Светлана Александровна Герасимова — историк, кандидат наук, музейщик. Исследователь событий Великой Отечественной войны на территориях Тверской и Смоленской областей, организатор выставок, музейных экспозиций. Зам. директора Тверского государственного объединенного музея (ТГОМ). В своих работах популяризировала термин «Ржевская битвы», а также выражение «ржевская мясорубка». Консультант телефильма Алексея Пивоварова «Ржев. Неизвестная битва Георгия Жукова». Автор публикаций в журналах «Вопросы истории», «Военно-исторический архив», «Военно-исторический журнал», сборниках научных конференций и др. , в которых излагается ее точка зрения на операции советских войск в районе ржевско-вяземского выступа в 1942-1943 гг.
После окончания Ленинградского государственного университета С. Герасимова работала на Урале учителем истории в средней школе, преподавала в Тверском училище культуры на курсах истории, краеведения, музейного и экскурсионного дела, затем в течение 20 лет в ТГОМ. В 2002 году защитила в Тверском государственном университете диссертацию на соискание ученой степени кандидата исторических наук: "Военные действия в районе Ржевско-Вяземского выступа в январе 1942 – марте 1943 гг.". Организатор стационарных экспозиций, в т. ч. 7 авторских — «Ржевская битва 1942-1943 гг.», «Музей Калининского фронта», «Сороковые роковые... Торопецкий край в годы Великой Отечественной войны». Выступала с интервью на радиостанции "Эхо Москвы".
Светлана Александровна Герасимова — историк, кандидат наук, музейщик. Исследователь событий Великой Отечественной войны на территориях Тверской и Смоленской областей,… Развернуть
Одно время издавалась под псевдонимом Ольга Боронихина
Родился в 1939 г. в Харькове. Окончил Первый медицинский институт, по образованию – врач-психиатр, работал невропатологом в районной больнице, почти десятилетие на скорой помощи. С 1965 года и до конца жизни проживал в городе Ломоносове, где сформировался как прозаик. Постоянное общение с обитателями этого города давало материал для его рассказов. После выхода в свет книги «След облака» (1976) Притулу приняли в Союз писателей СССР (1978). Многие рассказы Дмитрия Притулы были напечатаны в журналах «Нева», «Звезда», «Октябрь», «Север», «Дальний Восток». Несколько лет Дмитрий Притула вел полосу кратких историй в газете «Санкт-Петербургские ведомости».
По сценарию Д. Притулы, написанному им в соавторстве с Э. Дубровским, снят художественный фильм «Жил-был доктор» (1984 г.). По роману «Ноль три», в 2009 году, выпущена аудиокнига в исполнении Николая Козия.
8 ноября 2012 года Дмитрий Натанович Притула скоропостижно скончался от разрыва аорты. Похоронен в Ломоносове на Иликовском кладбище.
Родился в 1939 г. в Харькове. Окончил Первый медицинский институт, по образованию – врач-психиатр, работал невропатологом в районной больнице, почти десятилетие на скорой помощи.… Развернуть
Азарий Абрамович Лапидус (род. 23 мая 1958 года , Москва) — доктор технических наук, профессор, член экспертного совета по градостроительной деятельности при комитете ГД РФ по строительству и земельным отношениям, заслуженный строитель Российской Федерации. Почётный строитель России. Председатель Совета директоров компании «СУИхолдинг», Председатель Совета НП «Первая национальная организация строителей», Председатель Совета НП «Национальная организация проектировщиков», Председатель Совета НП «Национальная организация инженеров-изыскателей».
В 1980 году окончил Московский государственный строительный университет (МИСИ-МГСУ) им. В. В. Куйбышева, специализация — «теория сооружений».
* Доктор технических наук, профессор кафедры «Строительство тепловых и атомных электростанций» МГСУ, профессор кафедры «Техническое регулирование», Советник РААСН.
* Автор более 70 научных статей и публикаций в области строительства, включая монографию «Организационное проектирование и управление крупномасштабными инвестиционными проектами», соавтор федеральных учебников «Технология возведения зданий и сооружений» и «Технология строительных процессов».
* Разработал и обосновал термин «Проектирование организационных структур в строительстве».
Азарий Абрамович Лапидус (род. 23 мая 1958 года , Москва) — доктор технических наук, профессор, член экспертного совета по градостроительной деятельности при комитете ГД РФ по… Развернуть
Андрей Кириллович Станюкович родился в 1948 г. в Москве.
В 1961 г. начал заниматься археологией в Клубе юных археологов ри Музее истории г. Москвы. После окончания ВТУ им. Н.Э. Баумана специализировался области теории ударных волн, физики взрыва и метеоритики. Полученные результаты послужили основой кандидатской диссертации по специальности теоретическая и математическая физика” (1977).
После защиты сменил профиль научной деятельности и начал инициативные исследования на стыке гуманитарных и естественных наук.
Главным направлением стали археологическая геофизика, славяно-русская археология и археология Нового времени. В 1970-х гг. опубликовал несколько работ, посвященных применению металлодетекторов в археологии.
В 1981 и 1991 гг. был одним из руководителей комплексных историко-культурных экспедиций на Командорские острова. Открытия, сделанные этими экспедициями, широко известны:
это затерянные захоронения великого российского мореплавателя Витуса Беринга (1681-1741) и его спутников, а также затонувшие чугунные пушки с корабля Беринга, локализованные методом
магниторазведки. Из других памятников истории и культуры, выявленных им в ходе полевых работ, примечательны объекты периода Великой Отечественной войны, в том числе три сейфа с документами РККА, закопанные в 1941 г., и затонувшая в том же году уникальная реактивная установка “Катюша”, выполненная на базе гусеничного трактора.
В 1995 г. на историческом факультете МГУ защитил докторскую диссертацию “Скрытые объекты историко-культурного наследия: принципы выявления и изучения методами археологической геофизики” по специальности “археология”. В настоящее время специализируется в области церковной археологии и метеоритики. Член-корреспондент Российской Академии естественных наук, действительный член Российского Дворянского собрания, член Совета Московского областного отделения ВООПИК, автор десяти монографий и 160 научных и научнопо-пулярных статей по археологии и истории материальной культуры.
Андрей Кириллович Станюкович родился в 1948 г. в Москве.
В 1961 г. начал заниматься археологией в Клубе юных археологов ри Музее истории г. Москвы. После окончания ВТУ им. Н.Э.… Развернуть
Сергей Иванович Чудаков — русский поэт.
