Генри Лайон Олди — псевдоним харьковских писателей-фантастов Дмитрия Громова и Олега Ладыженского.
"День рождения" псевдонима — 13 ноября 1990 года, когда им был подписан первый написаннный в соавторстве рассказ "Кино до гроба и…". Фамилия писателя Олди составлена из двух первых букв имен соавторов: ОЛег и ДИма.
Инициалы соответствуют первым буквам фамилий в алфавитном порядке: Громов, Ладыженский. Полные имена появились после того, как один из издателей в ультимативной форме потребовал указать «полное имя и отчество автора».
Родился 30 марта 1963 г. в г. Симферополе. В 1969 г. переехал в г. Севастополь (Крым), а в 1974 г. -- в г. Харьков, где и проживает до настоящего времени. В 1980 г., закончив среднюю школу, поступил в Харьковский политехнический институт, на факультет технологии неорганических веществ. Окончил институт с отличием в 1986 г. и поступил на работу в ХHПО "Карбонат" инженером-химиком. В 1988 г. поступил в аспирантуру кафедры общей и неорганической химии Харьковского политехнического института. Закончил ее в 1991 г., однако защищать диссертацию не стал, т. к. к тому времени практически полностью переключился на литературную деятельность.
Женился в 1989 г., имеет сына 1989 г. рождения.
Среди увлечений: музыка направления "хард-рок", в частности -- группа "Deep Purple", о творчестве которой Дмитрием Громовым была написана и издана монография; имеет II кю (коричневый пояс) по каратэ (школа ГОДЗЮ-рю); актер театра-студии "Пеликан" с послужным списком порядка десятка ролей, из них половина -- главных.
Фантастические произведения регулярно пишет с 1976 г. С 1990 г. -- в соавторстве с Ладыженским Олегом Семеновичем.
Первая публикация -- рассказ "Координаты смерти" (1991).
Родился 23 марта 1963 г. в г. Харькове. В 1980 г., окончив среднюю школу, поступил в Харьковский государственный институт культуры, по специальности "режиссер театра". Закончил институт с отличием в 1984 г. В том же году женился. Имеет дочь 1985 г. рождения.
С 1984 г. работает режиссером театра-студии "Пеликан", поставил более 10 спектаклей, в т. ч. -- по произведениям А. и Б. Стругацких: "Трудно быть богом" и "Жиды города Питера". Лауреат II Всесоюзного фестиваля театральных коллективов 1987 г.
Член МАHОКК (Международная ассоциация национальных объединений контактного каратэ-до), имеет черный пояс, II дан, судья международной категории. С 1992 по 1994 г. -- вице-председатель ОЛБИ (Общества любителей боевых искусств), на сегодняшний день старший инструктор школы ГОДЗЮ-рю.
Музыкальные пристрастия: джаз и классика.
Пишет фантастику с 1990 г. (в соавторстве с Громовым Дмитрием Евгеньевичем).
Первая публикация -- рассказ "Счастье в письменном виде" (в соавторстве с Громовым Д. Е., 1991).
С 1991 по 1993 г.г. Д. Е. Громов и О. С. Ладыженский занимались также литературными переводами зарубежной фантастики.
С 1996 по 2005 г.г. Дмитрий Громов и Олег Ладыженский являлись членами номинационной комиссии литературных премий в области фантастики -- "Интерпресскон" и "Бронзовая Улитка".
C 1997 г. Д. Громов и О. Ладыженский являются членами жюри литературной премии "Старт".
С 1999 г. -- одни из организаторов и члены оргкомитета Харьковского Международного фестиваля фантастики "Звездный Мост".
С 2000 г. -- члены жюри премии "Аэлита" и Приза им И. А. Ефремова.
Более известны под псевдонимом Генри Лайон Олди
Генри Лайон Олди — псевдоним харьковских писателей-фантастов Дмитрия Громова и Олега Ладыженского . "День рождения" псевдонима — 13 ноября 1990 года, когда им был подписан… Развернуть
Российский писатель-фантаст Сергей Григорьевич Иванов родился в пос. Монино (Московская область), детство провел в г. Николаеве (Украина). Окончил Московский инженерно-физический институт, работал инженером-электронщиком в Рижском НИИ микроприборов. Обладатель 17 авторских патентов на изобретения.
Первая публикация – повесть «Ночь и утро», вышедшая в 1984 году в рижском журнале «Наука и техника». После публикации еще нескольких произведений, в 1991 году, в киевском издательстве «Радянський письменник» выходит его первая книга – фантастическая повесть «Двойник». В последующем основная тема его творчества – мир Огранды, коим является странное место, в котором действуют законы магии. Действие разворачивается в провинциальном русском городке, который постепенно отторгается от нашей реальности и «присоединяется» к волшебному миру Огранды. Но между этим миром и землёй установилась связь, и оттуда на землю начинают проникать её обитатели, порой очень опасные, и сами законы этого мира. Начало этому большому циклу дала повесть «Пока стоит лес» (1991), а всего он включает в себя восемь романов, разделенных на три подцикла: «Погружение в Огранду», «Миро-творцы» и «Кентавр на распутье».
Между тем, в 1993 году Сергей Иванов публикует произведения другого большого цикла — «Крылья гремящие» — о нашем современнике, инженере из Москвы, попавшем в облике богатыря Светлана в волшебный мир. С 1993 по 2007 год общим тиражом свыше 70 тысяч экземпляров вышло семь романов об этом герое.
Последняя книга автора вышла в 2007 году. После этого он два-три года занимался переводами фантастики с английского под псевдонимом Г. Доломан и под собственным именем, включая дилогию Мэри Расселл («Птица малая» и «Дети бога») и две книги на тему «Звездных войн».
Сергей Иванов был участником II Малеевского семинара молодых фантастов и приключенцев (1983), семинара в Дубултах (1985, 1988), участником Рижского семинара писателей-фантастов под руководством В. Михайлова и ряда конвентов, таких как «Волгакон-91», «Интерпресскон-95».
В настоящее время живет и работает в Риге (Латвия).
Российский писатель-фантаст Сергей Григорьевич Иванов родился в пос. Монино (Московская область), детство провел в г. Николаеве (Украина). Окончил Московский инженерно-физический… Развернуть
Леонид Викторович Кудрявцев - русский писатель, автор нескольких десятков книг, преимущественно фантастических и детективных, переводчик.
Первый рассказ был напечатан в 1984 году. Первая книга вышла в 1990 году. До 1989 года сменил несколько рабочих специальностей. С 1989 по 1994 год работал в издательской системе. Последние должности: заведующий редакцией и главный редактор. С 1994 года зарабатывает на жизнь только литературной деятельностью.
С 1989 по 1990 г. был стипендиатом Литфонда Союза писателей СССР. В 1993 году принят в красноярский союз писателей. С 1995 года по 1996 г. был стипендиатом Союза Российских Писателей. В 1997 г. принят в Союз писателей России.
В 1994 г. стал лауреатом премии «Белое пятно» за рассказ «Карусель Пушкина». В 1995 г. стал лауреатом премии «Фанкон — 95» за повесть «Мир крыльев». В 1997 г. стал лауреатом премии фонда имени В.П. Астафьева за книгу «Черная стена». В 1997 г. стал лауреатом премии союза писателей приднестровской Молдавской республики за повесть «Тень мага». В 2002 году стал лауреатом приза израильского клуба любителей фантастики «серебряный город». В 2006 году стал лауреатом премии «Большой Зилант». В 2009 году стал лауреатом международного конкурса фантастического рассказа «Златен кан» (Болгария). В 2010 году за большой вклад в развитие фантастики стал лауреатом премии «Лунная радуга». В 2010 году получил медаль А.П. Чехова.
С 2008 года — член жюри премии «Большой Зилант».
Живет в Москве.
Издано более пяти десятков книг, в том числе — две за рубежом (Польша).
Переводит с польского языка. Переводы печатались в журналах «Звездная дорога» и «Если».
Источник: fantlab.ru
Леонид Викторович Кудрявцев - русский писатель, автор нескольких десятков книг, преимущественно фантастических и детективных, переводчик. Первый рассказ был напечатан в 1984… Развернуть
Николай Данилович Перумов, издающийся под именем Ник Перумов (род. 21 ноября 1963, Ленинград, СССР) — русский писатель-фантаст, один из основоположников русского фэнтези.
