27 июля 2018 г., 17:17

3K

Василий Владимирский о романе «Карта хаоса» Феликса Пальмы

6 понравилось 1 комментарий 0 добавить в избранное

Критик: Василий Владимирский
Рецензия на книгу Карта хаоса
Оценка: r40-green.png
*

Теория Мультиверсума — вселенной, где одновременно сосуществуют все возможные миры, мыслимые и немыслимые — стала любимой фишкой Майкла Муркока в 1960-х. А с его подачи и подачи других авторов англо-американской «новой волны» — с некоторыми дополнениями и исправлениями ее, например, использовал Роджер Желязны в известном цикле про Эмбер-Амбер-Янтарь. Сопряжение миров Мультиверсума по Муркоку — бурное языческое торжество, предвещающее приход нового порядка вещей. Испанский писатель Феликс Хесус Пальма тоже не лаптем щи хлебает, с теорией знаком. Но его герои не отмечают сопряжение миров парадами, овациями и революционными гвоздиками в петлицах. Для них это конец света, апокалипсис, который в худших кошмарах не мог присниться Иоанну Богослову. Тихую гавань, где разворачивается действие «Викторианской трилогии», вот-вот накроет цунами, девятый вал, и остановить его почти невозможно — Хаос неумолим.

Работа над этим циклом заняла у Феликса Пальмы семь лет, а в России его первая часть, «Карта Времени», вышла в 2012-м. Финальной точки в истории отношений мультимиллионера-мистификатора Монтгомери Гилмора и писателя Герберта Уэллса ждать пришлось долго. Расстаться друзьями в «Карте Хаоса» им помогут пришельцы из другой реальности, женщина-волк, человек-невидимка и писатель Артур Конан Дойл, создатель бессмертного образа Шерлока Холмса, который люто ненавидит своего персонажа и упрямо не желает оживлять его после Рейхенбахского водопада. Заодно автор дает универсальное объяснение всем чудесам (и всем сюжетным нестыковкам) из предыдущих частей трилогии — хотя, если вы будете читать «Карту Хаоса» как отдельную книгу, тоже ничего не потеряете. Как и подобает в стилизации под классический «роман-фельетон» девятнадцатого столетия, Пальма напомнит «краткое содержание предыдущих серий» неоднократно и со всеми подробностями.

На самом деле очень важно понимать, что перед нами именно стилизация: отсюда вся эта архаичность и многословность, постоянные отступления и развернутые ремарки. Если сразу принять правила игры — не оторвешься. «Рассказчицкие таланты Пальмы до такой степени очевидны, что вам не нужна никакая машина времени, чтобы догадаться, что у него очень большое будущее», — писал в свое время о «Карте Времени» Лев Данилкин. «Пальма невероятно эффективен в своей готовности на тысячу разных ладов развлекать читателя, — пишет сегодня Галина Юзефович. — Устоять против его изобретательности и обаяния, конечно, можно — но сопротивление будет трудным и, прямо скажем, нецелесообразным». Как хотите, но, когда настолько разные критики сходятся в оценках текста, это уже повод присмотреться к нему со всей возможной тщательностью.

* Оценка указана редакцией Livelib

Источник: Горький
В группу Рецензии критиков Все обсуждения группы

Книги из этой статьи

6 понравилось 0 добавить в избранное