Родился 31 мая 1937 года в Москве. Сын генерал-майора КГБ (со слов поэта Евгения Рейна). В 1950-х гг. учился на факультете журналистики МГУ, но был отчислен со второго курса при неясных обстоятельствах.
В 1957—1969 гг. занимался журналистикой, публиковал рецензии, интервью, печатался в газете «Московский комсомолец», журналах «Знамя» и «Театр», в том числе был, по его собственным словам, «псевдонимщиком и негром».
Время от времени Чудаков печатал рецензии на книги, фильмы, спектакли. Но основная его работа была негритянская. «Часто он писал театральные рецензии за других как литературный «негр». Писал ярко, афористично, находил неожиданные ходы. Две критикессы вовсю использовали талант и знания молодого Чудакова /…/ Часто, читая на зависть яркую статью, подписанную вполне советским сереньким ортодоксом, можно было воскликнуть: «Да это Чудаков!», — вспоминает художник Анатолий Брусиловкий.
Образован Чудаков был действительно чрезвычайно широко. И не просто формально образован – все события культуры он пропускал через себя, воспринимал как происходящие здесь и сейчас. «Никто так не знал кино, особенно иностранное, как знал Сережа Чудаков. Тарковский и Эфрос к нему прислушивались, Хуциев побаивался его категорических советов, и вообще это был самый остроумный человек в Москве», – свидетельствует артист Лев Прыгунов.
Он мог попасть на любой закрытый кинопросмотр (что было довольно трудно), на любой модный спектакль в любой модный театр. Водил друзей и возлюбленных в мало кому доступные запасники Третьяковки, где хранился русский авангард. Его даже видели – что совсем уж удивительно! – на посольских приемах (в частности – в посольстве Республики Чад). Конечно, поговаривали и о его связях с органами. Но были ли они – кто знает…
Когда в 1973 году пошли слухи, что Сергей Чудаков по пьяни замерз в чужом подъезде, Иосиф Бродский из США откликнулся на это стихотворением «На смерть друга» (его можно найти в любом сборнике нобелевского лауреата). Но умрет Чудаков гораздо позже.
В 1974 году Чудаков был арестован, признан невменяемым и решением суда отправлен на принудительное лечение. После освобождения из больницы жил в Москве. Неоднократно попадал в психиатрическую клинику; в 1990 г. решением суда был вновь отправлен на принудительное лечение. Долгое время ходили слухи о насильственной смерти Чудакова, но, согласно обнаруженным лишь в 2014 году документам, он умер на улице в Москве от сердечного приступа 26 октября 1997 году.
Наиболее ранние датированные стихи Чудакова написаны были в 1956 году. В декабре 1959 года подборка его стихотворений была опубликована Александром Гинзбургом в самиздатском журнале «Синтаксис». Впоследствии Чудаков не предпринимал попыток напечататься ни в СССР, ни на Западе, но его стихи пользовались известностью и популярностью среди неофициальных поэтов Москвы и Ленинграда.
К. К. Кузьминский в Антологии новейшей русской поэзии «У Голубой лагуны» писал, что стихи Чудакова любил Иосиф Бродский. Последнее подтверждается тем, что в 1973 г. Бродский откликнулся на слухи о гибели С. Чудакова стихотворением «На смерть друга».
Евгений Рейн, товарищ обоих, считает пассаж «<...> Белозубой змее в колоннаде жандармской кирзы...» в последнем стихотворении намёком Бродского на работу друга на КГБ: «У Чудакова была бесконечно белая улыбка и о нём ходили слухи, что он — профессиональный стукач. Отсюда „жандармская кирза“». Несмотря на то, что впоследствии выяснилось, что Чудаков жив, Бродский включал мнимую эпитафию в свои сборники. Также Рейн утверждает, что видел покойного за неделю до его смерти в сквере возле дома Союза писателей. С его слов Чудаков «лежал на скамейке головой на сумке», поскольку «потерял квартиру... сдал квартиру на Кутузовском, взял вперёд деньги, подписал какую-то бумагу и его выгнали. И у него не было крыши над головой. Когда наступила осень, он действительно замёрз. Так что Бродский предсказал его смерть. И не известно, где он похоронен...»
Впервые в официальной печати стихи Чудакова появились в 1978 г., когда в журнале «Волга» вышел автобиографический роман Олега Михайлова «Час разлуки», куда они были включены как стихи одного из персонажей. В 1980 г. несколько стихотворений было опубликовано в США, в Антологии новейшей русской поэзии «У Голубой лагуны». В 1990-х гг. стихи Чудакова печатались в периодике, в поэтических антологиях «Строфы века» (1995), «Самиздат века» (1997), «Поэзия второй половины XX века» (Сост. И. А. Ахметьев, М. Я. Шейнкер. — М.: СЛОВО/SLOVO, 2002) и др., но эти публикации опирались на небольшой корпус известных стихотворений и часто повторяли друг друга.
Лишь в середине 2000-х в архиве покойного филолога Д. Н. Ляликова был обнаружен машинописный сборник Чудакова, что позволило в 2007 году выпустить книгу «Колёр локаль», составленную Иваном Ахметьевым (второе, дополненное и исправленное издание вышло в 2008 году).
Стихи переведены на французский язык Тьерри Мариньяком (Thierry Marignac).
Сергей Иванович Чудаков — русский поэт. Родился 31 мая 1937 года в Москве. Сын генерал-майора КГБ (со слов поэта Евгения Рейна). В 1950-х гг. учился на факультете журналистики… Развернуть
Серге́й Па́влович Лукни́цкий — русский советский писатель и поэт, журналист, учёный-правовед, член Союза писателей России, кандидат географических наук (1989), доктор социологических наук (1998), профессор, действительный член Академии информатизации (отделение прав человека) (МАИ, ООН) (1999), действительный член Русского географического общества РАН.
Лукницкий — автор 6 романов и более 20 повестей, в числе которых «Фруктовые часы», «Весёленькая справедливость», «Бином всевышнего», «Начало Водолея» и другие. Среди главных тем его произведений: право и СМИ, конец света и внеземные миры, любовь и чувственность, поворот вспять биологических часов человека и клонирование, путешествия во времени и пространстве. Его перу принадлежат несколько детективов, детские сказки для взрослых, а также стихи, которые автор называл стихоВТОрениями.
Многие годы Лукницкий работал на стыке литературы и правоведения. Главное дело его жизни — подготовка обширных материалов для реабилитации поэта Николая Гумилёва.
Биография
Родился в семье писателей Павла и Веры Лукницких. В 1971 году поступил на факультет журналистики Ленинградского госуниверситета. Одновременно занимался живописью на курсах при Ленинградском институте живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина. Через год был переведен в МГУ. После окончания университета работал специальным корреспондентом по РСФСР, позже — редактор отдела «Литературной газеты» (1975—1979).