Получил широкую известность после своей первой публикации в 1993 году: эпопеи «Кольцо Тьмы», действие которой происходит в Средиземье Джона Рональда Руэла Толкина. В настоящее время более всего известен сериалом о вселенной Упорядоченное.
Николай Перумов родился в Ленинграде, 21 ноября 1963 года. По образованию — инженер-физик, окончил кафедру биофизики физико-механического факультета Ленинградского политехнического института. Занимался молекулярной биологией и десять лет отработал в секретном Ленинградском НИИ особо чистых биопрепаратов.
Писать начал в конце 1970-х годов. В то же время увлекся фэнтези и фантастикой, в особенности книгами Джона Толкина, которые читал в оригинале и делал собственный перевод. Был участником толкинистского движения, а также частым посетителем сети FIDO под псевдонимом «капитан Уртханг», воин-орк. Первым крупным произведением Перумова, тогда еще писателя-любителя, стала дилогия «Нисхождение Тьмы или 300 лет спустя», действие которой происходило в Средиземье, мире Толкина.
По предложению коллеги, Перумов опубликовал дилогию в издательстве «Кавказская Библиотека» в 1993 году. Через полгода отредактированная версия книги была выпущена издательством «Северо-Запад» под названием «Кольцо Тьмы». Книга произвела фурор на рынке фантастики, вызвала как крайне положительные, так и критические оценки. Поклонники считают «Кольцо Тьмы» произведением, основавшим русское фэнтези, в то время как критики осуждают использование мира Толкина и дискуссию с его моральными установками. В 1994 году на писателя было совершено неудачное хулиганское нападение, связанное, как считается, именно с разногласиями вокруг книги. В продолжение «Кольца Тьмы», Перумов позднее написал роман «Адамант Хенны», имевший меньший успех. Автор высказывал желание переписать его в виде двухтомника и дописать продолжение, рабочее название «Водопад».
В дальнейшем Ник Перумов не писал фанфикшена и публиковал книги только по собственным мирам. Основным местом действия его книг стало Упорядоченное — система взаимосвязанных миров, впервые упомянутая в романе «Гибель Богов». В него входят такие миры, как Хьёрвард, Эвиал, Мельин и другие. Крупнейшим произведением по Упорядоченному стала многосерийная эпопея «Хранитель Мечей» о маге и шпионе Фессе, путешествующем между мирами, который оказался вовлечен в противостояние вселенских сил. В романах об Упорядоченном автор придерживался мировоззренческой позиции, близкой к Ницшеанству, часто аллегорически критичной к религии.
Позднее Перумов также писал космическую фантастику («Череп на рукаве», «Череп в небесах») и стимпанк («Не время для драконов», в соавторстве с Сергеем Лукьяненко)
В 1998 году, после финансового кризиса в России Ник переехал в США, сначала в Даллас, а сейчас живет c женой и тремя сыновьями в Северной Каролине, где пишет свои книги, а также работает в научном институте по своей основной специальности — биофизика и молекулярная биология.
Николай Данилович Перумов , издающийся под именем Ник Перумов (род. 21 ноября 1963, Ленинград, СССР) — русский писатель-фантаст, один из основоположников русского фэнтези.… Развернуть
Андрей Георгиевич Дашков — писатель, проживающий в г. Харькове. Большую часть произведений сложно отнести к какому-либо одному направлению; как правило, они в различной степени сочетают в себе черты мистического триллера, экзистенциальной притчи, антиутопии, фантастики, фантасмагории, социально-психологической прозы и т. д. Следуя статье энциклопедического справочника «Фантасты современной Украины», Дашков — «единственный автор на просторах бывшего Советского Союза, который давно, последовательно и успешно работает в жанрах „черной фэнтези“, „ужасов“, остросюжетной мистики и мистико-фантастического психотриллера».
Андрей Георгиевич Дашков родился 28 января 1965 г. в г. Харькове, Украина. Среднюю школу окончил в 1982 г. и в том же году поступил в Харьковский авиационный институт, который окончил в 1988 г. по специальности «Двигатели летательных аппаратов». Служил в Советской армии в авиации противовоздушной обороны в 1988-1990 гг. С 1990 по 2005 г. работал во Всесоюзном научно-исследовательском институте электроаппаратостроения «ВНИИЭлектроаппарат» на различных должностях. В начале 90-х годов начал заниматься писательской деятельностью. Первые публикации относятся к 1993 году. На сегодняшний день издано 20 авторских книг, также имеются многочисленные публикации в сборниках и периодической печати. С 2006 г. занимается исключительно писательской деятельностью.
Андрей Георгиевич Дашков — писатель, проживающий в г. Харькове. Большую часть произведений сложно отнести к какому-либо одному направлению; как правило, они в различной степени… Развернуть
Виктор Олегович Пелевин – российский писатель, постмодернист, лауреат многочисленных премий. Родился в семье преподавателя военной кафедры МГТУ им. Баумана и завотделом гастронома. Некоторое время жил в коммуналке на Тверском бульваре, позже семья переехала в собственную трехкомнатную квартиру в Северном Чертанове, где, если верить СМИ, писатель проживает до сих пор и даже зарегистрировал ИП в местном филиале ПФ.
После окончания школы с углубленным изучением английского языка в 1979 году Пелевин поступил в МЭИ на факультет электрификации и автоматизации промышленности и транспорта. По окончании остался в институте, служил инженером на кафедре электрического транспорта, и учился в очной аспирантуре там же. Написал диссертацию об электроприводе городского троллейбуса с асинхронным двигателем, но данных о защите нет. Как, впрочем, и достоверных подтверждений того, что в конце 80-х писатель-буддист служил в ВВС, о чем иногда упоминается на фанатских ресурсах.
В 1989 году будущий лауреат Малой букеровской премии и неоднократный номинант на престижные литературные награды поступил в Литературный институт им. Горького, но спустя два года был отчислен – за утрату связи с вузом, по его собственным словам. В этом же году начал сотрудничать с журналом «Наука и религия», для которого готовил материалы по восточному мистицизму, и служил штатным корреспондентом журнала «Face to Face». Тогда же был опубликован его первый рассказ: по одним данным «Колдун Игнат и люди» в «Науке и религии», по другим – «Дед Игнат и люди» в «Химия и жизнь».
Дебютный сборник рассказов вышел в 1991 году, еще через год роман «Омон Ра» принес первую популярность, но настоящее признание – сразу с Малым букером – пришло спустя два года и только росло по экспоненте.
Спустя пять лет вышел первый российский «дзен-буддистский» роман «Чапаев и Пустота», который в 2001 вошел в шорт знаменитой Дублинской литературной премии и принес Пелевину международную известность. В 1999 году автор представляет «ностальгический и саркастический» роман «Generation П» и окончательно укрепляется в статусе рупора поколения, культового писателя современности. Следующие тексты будут неоднократно номинироваться на Большую книгу, НОС, НацБест и другие престижные премии.
О частной жизни писателя известно так мало – практически ничего – что за последние годы не раз возникали предположения о том, что Виктор Пелевин скорее проект, чем человек, что возможно его не существует вовсе или, по словам Дмитрия Быкова, если и существует, то в астрале.
На немногочисленных встречах с журналистами писатель продолжает поддерживать реноме меланхоличного мистификатора. Он не опровергает и не подтверждает слухов о себе. Единственное, что отрицал – прием веществ, расширяющих сознание, зато упомянул, что любит китайский чай. Известно также, что много путешествовал – преимущественно на Восток, где изучал духовные практики.
У Виктора Пелевина нет аккаунтов в социальных сетях, он почти не дает интервью и не появляется на публике. На церемонии вручения одной из премий на сцену вынесли картонную ростовую фигуру автора, то ли иронизируя над слухами о его нереальности, то ли поддерживая интригу.
Но какие-бы домыслы среди поклонников и журналистов ни выдвигались, Виктор Пелевин продолжает радовать поклонников новинками, стабильно занимающими списки бестселлеров и первые строчки всевозможных читательских рейтингов.
