25 апреля 2018 г., 15:10

308

Мегамодернисты и само совершенство

8 понравилось 1 комментарий 1 добавить в избранное

Критик: Дмитрий Быков
Рецензия на книгу Совершенство
Оценка: r40-green.png
*

Этого автора надо запомнить. Хотя бы потому, что она никакая не Клэр Норт, а Кэтрин Уэбб; ей 30 лет, у нее 18 книг, 3 псевдонима, 3 образования, она пишет подростковые романы, вполне серьезную фантастику и детское фэнтези, ее самая известная пока книга – «Пятнадцать жизней Гарри Огаста», она не верит ни в бессмертие, ни в любовь, вообще по темпераменту и взглядам (и плодовитости) она больше всего похожа на Юлию Латынину, но ее книги гораздо безэмоциональнее. Вообще если бы мой друг Николай Караев не встретился с ней и не взял у нее интервью, я был бы уверен, что она машина. Но она реальное лицо, и в книгах ее много подспудной, живой, человеческой тоски.

«Совершенство» в оригинале называется «Внезапное появление надежды»; Хоуп – имя героини. Думаю, русское название адекватнее. Речь идет о компьютерной программе, получающей доступ к вашему календарю, кошельку, а впоследствии и к мозгу: она начинает полностью вас контролировать, превращая в идеальный образец. Эту программу решила взломать главная героиня, которая в некотором роде и сама совершенство – она идеальная воровка, поскольку ее никто не запоминает. Ее забывают даже собственные родители. Автора стоит запомнить уже потому, что она пишет очень своеобразно: короткие, сухие главы, минимум эмоций, постоянное чувство жуткого одиночества, однообразие неотличимых персонажей, весь мир за тобой гонится и преследует. Нормальное самоощущение сверхчеловека.

Это не очень интересно как роман, и очень не для всех, но это творчество того нового поколения, которое называют мегамодернистами. Это именно следующая ступень эволюции: писать так много – и так не по-человечески, и так точно, и так холодно. Точна она прежде всего в описании своего самоощущения: вот это исчезновение из чужой памяти – и из собственной, кстати, – оно физиологически точно передано. Плюс всемирная география происходящего, плюс постоянная конспирология, плюс описание глубинных неуловимых слоев интернета, где прячется самое дикое и самое интересное, – превращают Клэр Норт в героиню Пинчона. Подчеркну – в героиню, а не подражательницу.

* Оценка указана редакцией Livelib

Источник: Собеседник
В группу Рецензии критиков Все обсуждения группы

Книги из этой статьи

8 понравилось 1 добавить в избранное