4 марта 2019 г., 19:08

2K

Яцек Дукай «Идеальное несовершенство»: роман о постчеловечестве

Критик: Александра Королёва
Рецензия на книгу Идеальное несовершенство
Оценка: r45-green.png

Космонавт Адам Замойский, погибший в конце XXI века, воскрешён в XXIX столетии — когда люди сосуществуют с бестелесными постлюдьми, сознание после смерти можно переписать в другое тело, а отдельные сущности, ушедшие далеко по пути Прогресса, способны создавать новые вселенные с иными законами физики. В прекрасном новом мире Замойскому предназначена особая роль…

Роман Яцека Дукая «Иные песни», вышедший на русском в 2014 году, произвёл фурор и стал научной фантастикой года по версии МирФ. Вторая для нас книга польского писателя сделалась предметом обсуждения задолго до выхода. Мы ждали не менее сложный, глубокий и многоплановый роман, чем «Иные песни». И, к счастью, именно такой и получили.

«Идеальное несовершенство» читать сложно и легко в одно и то же время.

Сложно — потому что Дукай вознамерился описать цивилизацию далёкого будущего, в котором люди мало-помалу перестают быть людьми, постепенно расставаясь с телами и переселяясь в виртуальные пространства и новосозданные миры. Однако автор милосердно упростил для читателей задачу восприятия этого невообразимого мира: Земля очень далёкого будущего показана глазами «попаданца» из близкого к нам времени. Описание чужого мира с точки зрения наивного «пришельца извне» — очень древний и оттого крайне банальный литературный приём, но Дукай удивляет иным.

Астронавт Адам Замойский был членом экспедиции, отправленной для изучения некоей астрофизической аномалии — звезды необычной формы и загадочной планеты при ней. Экспедиция погибла, но спустя несколько столетий была обнаружена могущественной корпорацией «Гнозис». Замойский оказался единственным, у кого удалось снять слепок сознания (так называемый «френ»), чтобы затем воскресить его в теле, восстановленном с помощью ДНК его трупа.

Но есть две проблемы. Во-первых, ДНК останков Замойского не совпадает с данными о космонавтах, когда-то отправившихся в эту экспедицию. Во-вторых, у корпорации «Гнозис» есть доступ к «колодцу времени» (искусственной чёрной дыре), из которого поступила информация об исключительной важности Замойского для всего человечества…

Адаму Замойскому предстоит пройти долгий путь за очень короткое время. На первых страницах романа он собственность Джудаса Макферсона, главы «Гнозиса». С помощью электронной «привойки» в мозгу Адама создаётся личная виртуальная реальность, имитирующая XXI век. Но после того, как Макферсона дважды за несколько часов убивают (это не проблема — его «френ» просто переписывают в новое клонированное тело), Замойский мало-помалу «приходит в себя» и пытается найти себе место в этом странном новом мире, заодно решая загадку собственного предназначения. В этом ему способствует дочь Макферсона, Анжелика, — любовная линия в романе предсказуема, хотя и не без странностей.

Детективный сюжет — действенный способ привязать читателя к сложнейшему для восприятия тексту. В надежде разгадать тайну Замойского нам приходится вникать в устройство далёкого будущего, в котором люди постепенно перестают быть людьми, поднимаясь по «кривой Прогресса» — по Дукаю, общей для всех цивилизаций.

Путь эволюции разумного существа лежит через физическое бессмертие (о переписывании сознания в новые тела уже говорилось) к миграции на Плато (некий многомерный «супер-интернет») и превращению сначала в чистые информационные структуры-«фоэбэ», а затем в «инклюзии» — суперразумы, умеющие создавать иные миры с другими законами физики.

В этой вселенной нет ничего невозможного.

Предсказать будущее? Запросто. Поместить своё сознание в два (а то и более) разных тела? Элементарно. Свернуть кусок пространства в замкнутый сам на себя «мешок»? Есть способы. Заключить в такой «мешок» всю Солнечную систему? Никаких проблем. Создавать любые материальные блага, а также временные вместилища для собственного сознания, из воздуха? С помощью заполняющих атмосферу Земли «наноматов» это несложно. И так далее, и тому подобное. Даже действие романа примерно наполовину происходит не в физическом мире — на фоне межпространственных «игр разума» обычный мир кажется не таким уж и значительным.

Любители научной фантастики найдут у Дукая много общего с идеями и сюжетами Грега Игана и Чарльза Стросса, главный герой напоминает винджевского Фама Нювена, завязка заставляет вспомнить «Видоизменённый углерод» Моргана, есть в тексте и кое-какие отголоски Питера Уоттса… Но перекличка со всем «передним фронтом» современной НФ — не единственный смысл «Идеального несовершенства». Ключ к своему роману автор поместил на его последних страницах: это обширная цитата философа Тейяра де Шардена о бесконечном стремлении человека к Богу через изменение собственной природы.

В некотором роде вся история Замойского — история человека, постигающего божественное, и в этом контексте обретает значение и его имя (как у библейского первочеловека), и имя его невольной спутницы Анжелики. Но, разумеется, читатель Дукая всегда волен находить иные толкования текста — и одним прочтением тут явно не обойтись.

Любителям качественной научной фантастики стоит не только читать, но и перечитывать.

Источник: Мир фантастики
В группу Рецензии критиков Все обсуждения группы

Книги из этой статьи

8 понравилось

Комментарии

Комментариев пока нет — ваш может стать первым

Поделитесь мнением с другими читателями!

Читайте также

8 понравилось 0 пока нет комментариев 0 добавить в избранное 0 поделиться