Рецензии

Оценка NataliaAbushaeva:  5  
Настольная книга писателя фэнтези и не только

На основе работ Владимира Проппа написаны почти все современные работы по писательскому мастерству, начиная от "Путешествие писателя" и заканчивая любой брошюрой по этой теме "Как издать бестселлер".

В этом сборнике первой идёт работа по морфологии волшебной сказки. Написано, конечно, научным языком, но разобраться можно. Наверное, эта часть для общего развития. И, честно говоря, формулы из книги мне дались тяжело.

А исторические корни волшебной сказки уже более интересно читать.

Если кратко, то эта книга разбирает сюжет сказок, но этот разбор применим ко всей структуре сюжета любой книги. То есть вместо Ивана дурака вставляете своего главного героя и строите свой сюжет.

Для себя лично понимаю, что книга не простая. Все сразу не запомнить, поэтому сделаю её настольной и буду перечитывать… Развернуть 

Оценка EvisEvergard:  5  
Миф отраженный

На эту книгу написано так много рецензий, что тому, кто решил написать еще одну, предстоит нелегкая задача избежать трюизмов или ничего не говорящих фраз типа «мне понравилось»/«мне не понравилось». Лично мне эта книга попалась в руки после того, как был закончен «Тысячеликий герой» Дж. Кэмпбелла, оставивший крайне неприятное впечатление. После выматывающего блуждания в дебрях психоаналитического начетничества, была необходима срочная инъекция ясной, строгой и выверенной аналитики. И Пропп не обманул ожиданий.

Если Кэмпбелл ради подтверждения своих крайне спорных выводов тщательно подбирает только удобные и подходящие примеры, напрочь игнорируя все, что не укладывается в прокрустово ложе его юнгианского фантазерства, то Пропп вскрывает саму генетику мифа – художественным преодолением и… Развернуть 

Оценка wutheringweirdo:  5  

Я использую эту книгу для анализа художественной литературы в своей диссертации. Морфология и исторические корни сказок представляют собой исследование волшебных русских сказок. В первую очередь, конечно, интересен его взгляд на функции действующих лиц. Некоторые герои обманывают, некоторые дают советы, другие являются посредниками. По типам персонажей тоже интересно. Кто проводник, кто герой, кто лжец. Очень интересно находить в тексте и фольклорные традиции разных народов. Да, я понимаю, что возможно для анализа иноязычной литературы нужно использовать что-то другое. Но ведь исследование должно быть разнообразным, не так ли?

Оценка safonovsergey88:  5  
Откуда ноги растут.
Редко найдутся научные работы, которые интересно и увлекательно читать. 

В эту книгу входят две работы Владимира Проппа: «Морфология волшебной сказки» и «Исторические корни волшебной сказки».

Первая – чисто научная. В ней волшебная сказка разбирается «по косточкам», и, если вы не специалист, смело можете её пропустить, либо читать не вдаваясь в подробности.

Вторая работа будет интересна всем. В ней простым и доступным языком рассказывается о генетических предках волшебных сказок. 

Самая главная проблема после прочтения этой книги – развидеть Проппа обратно. Уверяю вас, в первое время он будет мерещиться в каждом художественном произведении. Сразу скажу, что это не камень в огород этой замечательной книги, но просто забавное наблюдение.  Развернуть 
Оценка Ninanewwworld:  5  

Никогда не рассматривала сказки как сложную и серьезную работу. Всегда думала, что это просто - сел, написал и всем нравится, так как есть смысл и добрый посыл. Пропп в своем исследовании просто на голову разбивает все мои представления о сказочных мирах и рассказывает, как и что несет в себе волшебная сказка и почему это важно сейчас, особенно тем, кто решает написать свое произведение. Потому что рассказанное Проппом можно подставить не только в современный ромком или славянское фэнтези, а вытащить структуру почти для любого произведения. Короче - настольная книга для любого писателя.

Погружения в волшебство тут ожидать не стоит - все же это глубокое исследование феномена сказки, а не фэнтези роман. Сказки тут рассматриваются как с морфологической точки зрения, так и с исторической. Эта… Развернуть 

Оценка Io77:  4  

Решилась прочитать после совета подруги и вот этого интервью Екатерины Шульман (причём Шульман изложила легче и увлекательнее самой книги, акцентировала основные моменты и в принципе заинтересовала):

52:48

"Морфология" это страшная штука из разряда "всё повторяется, виды сценариев строго ограничены", попытка перевести всю магию сказок в буквенно-числовой морской бой. Скучно по факту, сухая классификация, но специалисты должны быть в восторге. Сценаристам тоже можно взять на заметку.

