20 июня 2019 г., 12:00

363

Анастасия Завозова о романе «Не только апельсины» Дженет Уинтерсон

8 понравилось 0 пока нет комментариев 0 добавить в избранное

Критик: Анастасия Завозова
Рецензия на книгу Не только апельсины
Оценка: r40-green.png
*

В 1984 году Дженет Уинтерсон — тогда юная и даже еще не совсем писательница — написала полуавтобиографический роман, моментально сделавший ее британской знаменитостью. В 2019-м этот роман наконец добрался до нас, и, несмотря на то, что этот роман все-таки в чем-то проигрывает более поздней, но, к сожалению, пока не изданной у нас автобиографии Уинтерсон с потрясающим названием Why Be Happy When You Could Be Normal («Зачем быть счастливой, когда можно быть нормальной?), «Апельсины» все же стоит прочитать. Конечно, зреющий талант Уинтерсон еще не перебродил до конца, поэтому откровенно смешные, мастерские сцены выживания с матерью (которая хотела бы видеть в приемной дочери дар божий, но вечно путает его с яичницей, пытаясь разбить в растущем подростке какие-то совершенно не совместимые с ее религией вещи) чередуются с втиснутыми в роман сказками, которые слишком уж отъявленно исполняют роль того, «что хотел сказать автор».

«Не только апельсины» — это история Дженет, которую удочерила монструозно религиозная женщина, и удочерила в основном для того, чтобы вырастить из нее проповедника и отправить затем куда-нибудь в сердце Африки. Неожиданно, но Дженет вырастает с огромной любовью к Богу и талантом к проповедям, но неприятности начинаются, когда ее вера начинает идти вразрез с верой матери и когда Дженет обнаруживает, что ей нравятся не мальчики, а девочки.

Это, разумеется, роман-взросление, сумбурный, искренний, смешной — Уинтерсон ни разу не вдавливает читателю в сердце педаль трагизма, это вообще очень британская трагикомедия, в которой комедийного, несомненно, больше, — и это, в самом буквальном смысле, роман воспитания. Он не только о том, как тяжело подростку расти против родительского течения, но и вообще о том, как родители иногда уподобляют детей пластилину, а они оказываются стеклом: тут и ручки порежешь, и деточку разобьешь. Героиня Уинтерсон не разбилась, но все равно не до конца отделилась от своего детства, и об этом — путешествии во взрослую жизнь с родителями в заплечном мешке — и рассказывает этот роман.

* Оценка указана редакцией Livelib

Источник: Esquire
В группу Рецензии критиков Все обсуждения группы

Книги из этой статьи

8 понравилось 0 добавить в избранное

Комментарии

Комментариев пока нет — ваш может стать первым

Поделитесь мнением с другими читателями!