В 1979—1984 гг. — консультант Прокуратуры СССР по делам прессы.
В 1983 году Лукницкий окончил Московскую Юридическую Академию, получив специальность юриста-правоведа. В следующем году был приглашен создать и возглавить пресс-бюро МВД СССР, в 1988 году организовал информационно-издательский отдел Советского Фонда культуры под руководством Д. С. Лихачёва. 20 лет жизни посвятил делу реабилитации Николая Гумилёва, которая состоялась только в 1991 году. О перипетиях и трудностях реабилитации поэта написал книгу «"Дело" Гумилёва», М., 1996. Жанр своего труда назвал «социально-правовое исследование».
В 1989—1993 гг. был заместителем секретаря Союза юристов СССР по связям с общественностью и СМИ.
В 1993—1994 — начальник управления Министерства информации и печати Российской Федерации, начальник Главной государственной инспекции Мининформпечати РФ по защите печати и средств массовой информации.
Работал заместителем главного редактора «Юридической газеты», заместителем руководителя Федеральной службы России по телевидению и радиовещанию.
В последнее годы занимал пост заместителя президента Гильдии российских адвокатов, помощника руководителя Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам, советником Председателя Государственного Комитета РФ по антимонопольной политике.
Скоропостижно скончался 27 июля 2008 года в Москве.
Научная деятельность
Область научных интересов Лукницкого: правовое обеспечение средств массовой информации, информационное обеспечение правоохранительных органов.
С. Лукницкий — автор научных трудов и монографий, таких как:
Правоохранительные органы и печать (монография, 1996),
Информационная ниша антимонопольной политики (монография, 1997),
Государство и информация (монография, 1997),
Печать и политика (сборник статей, 1997),
Россия и печать: век антиСМИитизма (1998).
Серге́й Па́влович Лукни́цкий — русский советский писатель и поэт, журналист, учёный-правовед, член Союза писателей России, кандидат географических наук (1989), доктор… Развернуть
Татьяна Вечеслова — артистка балета, прима-балерина Ленинградского театра оперы и балета им. Кирова, балетный педагог. В совершенстве владела техникой классического танца. Автор книг «Я – балерина» и «О том, что дорого...».
Родилась в Петербурге в аристократической семье. Отец, Михаил Михайлович Вечеслов (1855-1943), потомственный дворянин, выпускник Пажеского корпуса, подполковник. Мать — Евгения Петровна Снеткова-Вечеслова (1882-1961), ученица Чекетти, с 1900 г. танцевала в кордебалете Мариинского театра, преподавала в частных студиях Петрограда, начальных классах Хореографического училища.
Татьяна Вечеслова в 1928 году окончила Ленинградское хореографическое училище, ученица М. Ф. Романовой и А. Я. Вагановой. Ее лучшей подругой в училище была Галина Уланова. В 1928-53 гг. работала в Ленинградском театре оперы и балета им. С. М. Кирова. В годы Великой Отечественной войны находилась с театром и родными в эвакуации в Перми, жила в гостинице «Центральная». В феврале-апреле 1943 г. в составе 6-й бригады артистов Театра им.Кирова выезжала на корабли Краснознаменного Балтийского флота, Волховский фронт, в Ленинград и Кронштадт. Прощальный спектакльсостоялся 24 июня 1953 года. В 1950-70 гг. она педагог, в 1952-54 — художественный руководитель Ленинградского хореографического училища; в 1954-71 гг. репетитор балета Ленинградского театра оперы и балета. Последние годы жила в Доме Ветеранов сцены под Ленинградом.
Первое выступление Татьяны состоялось в 1919 году, когда ей было всего 9 лет. Дебютировала же она в 1928 году на сцене Мариинского театра в партии Гюльнары в балете «Корсар». Еще одна дебютная партия Вечесловой — Тао Хоа в балете «Красный мак». Всего через 8 дней после открытия сезона Вечеслову во втором составе утвердили на роль; минуя кордебалет она оказалась среди солистов. В 1931 году также экспромтом сбылась ее мечта о танце Эсмеральды, т.к. балет был показан вне расписания и времени на репетиции не было. Она же стала первой исполнительница партии Нунэ в балете «Гаянэ» в Перми (1942), там же была хореографическая сюита «24-я годовщина Красной Армии», Белая кошечка в «Спящей красавице».
В 1969 году Татьяна Вечеслова вновь посетила Пермь, побывала в театре и училище, бродила по старым улочкам города, 18 и 19 сентября выступила с воспоминаниями на Пермском телевидении. в 1975 году Владиславом Ефремовым на Лентелефильме был снят 28-минутный документальный фильм «Рассказывает Татьяна Вечеслова». В 2010 году режиссёром Галиной Мшанской на ГТРК «Санкт-Петербург» был снят второй фильм о ней: "Татьяна Вечеслова. Я – балерина".
Татьяна Вечеслова — артистка балета, прима-балерина Ленинградского театра оперы и балета им. Кирова, балетный педагог. В совершенстве владела техникой классического танца.… Развернуть
Зоя Борисовна Богуславская - советская и российская писательница, прозаик и эссеист, драматург, литературный критик, искусствовед. Автор крупных культурных проектов в России и за рубежом. Заслуженный работник культуры Российской Федерации (2019).
Родилась в семье Бориса Львовича и Эммы Иосифовны Богуславских.
Окончила ГИТИС им. А.В. Луначарского (1948). Кандидат искусствоведения. Член Союза писателей СССР (1960). Художественный координатор жюри премии «Триумф».
Первый муж — доктор технических наук, профессор Борис Моисеевич Каган (род. 1918), конструктор в области автоматики и вычислительной техники и лауреат Сталинской премии (1949). Сын — известный российский инвестор Леонид Борисович Богуславский (род. 1951), совладелец таких компаний, как Яндекс и Озон.ру.
46 лет прожила во втором браке с поэтом Андреем Вознесенским.
Зоя Борисовна Богуславская - советская и российская писательница, прозаик и эссеист, драматург, литературный критик, искусствовед. Автор крупных культурных проектов в России и… Развернуть
Любовь Шапиро начала писать книги только в сорок четыре года. Родилась в Москве в проезде Художественного театра (Камергерский переулок). Видимо, это определило ее судьбу.
