23 августа 2019 г., 11:20

382

За все хорошее

7 понравилось 0 пока нет комментариев 0 добавить в избранное

Критик: Юрий Володарский
Рецензия на книгу Пой, даже если не знаешь слов
Оценка: r35-green.png

Еще одна легкая для восприятия книга — настолько легкая, что одна коллега снисходительно назвала ее детской. «Пой, даже если не знаешь слов» — действительно простая история, написанная простым языком, а еще, как и в романе Рютера, мы видим ситуацию глазами ребенка: один из рассказчиков в книге Бьянки Мараис — девятилетняя девочка. Это дебютный роман канадской писательницы южноафриканского происхождения, причем начала она, как и Рютер, довольно поздно, в сорок лет. Также любопытно, что действие книги происходит в том самом 1976 году, когда Мараис появилась на свет. Именно тогда в крупнейшем городе ЮАР Йоханнесбурге вспыхнули протесты чернокожих против перевода школьного обучения на африкаанс, которые вскоре превратились в вооруженные беспорядки.

Случайными жертвами волнений становятся родители Робин. Возможно, и не совсем случайными: из первых глав романа с очевидностью следует, что они придерживались ярко выраженных расистских взглядов. Оставшуюся сиротой Робин берет на воспитание тетка, но одновременно работать стюардессой и присматривать за ребенком невозможно, и поначалу решения у проблемы нет. Параллельно развивается история 50-летней чернокожей учительницы Бьюти, которая отправляется из своего села в Йоханнесбург, чтобы разыскать старшую дочь Номсу. Бьюти узнает, что когда начались столкновения, Номса оставила учебу в университете и связалась с подпольной террористической группировкой. Бьюти в Йоханнесбурге нужна легализация, Робин нужна няня — так судьба сводит их друг с другом.

Отношения белой девочки и черной женщины становятся основной темой и сюжетным мотором романа. Конечно, тут прежде всего урок для Робин: постепенно она понимает порочность расизма, отказывается от замашек белой госпожи, проникается сочувствием к Бьюти и ее проблемам. В общении с Робин для Бьюти тоже есть своя польза: она перестает чувствовать себя беспомощной жертвой обстоятельств, становится более открытой, знакомится с людьми прогрессивных взглядов, которым можно доверять. Характерная деталь: и Бьюти, и стоящая у нее за спиной Мараис не разделяют позиций Номсы. Писательнице претит политический экстремизм, а зеркальный расизм черных в отношении белых для нее также абсолютно неприемлем, как и расизм белых в отношении черных.

«Пой, даже если не знаешь слов» — роман максимально аккуратный и предельно политкорректный. Необходимости расового равноправия и недопустимости языковой дискриминации Мараис показалось недостаточно. Для полноты картины она решила добавить в роман мотив религиозной терпимости (ближайший друг Робин Морри Голдман принадлежит к еврейской семье, исповедующей иудаизм) и тему защиты сексуальных меньшинств (симпатичный сосед Виктор и его приятели — геи). В общем, книга Мараис, что называется, за все хорошее против всего плохого. Как раз такая, какая нужна если и не для детей, то для подростков школьного возраста. Можно использовать в качестве учебника по всем возможным видам толерантности. Не хватает только борьбы за права животных, хотя не исключено, что она там тоже есть, а я подзабыл.

В группу Рецензии критиков Все обсуждения группы

Книги из этой статьи

7 понравилось 0 добавить в избранное

Комментарии

Комментариев пока нет — ваш может стать первым

Поделитесь мнением с другими читателями!