Павел Васильевич Крусанов — современный русский писатель-прозаик.
Павел Васильевич родился в Ленинграде 14 августа 1961 года в семье служащих. Часть его детства прошла в Египте (его отец работал на строительстве Асуанской плотины). Окончил педагогический институт им. А.И.Герцена (ЛГПИ) по специальности география и биология. В первой половине 1980-х — активный представитель музыкального андеграунда, член Ленинградского рок-клуба, участник группы "Абзац". В те же годы участвовал в выпуске литературного самиздатского журнала "Гастрономическая суббота". Работал осветителем в театре, садовником, техником звукозаписи, инженером по рекламе, печатником офсетной печати. С 1989 года начал работать в издательствах на редакторских должностях ("Васильевский остров", "Тритон", "Северо-Запад", "Азбука", "Лимбус Пресс").
Финалист литературных премий: "Северная Пальмира" (1996), АБС-премия (2001), "Национальный бестселлер" (2003). Коллекционирует жесткокрылых. Женат, имеет двух сыновей.
С 1989 года публикуется в официальных изданиях (журналы: "Родник", "Звезда", "Русский разъезд", "Московский вестник", "Черновик", "Сумерки", "Соло", "Октябрь", "Комментарии").
В 1990 году издана первая книга - "Где венку не лечь". Следом вышли книги: "Одна танцую" (1992), "Знаки отличия" (1995), "Рунопевец" — "пересказ" карело-финского эпоса "Калевала" (1997), "Отковать траву" (1999).
С 1992 года — член Союза писателей Санкт-Петербурга. Книга рассказов "Знаки отличия" в 1996 году была номинирована на премию "Северная Пальмира".
В 1999 году, после публикации журнальной версии романа "Укус ангела", стал лауреатом Премии года журнала "Октябрь".
После выхода романа "Укус ангела" к Крусанову пришла всероссийская известность, и за автором закрепилась репутация "имперца". Книга вызвала шквал рецензий и отзывов, однако критики так и не смогли прийти к определенному мнению ни относительно жанра романа (его определяли то как "интеллектуальное фэнтези", то как "антиутопию", то как "альтернативную историю", то как "неомифологизм"), ни относительно его идейных и художественных достоинств. Характерная оппозиция оценок выглядела так: "Петербургский литератор Крусанов написал мощнейший роман XXI века" (Лев Данилкин, журнал "Афиша"); "Павел Крусанов и его книга "Укус ангела" — первая проба ценителей имперских сапог в области изящной словесности" (Дмитрий Ольшанский, "Новая русская книга"). Промежуточный итог этого спора подвел журнал "Playboy": "Павел Крусанов — писатель настолько хороший, что разные идиоты даже обвиняют его в фашизме. Что обычно происходит с людьми безупречно творческими". Несмотря на разброс мнений, а, возможно, и благодаря ему, за год книга выдержала четыре издания. Следующий роман "Бом-бом" (2002) вызвал аналогичную, хотя и более сдержанную, реакцию критики, что не помешало ему стать финалистом премии "Национальный бестселлер" (2003). Роман описывает историю старинного дворянского рода Норушкиных, который издавна самим провидением поставлен охранять подземную "чертову башню" с мистическим "гневизовом" — орудием пробуждения русского бунта. Метод, которым воспользовался Крусановым в романе, критики определили как ловушку: "Ловушка эта — неожиданное вплетение фантастической ниточки в серый холст повседневной жизни". Критики справедливо усматривают в обоих романах влияние сербского писателя Милорада Павича.
Примерно в то же время писателя заприметило питерское издательство "Амфора", которое к настоящему времени издало уже 4 книги Крусанова: "Укус ангела", сборник рассказов "Бессмертник", "Ночь внутри" (частично исправленная автором повесть "Где венку не лечь") и, наконец, в 2002 году — роман "Бом-Бом".
В конце 2002 года выходит книга "Другой ветер" — сборник рассказов и повесть "Дневник собаки Павлова", а осенью 2003 года — подарочное издание романа "Укус ангела", дополненного всё теми же самыми рассказами.
В конце 2004 года и в начале 2005 года в перебургском издательстве "Астрель" вышли 2 книги: "Действующая модель ада" — очерки о террористах и терроризме, написанная как сценарий к блоку документальных фильмов на эту тему, недавно демонстрировавшихся по ТВ, и переизданный эпос "Калевала" в переводе Павла Крусанова.