Л.Шапиро – Художественный руководитель театра-кабаре «Летучая мышь» им.Гр.Гурвича. Преподавала в РАТИ, работала на телевидение – была сценаристом ряда цикловых программ, посвященных жанрам кабаре и мюзикла. Одновременно начинает писать книги. Лучше всего зная театральный мир, автор пишет детективно-любовно-авантюрные романы на театральные темы: «Закулисные страсти», «Дневник романтической дурочки», «Жизнь – это кабаре», "В СОРОК ЛЕТ ЖИЗНЬ ТОЛЬКО НАЧИНАЕТСЯ".
Окружающие Любовь Шапиро студенты, друзья дочери навели на мысль написать роман о молодом поколении. "Моя бабушка Золушка или Жизнь злой девочки". Он должен быть интересен и полезен и для родителей, и для их «взрослых» детей.
В 2012 г. вышла новая книга Любовь Шапиро "Я люблю дышать и только"
В 2013г выходит Новая книга Любовь Шапиро "Оборотная сторона холста" , а так же авторские версии книги "Дневник романтической дурочки» под авторским названием :«Автор сценария моей жизни», «Жизнь – это кабаре - полная авторская версия» и будет переиздана в авторской версии книга «Закулисные страсти».
Любовь Шапиро начала писать книги только в сорок четыре года. Родилась в Москве в проезде Художественного театра (Камергерский переулок). Видимо, это определило ее судьбу.… Развернуть
Цветков Василий Жанович – профессор МПГУ, доктор исторических наук.
Родился в 1968 г. в Москве, в 1992 г. окончил Московский государственный педагогический университет, в 1996 г. защитил кандидатскую диссертацию, преподаватель кафедры новейшей отечественной истории Московского государственного педагогического университета, главный редактор альманаха «Белая гвардия», автор работ по истории Гражданской войны, Белого движения и Российского зарубежья.
Цветков Василий Жанович – профессор МПГУ, доктор исторических наук. Родился в 1968 г. в Москве, в 1992 г. окончил Московский государственный педагогический университет, в 1996… Развернуть
Людмила Викентьевна Михеева (Соллертинская) - музыковед, писательница, биограф. Член региональной общественной организации "Союз Композиторов Санкт-Петербурга". Автор книг, музыкальных словарей, статей по вопросам теории музыки, музыкальной эстетики, исполнительства, концертных аннотаций, литературно-музыкальных сценариев.
Людмила Михеева d 1958 году окончила теоретико-композиторский факультет Ленинградской консерватории, в 1962 там же - аспирантуру. В 1960—1964 годах работала редактором Ленинградского отделения издательства "Советский композитор". В 1964—1971 редактором Ленинградского отделения издательства "Музыка". Автор биографий Дмитрия Шостаковича, Эдварда Грига, Ивана Ивановича Соллертинского, рассказов о музыке и музыкантах, об опере и оперетте.
Людмила Викентьевна Михеева (Соллертинская) - музыковед, писательница, биограф. Член региональной общественной организации "Союз Композиторов Санкт-Петербурга". Автор книг,… Развернуть
Ирина Исаевна Шкаровская - советский прозаик, публицист, автор книг для детей.
Родилась в семье еврейского писателя.
В 1940 году окончила Киевский университет.
С 1956 года член Союза писателей.
Автор книжек-очерков «Семья Деревских», «Республика красных следопытов», «Сто шагов на север», «Оксана Иваненко»; повестей «Никогда не угаснет», «Теплая улица», «Добрый вечер, лунная девочка»; сборников рассказов «Горнист первой базы», «Фонарик», «Девочка, пятая по списку» и др.
Скончалась в 1986 году, похоронена в Москве на Введенском кладбище.
Ирина Исаевна Шкаровская - советский прозаик, публицист, автор книг для детей. Родилась в семье еврейского писателя.
В 1940 году окончила Киевский университет.
С 1956 года… Развернуть
Александр Сергеевич Лукомский — русский военачальник, генерал-лейтенант Генерального штаба. Участник Первой мировой и Гражданской войн. Видный деятель Белого движения, один из организаторов Добровольческой армии. Эмигрант. Оставил мемуары.
Александр Лукомский происходил из потомственных дворян Полтавской губернии. В 1885 году окончил Петровский Полтавский кадетский корпус и Николаевское инженерное училище. Служил подпоручиком в 11-м сапёрном Императора Николая I батальоне. В 1897 году окончил Николаевскую академию Генерального штаба и произведён в штабс-капитаны. С 1898 года старший адъютант штаба 12-й пехотной дивизии. С 1903 года старший адъютант штаба Киевского военного округа, которым командовал генерал М. И. Драгомиров. В 1907 году произведён в полковники и назначен начальником штаба 42-й пехотной дивизии.
В период с 1905 по 1908 год в журнале «Разведчик» и газете «Русский инвалид» был помещён ряд статей за авторством А. С. Лукомского, посвящённых военным проблемам[2].
В январе — марте 1909 — и. д. начальника мобилизационного отдела Главного штаба, в январе — декабре 1909 — постоянный член Крепостного комитета. С 14 марта 1909 — начальник мобилизационного отдела Главного управления Генерального штаба (ГУГШ). Под его руководством было введено новое мобилизационное расписание, предусматривавшее как общую мобилизацию на случай войны с Германией и Австро-Венгрией, так и ряд частных мобилизаций на случай столкновения с соседями на южных и восточных окраинах. Через законодательные учреждения были проведены законопроекты, вносящие изменения в Устав о воинской повинности, и проведены мероприятия по доведению до полных норм всех запасов военного времени.
С 29 января 1913 — помощник начальника канцелярии Военного министерства. С апреля 1914 — генерал-майор. С началом мобилизации возглавил канцелярию.
С ноября 1914 — генерал-лейтенант. С июня 1915, одновременно, был помощником военного министра, возглавлял канцелярию Особого совещания по обороне государства. На посту помощника министра провёл ряд мероприятий, начиная с обеспечения армии пулеметами и сапогами и заканчивая образованием районных подкомиссий по эвакуации. Убедил Особое совещание в необходимости содействия развитию аэропланового строительства и в приёмке аэропланов фронтом, а также способствовал снабжению армии осветительными приборами.