Виктор Олегович Пелевин – российский писатель, постмодернист, лауреат многочисленных премий. Родился в семье преподавателя военной кафедры МГТУ им. Баумана и завотделом… Развернуть
Сергей Лукьяненко — русский писатель-фантаст (родился 11 апреля 1968 г. в Казахстане, профессия — врач-психиатр), первые книги которого вышли на рубеже 80-90 годов. Начав с вещей, в которых сильно чувствовалось подражание Крапивину (из наших) и Хайнлайну (из зарубежных), достаточно быстро перешел к творчеству в собственном оригинальном стиле. Известность писателю принесли повести «Рыцари сорока островов» и «Атомный сон». Первая НФ публикация — «Нарушение» («Заря», Алма-Ата, 1988)
Свой жанр писатель определяет как «Фантастику жесткого действия» или «Фантастику Пути».
Помимо большого числа других литературных премий, в 1999 году Сергей Лукьяненко стал самым молодым на нынешний день лауреатом «Аэлиты» — старейшей отечественной премии, присуждаемой за общий вклад в развитие фантастики
Сергей женат, постоянно проживает в Москве со своей женой Соней и детьми. У Сергея и Софии Лукьяненко двое сыновей, Артемий (род. 24.2.2004) и Даниил (род. 23.11.2007), и дочь Надежда (род. 29.11.2012). Держит домашних животных и увлекается кулинарией.
Сергей Лукьяненко — русский писатель-фантаст (родился 11 апреля 1968 г. в Казахстане, профессия — врач-психиатр), первые книги которого вышли на рубеже 80-90 годов. Начав с… Развернуть
Родился в 1961 году в Москве, живет в Санкт-Петербурге (Ленинграде). По образованию инженер-системотехник, работал на кафедре бортовых ЭВМ в Ленинградском институте авиаприборостроения, с 1992 года — профессиональный писатель. Член Союза Писателей Санкт-Петербурга. Пишет приключения и фантастику.
Родился в 1961 году в Москве, живет в Санкт-Петербурге (Ленинграде). По образованию инженер-системотехник, работал на кафедре бортовых ЭВМ в Ленинградском институте… Развернуть
Далия Мейеровна Трускиновская — писательница, журналист, переводчик. Родилась и живет в городе Рига. С самого раннего детства проявила склонность к гуманитарным наукам, уже шести лет от роду одолела «Почту духов» И. А. Крылова, что стимулировало в будущей писательнице глубокий интерес к XVIII веку. В 1973 году окончила филологический факультет Латвийского университета имени Петра Стучки.
Год преподавала в школе, затем стала работать как журналист в газете «Советская молодёжь». Журналистика стала её основной профессией. Первая крупная прозаическая публикация — историко-приключенческая повесть «Запах янтаря» — увидела свет в 1981 г. на страницах журнала «Даугава», а в 1984 г. вышел и первый авторский сборник «Запах янтаря». Затем последовали и другие книги, неизменно пользовавшиеся успехом: «Обнаженная в шляпе», «Умри в полночь», «Демон справедливости», «Охота на обезьяну», «Королевская кровь». На сегодняшний день Далия Трускиновская автор около десятка книг и множества публикаций. На Одесской киностудии экранизирована ее повесть «Обнаженная в шляпе».
Далия чем-то похожа на героинь своих повестей. Она из тех, кто способен постоять за себя: на лошадях она скачет не хуже Чингачгука, занималась бодибилдингом, увлекается кунфу. По большому счету, все ее произведения — о любви. О том, что любовь стоит памяти и память стоит любви — повесть «Монах и кошка», о том, что Сказка и Любовь не терпят предательства — «Дверинда», о всеобщем равенстве («Королевская кровь»), и эмансипации («Люс-А-Гард») — первейших врагах любви.
В прозе Далии явственно наблюдаются традиции карнавальной, маскарадной литературы XVIII века. Проза ее иронична (ирония часто переходит в сарказм), многослойна. Писатель играет со своим читателем: «Угадай-ка, что я хотела сказать на самом деле». Ее повести и романы популярны в самых различных читательских кругах, противоположных по своим пристрастиям.
Далия Мейеровна Трускиновская — писательница, журналист, переводчик. Родилась и живет в городе Рига. С самого раннего детства проявила склонность к гуманитарным наукам, уже… Развернуть
Русский писатель-фантаст, журналист. Родился в 1948 году в Одессе, потом переехал в столицу нашей родины. Выпускник Московского авиационного института. Работал физиком-электронщиком в Институте атомной энергии им.И.В.Курчатова. С 1983 — журналист, работал в редакциях журнала «Наука в СССР», газеты «НТР» (впоследствии «Поиск»), «Радикал». Был научным обозревателем газет «Куранты», «Общей газеты», «Курьера высшего образования РАН».
Первая публикация состоялась в 1976 году — мейнстримовский рассказ «Просчет» в журнале «Сельская молодежь». В фантастике дебютировал годом позже с рассказом «Что такое «не везет»?». В восьмидесятые — начале девяностых годов немногочисленные публикации повестей и рассказов в журналах «Химия и жизнь», «Земля и вселенная», «Знание-Сила», «Металлург» выдвинули Владимира Покровского в первый эшелон авторов глубокопроникновенной социальной фантастики.
Участник Всесоюзных семинаров молодых писателей, которые с 1982 г. проходили в Домах творчества Союза писателей СССР «Малеевка» или «Дубулты». Участник Московской международной встречи писателей-фантастов (1987).
Произведения Владимира Покровского переведены на английский, болгарский, венгерский, грузинский, китайский, корейский, монгольский, немецкий, польский, сербско-хорватский, словацкий, французский, чешский, японский языки.
Любимые писатели — Достоевский, Борхес, Маркес, Стругацкие, из современных наших фантастов — Лазарчук, Геворкян и Лукины. Для отдохновения любит читать детективы.
Русский писатель-фантаст, журналист. Родился в 1948 году в Одессе, потом переехал в столицу нашей родины. Выпускник Московского авиационного института. Работал… Развернуть
Тюрин Александр Владимирович, родился в г. Одесса, жил в Заполярье. В 1967 году переехал в Ленинград. В 1983 году окончил Ленинградское Высшее инженерно-морское училище. Работал в системе Морского флота. Работал инженером по автоматизированным системам управления в Санкт-Петербурге (Ленинграде) и в ФРГ. С 1985 года — участник семинара молодых фантастов под руководством Бориса Стругацкого. С 1996 года живет в Германии. Автор полутора десятков научно-фантастических книг, написал также несколько научно-популярных работ в области футурологии и истории. Член Союза российских писателей. Дебютировал в фантастике повестью «Клетка для буйных» (1988, в соавт. с Александром Щеголевым). Книжное издание повести было удостоено премии «Старт» как лучшее дебютное произведение 1991 г. Первая сольная публикация — повесть «Дрянь» (1991). Его повесть «Сеть» (1991, в соавт. с Александром Щеголевым), и роман «Каменный век» (1991) относятся к числу первых текстов русского киберпанка, где читатель встречается с концепциями взаимодействия человека и компьютерных сетей, с машинно-человеческими интерфейсами, с цифровыми «двойниками» реальных объектов, с вмешательством компьютерных систем в государственное управление. Такие вещи Тюрина, как «Боятся ли компьютеры адского пламени?» (1998) , «Отечественная война 2012 года» (2004), «Человек технозойской эры» (2006) посвящены социальным, психологическим и цивилизационным аспектам применения нанотехнологий.
В ряде последних работ на исторические темы он рассматривает развитие России как большой социальной системы, взаимодействующей с тяжелой внешней средой, в рамках подхода, называемого «исторической механикой»
В последние годы выступает как автор исторических работ в рамках подхода, называемого «исторической механикой». Здесь можно упомянуть книги «Война и мир Ивана Грозного», «Правда о Николае I. Оболганный император» и недавно законченную: «Русский фронтир. Как Россия стала самой большой страной».
Тюрин Александр Владимирович, родился в г. Одесса, жил в Заполярье. В 1967 году переехал в Ленинград. В 1983 году окончил Ленинградское Высшее инженерно-морское училище. Работал… Развернуть
Анатолий Франкович Гланц — русскоязычный поэт, писатель-фантаст и художник.
Родился в 1948 году в Одессе (ныне Украина). Работал инженером, наладчиком линий и станков, много и часто ездил в командировки по городам Советского Союза. После женитьбы, в 1992 году эмигрировал в США.
