8 июня 2016 г., 00:00

91

От гуаши до Аушвица

0 понравилось 0 пока нет комментариев 0 добавить в избранное
boocover.jpg
Критик: Юрий Володарский
Рецензия на книгу Шарлотта
Оценка: r40-green.png

Заглавная героиня книги — немецкая художница еврейского происхождения Шарлотта Саломон. Родилась в Берлине. Рано потеряла мать, покончившую жизнь самоубийством — вообще, это семейное проклятие, всего среди недальних родственников матери было семь(!) самоубийц, что несомненно сказалось на характере Шарлотты. Она росла тихой, замкнутой, но своенравной девочкой, способной на резкие выходки и смелые поступки. В 1936-м чудом поступила в берлинскую Школу изобразительных и прикладных искусств — помогли временные привилегии отца, ветерана Первой мировой войны. Впрочем, девушка с фамилией Саломон смогла проучиться там всего один курс.

В 1937-м Шарлотта выигрывает анонимный студенческий конкурс, но когда жюри узнает, что победу одержала еврейка, результаты состязания пересматривают в пользу ее подруги, чистокровной арийки. В том же году она вынуждена покинуть школу. В 1938-м Шарлотта переживает бурный роман с преподавателем вокала, дававшим уроки ее мачехе — Альфред Вольфзон становится героем многих ее рисунков. В 1939-м ей удается выехать во Францию. В 1940—1942 гг. она пишет гуашью на бумаге более 1300 живописных работ, предвосхитивших эпоху медиаискусства — они будут представлены публике только в начале 1960-х. В июне 1943-го Шарлотта выходит замуж. В сентябре того же года ее арестовывают по анонимному доносу и отправляют в Аушвиц-Биркенау, после чего ее следы окончательно теряются. Шарлотта была на пятом месяце беременности.

Как писать о холокосте, избегая спекуляций, сторонясь чрезмерного пафоса и не повторяя опыт предыдущих писателей? Фонкинос решает эту задачу почти тривиальным и в то же время эффектным способом. Во-первых, он максимально упрощает стиль, пишет короткими повествовательными предложениями, почти не используя придаточных. Во-вторых, — и вот это уже настоящий сюрприз — Фонкинос записывает их в столбик, то есть начинает каждую новую фразу с отдельной строки. Таким образом, обычная проза становится ритмизованной, а роман превращается в поэму.

О творчестве Шарлотты Саломон написано немало научных исследований, о ней снято два документальных и два игровых фильма, французский композитор Марк-Андре Дальбави посвятил ей оперу. При этом произведение Фонкиноса, как ни странно, — первое масштабное осмысление личности Шарлотты в художественной прозе. Пожалуй, французскому писателю можно попенять на слишком вольную фантазию и чрезмерную драматизацию некоторых сцен, в частности, интимных, но в целом его работа получилась достойной.

В группу Рецензии критиков Все обсуждения группы

Книги из этой статьи

0 понравилось 0 добавить в избранное

Комментарии

Комментариев пока нет — ваш может стать первым

Поделитесь мнением с другими читателями!