С 2 апреля 1916 — начальник 32-й пехотной дивизии, во главе которой принял участие в наступлении генерала А. А. Брусилова («Брусиловском прорыве»), воевал в Бессарабии. Награждён 15 июля 1917 года орденом Святого Георгия 4-й степени (1917):
« За то, что, будучи начальником 32-й пехотной дивизии и лично руководя в боях с 22-го мая по 8-е июня 1916 года действиями вверенной ему 32-й пехотной дивизии, на полки каковой было возложено нанесение главного удара для прорыва укреплений австрийской позиции и занятия д. Ржавенцы, он отличными действиями и личным мужеством своим достиг блестящего успеха боевой работы дивизии своей, приведшей к полному разгрому 6 австрийских дивизий, занятию города Черновиц и захвату в плен 729 офицеров, 28021 солдата, а также 30 орудий, 92 пулеметов, 26 бомбомётов, 9 миномётов и множеству других трофеев. »
Затем недолго был начальником штаба 10-й армии, с октября 1916 — генерал-квартирмейстер штаба Верховного главнокомандующего (утверждён в должности в декабре того же года). Вместе с генералом В. И. Гурко разработал план кампании на 1917, предусматривавший нанесение основного удара на Румынском фронте, который был отвергнут из-за возражений командующих фронтами генералов Н. В. Рузского и А. Е. Эверта.
После Февральской революции, 2 апреля 1917, назначен командиром 1-го армейского корпуса. С 2 июня 1917 — начальник штаба Верховного главнокомандующего. Поддержал выступление генерала Л. Г. Корнилова в августе 1917. Был арестован вместе с Корниловым в Могилёве, и в сентябре 1917 заключён в Быховскую тюрьму, откуда вместе с другими генералами бежал в ноябре 1917.
Прибыл по железной дороге в Новочеркасск, помогал генералам М. В. Алексееву и Корнилову в формировании Добровольческой армии. В декабре 1917 — феврале 1918 — начальник штаба Добровольческой армии, некоторое время состоял представителем Добровольческой армии при Донском атамане. В феврале 1918 был тайно направлен в Екатеринодар в качестве представителя добровольцев при Кубанском правительстве. Через несколько дней арестован большевиками, чудом спасся от гибели и выехал в Царицын, затем в Киев и Одессу, где устанавливал связь с офицерскими организациями. Ему удалось возвратиться в штаб Добровольческой армии лишь в июле 1918; он был назначен заместителем председателя Особого совещания при Верховном руководителе Добровольческой армии генерале Алексееве.
С сентября 1918 — помощник главнокомандующего А. И. Деникина и начальник Военного и Морского управления. С октября 1918 состоял председателем Особого совещания при главнокомандующем Вооружёнными силами Юга России (ВСЮР), с 30 декабря 1919 — глава правительства при главнокомандующем ВСЮР. По своим политическим взглядам был умеренным монархистом. В феврале 1920 был уволен от службы приказом генерала Деникина (как сторонник назначения главнокомандующим генерала П. Н. Врангеля) и выехал за границу.
С 1920 — представитель главнокомандующего Русской Армией генерала барона Врангеля при союзном командовании в Константинополе, затем переведён в распоряжение главнокомандующего. В эмиграции — помощник великого князя Николая Николаевича, выполнял его секретные поручения, жил в Ницце. 31 июля 1926 ему подчинены все воинские союзы и организации Дальнего Востока и Америки. После смерти великого князя отошёл от политической деятельности, состоял в распоряжении председателя Русского общевоинского союза (РОВС).
Был женат на Софье Михайловне, урождённой Драгомировой, дочери генерала от инфантерии Михаила Ивановича Драгомирова, сестре генералов Абрама Михайловича,Владимира Михайловича Драгомировых и полковника Александра Михаловича Драгомирова.
Александр Сергеевич Лукомский — русский военачальник, генерал-лейтенант Генерального штаба. Участник Первой мировой и Гражданской войн. Видный деятель Белого движения, один… Развернуть
Евгения Гершкович — искусствовед, историк архитектуры, арт-критик, журналист. Редактор отдела культуры журнала «Мезонин». Член экспертного совета конкурсов "Архивуд", "Архиграфика". Автор 6-ти книг и около 1 тыс. публикаций по истории искусства, архитектуры, дизайна.
Евгения Гершкович в 1977 году окончила школу № 772 г. Москвы. В 1981 г. стала студенткой Московского инженерно-строительного института (МИСИ). С 1984 по 1998 гг. слушатель Факультете искусств. В 1989 году поступила на отделении истории искусств исторического факультета МГУ. Затем училась в аспирантуре НИИ Академии художеств.
Постоянно публиковалась в "Коммерсанте", "Итогах", "Ведомостях", "ELLE", "Время новостей", газете "Московские новости", "Пинакотека", "Made in Future", журнала "Мезонин". Была куратором нескольких выставок, в т.ч. : "Архитектура и ботаника: коринфская капитель", "ВДНХ. Главная выставка страны", "Туризм как искусство" (Форум культурных инициатив). Написала книги "Высокий сталинский стиль", "Агитлак", "Московское метро. Архитектурный гид", "Агиткость", "Московское ралли", "Мир русской усадьбы" из серии "Поехали".
Евгения Гершкович — искусствовед, историк архитектуры, арт-критик, журналист. Редактор отдела культуры журнала «Мезонин». Член экспертного совета конкурсов "Архивуд",… Развернуть
Николай Давидович Бурлюк — русский поэт и прозаик. Брат Давида, Владимира и Людмилы Бурлюков.
Родился в семье управляющего имением, агронома; его братья Давид и Владимир, а также сестра Людмила Бурлюк-Кузнецова — видные деятели русского футуризма. Окончил Херсонскую мужскую гимназию, а в 1914 — Петербургский университет (физико-математический факультет, историко-филологическое отделение).
Вместе с братьями и сестрой Николай (в отличие от них, никогда не выступавший как художник) активно печатался в изданиях кубофутуристов («Студия импрессионистов», «Садок судей», «Пощёчина общественному вкусу»). Однако его поэтика по сути далека от нарочито «грубой», урбанистической и словотворческой (анти)эстетики Давида Бурлюка, Кручёных, Маяковского; для него характерны импрессионистическая образность, показ «сновидений», мифологические образы, установка на музыкальность, в этом он ближе из футуристов к Елене Гуро. Как и Гуро, он писал лирическую прозу («Глухонемая», «Артемида без собак», «Сбежавшие музы» и др.). Автор теоретических статей («Поэтические начала», «Supplementum к поэтическому контрапункту»).
Член литературой группы «Гилея» (1910). Николай — автор ряда статей, формулирующих основные принципы футуристической литературы («Поэтические начала»).
Николай Бурлюк проявлял интерес к акмеизму, принимал участие в заседаниях «Цеха поэтов», приятельствовал с Николаем Гумилёвым, в 1914 году отказался подписать манифест футуристов «Идите к чорту», где в оскорбительных выражениях характеризуются акмеисты.
