15 марта 2019 г., 12:36

265

Искусство быть другим

7 понравилось 0 пока нет комментариев 0 добавить в избранное

Критик: Юрий Володарский
Рецензия на книгу Слава
Оценка: r45-green.png

Поддавшись на уговоры родных и близких, Эблинг наконец-то купил мобильный. Не успел он дойти до дома, как раздался звонок и незнакомка обратилась к нему как к Ральфу. Эблинг ответил, что он вовсе не Ральф, что дама ошиблась номером, и дал отбой. Вскоре неведомому Ральфу, почему-то на номер Эблинга, стали названивать и другие люди. Эблинг сперва раздражался, бросал трубку, но в какой-то момент с удивительным для себя самого замиранием сердца ответил на звонок так, будто он и есть Ральф. Сначала какому-то коллеге Ральфа, затем его любовнице, потом еще одной любовнице... Через несколько дней разговоры от имени Ральфа стали главным содержанием доселе скучной жизни Эблинга. Новая игра преисполнила его таким энтузиазмом, что он впервые за многие месяцы занялся любовью со своей женой.

История Эблинга обрывается, словно на полуслове. Дальше начинается история нервного капризного литератора Лео Рихтера и его подруги Элизабет, отправившейся с ним в поездку по странам Центральной Америки. Всего в романе девять глав, прихотливо связанных между собой многочисленными сюжетными нитями. Скажем, в восьмой появится менеджер по управлению телекоммуникациями, из-за ошибки которого мобильнику тихого клерка Эблинга был присвоен тот же номер, что и телефону знаменитого актера Ральфа Таннера. А возникающий или хотя бы упоминающийся чуть ли не в каждой главе нервный и капризный литератор Лео Рихтер в конце концов окажется автором всех описанных в книге историй. Кроме разве что истории про себя самого.

Всех персонажей «Славы» объединяет одно ключевое свойство: каждый из них в той или иной мере перестает быть собой и начинает жить другой жизнью. Иногда метаморфоза частичная, как у Эблинга. В другом случае перемена участи может быть абсолютной. Так, немолодая писательница Мария, заменившая все того же Лео Рихтера в поездке по Средней Азии, попадает в положение рабыни в отрезанном от мира туркменском кишлаке. Большой сюрприз ждет и знаменитого актера Ральфа Таннера: доппельгангер, однажды обнаруженный им на конкурсе двойников известных людей, сначала втирается к Ральфу в доверие, а потом постепенно занимает его место.

Есть книги, завораживающие чуть ли не с первой строчки, и «Слава» из их числа. Слог Даниэля Кельмана прост и насыщен, манера письма легка и энергична, юмор ненавязчив и обаятелен. Кроме того, его роман в рассказах выстроен с редким изяществом — о забавных связях между главами и персонажами уже сказано выше. А еще в «Славе» расставлено немало вешек, напоминающих о главной теме книги. Например, такая: «При пристальном наблюдении со стороны ни один человек не будет похож на самого себя» Или такая: «Всем нам сулили когда-то землю обетованную, но никто не желает признать, что он давно уже один из тех, кем никогда быть и не собирался, что все в нем норма и ничто не исключение — как раз потому, что он полагает, будто он не такой, как все».

Кельман — лауреат десятка премий, однако вышедшая в 2009-м «Слава» осталась без наград. Возможно, это следствие ее скромного объема и некоторого легкомыслия, но, честно говоря, насмешливая лапидарность обычно радует меня больше, чем пафосное многословие.

В группу Рецензии критиков Все обсуждения группы

Книги из этой статьи

7 понравилось 0 добавить в избранное