В 2005 году в издательстве "Амфора" вышел роман "Американская дырка", действие которого происходит в ближайшем будущем — 2010-2011 годах. Один из главных персонажей романа — Сергей Курёхин, который, оказывается, не умер в 1996 году, а просто, достигнув полного совершенства в профессии музыканта, решил начать свою карьеру с нуля и попробовать свои силы на новом поприще, — затевает авантюру-провокацию, с целью вовлечь в проект США, тем самым уничтожив "самый меркантильный человечник".
В разные годы Крусанов работал составителем сборников и альманахов "Семь вёрст до небес" (1990), "Русский разъезд" (1993), "Ё" (1996), "Митьки. Выбранное" (1999), "Синяя книга алкоголика" (2006).
Павел Васильевич Крусанов — современный русский писатель-прозаик.
Павел Васильевич родился в Ленинграде 14 августа 1961 года в семье служащих. Часть его детства прошла в Египте… Развернуть
Владислав Валерьевич Маленко — поэт, баснописец, режиссёр, актёр. Художественный руководитель Музея Сергея Есенина в Москве, основатель и худ.рук Московского театра поэтов, худ.рук Всероссийского фестиваля молодой поэзии и драматургии им. Леонида Филатова «Филатов-Фест»
Владислав Валерьевич Маленко — поэт, баснописец, режиссёр, актёр. Художественный руководитель Музея Сергея Есенина в Москве, основатель и худ.рук Московского театра… Развернуть
Виктория Самойловна Токарева - прозаик, член Союза писателей СССР (1972), член Союза писателей СССР (1972), Русского Пен-центра (1997). По ее сценариям снято более 20 кино- и телефильмов. В 1990-е годы вошла в число 10 самых издаваемых в России авторов. Произведения Виктории Токаревой переводились на итальянский, английский, французский, немецкий, китайский языки.
Виктория Токарева родилась в Ленинграде, в семье инженера; во время войны они были эвакуирована на Урал. Рано лишилась отца, на ее формирование оказала большое влияние мать, с детства приобщившая Викторию к литературе и воспитавшая в ней «святое отношение к Чехову» (Токарева отмечает особое влияние на нее рассказа «Скрипка Ротшильда»). В школе пробовала писать роман, поэтому, по её словам, «провалилась» при поступлении в медицинский институт. После окончания 10-летки поступила по классу фортепиано в Ленинградское музыкальное училище. В 1961 году, выйдя замуж, переехала в Москву, работала в музыкальной школе учителем пения, позже редактором на киностудии «Мосфильм». Мечтала стать актрисой», но попытки поступить в Школу-студию МХАТ и сниматься в кино успехом не увенчались.
В 1962 году Виктория поступилана сценарный факультет во ВГИК. Будучи студенткой 2-го курса, написала сценарий для киножурнала «Фитиль», в 1964 был опубликован первый рассказ - «День без вранья». Затем последовали другие, вызвавшие интерес читателей. Она скоро стала известной, её произведения время от времени появлялись в ведущих литературных журналах «Юность» и «Новый мир». В 1969 вышла первая книга «О том, чего не было», включившая в себя уже печатавшиеся и новые повести и рассказы. С конца 1970-х появляются первые крупные произведения Токаревой — повести «Ехал Грека» (1977), «Неромантичный человек: Повесть-сказка» (1978), «Старая собака» (1979), «Талисман» (1982), «Длинный день» (1986), «Пять фигур на постаменте» (1987), «Ничего особенного» (1990), «Я есть. Ты есть. Он есть» (1991), «Лавина» (1995) и др.
Сама Токарева уверяла, что она в первую очередь — комедиограф, но «комедия для меня — это весело рассказанная трагедия» (свою статью о Феллини она назовет «Трагический гений»). Токарева ощущает динамику юмора в русской литературе от 1920-х: юмор Ильфа и Петрова и комедий Г. Александрова — «юмор юности нашего общества»; сейчас у нас «другая возрастная пора» и другой уровень юмора — «скажем, комедии Феллини и Данелия». Одно дело смеяться над человеком, который поскользнулся и упал в лужу, другое дело — узнавая в нём себя. «Умение смеяться над своими проблемами — это признак духовного здоровья человека и нации»,— утверждает Токарева. Она любит рассказывать о печальном — весело, а в веселом увидеть повод для серьезных раздумий, при этом смотря на мир так, будто до нее его никто не видел.