В следующем году Бурлюк последний раз печатается (в альманахе «Весеннее контрагентство муз», 1915) и навсегда пропадает с литературного горизонта: в 1916 мобилизован в действующую армию, после окончания школы прапорщиков (1917) — на Румынском фронте, затем служил в разных армиях эпохи Гражданской войны на Украине, в зависимости от того, под чью мобилизацию попадал.
В 1919—1920 скрывался от всякой мобилизации; в декабре 1920 года в Херсоне явился на учёт в РККА как бывший офицер, но был арестован и «тройкой» 6-й армии приговорён 25 декабря 1920 г. к расстрелу в превентивных целях, «желая скорее очистить РСФСР от лиц подозрительных, кои в любой момент своё оружие могут поднять для подавления власти рабочих и крестьян». 27 декабря 1920 г. приговор приведён в исполнение.
Обстоятельства гибели Николая Бурлюка долгое время оставались неизвестными и опубликованы только в 2001 г. Эмигрировавший в США Давид Бурлюк знал о расстреле брата, но, вероятно, скрывал этот факт из опасности повредить престижу своей семьи в СССР.
Николай Давидович Бурлюк — русский поэт и прозаик. Брат Давида, Владимира и Людмилы Бурлюков. Родился в семье управляющего имением, агронома; его братья Давид и Владимир, а… Развернуть
Нора Борисовна Аргунова - писательница-анималист, прозаик. В Российском государственном архиве литературы и искусства год рождения указан как 1919 (источник). Известно, что Нора Аргунова - псевдоним, а её настоящее имя - Элеонора Борисовна Футорян. Именно под этой фамилией её знала Тамарина Руфь Мееровна (р. 1921), литератор, поэтесса, член Союза писателей Казахстана с 1957 г., о чём она пишет в своей биографической повести "Щепкой - в потоке…":
Помню замечательную прощальную вечеринку у красавицы Норы Футорян, ставшей впоследствии известным писателем-анималистом Норой Аргуновой, вечеринку, устроенную в честь моего ухода на войну — с большой кастрюлей традиционного студенческого винегрета, разномастной случайной посудой для еды и питья и замечательным, волнующим настроением. Нора жила в комнатенке, вроде моей — метров 6-8 квадратных, — половину которой занимала тахта. Отличие от моего жилья заключалось в том, что это была комната для домработницы в большой наркоминдельской квартире, где прежде жили Норины родители, тоже репрессированные в 37-38 годах. В отличие от меня, ее никуда не переселили, а просто выделили ей эту комнатку. Дом был почтенный, старый, красивый. В нем до переезда на Смоленскую площадь размещался Наркоминдел — в одном крыле, в другом — жили семьи некоторых сотрудников. Сейчас в этом здании на углу улиц Лубянка и Кузнецкий мост разместился Конституционный Суд РФ.
(Тамарина Р. М. Щепкой - в потоке… : Док. повесть, стихи, поэма. - Алма-Ата : Жазуши, 1991. - 224 с.)
Отец Норы Аргуновой - Футорян Борис (Бенцион) Моисеевич - известен как член ВКП(б), председатель правления Консервного треста, заместитель председателя правления Вязниковско-Муромского объединения государственных льняных фабрик, управляющий Всесоюзным автогенным трестом Наркомата тяжелой промышленности СССР. Он был обвинён в участии в троцкистской террористической и шпионско-диверсионной организации, в связях с Троцким, и в 1937 расстрелян, место расстрела - Москва, Донское кладбище. Реабилитирован был в 1957 году (источник 1, источник 2).
В послесловии к сборнику Бориса Андреевича Пильняка "Расплеснутое время" его сын, Андроникашвили-Пильняк Б. Б., упоминает об аресте Футоряна и его семьи:
Стало известно, что арестован старший брат Орджоникидзе, а также его племянник Гвахария, директор Макеевского металлургического завода. Были арестованы крупнейшие руководители промышленности, в том числе управляющий трестом «Глававтоген» Футорян, с которым Борис Андреевич дружил много лет. Его жена тоже была взята. Их дочь, писательница Нора Аргунова, тогда школьница, была выселена из квартиры и оставлена на произвол судьбы.
Множество подробностей жизни Норы Аргуновой раскрыла Энгелина Борисовна Тареева - пенсионерка, ставшая известной благодаря своему блогу "Интеллигентская штучка", в котором она делится воспоминаниями о своей жизни. Из блога мы узнаём следущее:
Была на фронте моя близкая подруга Нора Аргунова (Аргунова это псевдоним, ее настоящая имя и фамилия Элеонора Фкуторян). В 1937 году ее отец, старый большевик, политкаторжанин, был репрессирован и расстрелян, мать тоже была репрессирована. Нору выселили из квартиры, и какое-то время она жила под лестницей в своем подъезде. Потом уж не помню, как это уладилось. Репрессии пошли на спад. Норе дали комнату 6 кв.м. при кухне, и она поступила в ИФЛИ. Училась вместе с Давидом Самойловым, Павлом Коганом и пр. В 1941 году сразу после начала войны добровольцем пошла на фронт. На фронте была пулемётчицей. После войны окончила Литинститут, писала прозу. Повести и рассказы.
Нора Борисовна была замужем за Кардиным Эмилем Владимировичем, прозаиком и литературным критиком (источник). Вторым её мужем стал Владимир Тендряков - русский и советский писатель, автор повестей о проблемах советского общества. Детей у них не было. (источник 1, источник 2, источник 3, источник 4).
Н. Аргунова дружила с поэтессой Лидией Ждановой (источник).
Нора была известным общественным деятелем, защитником природы, защитником животных и много сделала в этой области. На страничке "Вконтакте" Лосефермы Печорско-Илычского заповедника имеется следующая запись:
Дорогие друзья! Читайте рассказ об одомашненных лосях -"Вангур"!
Написала рассказ писательница-анималистка Элеонора Борисовна Футорян (Нора Аргунова). В конце 1960-х гг. она несколько раз приезжала в Печоро-Илычский заповедник на опытную лосеферму и в честь нее были названы два лосенка - Аргунья и Аргун.
В 1973 г.в Москве в издательстве "Детская литература" вышла книга писательницы "Не бойся, это я!". В нее вошли рассказы о животных,в том числе о домашнем лосе. В рассказе "Вангур" действие происходит на печорской лосеферме, но географические названия и имена людей вымышлены, а прототип лося Вангура является собирательным.
Похоронена на Ваганьковском кладбище рядом с могилой матери (источник).
