной деятельности: жизнь и творчество М. Е. Салтыкова-Щедрина, М. П. Мусоргского, В. В. Маяковского, а также русских и советских художников и архитекторов (книги, статьи, телевизионные фильмы, циклы радиопередач, доклады, лекции в различных учреждениях культуры, экскурсии).
Постоянный автор и корреспондент газеты «Трудовая Россия».
Автор около 40 книг и более 600 статей, среди которых трехтомники «Зодчие Санкт-Петербурга», «Архитектура и скульптура Санкт-Петербурга», «По малым рекам и каналам», «Особняк Суворина». Регулярно выступает в краеведческой программе «Городской наблюдатель» на «Радио России - Санкт-Петербург» с рассказами об известных и малоизвестных петербургских архитекторах и художниках, с основанными на архивных данных и личных наблюдениях гипотезами об атрибуции памятников зодчества своего родного города, о достоинствах творчества архитекторов и художников советского периода.
Валерий Григорьевич Исаченко (р. 7 октября 1939) — художник, архитектор, историк искусства Санкт-Петербурга. Лауреат всесоюзных и городских выставок.
Брат географа Анатолия… Развернуть
Наталия Мазова – современный писатель-фантаст. В 1997 году закончила Московский педагогический институт им. В. И. Ленина. В юности была активным участником движения ролевых игр, известна в этих кругах под никами «Таллэ» или «Таллэсин», опубликовала под ними множество стихов. Замужем за писателем Владиславом Гончаровым, живет в Санкт-Петербурге.
Автор многочисленных статей о фантастике, опубликованных в периодических изданиях: «Редкая птица», «Если», «Анизотропное шоссе», «Уральский следопыт». Её перу также принадлежит насколько переводов. Принимала участие в фестивале фантастики «Звездный мост-2004», практически всех «Зилантконах», большинстве «Интерпрессконов» и многих других конвентах.
Наталия Мазова – современный писатель-фантаст. В 1997 году закончила Московский педагогический институт им. В. И. Ленина. В юности была активным участником движения ролевых игр,… Развернуть
Воронежская сказочница
Вячеслав Абрамович Лейкин — российский поэт и сценарист.
С начала 1970-х руководил известным петербургским детским литературным объединением при газете «Ленинские искры». Воспитанниками ЛИТО В.А. Лейкина были, в частности, епископ Геннадий (Гоголев) Всеволод Зельченко и Полина Барскова. В 1970-х - 1980-х был руководителем агитбригады "Подорожник" в Клубе художественной самодеятельности ЛИИЖТа. С 1990-х по настоящее время — руководитель «взрослого» ЛИТО. Заседания традиционно проводятся раз в две недели по четвергам в Центре современной литературы и книги (с 2007 года — клуб «Книги и кофе») в Санкт-Петербурге.
Живёт в г. Пушкине (Санкт-Петербург).
Член Союза Писателей Санкт-Петербурга.
Автор пяти книг стихов (первые две — 1955 и 1958 гг. издания, последняя увидела свет в 2005 году), антологии детской поэзии «Каждый четверг в четыреста сорок восьмой» (М., 2000).
Автор нескольких киносценариев, в том числе сценария к фильму «Бакенбарды» (реж. Ю. Мамин, 1990).
Автор стихов к фильму "Не думайте про белых обезьян" (реж. Ю. Мамин, 2008).
В 2008 году вышел в свет сборник «Двадцать три», в который вошли стихотворения В.А. Лейкина и двадцати двух поэтов-участников ЛИТО в разные годы его существования.
Вячеслав Абрамович Лейкин — российский поэт и сценарист. С начала 1970-х руководил известным петербургским детским литературным объединением при газете «Ленинские искры».… Развернуть
Владимира (Мира) Иеронимовна Уборевич (род. 14.02.1924) — дочь командарма И. П. Уборевича, архитектор.
Отец — командарм Иероним Петрович Уборевич, расстрелян в 1937 году вместе с М. Н. Тухачевским, И. Э. Якиром и А. И. Корком по делу о «военно-фашистском заговоре в РККА». Реабилитирован в 1957.
Мать — Нина Владимировна Уборевич, арестована как «член семьи изменника Родины», расстреляна за «антисоветскую агитацию» в 1941 году. Реабилитирована в 1957.
В 1930 году семья переехала в Москву, временно проживали в Кремле, в квартире А. И. Микояна, друга отца.
С 1937 по 1941 годы воспитывалась в детском доме. Летом 1942 года поступила в Московский архитектурный институт. В 1942 году для продолжения обучения переехала в Ташкент, куда был эвакуирован институт. Там встретилась с Е. С. Булгаковой.
В 1943 году вернулась в Москву в связи с возвращением института из эвакуации, жила в общежитии.
В 1944 году была осуждена на пять лет лагерей за «антисоветскую агитацию», досрочно освобождена по амнистии в 1947 году. Жила в Воркуте, реабилитирована в 1955 году.
11 сентября 1946 года родила дочь Марию. В 1949 году дочь умерла от менингита.
Вернувшись в Москву в 1957 году после реабилитации отца — была принята на 2-й курс Московского инженерно-строительного института. В 1962 году закончила институт и работала инженером-конструктором в военном институте «Центромаш» (позже — «Союзмашпроект»).
Проживает в Москве.
У Владимиры Уборевич два сына, оба архитекторы — Владимир (род. 1950), известен также как карикатурист и Борис (род. 1959), несколько внуков и правнучка в Париже.
28—31 января 2013 года на телеканале «Россия К» состоялась премьера документального сериала Владимира Мелетина «Мира. Дочь командарма Уборевича» (в рубрике «Свидетели времени»).
Владимира (Мира) Иеронимовна Уборевич (род. 14.02.1924) — дочь командарма И. П. Уборевича, архитектор. Отец — командарм Иероним Петрович Уборевич, расстрелян в 1937 году… Развернуть