Последние годы проживал в Нью-Йорке, где работал программистом в крупной американской книготорговой компании «Barnes & Noble».
В литературе дебютировал в 1985 году в журнале «Химия и жизнь» с фантастической юмореской «Рыба-часы». За ней последовали другие публикации фантастических рассказов в журналах «Химия и жизнь», «Техника молодежи», «Фантакрим MEGA», а также в жанровых антологиях «Перпендикулярный мир» (1990) и «Волгакон-1» (1993). До своей эмиграции Гланц успел опубликовать всего 10 фантастических рассказов и юморесок, из которых наибольшую известность получили «Будни Модеста Павловича» (1988) и «Блудный сын промышленности» (1999), которые, несмотря на малочисленность, выдвинули начинающего писателя в число самых оригинальных представителей «четвертой волны» отечественной фантастики. Его считали продолжателем традиций Д. Хармса, а причудливо отражаемая Гланцем действительность всегда гиперболически фантастична и парадоксальна.
В начале 90-х годов в Одессе и за ее пределами большую известность получила и лёгкая, «припадающая» к юмору, поэзия Гланца. Некоторые его стихотворения были положены на музыку и стали песнями, из которых наиболее известны «Куда сбежало молоко?» и «Это странно, что Одесса».
В качестве художника Гланц иллюстрировал сборник детских писателей «Все наоборот» (Москва, 1993).
После отъезда в США долгое время Гланц вообще не печатался. Затем последовали публикации стихов в эмигрантских изданиях США и Израиля «Членский Журнал», «Двадцать два», «Чайка», позже – и в отечественных: «Дети Ра», «Футурум АРТ», «Дерибасовская — Ришельевская», «Крещатик», в интернет-журналах «Артикль», «Интерпоэзия», в сборнике «Год поэзии» (Тель-Авив — Москва, 2008).
К сожалению, новые фантастические произведения Гланца в печати больше не появлялись и на сегодняшний день существуют только в сетевых вариантах. Не была издана даже его повесть «Семинар Людоедов», завоевавшая в 1995 году премию «Фанкон».
Впрочем, как говорят в Одессе: «...кто посчитает разменную монету тихой славы покинувших родные и трагические горизонты?»
Анатолий Франкович Гланц — русскоязычный поэт, писатель-фантаст и художник. Родился в 1948 году в Одессе (ныне Украина). Работал инженером, наладчиком линий и станков, много и… Развернуть
Владимир Иванович Савченко — советский писатель-фантаст. Родился в Полтаве, окончил Московский энергетический институт (МЭИ), по профессии инженер-электрик. Работал в Институте автоматики Госплана УССР, в институте кибернетики АН УССР, автор восьми зарегистрированных изобретений, трех заявок и нескольких научных работ в области полупроводников и микроэлектроники.
Первая публикация состоялась в 10-летнем возрасте — сказка «Как лиса Фрица к партизанам привела», написанная в 1943 году и опубликованная в журнале «Мурзилка» учеником второго класса Юргамышской школы Вовы Савченко. Писать фантастические рассказы начал еще будучи студентом МЭИ, а первая публикация состоялась в 1955 году в журнале «Знание — сила» — рассказ «Навстречу звездам». Первая фантастическая книга — сборник «Черные звезды» (1960). Почти все его произведения написаны в таком себе «инженерском стиле», где во главу угла ставится подробный анализ какого-нибудь открытия или изобретения. Но занимательность сюжета от этого никак не страдает. Тем более, что в каждом из своих произведений Владимир Савченко представляет на суд читателя какое-либо парадоксальное по своей сути, но очень тщательно описанное и научно обоснованное открытие или изобретение. Так, например, в повести «Призрак времени» космические исследователи обнаруживают планету-зеркало, вращающуюся около звезды с еще более необычными свойствами антиматерии и антивремени. А в повести «Час таланта» герой изобретает необычный прибор коррелятор, который модифицирует информационное поле окружающего нас мира.
Владимир Савченко также опубликовал две книги по своей основной специальности: научно-занимательную брошюру «Полупроводники на старте» (1958) и строго научный труд «Технология и свойства микроэлектронных диодных матриц» (1965). Впрочем, сам автор важнейшей своей научной публикацией считал работу «Шестнадцать новых формул физики и космологии. Вселенское корреляционное Поле Действия (U-поле), проявляющее себя Универсальной связью величин и явлений», опубликованную в «Журнале Русской Физической Мысли» (1992).
Проект Владимира Савченко «НеоСлова, НеоЯзыки, ВариаТексты — поиск ГиперСмысла» — это новый взгляд на язык — тот самый язык, на котором мы говорим и пишем каждый день. Он писал: «По виду и звучанию НеоСлова равноправны с обычными, но превосходят их в том, что кроме фонем содержат Фотемы (HTML-расцветка). Это расширяет диапазон смысловых оттенков. Общей особенностью текстов на НеоЯзыках есть остраннение описываемого в исходных — а тем и превращение его в фантастику. А ежели фантастичен исходный текст, получается ГиперФантастика».
Свое последнее произведение опубликовал в 1992 году — крупный роман «Должность во Вселенной», который является первой книгой задуманного автором цикла «Вселяне».
За повесть «Похитители сутей» в 1989 году получил высшую награду украинских фантастов — премию «Чумацкий Шлях». Последний опубликованный в 1994 году роман «Должность во Вселенной» номинировался на «Великое Кольцо». В 2003 году писателю присуждена премия «Аэлита» за вклад в русскоязычную фантастику.
Скончался в Киеве в 2005 году.
С 2005 года на Международной ассамблее фантастики «Портал», которая ежегодно проходит в Киеве, вручается премия «Открытие себя» имени В.И.Савченко за произведение, которое показало качественный рост писателя.
Владимир Иванович Савченко — советский писатель-фантаст. Родился в Полтаве, окончил Московский энергетический институт (МЭИ), по профессии инженер-электрик. Работал в Институте… Развернуть
Хуснутдинов Андрей Аратович - русский писатель, автор романов «Данайцы», «Столовая Гора», «Гугенот», «Дни Солнца», повестей и рассказов.
В 1976 году переехал с родителями в Алма-Ату.
Окончил филологический факультет КазГУ им. С. М. Кирова, русский язык и литература.
Публиковался в журналах «Знамя», «День и Ночь», «Уральский Следопыт», альманахе «Полдень, XXI век».
Живет в Алма-Ате, работает в частной компании.
Хуснутдинов Андрей Аратович - русский писатель, автор романов «Данайцы», «Столовая Гора», «Гугенот», «Дни Солнца», повестей и рассказов. В 1976 году переехал с родителями в… Развернуть
Василий Дмитриевич Звягинцев родился в Грозном (21 ноября 1944), окончил Ставропольский медицинский институт, работал врачом «Скорой помощи», служил военным врачом на Сахалине. По возвращению в Ставрополь 10 лет провел на комсомольской и профсоюзной работе, в политорганах МВД. Печататься начал с 1987 г. Первая публикация — «Уик-энд на берегу» (1987). Живет в Ставрополе.
Василий Звягинцев, по мнению многих любителей научной фантастики, является одним из лучших российских писателей этого жанра. Самым большим (и в принципе единственным) трудом В. Звягинцева стала эпопея «Одиссей покидает Итаку», которую по достоинству оценили не только читатели, но и критики. Эпопея состоит из полутора десятков книг (некоторые в двух томах), каждая из которых по-своему связана с остальными. При этом можно читать любую книгу, как отдельное произведение (роман), хотя, безусловно, лучше соблюдать хронологическую последовательность, чтобы ориентироваться в героях и в том, что ими движет.
Василий Звягинцев является членом Литературного Жюри премии «Странник». Участник «Волгакона-91», «Странника-2002».
Василий Дмитриевич Звягинцев родился в Грозном (21 ноября 1944), окончил Ставропольский медицинский институт, работал врачом «Скорой помощи», служил военным врачом на Сахалине.… Развернуть
Автобиография
Я родился на Крещенье, 19 января 1941 года, за 5 месяцев до начала войны в городе Симферополе.
Тогда Крым был Крымско-Татарской автономной республикой или областью, мое свидетельство о рождении написано на двух языках — русском и татарском.
Сейчас Крым внезапно стал украинским, что меня лично печалит.