Особенно ярко эта грань дарования Токаревой отразилась в ее сценариях, написанных как самостоятельно, так и в соавторстве, как на своей собственной литературной основе, так и в результате переработки текстов др. авторов: «Урок литературы» (1968), «Джентльмены удачи» (1971, совместно с Г.Данелия), «Совсем пропащий» (по Марку Твену, совместно с Г.Данелия, 1973), «Сто граммов для храбрости» (новелла в одноименном фильме, 1977), «Мимино» (совместно с Р.Габриадзе и Г.Данелия, 1978), «На короткой волне» (по повести Г.Немченко, 1978), «Шла собака по роялю» (1979), «Шляпа» (при участии Л. Квинихидзе, 1982), «Талисман» (1983), «О том, чего не было» (1987), «Стечение обстоятельств» (1988), «Я люблю» (по повести «Ничего особенного», 1995). Токарева написала также сценарии к телевизионным фильмам — «Красный петух Плимутрок» (1975), «Перед экзаменом» (1977), «Зигзаг» (1980) и др. Особую роль в своем формировании как кинодраматурга Токарева отводит Г. Данелия.
Есть жанр, который Токарева использует необыкновенно часто,— это интервью, беседа. Такие выступления публиковались в журнале «Театральная жизнь», «Огонек» и «Семья», «Деловая женщина» и др., а также во многих газетах. Она сумела коснуться в этих беседах многих этических проблем, моментов, связанных с положением женщины в жизни и с изображением ее в художественных произведениях, которым она сама, вошедшая в литературу на волне «семейно-бытового бума», уделила немало внимания. И хотя Токарева настойчиво подчеркивает, что «чисто женских проблем не бывает», целый ряд ее выступлений несет «признак пола» даже в самих названиях: «Между нами, женщинами», «Поговорим о деловой женщине», «Что волнует нашу современницу», «Эмансипация хороша в меру», «Долой феминизм!» и др.
Отзывы критики :
Творчество Виктории Токаревой часто сравнивается с А. П. Чеховым. Известный сценарист и сама признает, что произведения великого автора оказали на неё значительное влияние. Своим любимым современным российским писателем Токарева также считает Сергея Довлатова.
Разнообразны и отзывы критики. Некоторые российские критики считают Токареву просто еще одной женской писательницей, а зарубежные критики считают Викторию Самойловну не женской писательницей и не менее талантливой, чем другие российские писательницы, среди которых: Людмила Улицкая, Татьяна Толстая и Людмила Петрушевская. Вокруг книг Виктории Токаревой возникали дискуссии о «лжеромантике общих мест», о «парадоксах добра» и «фрагментах истины». Но подавляющее большинство критиков подчеркивало, что для её творчества характерно обращение к актуальным нравственным проблемам своего времени, отрицание ложного пафоса во имя утверждения истинных идеалов, конфликт творческой мысли с мещанством и обывательщиной, внимание к простому человеку и его быту. Почти во всех рецензиях обращалось внимание на обаяние её юмора.
Тем не менее, на западе, имеется лишь небольшой критический очерк в отношении творчества Токаревой, но она очень часто упоминается в работах Елены Госкило (Helena Goscilo) о российских женщинах писательницах феминистках, а так же Ричардом Чаплом (Richard Chapple).
Виктория Самойловна Токарева - прозаик, член Союза писателей СССР (1972), член Союза писателей СССР (1972), Русского Пен-центра (1997). По ее сценариям снято более 20 кино-… Развернуть
Окончил Московскую государственную юридическую академию им. О.Е. Кутафина (МГЮА) и аспирантуру.
Адвокат. Управляющий партнёр Адвокатского бюро K&P.Group (Канишевская и партнеры).
Член Союза писателей России.
Автор множества рассказов, опубликованных в том числе в журналах «Аврора», «Бельские просторы», «Кольцо А», «Турист»; на порталах: «ГодЛитературы.РФ», «Дегуста.ру», «Pechorin.net»; в сборнике поэзии и прозы «Тайна Вдохновения» (У Никитских ворот, 2022), сборнике «Небайрон» издательства «Перископ-Волга», сборнике «Вероятность счастья» (У Никитских ворот, 2022).
Окончил Московскую государственную юридическую академию им. О.Е. Кутафина (МГЮА) и аспирантуру.
Адвокат. Управляющий партнёр Адвокатского бюро K&P.Group (Канишевская и… Развернуть