Нора Борисовна Аргунова - писательница-анималист, прозаик. В Российском государственном архиве литературы и искусства год рождения указан как 1919 ( источник ). Известно, что… Развернуть
Сергей Алексеевич Ковалев — военный писатель, журналист, редактор. Капитан первого ранга, подводник, с 2010 г. в запасе. Автор 7 книг.
Сергей Ковалев в 1981 году окончил Высшее военно-морское училище подводного плавания им. Ленинского комсомола. Был распределен в 33-ю дивизию подводных лодок Северного флота, обучение в Учебном центре ВМФ. В различных должностях на атомных подлодках (АПЛ) выполнил 4 боевые службы, в т.ч. в Карибское море и в Арктику. Работал в Госкомиссии по приему атомной подводной лодки от промышленности, командовал минно-торпедной боевой частью АПЛ, служил ст. помощником начальника отделения оперативного и боевой подготовки Видяевской дивизии ПЛ.
В 2001 году Ковалев был назначен постоянным корреспондентом редакции журнала «Морской Сборник» по Северному флоту, в этой должности выполнил семь дальних походов с заходами в порты Великобритании, Исландии Норвегии и Франции. С 2009 г. — первый заместитель Главного редактора редакции журнала «Морской Сборник».
Сергей Алексеевич Ковалев — военный писатель, журналист, редактор. Капитан первого ранга, подводник, с 2010 г. в запасе. Автор 7 книг. Сергей Ковалев в 1981 году окончил… Развернуть
Валентина Семеновна Чаплина – поэтесса, прозаик, драматург. Она родилась 10 декабря 1921 года в г.Брянске в семье служащего. Отец – Семен Иванович был бухгалтером, мать – Хиония Степановна – актрисой. С 1929 по 1939 год училась в Брянской средней школе. В 1940 году поступила в Брянский лесной институт. Летом 1941 года работала помощником корректора в редакции газеты «Брянский рабочий», а осенью из родного города эвакуировалась в Чебоксары. Здесь она окончила курсы стенографии и машинописи, затем работала в Наркомпросе ЧАССР.
В 1943 году В.Чаплина поступила учиться на агрономическое отделение Чувашского сельскохозяйственного института, после окончания которого работала в отделе сельского хозяйства редакции газеты «Советская Чувашия».
Вот как Валентина Чаплина сама пишет, вспоминая студенческие годы: «Было очень нелегко… Приходилось одновременно и учиться на последнем курсе, сдавая очередные экзамены, и работать над дипломом. (Да еще вечером училась я в театральной студии при Доме народного творчества и закончила ее на «отлично»). Выдержала эту карусельную жизнь без отдыха. Написала диплом. Защитилась. И тоже на «отлично». Удивляюсь сейчас, как тогда хватало меня на все. Вот что значит молодость и вера в то, что можно объять необъятное».
Позднее, 1947 году Валентина Семеновна окончила театральную студию при Доме народного творчества ЧАССР. Имея огромное желание писать для детей, она почувствовала необходимость в педагогическом образовании и поступила в Чувашский государственный педагогический институт им. И.Я. Яковлева на факультет языка и литературы, но по состоянию здоровья окончить его не удалось. В 1953 году Валентина Семеновна вышла замуж за Кузьмина Ермолая Ермолаевича. Семейная жизнь была недолгой, муж трагически погиб.
Начало литературной деятельности В. Чаплиной относится к 1939 году, когда в газете «Брянский рабочий» было напечатано первое ее стихотворение «Наш октябрь». Вот что пишет об этом в своих воспоминаниях Валентина Семеновна: «Кажется, что я сочиняю с тех пор, как научилась писать. В школе ни одна стенгазета не выходила без моего участия. Писала стихи и рассказы, которые нигде не печатались. Очень любила описывать природу. Школьные сочинения всегда зачитывались в классе....». С тех пор было издано много книг, сборников рассказов, повестей, адресованных детям: «Бабушкины каникулы», «Димкина звезда», «О маленьких волшебниках и Димкиных друзьях», «Знакомая варежка», «Голубая ниточка на карте», «Юля и цветы», «Юля в лесу», «Оглянитесь вокруг, пожалуйста», «Веселая книжка» и многие другие.
Валентина Чаплина работала и в области драматургии. На сцене Чувашского театра юного зрителя несколько сезонов шли пьесы «Друзья» (1957), «Неужели непонятно?» (1959). В 1972 году на Чебоксарской студии телевидения была поставлена пьеса В. Чаплиной «Что случилось 31-ого?», в 1975 году – «Колыбельная маме», а в1981 году – пьеса «Сказочный урок», с интересом принятые юными зрителями. Валентина Семеновна проявила себя и как переводчик. Она занималась переводом произведений чувашских писателей и поэтов на русский язык, редактированием переведенных произведений.
С 1962 года писательница Валентина Чаплина регулярно вела телевизионные передачи для детей по сценариям, написанным ею самой. Это телепередачи «Присмотрись и Разгляди-ка», «Клуб друзей стихов», «А это что такое?», «Простые истины» и др. На радио Валентина Чаплина вела детскую передачу «Бабушка Валя и Кот Вездеход». Главная их тема – любовь к природе, призыв к ее защите, и каждая передача – это маленькая пьеса.
В.С. Чаплина – автор 24 книг. Член Союза писателей СССР (1960). Во многих произведениях Валентины Семеновны раскрываются темы любви, преданности, честности и патриотизма. Одной из главных тем является тема материнства, которая непосредственно связана с миром детских переживаний.
Герои ее произведений интересны и сообразительны, внимательны и наделены живостью. Они попадают в трудные, порой смешные истории, наблюдательность и находчивость выручают их повсюду. Алеша – герой рассказа «Из Алешкиной жизни» переживает глубокую трагедию. Его отец, которого он любил больше всего на свете и которому подражал, бросил любимую маму, ушел к другой женщине. Здесь Валентина Чаплина мастерски показывает, как ранятся детские души из-за неполадок в семьях, из-за эгоизма родителей.
Все произведения В.С.Чаплиной заставляют задумываться над смыслом в жизни, над ее трудностями. Произведения просты и интересны. Писательница обладала удивительно редким даром – «говорить» с природой.
У нее деревья «разговаривают», цветы «шепчутся», солнечный день «дрожит», черемуха «плачет». Валентина Семеновна любила природу и поэтому знала, чем пахнет Лето, какого цвета Осень, как Весна «разговаривает».
Валентина Чаплина была добрым другом детских библиотек. Встречи с ее участием проходили живо, интересно, познавательно. Дети очень любили ее, они не хотели с ней расставаться. Писательница легко находила контакт с любыми детьми, с любой аудиторией. На таких встречах дети много смеялись, получали положительные эмоции.