Мой отец Николай Степанович Житинский (1909-1976) был военным летчиком морской авиации. Мать Житинская Антонина Илларионовна (1912-1995) воспитывала меня, моего младшего брата и сестру.
Эвакуацию семья провела на Волге под Куйбышевом, отец воевал на Северном флоте.
Потом мы жили в Таганроге и Порт-Артуре (1946-48 гг.).
В школу я пошел в Москве, а в 1954 г. отца перевели во Владивосток, и я закончил школу уже там в 1958 году с золотой медалью.
Поступил на электротехнический факультет Дальневосточного политехнического института, затем перевелся на второй курс Московского авиационного института (радиотехнический факультет), а еще через год — на факультет радиоэлектроники Ленинградского политехнического института им. М. И. Калинина, который и закончил с отличием в 1965 году. Переводы были связаны с переменой местожительства семьи. Однако, уже в 1961 году у меня появилась собственная семья, а через год и дочь Ольга.
После окончания ЛПИ я стал аспирантом этого института, но диссертацию не представлял и не защищал.
После окончания аспирантуры я работал младшим научным сотрудником в том же институте на кафедре физики полупроводников, а в 1972 году поступил на работу руководителем группы в ЛенЗНИИЭП (Ленинградский зональный НИИ Экспериментального проектирования жилых и общественных зданий).
В 1978 году я закончил инженерную карьеру и целиком отдался литературной деятельности.
Писать я начал в ноябре 1962 года, еще точнее — 26 ноября. Первое стихотворение было написано в читальном зале ЛПИ, а потом это занятие не прекращалось ни на один день.
Печатать стихи начали в 1969 году, чуть позднее — прозу. Первая книга стихов вышла в 1976 году, а через год — книга прозы «Голоса».
В 1979 году меня приняли в Союз писателей СССР. Рекомендации мне дали прозаик Виктор Конецкий, поэт Глеб Семенов и критик Игорь Кузьмичев.
К 1997 году у меня вышло 12 книг на русском языке и 8 на других языках.
В 1983 году вышел на экраны первый фильм по моему сценарию — «Уникум» (Ленфильм, режиссер В. Мельников). К 1997 году по моим сценариям было снято уже 7 полнометражных художественных фильмов и несколько десятков научно-популярных, документальных и учебных.
В 1982 году в журнале «Аврора» появились первые статьи рок-дилетанта. Этот псевдоним я использовал при публикации материалов об отечественной рок-музыке. Деятельность рок-дилетанта не ограничивалась журналистикой. Я участвовал как член жюри в Питерских рок-фестивалях с 1984 по 1988 годы, проводил Всесоюзный конкурс самодеятельных магнитоальбомов, организовывал рок-фестивали «Авроры» в 1989 и 1990 гг.
Деятельность рок-дилетанта в основном закончилась в 1990 году изданием книги «Путешествие рок-дилетанта» (Лениздат, тираж 100 000 экз.).
В 1991 году организовал фирму “Балтийский путь” при Союзе писателей Санкт-Петербурга для организации и проведения Международного конгресса писателей стран Балтики. В феврале-марте 1992 года конгресс “Волны Балтики” состоялся в форме круиза на теплоходе “Константин Симонов”. Я был директором круиза. За 17 дней мы побывали в Таллинне, Гданьске, Любеке, Копенгагене, Висбю, Стокгольме и Хельсинки, участвовало в конгрессе до 300 писателе из 10 стран. Этот круиз был проведен на средства Шведского союза писателей.
После круиза я занялся, в основном, издательской деятельностью, организовав издательство “Новый Геликон”. К 1997 году издательство выпустило около 50 книг современных петербургских авторов, преимущественно художественную прозу. Среди авторов издательства В. Конецкий, С. Довлатов, В. Кунин, А. Мелихов, С. Альтов, М. Мишин, К. Мелихан, М. Чулаки, Г. Алексеев, В. Шинкарев, И. Куберский, В. Эмский, В. Платонов, А. Житинский и др.
В 1996 году я организовал и выпустил совместно с фирмой “Невалинк” первый в России полностью электронный литературно-художественный альманах “Арт Петербург” (www.art.spb.ru), в редколлегию которого вошли М. Б. Пиотровский, Б. Н. Стругацкий, А. П. Петров, А. Г. Битов, А. С. Кушнер и другие видные деятели культуры Санкт-Петербурга.
В 1997 году по заказу издательства “Питер” я написал книгу “Желтые страницы Internet. Отдых и развлечения” с обозрением культурных и развлекательных ресурсов Internet. Книга выйшла в 1997 году.
В настоящее время я большей частью занят сетевой издательской и писательской деятельностью в рамках веб-отдела компании “Невалинк” (www.spb.ru) и своих персональных проектов.
Я женат на Елене Валентиновне Житинской, у нас дочь Настя, которая родилась в 1992 г.. От предыдущих двух браков у меня еще трое детей: дочь Ольга (род. в 1962 г.), сын Сергей (род. в 1968 г.) и дочь Саша (род. в 1982 г.). Со старшими детьми вместе мы работаем в компании «Невалинк» над осуществлением сетевых проектов.
Upd. Скончался в Финляндии 25 января 2012 года. Об этом в своем блоге в "Живом журнале" сообщила его дочь Ольга.
Похоронен 4 февраля в Комарове.
Автобиография Я родился на Крещенье, 19 января 1941 года, за 5 месяцев до начала войны в городе Симферополе. Тогда Крым был Крымско-Татарской автономной республикой или… Развернуть
Балабуха Андрей Дмитриевич - российский писатель-фантаст и критик. Работал топографом, инженером-проектировщиком.
Псевдонимы: Н. Ф. Александреев, Андрей Дмитриев.
Автобиография с домашней странички:
Родился 10 апреля 1947 года в Ленинграде.
Окончил семь классов 157-й средней экспериментальной школы Академии педагогических наук (бывшей гимназии принца Ольденбургского), два года учился в Ленинградском топографическом техникуме, в 1970 году окончил 12-ю ШРМ Октябрьской ж.-д. Работал топографом, шлифовщиком на Зеркальной фабрике, фотографом в Центральном военно-морском музее, рентген-дефектоскопистом на Листопрокатно-штамповочном заводе, легководолазом, прошел путь от чертежника до начальника отдела строительства и генплана в проектно-конструкторском бюро Управления местной промышленности.
В 1999 году избран членом-корреспондентом Метрологической Академии Российской Федерации.
С 1 апреля 1974 года ушел на вольные хлеба и стал профессиональным литератором. Член Профессиональной группы писателей при Ленинградском отделении Литфонда РСФСР (с 1974 г.), затем (с 1988 г.) — член Союза писателей СССР и (с 1992 г.) — Союза писателей Санкт-Петербурга; председатель секции фантастической и научно- художественной литературы. С 1983 года соруководитель (совместно с Анатолием Федоровичем Бритиковым), а с 1996 года — руководитель Студии фантастики. 19941999 годах президент Благотворительного литературного Беляевского фонда.
В литературе дебютировал в 1966 году участием в коллективной радиоповести ленинградских писателей-фантастов «Время кристаллам говорить». Первый рассказ «Аппендикс» был опубликован в 1967 году в ежегоднике «Фантастика» издательства «Молодая гвардия». Выступал как прозаик, поэт, критик, переводчик, составитель отдельных сборников и книжных серий, а также литературный и научный редактор.
Переводил фантастику Джеймса Грэма Болларда (Великобритания), Алгиса Будриса (США), Альфреда Элтона Ван-Вогта (США), Клиффорда Саймака (США), Роберта Сильверберга (США), Роберта Энсона Хайнлайна (США); детективы Артура У.Апфилда (Австралия), Джона Бьюкена (Великобритания) и Питера О’Доннела (Великобритания); вестерны Луи л’Амура (США); повести-сказки Джорджа Мак-Дональда (Великобритания) и др.