А вот "Исторические корни" совсем другое дело: разбор таких сказок, о которых мы и не слышали в детстве. Они очень жестоки. И корнями часто восходят к обряду инициации, как сказано.

Мне понравилось про Бабу-Ягу, насколько старинные сказки с участием ее женского образа властительницы леса и сторожа в царство… Развернуть 

Оценка elzatyman:  3  
Тема интереснейшая, написано тяжеловато

Местами прям затягивает, и Морфология и Исторические корни, но уж больно многоуважаемый Пропп дотошно приводит множество бесконечных примеров, стремясь проиллюстрировать каждое утверждение. И получается много однообразия. По несколько страниц в день, постепенно теряя терпение и перескакивая эти примеры, иначе никак не добраться до следующего тезиса - такое вот вышло чтение.
А по содержанию - круто, да. Но по форме - лично для меня - тяжеловато.

Оценка vika_and_2girls:  4.5  

​​Так как я увлекаюсь чтением мифов и сказок, то неплохо бы знать и об их значении, сходстве, происхождении и истоках.

Интересно же?

Уверена, что многие из вас слышали или читали книги выдающегося В.Проппа. Его труды используют для работы не только литературоведы, но и политологи, сценаристы, писатели, рекламщики и другие.

Владимир Пропп — известный советский ученый-фольклорист. Одним из первых он начал анализировать структуру фольклорных текстов и выявлять их инварианты — неизменяемые части сюжета.

«Морфология волшебной сказки» и «Исторические кор­ниволшебной сказки» это две книги, которые взаимосвязаны. Это огромный сложный труд, но читать было увлекательно.

"Морфология волшебной сказки" 1928 год - монография, посвященная строению сказки.
Автор наглядно доказывает нам… Развернуть 

Оценка shnur777:  4  
Как творятся истории

Книга Владимира Проппа "Морфология волшебной сказки" является не просто одним из главных филологических трудов двадцатого века, но можно сказать и одним из его культурных столпов. Как известно, столетие тому назад все науки, в том числе относящиеся к антропологии, филологии и лингвистике сделали колоссальный скачок вперед. В этом время вышли, переворачивающие все представления о мировом устройстве и истории, труды структуралистов, Леви-Стросс заложил фундамент для нового прочтения структур первобытного мышления, а Эйнштейн вывел теории, опровергающую систему постоянства места и времени, на которой строилась наука последних пяти столетий. В это же время Владимир Пропп вносит неоценимый вклад в культурное наследие человечества своей казалось бы незаметной и не слишком значительной работой… Развернуть 

Оценка mnzhestkov:  5  
Сказка и её исторические основы

Сказки – это жанр, известный нам с детства. Всегда приятно и увлекательно окунуться в мир волшебства. Даже взрослые обожают читать и смотреть сказочные истории. Почему же вызывает такой неподдельный интерес у взрослых и детей истории, в которых с точки зрения рационального мышления нет никакого смысла? Этим вопросом задавались многие филологи и лингвисты, но наиболее полно на эти вопросы ответил в своем исследовании Владимир Яковлевич Пропп.
В своей работе «Морфология волшебной сказки. Исторические корни волшебной сказки» Владимир Яковлевич Пропп первым предлагает классификацию сюжет по функциональному признаку. В книге подробнейшим образом описывают все имеющиеся в сказках функционально различные повороты сюжета. В итоге такого разложения сказка представляет собой формулу, которая… Развернуть 

Оценка YuliyaKozhevnikova:  4.5  
Скоро сказка сказывается...

Наконец, добралась до легендарных работ советского филолога Владимира Яковлевича Проппа.

Кончено, надо учитывать, что это больше академические тексты, а не научно-популярные, особенно первая часть, «Морфология» - здесь автор описывает, как можно записать сюжет любой волшебной сказки формулой. Непростая для восприятия часть, много перечислений и условных обозначений. Но через эту работу стоит пробраться, чтобы понять, как автор мыслит в целом свои исследования.

Вторая работа, «Исторические корни», более живая и интересная. Здесь много примеров и разборы конкретных элементов сказки, персонажей и сюжетов. Основная идея — связь, точнее даже, отображение обрядов инициации и представлений о загробном мире в сказке. Например, оказывается, что то самое тридевятое царство — это «иной» мир, яга —… Развернуть 

Оценка penka_mary:  4  
«Морфология волшебной сказки» - всемирно известная монография великого фольклориста или книга о том, почему все Иваны ищут то - не знаю что

А вы знали, что практически в любой сказке может быть до семи главных действующих лиц и до тридцати одной функции, связывающей сюжет? И неважно, идёт речь о царевне, которой строжайше запрещено покидать терем, мачехе, изгоняющей падчерицу, семи немецких гномах или трёх крестьянских сыновьях, один из которых непременно дурак.

