10 июля 2021 г., 01:04

1K

Обсуждение книги Микаэля Ниеми «Дамба»

16 понравилось 37 комментариев 0 добавить в избранное

Четвёртый сезон совместных чтений «Уютной Кофейни».

Ciao!

Надеемся, что первые и самые яркие впечатления от книги Микаэль Ниеми — «Дамба» у вас поутихли и вы уже не хотите бежать за автором с топором на перевес :D

Для затравки, наверное, могу предложить на обсуждение такие темы, чтобы просто с чего-то начать:
• образ катастрофы;
• живость и реалистичность сюжета;
• как эту историю подали бы вы сами — в виде книги или в виде фильма;
• по-ве-де-ни-е пер-со-на-жей [агрессивно тычет лапами в Барни, Лену и Хенни]...

Ну и всё такое. Для особо прошаренных можно почесать языки на счёт проблем, из-за которых всё произошло таким образом, как выдало воображение автора, и как вообще это должно было быть и... Скажите, а вы вообще любите фильмы-катастрофы? :D

В конкурсе народ на сей раз решил не участвовать, так что опроса с выбором лучшего рецензента не будет.

К обсуждению приглашаются все желающие :)
В группу Уютная кофейня Все обсуждения группы
16 понравилось 0 добавить в избранное

Комментарии 37

Ну, понеслась изба по кочкам)
Я уже не помню кого и как там звали, а потому буду писать описание персонажей вместо имени.
Начало книги мне понравилось. Слог автора и его манера повествовать о жизни героев, чем-то напомнило мне стиль Бакмана. Я уже предвкушал этакую историю обычных людей, которые попадают в экстренную ситуацию и проходят через определённые "изменения". Затем, уже во время самой катастрофы, я понял, что мне куда интереснее читать про их обычные житейские проблемы, чем про то, как они выживают, и, к сожалению, чем дальше продвигался сюжет, тем больше автор акцентировался именно на выживании. Что касается концовки, это отдельный вопрос.

Персонажи и их решения (развитие).
Истории которые понравились: чувак с вертолётом (и его бывшая соответственно), чувак влюблённый в свою машину.
Истории к которым был безразличен: работница магазина, беременная девушка (вообще тяжело было представить её передвижения по плывущему дому), чувак с лодкой и галлюцинациями.
Странные и безумные истории: художница (момент с "оплодотворением" это просто...) и работник на дамбе (хотя персонаж изначально был таков как есть, не представляю себе такого человека в реальной жизни).
Если кого пропустил - напомните.

Что у автора получилось откровенно плохо - это описание самой катастрофы. Однотипно, куча повторяющихся метафор, нет ощущения катастрофы как таковой.

Ну и концовка: открытый финал? Многие истории показались мне недоконченными. Вода ушла, кто-то выжил, мировоззрение героев никак не поменялось (ну, может, кроме вертолётчика и беременной художницы), об их дальнейшей судьбе ничего не известно.

Единственная толковая идея книги, ни которую я рассчитывал было что-то по типу: Перед стихией все равны и бессильны. И я действительно ожидал, что все в итоге погибнут. Но даже общую идею книги автору передать не удалось.

Фильмы-катастроыфы просто обожаю, если они толково сняты.

10 ответов

Соглашусь, идея и потенциал у книги были неплохими. Но автор все упустил, превратив книжку в унылую серость и грязь. Пропись персонажей сомнительна, потому что автор наградил каждого двумя характеристиками и плясал от них, не уходя далеко.

Повторюсь, что меня сильно смутила тяга автора к половым органам — нездоровая фиксация проложена через всю книгу.

Если говорить о художнице Лене и работнике дамбы Барни — оба больные на голову: одна является неудачным стёбом в сторону феминизма [у автора что-то прищемило?], другой — классический выродок.  Ещё меня возмущала Хенни, бывшая жена "вертолётчика": не нормально так трястись над дурацкими цветами, считая их важнее собственной дочери Лависы [беременная].  Да и момент с её смертью откровенно идиотский.