Автор критических работ об иностранных писателях — Айзеке Азимове, Поле Андерсоне, Питере Сойере Бигле, Мэрион Циммер Брэдли, Алгисе Будрисе, Альфреде Ван-Вогте, Жюле Верне, Кристофере Гилморе, Роджере Желязны, Ежи Жулавском, Кене Като, Артуре Чарлзе Кларке, Джоне Вуде Кэмпбелле-младшем, Брайене Ламли, Стерлинге Ланье, Кейте Лаумере, Мюррее Лейнстере, Станиславе Леме, Эрике Фрэнке Расселе, Маке Рейнольдсе, Клиффорде Саймаке, Герберте Уэллсе, Филипе Жозе Фармере, Роберте Энсоне Хайнлайне, Фрэнке Херберте, Кареле Чапеке и др. Из отечественных авторов писал об Александре и Сергее Абрамовых, Михаиле Ахманове, Александре Беляеве, Илье Варшавском, Елене Ворон, Андрее Дашкове, Сергее Жемайтисе, Юрии Забелло, Василии Звягинцеве, Владиславе Крапивине, Ольге Ларионовой, Андрее Легостаеве, Святославе Логинове, Владимире Михайлове, Павле Молитвине, Николае Перумове, Николае Романецком, Вячеславе Рыбакове, Марии Семеновой, Игоре Смирнове, Леониде Смирнове, Алексее Толстом, Александре Тюрине, Льве Успенском, Юлии Черновой, Александре Шалимове, Борисе Штерне, Александре Щеголеве, Александре Щербакове и др. Всего свыше полутораста обзорных и аналитических статей, эссе, очерков, предисловий, послесловий и т.д.
Кроме того, им написано примерно такое же количество научно- художественных очерков и эссе — преимущественно на исторические (хотя и не только) темы.
Балабуха Андрей Дмитриевич - российский писатель-фантаст и критик. Работал топографом, инженером-проектировщиком. Псевдонимы: Н. Ф. Александреев, Андрей Дмитриев.… Развернуть
Ольга Николаевна Ларионова (настоящая фамилия Тидеман) - известный отечественный писатель-фантаст, один из ведущих авторов советской фантастики 60-80-х гг.
Ольга Ларионова родилась в Ленинграде, окончила физический факультет ЛГУ, некоторое время работала инженером в ЦНИИ металлургии и сварки, в 1967 году окончательно стала профессиональным писателем.
Её литературный дебют состоялся в 1964 (рассказ «Киска»), вскоре появилось и первое крупное произведение писательницы, принесшее ей большую известность — роман «Леопард с вершины Килиманджаро» (1965). В основе лежал оригинальный сюжет: непредусмотренный эффект приводит к тому, что на Землю возвращается звездолет, несущий на борту записи о датах смертей всех живущих на Земле. Люди оказываются перед испытанием, требующим от них нравственной высоты и духовной стойкости.
С 1966 по 1968 год Ольга Ларионова активно публиковала по несколько произведений в год. Итог данному периоду подвёл сборник «Остров мужества» (1971). Дальнейшие годы оказались крайне неблагоприятны для фантастики, поэтому писательница, вплоть до начала восьмидесятых, публиковалась только в журналах. В 1981 году в Лениздате вышел второй авторский сборник Ларионовой «Сказка королей». Через два года за ним последовало московское «молодогвардейское» издание — «Знаки Зодиака».
В 1985 году Ольга Ларионова опубликовала первую повесть из одноименной трилогии под названием «Соната моря», а в 1987 году за это произведение ей была вручена премия «Аэлита», присуждаемая за лучшую книгу года. Полностью трилогия, озаглавленная «Лабиринт для троглодитов», увидела свет в 1991 году. Тогда же появился итоговый по восьмидесятым годам авторский сборник «Формула контакта».
Вскоре после «Сонаты моря», в 1988 году Ларионова начала писать стилизованную «космическую оперу» — повесть «Чакра Кентавра». Повесть неожиданным образом сочетала антураж «космической оперы», «высокой» фэнтези и традиционной советской космической научной фантастики и изначально задумывалась как литературная шутка, своеобразная пародия. Однако в результате, несмотря на неоднозначные оценки критики и читателей, повесть стала поворотным пунктом, знаменующим новый этап творчества писательницы. В 1996 году появилось продолжение повести — «Делла-Уэлла», а затем два этих произведения были объединены в роман «Венценосный Крэг».
Ольга Николаевна Ларионова (настоящая фамилия Тидеман) - известный отечественный писатель-фантаст, один из ведущих авторов советской фантастики 60-80-х гг. Ольга Ларионова… Развернуть
"Казменко Сергей Вадимович родился и всю жизнь прожил в Ленинграде. Закончил физический факультет Ленинградского университета в 1978 году, работал младшим научным сотрудником в отделе физики атмосферы института физики при ЛГУ. Занимался теоретическими вопросами дистанционного зондирования атмосфер планет, затем фотохимией земной атмосферы и, параллельно, системным программированием." (fantlab.ru)
"Казменко Сергей Вадимович родился и всю жизнь прожил в Ленинграде. Закончил физический факультет Ленинградского университета в 1978 году, работал младшим научным сотрудником в… Развернуть
Владимир Семёнович Маканин — советский и российский писатель.
Родился в 1937 году в уральском городе Орске. Семья его принадлежала к советскому «среднему классу»: отец, Семён Степанович, работал инженером-строителем, мать, Анна Ивановна, была учительницей. Детство Владимира Маканина пришлось на военные годы, которые и в уральском тылу были полны лишений. После войны семья перебралась в Черниковск – промышленный пригород Уфы. Там Маканин закончил среднюю школу. После этого он поступил в МГУ на механико-математический факультет. Получив диплом, будущий писатель начал работать в Военно-артиллерийской академии им. Дзержинского. Этот период жизни послужил материалом для дебютного романа «Прямая линия» (1965). После того, как роман вышел в свет отдельной книгой, автор был принят в Союз писателей.
В 1964 г. Маканин поступил на Высшие курсы сценаристов и режиссёров. По окончании курсов, в 1971 г. он поступил на работу в издательство «Советский писатель» на должность редактора. В том же году была издана его вторая книга, в которую вошли повести «Безотцовщина» и «Солдат и солдатка». В 1972 г. Маканин попал в серьёзную аварию и получил тяжёлую травму позвоночника. Ему пришлось провести несколько месяцев на больничной койке, закованному в гипс. Впечатления от этого периода жизни легли в основу рассказа «Пойте им тихо».
Следующий сборник Маканина, «Повесть о Старом посёлке» (1974), стал «манифестом» того метода, который писатель взял на вооружение. Это подробное, достоверное, иронически дистанцированное изображение повседневной жизни под знаком её суетной обыденности – с параллельным выявлением глубинных, архетипических закономерностей, образующих скрытый от глаз фундамент этой жизни.
Произведения Владимира Маканина в это время охотно печатали издательства. Это происходило потому, что темы его повестей и рассказов, их конфликты и коллизии лежали в стороне от привычных проблемных площадок советской прозы, располагавшихся между кондовым конформизмом и дозволенной «гражданской смелостью», и потому казались идеологически приемлемыми, безвредными.
С началом перестройки Маканин откликнулся на события как всегда сугубо индивидуальным способом, опубликовав повести «Один и одна» и «Отставший», вызвавшие бурные полемические отклики.
В 1985 – 1991 гг. он был членом правления СП РСФСР. С 1989 г. Маканин – член исполкома Русского ПЕН-центра.
В произведениях 1990-х годов писатель осваивал бурную и неустоявшуюся постперестроечную реальность («Лаз», «Сюр в Пролетарском районе», «Кавказский пленный»), одновременно сводя счёты с советским прошлым, осмысляя его в широкой социально-культурной перспективе («Стол, покрытый сукном и с графином посередине», «Квази»). При этом он использовал выработанную раньше повествовательную манеру, расширяя её за счёт фантасмагории, гротесковых и сюрреалистических приемов.
В масштабном романе «Андеграунд, или Герой нашего времени» (1998) Маканин создал колоритную фреску российской жизни начала 90-х годов прошлого века. Но главное здесь – безжалостный анализ «несчастного сознания», индивидуального и коллективного, поражённого кризисом культуры.
В начале нового тысячелетия писатель продолжает работать, упорно и плодотворно. Его роман «Испуг» навлёк на Маканина обвинения в старческом эротизме. «Асан», в неожиданном ракурсе изображающий войну в Чечне, спровоцировал споры о достоверности деталей повествования и о том, насколько автор вправе отклоняться от «правды факта» во имя художественной правды. Масла в огонь полемики добавило присуждение роману главной премии «Большая книга» в 2008 году.