В «Морфологии волшебной сказки», которая ранее издавалась без слова «волшебной» Пропп исследует строение сказки на примере всем известных произведений из сборника «Народные русские сказки» легендарного русского сказочника Александра Николаевича Афанасьева.

«Подобно всему живому, сказка производит лишь себе подобное. Если какая-либо клетка сказочного организма становится небольшой сказкой в сказке, она строится, как это будет видно ниже, по тем же законам, что и всякая… Развернуть 

Оценка OlgaKiktenko:  5  
Не повторяйте моих ошибок

Сначала расскажу о своей ВЕЛИКОЙ детской ошибке: будьте умнее Оли и не ходите по тем же граблям. 

В один прекрасный день, когда я перечитала дома все книги со сказками (до сих пор люблю, ведь романы про попаданок — это тож сказка), я нашла на полочке очень, очень красиво оформленную книгу. «Морфология волшебной сказки». Название не смутило: есть же а) волшебное и б) сказка. Что еще надо?  А надо было узнать, что такое «морфология». Это я постигала в процессе чтения. Да, я ее одолела в нежном возрасте. Поняла? Нет. Тогда - нет. Слава богу, у меня а) хорошая память и б) на факультете журналистики ДВГУ очень на хорошем уровне преподавали литературу. 

То есть, вот уже лет в 17-18, знания от педагогов и прочтенная в нежном возрасте книга соединились и выстроились в гармоничную систему. 

Итак.… Развернуть 

Оценка skovalyova:  2.5  

Очень красивое подарочное издание, которое я выиграла у Зои Ласкиной. Сама бы не купила, но книга очень красивая.

В книге рассказывается об истории создания сказок. Анализ, таблицы, схемы. И много воды. Я люблю изучать и познавать новое, достаточного обучена, но в книге много терминов, которые простой человек не поймёт, ему придётся искать значения слов, а это время. 

Очень мало моментов, которые запомнились. Большое исследование, но меня не впечатлило. Я бы переписала книгу и сделала её проще.

Оформление книги шикарное, обложка, роспись на страницах, но только для коллекции, не для чтения.

Скажу честно, на этой книге я попрактиковала технику чтения.


Развернуть 
Оценка NadHatter:  4  

Я пишу отзывы для группы по переводу комиксов. И данная книга весьма нетипична для нашей группы. Потому что это не комикс и даже не художественная книга.

Но рассказать про эту книгу захотелось потому что иллюстрацию для обложки создала Кориандр — популярный художник-комиксист, независимый автор, создатель веб-комикса «Бес|смертный». Да, я жертва маркетинга :)

И, естественно, мне пришлось прочитать 608 страниц, чтобы хоть немного быть в курсе, о чем же эта книга, честно осилила всё.

Ну и это был весьма интересный опыт. Не сказать, что что-то вынесла очень серьёзное из книги, кроме того, что ещё раз утвердилась в своём мнении, что сказки — это не выдумка, а переработанный жизненный опыт народа, архетипы, укоренившиеся в нашем сознании. Но почитать для общего развития было интересно. А… Развернуть 

Оценка nemnogo_knig:  5  

Это, конечно, ни разу не легкое чтение. И тем не менее если вы любите сказки, если вы любите разбираться в том, из чего они рождаются и как они связаны с культурой разных народов, - очень рекомендую эту книгу. Научный труд, благодаря которому начинаешь по-другому смотреть на сказочные нарративы и героев. При этом несмотря на то, что это научный труд, для научного труда написано очень доступным языком. Здесь вам подробно объяснят и про путь героя, и про повторяющиеся в разных культурах мотивы, и про разные типы героев, появляющихся в сказках, - и многое другое. Действительно выдающаяся книга, к которой хочется возвращаться не один раз.

Оценка Mezumi:  3.5  

Сборник показался мне интересным, хотя и немного сложным, особенно первая работа. Так, например, из главы о классификации сказочных сюжетов я смогла для себя вынести лишь то, что сказки вообще слабо поддаются какой-либо классификации из-за тесной взаимосвязи сюжетов.

Глава, посвященная функциям главных действующих лиц воспринималась уже немного легче и потому читалась с большим удовольствием. Так, я узнала, что главными функции являются сообщение плохих новостей, изгнание главного героя из семьи, обман героя антагонистом и прочее. Все они показались весьма знакомыми, поскольку в памяти сразу всплывала сказка, где раскрывалась та или иная функция.

Вторая работа показалась мне более интересной, особенно затрагивалась тема мифов, которая увлекала меня с детства.

Не исключаю, что я перечитаю… Развернуть