На счёт Винсента [ветолетчик]... ну, не знаю. Он меня не тронул: про дочь мгновенно забыл, тешил собственное эго и бесится с того, что Хенни выбрала своего алкоголика Эйнара. Если бы он соизволил помочь бывшей жене или напротив оторвал бы её от бухого тела и спас — да, это я бы поняла. А так: сам ничего не сделал и давай опять топиться в унынии. Фу.

Адольф [парень с тачкой] был самым нормальным, потому что он никому не сделал больно и реально боролся за жизнь. Да, декорации идиотские: чтобы тачка обгоняла воду, выдержала такой удар, и сдерживала давление.. Но, если опустить реализм, за ним было интересно наблюдать.

София [продавщица] скучна и добавлена только ради своего присутствия. Гуннар [чувак на трупе, а потом с лодкой] и Лависа [беременная] тоже не особо интересны. В истории Лависы автор вообще чушь городил.

Вопрос катастрофы не раскрыт в той мере, в которой ожидалось. Автор решил тупо показать, какие люди нехорошие создания. Где реальные страдания, где ужасы катастрофы? Такие Барни, к сожалению, бывают в реальности и без всяких катастроф; пассивные белки и боевые овуляшки; неадекватные дамочки и джентльмены всех цветов радуги — пожалуйста. Но если уж книга заявляется как катастрофа: го, расскажи.о поведении именно в экстренной ситуации. К сожалению, в книге об этом было лишь два эпизода: сама история Адольфа и эпизод, где Лена отпилила ногу Лабану.

В общем, печальный опыт чтения.

4 ответа

Я уже ругалась здесь по поводу этой книги. 2½ из 5

Если бы не наши совместные чтения, не стала бы эту книгу читать: я не люблю фильмы-катастрофы, а эта книга выглядела сценарием к таковому. Хотя признаюсь, подобных не читала раньше. Хоть в этом галочку поставила.

Слишком много героев, я иногда забывала, у кого какая история, потому что читала книгу с перерывами. Такое ощущение, что нужно было побольше героев для статистики поведения людей в критической ситуации. А уж разнообразие, конечно, есть. Катастрофа одна, а вот реакций на неё много. Желание матери вернуться к оставленной дома дочери объяснимо. Борьба будущей матери за ещё не рождённого малыша - тоже. Но, блин, почему кому-то пришло в голову заняться сексом с полутрупом? Это что из разряда «раз все умрут, может, напоследок потрахаемся?»

А ещё жутко раздражал Барни. Ещё один чел без принципов. Если бы на дворе была война, а не потоп, он бы точно был одним из тех, кто изощренно пытает людей. У этого персонажа явно не все дома.

Скажем так, читать было не скучно: динамика в сюжете определено есть. Порой мне казалось, что все происходит в замедленной съёмке, как в кино. Однако многое было отдано на воображение читателя. Каждый может представить мощь воды, смывающей все на своём пути, однако автор не особо вдавался в подробности. Концовка такая же размытая, как и поверхность земли, смытой мощью воды, но к этому моменту мне уже было как-то все равно, если честно. Я была рада, что этот кошмар, наконец, закончился.

12 ответов

Вот высказалась сегодня про Дамбу и пошла смотреть "Волну", отвела душу ))) Там конечно тоже чудес хватает, но катастрофа шикарная... а какой размах... какие виды... Извините, что не по теме, не сдержалась )))

5 ответов

r40-green.png рецензия

Мне книга понравилась: и как роман-катастрофа (по аналогии с фильмами), и как философское напоминание о скоротечности жизни и беззащитности человека перед природной стихией. Человек ведь только мнит себя царем природы, на самом же деле он не всесилен.

Понравилось мне в книге и очень наглядное высвечивание того, как подобные катастрофы обнажают человеческое нутро, именно в них и познается человек.

Отмечу и запомнившийся мне невероятный драматизм книги и водоворот событий, читать было точно нескучно)

Поначалу пыталась сравнивать эту книгу с другой книгой автора, которая меня сильно впечатлила, - Микаэль Ниеми - Сварить медведя - но быстро прекратила. Это и разные жанры, и разные посылы, да и вообще "Сварить медведя" - более поздняя книга автора, естественно, что он уже набил руку и отточил литературное мастерство. Но и "Дамба" - для своего жанра вполне неплохо)

1 ответ