Сегодня имя Владимира Маканина известно во всем мире. Он один из немногих современных российских писателей, которым удалось покорить не только отечественного, но и западного читателя. Его книги переведены на десятки различных языков. Его произведения экранизируют, по ним ставятся пьесы.
Владимир Маканин был женат, у него две дочери и несколько внуков. В последние годы жил в Москве, но чаще на подмосковной даче. Умер 1 ноября 2017 года.
Автор текста - Dafnia
Владимир Семёнович Маканин — советский и российский писатель.
Родился в 1937 году в уральском городе Орске. Семья его принадлежала к советскому «среднему классу»: отец, Семён… Развернуть
Василий Павлович Аксёнов — русский писатель.
С 1980 года жил в США (где преподавал в университетах и работал радиожурналистом), в последние годы жизни — во Франции. Помимо прозы и драматургии на русском языке написал сценарии к художественным фильмам, был соавтором группового авантюрного романа «Джин Грин — неприкасаемый», издал одну книгу на английском языке («Желток яйца», 1989) и переводил с этого языка.
Ранние годы
Василий Аксёнов родился 20 августа 1932 года в Казани, в семье партийных работников, Евгении Семёновны Гинзбург (1904-1977) и Павла Васильевича Аксёнова (1899-1991). Был третьим, младшим ребёнком в семье (и единственным общим ребёнком родителей). Отец, Павел Васильевич, был председателем казанского горсовета и членом бюро Татарского обкома партии. Мать, Евгения Семёновна, работала преподавателем в Казанском педагогическом институте, затем — заведующей отделом культуры газеты «Красная Татария», состояла в казанской областной парторганизации. Впоследствии, пройдя ужас сталинских лагерей, во времена разоблачения культа личности, Евгения Гинзбург стала автором книги воспоминаний «Крутой маршрут» — одной из первых книг-мемуаров об эпохе сталинских репрессий и лагерей, рассказа о восемнадцати годах, проведённых автором в тюрьме, колымских лагерях и ссылке.
В 1937 году, когда В. Аксёнову не было ещё и пяти лет, оба родителя (сначала мать, а затем вскоре — и отец) были арестованы и осуждены на 10 лет тюрьмы и лагерей. Старших детей — сестру Майю (дочь П. В. Аксёнова) и Алёшу (сына Е. С. Гинзбург от первого брака) забрали к себе родственники. Вася был принудительно отправлен в детский дом для детей заключённых (его бабушкам не разрешили оставить ребёнка у себя). В 1938 году дяде В. Аксёнова (брату П. Аксёнова) удалось разыскать маленького Васю в детдоме в Костроме и взять его к себе. Вася жил в доме у Моти Аксёновой (его родственницы по отцу) до 1948 года, пока его мать Евгения Гинзбург, выйдя в 1947 году из лагеря и проживая в ссылке в Магадане, не добилась разрешения на приезд Васи к ней на Колыму. Встречу с Васей Евгения Гинзбург опишет в «Крутом маршруте».
Спустя много лет, в 1975 году, Василий Аксёнов описал свою магаданскую юность в автобиографическом романе «Ожог».
В 1956 году Аксёнов окончил 1-й Ленинградский медицинский институт и получил распределение в Балтийское морское пароходство, где должен был работать врачом на судах дальнего плавания. Несмотря на то, что его родители уже были реабилитированы, визу ему так и не дали. В дальнейшем упоминалось, что Аксёнов работал карантинным врачом на Крайнем Севере, в Карелии, в Ленинградском морском торговом порту и в туберкулёзной больнице в Москве (по другим данным, был консультантом в Московском научно-исследовательском институте туберкулёза).
Начало литературной деятельности
С 1960 года Василий Аксёнов — профессиональный литератор. Повесть «Коллеги» (написана в 1959 году; одноимённая пьеса совместно с Ю. Стабовым, 1961; одноимённый фильм, 1962), романы «Звёздный билет» (1961) (по нему снят фильм «Мой младший брат», 1962), повесть «Апельсины из Марокко» (1962), «Пора, мой друг, пора» (1963), сборники «Катапульта» (1964), «На полпути к Луне» (1966), пьеса «Всегда в продаже» (постановка театра «Современник», 1965); в 1968 году опубликована сатирико-фантастическая повесть «Затоваренная бочкотара».
В 1960-х годах произведения В. Аксёнова часто печатаются в журнале «Юность». В течение нескольких лет он является членом редколлегии журнала. Приключенческая дилогия для детей: «Мой дедушка — памятник» (1970) и «Сундучок, в котором что-то стучит» (1972).
Экспериментальный роман «Поиски жанра» был написан в 1972 году.
Также в 1972 году — совместно с О. Горчаковым и Г. Поженяном — написал роман-пародию на шпионский боевик «Джин Грин — неприкасаемый» под псевдонимом Гривадий Горпожакс (комбинация имён и фамилий реальных авторов). 1976 год — перевёл с английского роман Э. Л. Доктороу «Рэгтайм».
Преследования
В марте 1963 году на встрече с интеллигенцией в Кремле Хрущев подверг Аксенова и поэта Вознесенского публичному погрому.
В 1970-х годах после окончания «оттепели» произведения Аксёнова перестают публиковаться в Советском Союзе. Романы «Ожог» (1975) и «Остров Крым» (1979) с самого начала создавались автором без расчёта на публикацию. В это время критика в адрес В. Аксёнова и его произведений становится всё более резкой: применяются такие эпитеты, как «несоветский» и «ненародный». В 1977—1978 годах произведения Аксёнова начали появляться за рубежом (прежде всего в США).
В 1979 году В. Аксёнов совместно с А. Битовым, Вик. Ерофеевым, Ф. Искандером, Е. Поповым, Б. Ахмадулиной стал одним из организаторов и авторов бесцензурного альманаха «Метрополь». Так и не изданный в советской подцензурной печати, альманах был издан в США. В знак протеста против последовавшего за этим исключения Попова и Ерофеева из Союза писателей СССР в декабре 1979 года В. Аксёнов (а также Инна Лиснянская и Семён Липкин) заявил о своем выходе из СП.
США
22 июля 1980 года выехал по приглашению в США, после чего был вместе с женой Майей Кармен лишён советского гражданства.
До 2004 года жил в США, преподавая русскую литературу в университете Дж. Мейсона (Ферфекс, Виргиния).
С 1981 года В. Аксёнов — профессор русской литературы в различных университетах США: Институте Кеннана (1981—1982), Университете Дж. Вашингтона (1982—1983), Гаучерском университете (1983—1988), Университете Джорджа Мейсона (1988—2009).
В США вышли написанные Аксёновым в России, но впервые публикуемые лишь после приезда писателя в Америку романы «Золотая наша Железка» (1973, 1980), «Ожог» (1976, 1980), «Остров Крым» (1979, 1981), сборник рассказов «Право на остров» (1981). Также в США В. Аксёновым были написаны и изданы новые романы: «Бумажный пейзаж» (1982), «Скажи изюм» (1985), «В поисках грустного бэби» (1986), трилогия «Московская сага» (1989, 1991, 1993), сборник рассказов «Негатив положительного героя» (1995), «Новый сладостный стиль» (1996) (посвященный жизни советской эмиграции в Соединённых Штатах), «Кесарево свечение» (2000).
Роман «Желток яйца» (1989) написан В. Аксёновым по-английски, затем переведён автором на русский.
Впервые после девяти лет эмиграции Аксёнов посетил СССР в 1989 году по приглашению американского посла Дж. Мэтлока. В 1990 году Аксёнову возвращают советское гражданство.
В 1980—1991 годах В. Аксёнов в качестве журналиста активно сотрудничал с «Голосом Америки» и с «Радио Свобода». Аксёновские радиоочерки были опубликованы в авторском сборнике «Десятилетие клеветы» (2004).
После 1991 года
В последнее время жил с семьей во Франции в Биаррице и в Москве.
Трилогия «Московская сага» (1992) экранизирована в России в 2004 году А. Барщевским в многосерийном телевизионном сериале.
В 1993 году, во время разгона Верховного Совета, солидаризировался с лицами, подписавшими письмо в поддержку Б. Н. Ельцина:
Этих сволочей надо было стрелять. Если бы я был в Москве, то тоже подписал бы это письмо в «Известиях»
В 2004 году в журнале «Октябрь» был опубликован роман «Вольтерьянцы и вольтерьянки», который удостоился Букеровской премии России.