Активная литературная и общественная деятельность В. Чаплиной отмечена Почетной грамотой Президиума Верховного Совета ЧАССР, медалью «Ветеран труда», благодарностью Президента Чувашской Республики. В 1991 году Валентина Семеновна стала победительницей республиканского конкурса «Книга года – 91» за книгу «Голубая ниточка на карте».
Одними из близких друзей В. Чаплиной были Феликс Мокеев, ныне Заслуженный артист России; Антонина Анатольевна Пиневич – преподавательница биологии в Чебоксарском среднем специальном училище олимпийского резерва; Петр Григорьевич Маркин – писатель, Заслуженный работник культуры Чувашской АССР; Ярослав Филин – режиссер, бывший директор ДК им. Хузангая и др. В.Чаплина также дружила с семьей художников Акцыновых.
Валентина Чаплина умерла 12 декабря 2001 года в Чебоксарах.
Не существует смерти для поэта
Так вечно солнце всходит над землей,
Так животворно трепетанье света
Весомее поэзией своей.
Валентина Семеновна Чаплина – поэтесса, прозаик, драматург. Она родилась 10 декабря 1921 года в г.Брянске в семье служащего. Отец – Семен Иванович был бухгалтером, мать – Хиония… Развернуть
Андрей Вадимович Венков — советский и российский учёный-историк; доктор исторических наук, профессор. Автор многих работ, в числе которых 18 монографий, 9 учебников и учебных пособий.
Родился 15 декабря 1954 года в Магнитогорске Челябинской области.
С 1959 по 1982 годы проживал в станице Вёшенской, где окончил среднюю школу. В 1977 году окончил историко-английский факультет Ростовского государственного педагогического института (ныне Ростовский государственный педагогический университет), получив специальность «Учитель истории и английского языка». Свою профессиональную деятельность начал в Вёшенской средней школе учителем истории и английского языка. В 1980 году был назначен завучем Колундаевской средней школы № 2.
В 1982 году А. В. Венков перешёл на педагогическую работу в Ростовский государственный педагогический институт (исторический факультет). В 1983 году поступил в аспирантуру Ростовского государственного университета. Защитил кандидатскую (1987 год, тема «Донское казачество в гражданской войне») и докторскую (1997 год, тема «Антибольшевистское движение на юге России, 1917—1920 гг.») диссертации.
С 1986 года работал на историческом факультете Южного федерального университета. Под его руководством защитились 8 кандидатов наук.
В настоящее время — заведующий лабораторией казачества Южного научного центра Российской академии наук. Является членом-корреспондентом Академии военных наук.
Андрей Вадимович Венков — советский и российский учёный-историк; доктор исторических наук, профессор. Автор многих работ, в числе которых 18 монографий, 9 учебников и учебных… Развернуть
Олег Николаевич Кузнецов - российский клиницист, психолог, исследователь, внесший свой оригинальный и подлинно научный вклад в ту сферу знания, которую принято означать как «медицинская психология».
Когда началась Великая Отечественная война, ему было 15 лет. Он только что с похвальной грамотой закончил семилетку. Война застала семью в Ленинграде, где пришлось пережить блокаду и голод, где от истощения умер отец, а сам О.Н.Кузнецов перенес тяжелейшие заболевания на фоне дистрофии и чудом остался в живых. В 1-м Ленинградском медицинском институте им. акад. И.П. Павлова, куда его госпитализировали при очередном осложнении алиментарной дистрофии, он поступил на подготовительный факультет.
А уже в ноябре 1943 года О.Н. Кузнецова призвали в армию на Ленинградский фронт, и с января 1943 года по март 1944-го он служит помощником врача своей воинской части. В апреле 1944 года его переводят в военный госпиталь в Осиновой Роще на работу в приемный покой.
С 1944 по 1949 год О.Н. Кузнецов учился в Военно-медицинской академии, закончил ее как врач-лечебник на кафедре нервных заболеваний, был отправлен в распоряжение дальней авиации. Жил и работал на Сахалине в авиационных частях. Затем учился на курсах при институте им. В.М. Бехтерева и Военно-медицинской академии, где обучался психиатрии. По окончании курсов в 1958 году О.Н. Кузнецов был направлен в Звездный городок подготовки космонавтов в качестве начальника лаборатории испытаний нервно-психической устойчивости. В 1974 году О.Н. Кузнецов, по его просьбе, был переведен в Ленинградскую Военно-медицинскую академию на кафедру психиатрии. Там он много и увлеченно работал до своей демобилизации в 1996 году и потом, оставаясь заведующим лабораторией медицинской психологии и ведущим преподавателем курса «медицинская психология для слушателей ВМедА».
Опыт, приобретенный в работе в Звездном городке, и главное, его подлинно научное осмысление, позволили О.Н. Кузнецову разработать оригинальный курс предмета «Медицинская психология», который он, уже будучи доцентом кафедры психиатрии, преподавал слушателям. В то время не было более сведущего специалиста в вопросах психологической диагностики, прогнозирования поведения человека в непривычных условиях существования, дифференциальной диагностики психопатологических явлений. Он самостоятельно переводил и адаптировал малоизвестные проективные психологические методики, которые были тогда для советских специалистов недосягаемой экзотикой. Разработанные им принципы и методики экспресс диагностики психического состояния на протяжении многих лет использовались и используются сейчас при профессиональном психологическом отборе абитуриентов высших военных учебных заведений.
По совокупности работ в 1996 г. на основании доклада в Санкт-Петербургском научно-исследовательском психоневрологическом институте имени В.М. Бехтерева О.Н. Кузнецову присуждена ученая степень доктора медицинских наук по специальностям медицинская психология и психиатрия.
Его эрудиция поражала: он с равным интересом обсуждал проблемы психологии, искусства, литературы. Для многих книги, которые он рекомендовал и приносил из своей библиотеки, становились открытиями, определявшими научные и литературные пристрастия. С одинаковым успехом он находил общий язык и с психиатрами и с психологами, и с литературоведами и с философами. Круг его интересов всегда поражал. Казалось, он ищет и находит психологически важное во всем, что делается вокруг.
Совместно с близким другом и постоянным соавтором Владимиром Ивановичем Лебедевым исследовал творчество Достоевского в медико-психологических аспектах анализа его персонажей. В результате этого труда в 2003 году вышла книга «Достоевский над бездной безумия».
Олег Николаевич Кузнецов - российский клиницист, психолог, исследователь, внесший свой оригинальный и подлинно научный вклад в ту сферу знания, которую принято означать как… Развернуть