Книга воспоминаний «Зеница ока» (2005) носит характер личного дневника.
15 января 2008 года в Москве В. Аксёнов внезапно почувствовал себя очень плохо, был госпитализирован в больницу № 23, где был диагностирован инсульт. Через сутки после госпитализации Аксёнов был переведён в НИИ им. Склифосовского, где ему провели операцию по удалению тромба сонной артерии. На 29 января 2008 года врачи оценивали состояние писателя как крайне тяжёлое. На 28 августа 2008 года состояние оставалось «стабильно тяжёлым». 5 марта 2009 года возникли новые осложнения, Аксёнов был переведен в НИИ Бурденко и прооперирован. Позже Аксенов был переведен обратно в НИИ им. Склифосовского.
6 июля 2009 года, после продолжительной болезни, Василий Павлович Аксёнов скончался в Москве, в НИИ им. Склифосовского. Василий Аксёнов был похоронен 9 июля 2009 года на Ваганьковском кладбище в Москве. К октябрю 2008 года в Казани планировалось восстановить дом, где в отрочестве жил писатель, и создать там музей его творчества.
В октябре 2009 года был издан последний законченный роман Василия Аксёнова — «Таинственная страсть. Роман о шестидесятниках», отдельные главы которого публиковались в 2008 году в журнале «Коллекция каравана историй». Роман автобиографичен; его главными героями стали кумиры советской литературы и искусства 1960-х: Роберт Рождественский, Евгений Евтушенко, Белла Ахмадулина, Андрей Вознесенский, Булат Окуджава, Андрей Тарковский, Владимир Высоцкий, Эрнст Неизвестный, Марлен Хуциев и другие. Для того, чтобы дистанцироваться от мемуарного жанра, автор дал персонажам романа вымышленные имена.
В 2010 году увидел свет неоконченный автобиографический роман Аксёнова «Ленд-лизовские».
Василий Павлович Аксёнов — русский писатель. С 1980 года жил в США (где преподавал в университетах и работал радиожурналистом), в последние годы жизни — во Франции. Помимо… Развернуть
Владимир Войнович родился в Сталинабаде, в семье журналиста, ответственного секретаря республиканской газеты «Коммунист Таджикистана» и редактора областной газеты «Рабочий Ходжента» Николая Павловича Войновича (1905—1987), частично сербского происхождения и родом из уездного городка Новозыбков Черниговской губернии (ныне Брянской области), и сотрудницы редакции этих газет, а впоследствии учительницы математики Розалии Колмановны (Климентьевны) Гойхман (1908—1978), родом из местечка Хащеватое Гайворонского уезда Херсонской губернии (ныне Кировоградской области Украины).
В 1941 году с недавно освободившимся отцом и матерью переехал в Запорожье. После войны часто менял место жительства, работал пастухом, столяром, плотником, слесарем и авиамехаником.
В 1950 на 4 года призывается в армию, во время службы (Польша) старается овладеть мастерством стихосложения.
В 1956 приехал в Москву, дважды поступал в Литинститут, но не был принят. Проучился полтора года в Московском пединституте (1957—1959), ездил на целину в Казахстан, где и были написаны его первые прозаические произведения (1958).
В 1960 г. устроился редактором на радио. Вскоре написал стихи для песни о космонавтах, получившей всесоюзную известность. Автор текстов к более чем к 40 песням.
Публикация повести «Мы здесь живём» («Новый мир», 1961 № 1) способствовала укреплению славы писателя.
С 1962 г. Войновича приняли в Союз писателей СССР. Роман «Жизнь и необычайные приключения солдата Ивана Чонкина», писавшийся с 1963, ходил в самиздате. Первая часть была опубликована (без разрешения автора) в 1969 во Франкфурте-на-Майне, вся книга — в 1975 в Париже.
В конце 1960-х принимал активное участие в движении за права человека, что вызвало конфликт с властями. За свою правозащитную деятельность и сатирическое представление советской действительности писатель подвергался преследованию — в 1974 исключён из Союза писателей СССР и принят в члены ПЕН-клуба во Франции.
В 1975 году после публикации «Чонкина» за рубежом Войнович был вызван для беседы КГБ, где ему предложили издаваться в СССР. Для обсуждения условий снятия запрета на издание отдельных его работ состоялась вторая встреча — на этот раз в номере 408 гостиницы Метрополь, где писатель был отравлен [2] неизвестным спецпрепаратом, после которого долгое время плохо себя чувствовал, что сказалось на его работе над продолжением «Чонкина». После данного инцидента Войнович написал открытое письмо Андропову и ряд обращений в зарубежные СМИ.
В 1980 был вынужден эмигрировать из СССР. С 1981 года был лишён советского гражданства по указу Президиума Верховного совета СССР, которое 10 лет спустя было возвращено по указу М. Горбачева.[3] В 1980—1992 жил в ФРГ, затем в США. Сотрудничал с радио «Свобода».
По оценке Вольфганга Казака, «писатель-реалист, замечательно изображающий человеческие характеры и обладающий особым даром живо запечатлевать отдельные сцены».
Занимался живописью — первая персональная выставка открылась 5 ноября 1996 в московской галерее «Асти».
Жил в своём доме под Москвой. Член русского ПЕН-клуба.
Скончался 27 июля 2018 года на 86-ом году жизни от сердечного приступа.
Владимир Войнович родился в Сталинабаде, в семье журналиста, ответственного секретаря республиканской газеты «Коммунист Таджикистана» и редактора областной газеты «Рабочий… Развернуть
Королёв Анатолий Васильевич родился 24 сентября 1946 года в Свердловске в семье служащих. Окончил филологический факультет Пермского университета (1970) и Высшие театральные курсы (1981). Служил офицером в армии, работал на Пермском телевидении (1964—66), в пермской газете «Молодая гвардия» (1972—76).
Печатается с 1978 года: повесть «Рисунок на вольную тему» («Урал»). Опубликовал в журналах: «Гений местности: Повесть о парке» («Нева», 1990, № 7), повесть «Голова Гоголя» («Знамя», 1992, № 7), роман «Эрон» («Знамя», 1994, №№ 7—8), роман «Человек-язык» («Знамя», 2000, № 1), «Змея в зеркале, которое спрятано на дне корзины с гостинцами, каковую несёт в руке Красная Шапочка, бегущая через лес по волчьей тропе» («Дружба народов», 2000, № 10). Его радиопьесы «Ночные голоса» (1984), «Транзитный перелет» (1989), «Невесты револьвера» (1990) поставлены в Москве, Таллинне, Братиславе, Кельне и Варшаве. По сценарию Королёва (в соавторстве с группой сценаристов) режиссер Юрий Грымов снял фильм «Коллекционер» (2002). Кроме того, Королёв пишет философские этюды и литературоведческие эссе публикуя их в «Общей газете» и журналах «Знамя», «Вопросы литературы», «Искусство кино», «Смысл». Наиболее значительное эссе о пушкинском «Моцарте и Сальери» напечатано в академическом ежегоднике «Контекст—1989», а исследование о романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита» находится ещё в рукописи.
Говоря о своём интересе к «пограничным ситуациям», а также о собственном «стремлении утяжелить ношу чтения, стремлении транслировать через текст тот ужас, в котором пребывает сердце читателя», Королёв подчеркивает: «После Освенцима, под которым надо понимать глобальный кризис всех гуманистических ценностей, кризис всяких ответов XX века, новый роман уже не может любить читателя». Поэтому каждое новое произведение писателя превращается в своего рода художественную и этическую провокацию, что и вызывает предельно разноречивые отклики и споры в прессе. Причём, как заметил Королёв, эстетику хотят поверить этикой и соответственно «цитаты подаются как улики, а мораль, традиции или дух русской классики вызываются как свидетели на очную ставку с обвиняемым».
Произведения Короёева переведены на словацкий, немецкий, французский, польский, английский, итальянский и болгарский языки.
Член СП СССР (1991), Русского ПЕН-центра (1997).
Королёв Анатолий Васильевич родился 24 сентября 1946 года в Свердловске в семье служащих. Окончил филологический факультет Пермского университета (1970) и Высшие театральные… Развернуть